Насос гидроусилителя рулевого
управления автомобиля ЗИЛ-131Н - часть 2
Гайку-барашек следует затягивать только от руки.
При
затягивании ее ключом прогибается коллектор, что вызывает повышенный шум
при работе насоса, выбрасывание масла через сапун в крышке бачка и
ускоренное изнашивание насоса. При течи масла из-под крышки бачка
проверить правильность установки прокладки крышки и в случае повреждения
сменить ее;
присоединить продольную рулевую тягу.
Натяжение ремня привода насоса нужно проверять при каждом техническом
обслуживании и при необходимости регулировать перемещением насоса
гидроусилителя рулевого управления. При нормальном натяжении прогиб
ремня в средней части между шкивами под действием усилия 40 Н (4 кгс)
должен быть в пределах 8 ... 14 мм (см. рис. 32). После натяжения ремней
и при ТО-1 необходимо проверить моменты затяжки болтов крепления насоса
к кронштейну и гаек крепления кронштейна к головке блока двигателя,
которые должны быть 56 ... 62 Н-м (5,6 ... 6,2 кгс*м). Ослабление
затяжки этих деталей может привести к поломке кронштейна насоса.
При установке шлангов недопустимо скручивать их и резко перегибать.
Ежедневно следует проверять герметичность соединений и нет ли вздутий на
наружном слое шлангов.
В случае выхода из строя гидроусилителя, повреждения насоса или его
привода, разрушения шланга или при буксировке автомобиля из-за остановки
двигателя пользоваться рулевым механизмом можно только кратковременно,
до устранения неисправности. Длительная работа на автомобиле с
неработающим гидроусилителем приводит к быстрому износу механизма
рулевого управления или его поломке.
В случае разрыва шланга высокого давления системы гидроусилителя руля
следует:
соединить нагнетательное отверстие насоса с отсоединенным от механизма
концом сливного маслопровода, закрыв любым способом, обеспечивающим
защиту от попадания грязи, нагнетательное и сливное отверстия на
механизме гидроусилителя руля;
долить в бачок насоса масло до требуемого уровня. При доливке в масло «Р»
масел-заменителей смесь в системе приобретает сезонный характер со
сменой ее согласно карте смазывания.
Двигаться до базы следует с малой скоростью при работе двигателя с
возможно низкой частотой вращения
коленчатого вала, следя за температурой масла в
бачке. В случае нагрева масла выше 100 °С надо сделать остановку и дать
маслу ,остыть.
Рис. 71. Приспособление для проверки давления в
системе гидроусиления:
І — насос гидроусилителя; 2 — шланг низкого давления насоса; 3 — вентиль
приспособления; 4 — манометр; 5 — рулевой механизм; 6 — шланг высокого
давления; 7 — шланг низкого давления
Проверку давления, развиваемого насосом, и исправность гидроусилителя
следует вести, установив между насосом и шлангом высокого давления
специальное приспособление (рис. 71), имеющее манометр со шкалой не
менее 8 МПа (80 кгс/см2) и вентиль, закрывающий подачу масла к
гидроусилителю.
Для проверки необходимо: открыть вентиль в приспособлении; пустить
двигатель и при частоте вращения коленчатого вала 1000 мин-1 медленно
завернуть вентиль. При исправном насосе давление должно быть не менее
6,0 МПа (60 кгс/см2);
открыть вентиль;
повернуть колеса вправо до упора и зафиксировать давление по манометру;
повернуть колеса влево до упора и также зафиксировать давление.
При исправном механизме в каждой из этих проверок давление не должно
падать более чем на 0,5 МПа (5 кгс/см2) от давления, замеренного по
второму пункту проверки.
Проверку необходимо проводить при температуре масла в бачке насоса 65
... 75 °С. В случае необходимости масло может быть нагрето путем
поворота колес от упора до упора с удержанием их у упоров каждый раз не
более 5 с. Во время проверки насоса, во избежание его повреждения из-за
перегрева, нельзя держать более 3 с вентиль в закрытом положении или
колеса повернутыми до упора.
Для разборки насоса его надо снять с автомобиля, предварительно слив
масло и очистив его наружную поверхность.
Разборку и проверку нужно проводить в следующем порядке:
снять крышку бачка и фильтры; снять бачок, отвернув четыре болта;
установить насос так, чтобы его вал был расположен вертикально, а шкив
находился внизу, и снять крышку насоса, отвернув четыре болта. При
снятии крышки удержать клапан от выпадения;
отметить положение распределительного диска относительно статора и снять
его со штифтов;
отметить положение статора относительно корпуса
насоса и снять статор (стрелка на статоре указывает направление вращения
вала насоса); снять ротор вместе с лопастями.
Статор, ротор и лопасти насоса подобраны на заводе индивидуально,
поэтому нельзя нарушать их комплектность при разборке, а также менять
местами лопасти. Статор, ротор и лопасти надо заменять только
комплектно;
в случае крайней необходимости снять шкив, стопорное кольцо и вал насоса
вместе с шарикоподшипником;
проверить легкость перемещения перепускного клапана в крышке насоса и
отсутствие забоин или износа. Клапан и крышка насоса подобраны на заводе
индивидуально, поэтому их комплектность при разборке нарушать нельзя. В
случае необходимости — зачистить забоины или заменить эти детали
комплектно;
проверить затяжку седла предохранительного клапана и, если необходимо,
подтянуть его моментом 16 ... 20 Н-м (1,6 ... 2 кгс-м);
проверить, нет ли грязи во всех каналах деталей насоса и очистить их;
проверить, нет ли задиров или износа на торцовых поверхностях ротора,
корпуса и распределительного диска. В случае незначительных задиров или
износа притереть эти поверхности на плите, после чего детали тщательно
промыть и продуть сухим воздухом;
проверить, свободно ли перемещаются лопасти в пазах ротора и не изношены
ли они чрезмерно.
Сборку насоса необходимо проводить в следующем порядке:
установить статор, ротор с лопастями и распределительный диск в
соответствии с метками, нанесенными при разборке, и стрелкой,
указывающей направление вращения. При этом фаска шлицевого отверстия
должна быть обращена к корпусу насоса;
установить крышку с перепускным клапаном. Шестигранник седла клапана
должен быть обращен внутрь отверстия;
проверить после сборки вращение вала насоса, он должен вращаться
свободно, без заеданий.
Рулевой привод состоит из продольной и поперечной рулевых тяг.
Продольная рулевая тяга — трубчатая, с регулируемыми шаровыми шарнирами.
При сборке шарнира регулировочную пробку затягивают до упора, а затем
отпускают до первого возможного положения для шплинтовки (но не менее V4
оборота) и шплинтуют.
Следует помнить, что полное устранение зазоров шарниров не допускается,
так как это может привести к поломке шарового пальца или тяги. Момент
качания и вращения шарового пальца должен быть не менее 0,3 Н*м (3
кгс-см).
Поперечная рулевая тяга — трубчатая, имеет на концах правую и левую
резьбу для навинчивания головок с шаровыми шарнирами, с помощью которых
можно изменять длину тяги и тем самым регулировать схождение передних
колес. Шарниры не нужно регулировать. При сборке надо следить за тем,
чтобы шаровые пальцы поворачивались от руки без заедания.
Следует систематически проверять и подтягивать все крепления, проверять
состояние шарнирных соединений продольной и поперечной рулевых тяг, а
при необходимости регулировать зазор в шарнире продольной рулевой тяги.