Шум коробки передач возникает вследствие вынужденных и собственных
колебаний ее основных деталей—картера, крышки, зубчатых колес и валов.
Шум при работе коробки передач зависит от ряда факторов: жесткости
картера и валов; точности изготовления отдельных деталей и особенно
зубчатых колес: качества сборки коробки
передач и качества подшипников. В спектрах шума обнаруживаются, как
правило, составляющие, частоты которых равны или кратны числу сопряжений
в секунду зубьев шестерен включенной передачи.
Основные показатели по шуму и вибрациям коробки передач ЗИЛ-130 были
получены на лабораторной установке, состоящей из балансирной машины,
вспомогательной коробки передач ЗИЛ-130, примененной в качестве
редуктора, гидравлического
или индукторного тормозов н платформы на упругой
подвеске. В подвеске платформы, на которую устанавливалась испытуемая
коробка передач, были применены резиновые амортизаторы с суммарной
жесткостью 2300 кгс/см. При такой жесткости подвески резонансные
колебания платформы и коробки передач наблюдались при частоте вращения
приводного вала 1000 об/мин.
Частота вращения и нагрузка являются основными факторами, определяющими
уровни шума и вибраций коробки передач. С ростом частоты вращения
увеличивается уровень основных составляющих спектров шума и вибраций и
повышается их частота (рис. 146, а). При увеличении нагрузки уровни шума
и вибраций также возрастают (рис. 146, б). Повышение уровней шума и
вибраций с увеличением нагрузки при включении пря-
мозубых шестерен происходит более интенсивно, чем при косозубых
шестерен.
Анализ результатов измерений шума и вибраций показал, что к наиболее
интенсивным источникам их образования надо отнести шестерни постоянного
зацепления, прямозубые шестерни заднего хода и первой передачи, а также
шестерни четвертой передачи. Из табл. 102 н 103 следует, что у различных
коробок передач наибольшая разница в уровнях отдельных составляющих шума
достигала 12 дБ, а в уровнях вибраций 15 дБ. Такая разница в уровнях
шума и вибрациях считается значительной. По субъективной оценке коробка
передач № 1 имеет невысокий уровень шума, коробка передач № 2 — средний
уровень шума и коробка передач № 3 — весьма высокий уровень шума.
В спектре собственных колебаний картера коробки передач ЗИЛ-130 имеются
составляющие, частоты которых равны 1550,
2500, 3100 и 5000 Гд. Эти собственные колебания
картера вызывают высокочастотный шум при работе коробки передач.
Оценка коробок передач по уровням шума и вибраций применялась при выборе
наиболее рационального способа обработки зубчатых колес и сопоставлении
технических показателей коробок передач различных автомобилей, а также
для виброакус-тического контроля серийных коробок передач ЗИЛ-130.