содержание ..
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39 40
..
Глава VI. РАМА
ВЫБОР ТИПА РАМЫ И ЕЕ КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130
При создании новых моделей автомобилей большое значение имеет выбор типа
рамы, поскольку у грузовых автомобилей она является основным несущим
элементом, воспринимающим все силы, действующие на автомобиль.
Наибольшее распространение получили рамы, состоящие из двух лонжеронов,
соединенных между собой поперечинами. Такой тип рамы был выбран и для
семейства грузовых автомобилей ЗИЛ-130.
Автомобили ЗИЛ-150 и ЗИЛ-164 имели раму указанного выше типа, у которой
при относительно небольших пробегах ломались лонжероны в зоне изгиба
вертикальной стенки, ослаблялось крепление поперечин и ломались
поперечины № 2 (рис. 33). Опыт изготовления и эксплуатации выпускавшихся
ранее автомобилей был учтен при проектировании рамы автомобиля ЗИЛ-130,
в результате чего были приняты соответствующие конструктивные решения,
устраняющие указанные выше недостатки.
При проектировании рам семейства автомобилей ЗИЛ-130 предусматривалась
максимальная их унификация между собой как в отношении конструкции, так
и в отношении технологии изготовления. Рамы отличаются одна от другой
только длиной лонжеронов, количеством поперечин и номенклатурой
некоторых деталей. Конструкции поперечин в основном унифицированы для
всех рам. Лонжероны рам автомобиля ЗИЛ-130 (базовая модель), седельного
тягача и шасси самосвала имеют форму, позволяющую изготовлять их в одном
штампе.
Ширина рам семейства автомобилей ЗИЛ-130 соответствует международным
нормам и позволяет устанавливать на его шасси кузова зарубежных фирм и
различное специальное оборудование. Элементы рамы в местах установки
платформы не выступают над верхней полкой лонжерона. Это упрощает монтаж
различного оборудования на шасси автомобилей, а также облегчает
транспортировку и складирование рам.
В отличие от рам автомобилей ЗИЛ-150 и ЗИЛ-164 рамы автомобиля ЭИЛ-130
имеют постоянную ширину 865 мм по всей длине, что устраняет
дополнительное скручивание лонжеронов и исключает образование
технологических гофр на горизонтальных полках, неизбежных на лонжеронах
старой конструкции
в зоне изгиба вертикальной стенки и приводивших к
их поломкам. Размеры элементов рам семейства автомобилей ЗИЛ-130 по
сравнению с рамами автомобиля ЗИЛ-150 и ЗИЛ-164 были несколько
увеличены, чтобы повысить их надежность, а также в связи с увеличением
грузоподъемности и скорости движения автомобилей. Высота лонжеронов рам
ЗИЛ 130 по сравнению с лонжеронами рамы ЗИЛ-164 увеличена с 225 до 245
мм в средней части и соответственно со 130 до 140 мм в передней и до 180
мм в задней частях. Это увеличение размеров лонжеронов обеспечивает их
достаточную прочность и при этом не приводит к излишнему утяжелению
конструкции в целом.
Расчет рам показал, что напряжения в лонжеронах
рамы ЗИЛ-130 уменьшены по сравнению с напряжениями в лонжеронах рамы
ЗИЛ-164. Результаты расчета приведены в табл. 39.
Расчет производился на основании теории простой
балки. Лонжерон рассматривался опертым на концы рессор. При этом
полезный груз в кузове для автомобиля ЗИЛ-130 принимался равным 5 тс, а
для автомобиля ЗИЛ-164 4 тс.
Рамы семейства автомобилей ЗИЛ-130 имеют три основные модификации (рис.
34, а — в):
рама автомобиля ЗИЛ-130 с колесной базой 3800 мм; рама седельного тягача
ЗИЛ-130В1 и шасси самосвалов ЗИЛ-130Д1, ЗИЛ-130Д2 и ЗИЛ-130ДЗ, имеющих
колесную базу 3300 мм;
рама автомобиля ЗИЛ-130Г с колесной базой 4500 мм.
Рамы автомобиля ЗИЛ-130 и его модификаций штампованные, клепаные.
Лонжероны представляют собой балку в виде
швеллера переменного сечения. На передних концах
лонжеронов 8 установлен буфер 5 и буксирные крюки 3. На задних
поперечинах 15 рам автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-130Г, ЗИЛ-130Д2 и ЗИЛ-130ДЗ
установлен буксирный прибор 16 для буксировки прицепов.
Автомобили-самосвалы ЗИЛ-130Д1, предназначенные для работы без прицепа,
вместо буксирного прибора снабжаются буксирной петлей 24 без
амортизационно-поглощающего устройства, предназначенной для вытаскивания
застрявшего автомобиля.
Рис. 33. Схема рамы автомобиля ЗИЛ-164: а — зона
поломки лонжерона; 1 — поперечина № 2
39.
Наибольшие расчетные напряжения в лонжеронах в кгс/см2
Зона лонжерона |
ЗИЛ-164 |
ЗИЛ 130 |
Крепления переднего
края платформы
Размещения заднего
кронштейна задней рессоры . . . |
344
644 |
294
620 |
Все части рамы седельного тягача ЗИЛ-130В1, кроме
задней поперечины, такие же, как и у рамы шасси самосвала ЗИЛ-130Д1.
Задняя поперечина рамы седельного тягача имеет облегченную конструкцию
крепления (отсутствует раскос 14), так как приспособления для буксировки
на этой раме не ставятся.
Лонжероны рамы длиннобазового автомобиля ЗИЛ-130Г имеют в средней части
Г-образные усилители 1.
В качестве буксирного прибора на автомобилях ЗИЛ-130, предназначенных
для работы с прицепами, применяется тяговый крюк с резиновым упругим
элементом (рис. 35).
Использование резинового упругого элемента дало возможность избежать
ряда недостатков, которые имела витая цилиндрическая пружина,
применявшаяся в качестве упругого элемента в буксирном приборе
автомобиля ЗИЛ-164. Основной недостаток витой цилиндрической пружины —
низкие демпфирующие свойства, вследствие чего автопоезд имеет склонность
к продольным колебаниям. Это приводит к износу деталей буксирного
прибора, а также сокращает срок службы автомобиля в целом.
Резиновый упругий элемент благодаря нелинейности характеристики и
значительному гистерезису, обусловленному внутримолекулярным трением,
смягчает и поглощает удары и толчки,
не вызывая продольных колебаний автопоезда.
Резиновый буфер 1 заключен в закрытый корпус 4, что существенно улучшает
условия его работы. К трущимся поверхностям корпуса подводится смазка,
вследствие чего увеличился срок службы буксирного прибора. Кроме того,
резиновые упругие элементы практически не требуют никакого ухода в
эксплуатации. С целью увеличения срока службы буксирного крюка 6 размеры
его были увеличены по сравнению с буксирным крюком автомобиля ЗИЛ-164.
Для уменьшения износа крюка была повышена твердость поверхности зева.
Опыт эксплуатации первой партии автомобилей ЗИЛ-130 показал
необходимость некоторого дополнительного усиления буксирного крюка, так
как во время дорожных испытаний были случаи поломки стебля буксирного
крюка в зоне резкого перехода
к утолщенной шейке. Чтобы избежать указанных
поломок и увеличить срок службы буксирного крюка, цилиндрическая форма
хвостовика была заменена конической.
Рис. 34. Рамы семейства автомобилей ЗИЛ-130
Рис. 35. Буксирный прибор:
1 — резиновый буфер; 2 — гайка; 3 и 5 — упорные шайбы; 4 — корпус
буксирного прибора: б — буксирный крюк
содержание ..
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39 40
..
|