Для отработки конструкции автомобиля ЗИЛ-130 и его модификаций были
построены последовательно три серии опытных образцов общим количеством
около 40 шт. Испытания опытных образцов позволили дать общую
всестороннюю оценку автомобиля, включая предварительную проверку
надежности и износостойкости его узлов. Количество автомобилей в каждой
серии испытаний определялось объемом доводочных работ и возможностью
обоснованного выбора лучших вариантов конструкции.
После того как автомобиль ЗИЛ-130, на основании результатов
Государственных испытаний, был поставлен на производство, продолжалась
доводка автомобилей ЗИЛ-ММЗ-555 (самосвал), ЗИЛ-138 (газобаллонный),
ЭИЛ-130С (северная модификация), ЗИЛ-130Э (для дорог с
усовершенствованным покрытием) и ряда других.
Эксплуатационные испытания серийной продукции, особенно в начале
производства, охватывали сотни автомобилей, одновременно испытывавшихся
в ряде автохозяйств, которые выбирали в различных районах страны и
которые отличались разнообразием условий эксплуатации автомобилей.
Качества автомобилей ЗИЛ-130 оценивались при сравнительных испытаниях с
автомобилями ЗИЛ, выпускавшимися ранее и с зарубежными автомобилями.
Заводские испытания автомобилей ЗИЛ-130 в условиях жарко-пустынной и
высокогорной местности Средней Азии и на Крайнем Севере позволили
оценить приспособленность нового автомобиля к работе в подобных
климатических зонах.
Испытания на долговечность автомобиля объемом 150, 200 и 250 тыс. км.
проводились на последовательных сериях опытных образцов и серийной
продукции. В ходе этих испытаний определялись эксплуатационные качества,
срок службы автомобиля и его отдельных узлов. Кроме того, оценивались
вновь вводимые конструктивные мероприятия по увеличению долговечности
отдельных деталей, узлов и автомобиля в целом.
Все перечисленные испытания автомобиля ЗИЛ-130 позволили подготовить к
массовому производству качественно новую модель грузового коммерческого
автомобиля и сократить коли-чество изменений конструкции автомобиля
после постановки его на производство.
Все автомобили ЗИЛ-130, проходившие заводские испытания, и автомобили, с
которыми они сравнивались, можно разбить на следующие три группы:
I группа — бортовые одиночные автомобили с нормальной и увеличенной
базами, с V-образными восьмицилиндровыми двигателями, имеющими рабочий
объем 5,5 л (ЗИЛ-130М и ЗИЛ-130ГМ), и с рядными двигателями ЗИЛ-120
(311Л-130Л и ЗИЛ-130ГЛ); сравнивались с автомобилем ЗИЛ-164 и
зарубежными автомобилями;
II группа — седельный тягач с укороченной колесной базой с V-образным
восьмицилиндровым двигателем объемом 6,0 л (ЭИЛ-130В); сравнивался с
седельным тягачом ЗИЛ-164Н;
III группа — бортовые автомобили-тягачи с нормальной и увеличенной
колесной базами, с V-образным восьмицилнндро-вым двигателем объемом 6,0
л (ЗИЛ-130 и ЗИЛ-130Г); сравнивались с автомобилем-тягачом ЗИЛ-164Р и
зарубежными автомобилями.
В связи с тем, что в дальнейшем в производство были переданы в основном
модификации автомобилей-тягачей с V-образным восьмицилиндровым
двигателем, объемом 6 л, ниже приведены материалы, относящиеся только к
автомобилям II и III групп.
К началу испытаний опытных образцов автомобилей 311Л-130 был установлен
предел грузоподъемности бортовых автомобилей 4 т и общая масса прицепа
6,4 т; для седельного тягача общая масса полуприцепа принималась равной
10,5 т. В этом случае полные массы испытуемых автомобилей и автопоездов
были следующими (в т):
Автомобиль ЗИЛ-130 с грузом массой 4т.. 8525
Автомобиль ЗИЛ-130 с грузом массой 4 т +
+ прицеп с общей массой 6,4 т................14 925
Автомобиль ЭИЛ-130В1 с полуприцепом с общей массой 10,5 т...........
...14585
В результате конструктивных и технологических изменений, проверенных при
испытаниях и доводке, а также на основе большого опыта эксплуатации
автомобилей в автохозяйствах через два года после начала массового
производства нижний предел грузоподъемности автомобилей ЗИЛ-ISO и
ЗИЛ-130Г был установлен равным 5 т при эксплуатации на любых
автомобильных дорогах СССР (кроме дорог IV и V категорий местного
значения). Одновременно была увеличена масса буксируемого автомобилями
прицепа с грузом на дорогах с булыжно-щебеночным и асфальтовым покрытием
с 6,4 до 8 т, а масса полуприцепа, буксируемого тягачом ЗИЛ-1 ЗОВ 1, с
10,5 до 12,4 т.
В связи с тем, что ГОСТ 9314—59 ограничивает
максимально допускаемую нагрузку на ось автомобиля до 6 тс, а после
повышения грузоподъемности вес, приходящийся на заднюю ось груженого
автомобиля, увеличился до 6,95 тс н у седельного тягача до 7,0 тс,
введение указанных нагрузок потребовало специального согласования с
Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров
СССР.
Задние мосты автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-130Г имели передаточное число
главной передачи, равное 6,45. В дальнейшем после постановки автомобилей
на производство в процессе конструктивной доработки главной передачи это
передаточное число, как указывалось ранее, было изменено на 6,32 для
всех автомобилей ЗИЛ-130.
104. Эксплуатационные показатели опытных образцов автомобиля ЗИЛ-130
Параметры
ЗИJI-13
0
ЗИЛ-1 30В
ЗИЛ-130 Г
ЗИЛ-130Д1
Максимальная
скорость (с полным грузом на горизонтальном участке прямого и
ровного шоссе) в км/ч
90
80
90
90
Путь торможения (на
сухом горизонтальном асфальтированном шоссе с полным грузом со
скорости 30 км/ч до полной остановки) в м . . . .
11
13
11
11
Контрольный расход
топлива (по шоссе с полным грузом при скорости движения 30—40
км/ч) в л
28
35
28
26
Наименьший радиус
поворота (по колее наружного переднего колеса) в м
8,0
7,0
9,1
7,0
В
табл. 104 приведены эксплуатационные показатели опытных образцов
автомобилей семейства ЗИЛ-130, а в табл. 105 -— -технические
характеристики автомобиля ЗИЛ-130 и зарубежных грузовых автомобилей.