ИСПЫТАНИЕ И ДОВОДКА АМОРТИЗАТОРОВ АВТОМОБИЛЯ
ЗИЛ-130
Испытания установленных на автомобиле ЗИЛ-130 амортизаторов ЗИЛ-164 с
разными дроссельными дисками клапана отдачи показали, что плавность хода
автомобиля при движении по шоссе категории II ощутимо повышается при
увеличении проходных сечений lдр до 0,048 см2 по сравнению с lдр = 0,012
см2. Вместе с тем при длительной работе амортизаторов модели ЗИЛ-164 в
эксплуатации неоднократно отмечались поломки тонкого дроссельного диска
4 (см. рис. 52), трещины в формирующем диске и значительный наклеп седла
клапана. Все это свидетельствовало о слишком частой работе клапана даже
в самых обычных дорожных условиях. Естественно было ожидать, что
увеличение проходных сечений дроссельных отверстий повысит не только
плавность хода автомобиля, но и надежность клапана отдачи амортизатора.
Это полностью подтвердилось в дальнейшем при испытаниях автомобилей
ЭИЛ-130 в самых разнообразных дорожных условиях, в том числе и на дороге
с разбитым булыжным покрытием.
Во время этих испытаний, а также при испытаниях амортизатора автомобиля
ЗИЛ-164 на первых опытных образцах новых автомобилей ЗИЛ выявилась
недостаточная надежность узлов уплотнения и перепускного клапана, а
также необходимость повышения стабильности характеристики амортизатора
при нагреве и целесообразность увеличения его сопротивления при сжатии
примерно в 2 раза. Для выполнения новых требований было решено усилить
конструкцию амортизаторов и ввести в них ряд изменений.
Усовершенствования касались в основном узла уплотнения штока,
неметаллических уплотнений трущихся пар и клапана сжатия — усиление его
благодаря унификации с клапаном отдачи амортизаторов меньших размеров
(диаметр, рабочего цилиндра 30 мм).
На рис. 59 показаны новые амортизаторы автомобиля
ЗИЛ-130:
— основной вариант с уплотнительным кольцом 15 поршня и с
предохранительным кольцом 12 в направляющей, которая защищает
многокромочную манжету 8 штока от гидродинамического действия струи
жидкости, проходящей через зазор- по штоку и несущей продукты износа и
другие абразивные частицы;
— переходный вариант без уплотнительного кольца поршня и без
предохранительного кольца в направляющей, внедренный в производство в
1968 г.
55. Показатели долговечности амортизаторов автомобилей ЗИЛ при испытании
на стенде (до появления течи масла по сальнику)
Амортизаторы и их
конструктивные особенности
Число циклов в тыс.
Суммарный путь
трения в тыс. м
ЗИЛ-164, до
модернизации узла уплотнения — образец 1958 г
500
110*
ЗИЛ-164, до
модернизации узла уплотнения, но с колечком в направляющей —
опытный образец . . .
1500
330
ЗИЛ-164, с
модернизированным узлом уплотнения (литая обойма, усиленная
резьба, увеличенный натяг сальника штока) — образец 1965 г
2000
440
ЗИЛ-130, с
усиленным узлом уплотнения образца 1962 г., но без увеличенного
натяга сальника штока ЗИЛ-130, с усиленным узлом уплотнения
образца 1962 г. и с увеличенным натягом сальника штока — образец
1966 г
5000
1100
8000
1750
ЗИЛ-130, переходный
вариант без уплотнения поршня и без предохранительного кольца в
направляющей
3600
350**
ЗИЛ-130, основной
усиленный вариант с уплотнением поршня и предохранительным
кольцом в направляющей
Более
767**
6000***
*
Режим колебаний: частота колебаний п0
= 2,6 — 3 Гц,
ход Н —
110 мм.
**
Двухчастотный режим колебаний: низкочастотный привод (сверху) Пу
= 1,6 Гц, ход Н\
= 80 — 100 мм, высокочастотный привод (снизу) п2~8,88
Гц, ход Яг =244-32 мм.
***
Испытания были прекращены до появления течи сальников по
производственно- технологическим причинам.
В табл. 55 приведены результаты испытаний
амортизаторов в сравнимых стендовых условиях. Эти испытания показали,
что долговечность усиленных амортизаторов автомобиля ЗИЛ-130 превышает
соответствующие показатели амортизаторов автомобиля ЗИЛ-164 не менее чем
в 3 раза. Испытания в дорожных условиях проводились в основном на
автомобиле ЗИЛ-131, чтобы проверить конструкцию в наиболее тяжелых
режимах работы. Амортизатор надежно работал в любых погодных условиях
(летом и зимой, в осенне-весеннюю распутицу), в
различных климатических условиях и при многократном преодолении ободов.
На рис. 60 приведены результаты сравнительных динамометрических
испытаний амортизаторов автомобилей ЗИЛ-164 и ЗИЛ-130 при рабочих
температурах. Помимо указанных конструктивных изменений амортизаторов и
особенно узла уплотнения, большое значение в повышении их качества имело
примене-ние новой всесезонной амортизаторной жидкости АЖ-12Т (МРТУ №
38-1-165—65). Эта жидкость по вязкости при положительных температурах
практически не отличается от ранее применявшегося веретенного масла АУ
(ГОСТ 1642—50), но при отрицательных температурах вязкость жидкости
АЖ-12Т в 5 раз меньше вязкости масла АУ. Новая жидкость отличается также
более высокой прочностью масляной пленки и соответственно лучшими
противоизносными свойствами, а также большей стойкостью против окисления
и меньшей склонностью к образованию пены и осадка.