ВЫБОР ТИПА РАМЫ И ЕЕ КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Шасси автомобиля ЗИЛ-130 (Кригер А.М.) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

Глава VI. РАМА


ВЫБОР ТИПА РАМЫ И ЕЕ КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130




При создании новых моделей автомобилей большое значение имеет выбор типа рамы, поскольку у грузовых автомобилей она является основным несущим элементом, воспринимающим все силы, действующие на автомобиль. Наибольшее распространение получили рамы, состоящие из двух лонжеронов, соединенных между собой поперечинами. Такой тип рамы был выбран и для семейства грузовых автомобилей ЗИЛ-130.

Автомобили ЗИЛ-150 и ЗИЛ-164 имели раму указанного выше типа, у которой при относительно небольших пробегах ломались лонжероны в зоне изгиба вертикальной стенки, ослаблялось крепление поперечин и ломались поперечины № 2 (рис. 33). Опыт изготовления и эксплуатации выпускавшихся ранее автомобилей был учтен при проектировании рамы автомобиля ЗИЛ-130, в результате чего были приняты соответствующие конструктивные решения, устраняющие указанные выше недостатки.

При проектировании рам семейства автомобилей ЗИЛ-130 предусматривалась максимальная их унификация между собой как в отношении конструкции, так и в отношении технологии изготовления. Рамы отличаются одна от другой только длиной лонжеронов, количеством поперечин и номенклатурой некоторых деталей. Конструкции поперечин в основном унифицированы для всех рам. Лонжероны рам автомобиля ЗИЛ-130 (базовая модель), седельного тягача и шасси самосвала имеют форму, позволяющую изготовлять их в одном штампе.

Ширина рам семейства автомобилей ЗИЛ-130 соответствует международным нормам и позволяет устанавливать на его шасси кузова зарубежных фирм и различное специальное оборудование. Элементы рамы в местах установки платформы не выступают над верхней полкой лонжерона. Это упрощает монтаж различного оборудования на шасси автомобилей, а также облегчает транспортировку и складирование рам.

В отличие от рам автомобилей ЗИЛ-150 и ЗИЛ-164 рамы автомобиля ЭИЛ-130 имеют постоянную ширину 865 мм по всей длине, что устраняет дополнительное скручивание лонжеронов и исключает образование технологических гофр на горизонтальных полках, неизбежных на лонжеронах старой конструкции

в зоне изгиба вертикальной стенки и приводивших к их поломкам. Размеры элементов рам семейства автомобилей ЗИЛ-130 по сравнению с рамами автомобиля ЗИЛ-150 и ЗИЛ-164 были несколько увеличены, чтобы повысить их надежность, а также в связи с увеличением грузоподъемности и скорости движения автомобилей. Высота лонжеронов рам ЗИЛ 130 по сравнению с лонжеронами рамы ЗИЛ-164 увеличена с 225 до 245 мм в средней части и соответственно со 130 до 140 мм в передней и до 180 мм в задней частях. Это увеличение размеров лонжеронов обеспечивает их достаточную прочность и при этом не приводит к излишнему утяжелению конструкции в целом.

Расчет рам показал, что напряжения в лонжеронах рамы ЗИЛ-130 уменьшены по сравнению с напряжениями в лонжеронах рамы ЗИЛ-164. Результаты расчета приведены в табл. 39.

 

 

Расчет производился на основании теории простой балки. Лонжерон рассматривался опертым на концы рессор. При этом полезный груз в кузове для автомобиля ЗИЛ-130 принимался равным 5 тс, а для автомобиля ЗИЛ-164 4 тс.

Рамы семейства автомобилей ЗИЛ-130 имеют три основные модификации (рис. 34, а — в):

рама автомобиля ЗИЛ-130 с колесной базой 3800 мм; рама седельного тягача ЗИЛ-130В1 и шасси самосвалов ЗИЛ-130Д1, ЗИЛ-130Д2 и ЗИЛ-130ДЗ, имеющих колесную базу 3300 мм;

рама автомобиля ЗИЛ-130Г с колесной базой 4500 мм.

Рамы автомобиля ЗИЛ-130 и его модификаций штампованные, клепаные. Лонжероны представляют собой балку в виде

 

швеллера переменного сечения. На передних концах лонжеронов 8 установлен буфер 5 и буксирные крюки 3. На задних поперечинах 15 рам автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-130Г, ЗИЛ-130Д2 и ЗИЛ-130ДЗ установлен буксирный прибор 16 для буксировки прицепов.

Автомобили-самосвалы ЗИЛ-130Д1, предназначенные для работы без прицепа, вместо буксирного прибора снабжаются буксирной петлей 24 без амортизационно-поглощающего устройства, предназначенной для вытаскивания застрявшего автомобиля.

 

Рис. 33. Схема рамы автомобиля ЗИЛ-164: а — зона поломки лонжерона; 1 — поперечина № 2

 

 

 

 

39. Наибольшие расчетные напряжения в лонжеронах в кгс/см2

Зона лонжерона

ЗИЛ-164

ЗИЛ 130

Крепления переднего края платформы                 

Размещения заднего кронштейна задней рессоры . . .

344

644

294

620

 

 

 

 

 

 

Все части рамы седельного тягача ЗИЛ-130В1, кроме задней поперечины, такие же, как и у рамы шасси самосвала ЗИЛ-130Д1. Задняя поперечина рамы седельного тягача имеет облегченную конструкцию крепления (отсутствует раскос 14), так как приспособления для буксировки на этой раме не ставятся.

Лонжероны рамы длиннобазового автомобиля ЗИЛ-130Г имеют в средней части Г-образные усилители 1.

В качестве буксирного прибора на автомобилях ЗИЛ-130, предназначенных для работы с прицепами, применяется тяговый крюк с резиновым упругим элементом (рис. 35).

Использование резинового упругого элемента дало возможность избежать ряда недостатков, которые имела витая цилиндрическая пружина, применявшаяся в качестве упругого элемента в буксирном приборе автомобиля ЗИЛ-164. Основной недостаток витой цилиндрической пружины — низкие демпфирующие свойства, вследствие чего автопоезд имеет склонность к продольным колебаниям. Это приводит к износу деталей буксирного прибора, а также сокращает срок службы автомобиля в целом.

Резиновый упругий элемент благодаря нелинейности характеристики и значительному гистерезису, обусловленному внутримолекулярным трением, смягчает и поглощает удары и толчки,

не вызывая продольных колебаний автопоезда. Резиновый буфер 1 заключен в закрытый корпус 4, что существенно улучшает условия его работы. К трущимся поверхностям корпуса подводится смазка, вследствие чего увеличился срок службы буксирного прибора. Кроме того, резиновые упругие элементы практически не требуют никакого ухода в эксплуатации. С целью увеличения срока службы буксирного крюка 6 размеры его были увеличены по сравнению с буксирным крюком автомобиля ЗИЛ-164. Для уменьшения износа крюка была повышена твердость поверхности зева.

Опыт эксплуатации первой партии автомобилей ЗИЛ-130 показал необходимость некоторого дополнительного усиления буксирного крюка, так как во время дорожных испытаний были случаи поломки стебля буксирного крюка в зоне резкого перехода

к утолщенной шейке. Чтобы избежать указанных поломок и увеличить срок службы буксирного крюка, цилиндрическая форма хвостовика была заменена конической.

 

 

 

Рис. 34. Рамы семейства автомобилей ЗИЛ-130

 

 

 

 

Рис. 35. Буксирный прибор:
1 — резиновый буфер; 2 — гайка; 3 и 5 — упорные шайбы; 4 — корпус буксирного прибора: б — буксирный крюк

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..