ШУМ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Шасси автомобиля ЗИЛ-130 (Кригер А.М.) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  89   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99    .. 

 

 

ШУМ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130

Шум коробки передач возникает вследствие вынужденных и собственных колебаний ее основных деталей—картера, крышки, зубчатых колес и валов.

Шум при работе коробки передач зависит от ряда факторов: жесткости картера и валов; точности изготовления отдельных деталей и особенно зубчатых колес: качества сборки коробки

передач и качества подшипников. В спектрах шума обнаруживаются, как правило, составляющие, частоты которых равны или кратны числу сопряжений в секунду зубьев шестерен включенной передачи.

Основные показатели по шуму и вибрациям коробки передач ЗИЛ-130 были получены на лабораторной установке, состоящей из балансирной машины, вспомогательной коробки передач ЗИЛ-130, примененной в качестве редуктора, гидравлического

или индукторного тормозов н платформы на упругой подвеске. В подвеске платформы, на которую устанавливалась испытуемая коробка передач, были применены резиновые амортизаторы с суммарной жесткостью 2300 кгс/см. При такой жесткости подвески резонансные колебания платформы и коробки передач наблюдались при частоте вращения приводного вала 1000 об/мин.

Частота вращения и нагрузка являются основными факторами, определяющими уровни шума и вибраций коробки передач. С ростом частоты вращения увеличивается уровень основных составляющих спектров шума и вибраций и повышается их частота (рис. 146, а). При увеличении нагрузки уровни шума и вибраций также возрастают (рис. 146, б). Повышение уровней шума и вибраций с увеличением нагрузки при включении пря-
мозубых шестерен происходит более интенсивно, чем при косозубых шестерен.

Анализ результатов измерений шума и вибраций показал, что к наиболее интенсивным источникам их образования надо отнести шестерни постоянного зацепления, прямозубые шестерни заднего хода и первой передачи, а также шестерни четвертой передачи. Из табл. 102 н 103 следует, что у различных коробок передач наибольшая разница в уровнях отдельных составляющих шума достигала 12 дБ, а в уровнях вибраций 15 дБ. Такая разница в уровнях шума и вибрациях считается значительной. По субъективной оценке коробка передач № 1 имеет невысокий уровень шума, коробка передач № 2 — средний уровень шума и коробка передач № 3 — весьма высокий уровень шума.

В спектре собственных колебаний картера коробки передач ЗИЛ-130 имеются составляющие, частоты которых равны 1550,

2500, 3100 и 5000 Гд. Эти собственные колебания картера вызывают высокочастотный шум при работе коробки передач.

Оценка коробок передач по уровням шума и вибраций применялась при выборе наиболее рационального способа обработки зубчатых колес и сопоставлении технических показателей коробок передач различных автомобилей, а также для виброакус-тического контроля серийных коробок передач ЗИЛ-130.

 

 

102. Уровни шума коробок передач ЗИЛ-130
(частота вращения первичного вала 1500 об/мин, нагрузка 10%)

 

Включенная

передача

коробки

передач

Уровни шума в дБ при среднегеометрической частоте третьоктавной полосы в Гц

160

250

315

400

500

1000

1600

2000

 

1

74

73

88

80

85

79

81

77

Первая

2

79

72

83

80

84

84

86

83

3

68

82

86

81

89

83

85

78

 

1

64

72

74

73

78

75

76

73

Вторая

2

66

74

75

75

82

82

80

77

3

63

82

75

75

88

82

82

74

 

1

64

69

75

77

78

76

77

73

Третья

2

65

69

76

77

81

81

81

75

3

62

77

79

75

90

81

82

77

 

1

64

69

74

74

79

77

78

74

Четвертая

2

69

72

77

77

83

81

81

78

3

64

79

77

77

91

81

82

75

 

1

63

67

72

73

72

71

74

71

Пятая

2

68

68

72

70

71

73

74

75

 

3

65

76

76

72

75

76

74

75

 

1

75

77

82

85

88

89

91

85

Задний ход

2

75

80

84

81

90

92

90

84

 

3

66

80

87

84

92

92

90

83

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  89   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99    ..