ПОТРЕБИТЕЛИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА АВТОМОБИЛЯ
ЗИЛ-157К
К потребителям тока относятся: система зажигания, стартер, приборы
освещения, звуковой и световой сигнализации, вспомогательное
оборудование и электрические контрольные приборы.
Система зажигания автомобиля ЗИЛ-157К
В систему зажигания входят: катушка, распределитель, искровые
зажигательные свечи, включатель, провода высокого и низкого напряжения.
Схемы систем зажигания автомобиля ЗИЛ-157К и
ЗИЛ-157КГ даны на рис. 67 и 68.
При работе двигателя с небольшим числом оборотов коленчатого вала ток
низкого напряжения от положительной клеммы аккумуляторной батареи
проходит на массу через клемму главных контактов включателя стартера 2
(рис. 67), амперметр 11, включатель 10, клемму дополнительных контактов
стартера, добавочное сопротивление 5 и первичную обмотку катушки 4
зажигания, контакты прерывателя 3 тока.
Рис. 67. Схема системы зажигания автомобиля
ЗИЛ-157К:
1 — аккумуляторные батареи; 2 — стартер; 3 — прерыватель тока низкого
напряжения; 4 — катушка зажигания; 5 — добавочное сопротивление катушки
зажигания; 6 — провод высокого напряжения от катушки к распределителю
зажигания; 7 — распределитель тока высокого напряжения; 8 — провод от
распределителя к искровой зажигательной свече; 9 — искровая
зажигательная свеча; 10 — включатель зажигания; 11 — амперметр; 12 —
генератор; 13 — реле-регулятор
Рис. 68. Схема системы зажигания автомобиля
ЗИЛ-157КГ:
1 — аккумуляторные батареи; 2— стартер; 3— включатель зажигания; 4—
добавочное сопротивление катушки зажигания; 5 — прерыватель тока низкого
напряжения; в — фильтр первичной цепн катушки зажигания; 7 — катушка
зажигания; 8 — провод высокого напряжения от катушки к распределителю в
экранирующем шланге; 9—распределитель тока высокого напряжения;
10 — экран искровых зажигательных свечей; 11 — искровая зажигательная
свеча; 12—провод высокого напряжения от распределителя к свече; 13 —
экранирующий шланг проводов к свечам; 14 — генератор; 15 —
реле-регулятор; 16 — фильтр зарядной цепи; 17 — амперметр
При замкнутых контактах реле обратного тока
реле-регулятора 13 ток низкого напряжения проходит от клеммы Я
генератора 12 на клемму Я реле-регулятора 13, клемму амперметра 11,
включатель 10 и далее по пути, указанному выше, на массу.
Кулачок прерывателя 3 имеет шесть выступов по числу цилиндров двигателя
и вращается со скоростью, вдвое меньшей скорости вращения коленчатого
вала двигателя. Выступы кулачка размыкают контакты, благодаря чему ток в
цепи низкого напряжения прерывается и магнитное поле, возникшее вокруг
первичной обмотки катушки зажигания при прохождении тока по ее виткам,
ис-чезает. При этом силовые линии магнитного поля пересекают вторичную
обмотку катушки зажигания и индуктируют в ней электродвижущую силу, во
столько раз большую, во сколько раз число витков вторичной обмотки
больше числа витков первичной обмотки катушки зажигания.
Ток высокого напряжения по проводу 6 поступает в
распределитель 7, ротор которого синхронно с кулачком прерывателя 3
вращается относительно периферийно расположенных контактов, к которым
присоединены провода высокого напряжения 8. В порядке работы цилиндров
двигателя ток проходит между электродами свечей 9 на массу и далее по
пути тока низкого напряжения попадает во вторичную обмотку катушки 4
(обмотки катушки соединены по автотрансформаторной схеме, т. е. конец
первичной обмотки соединяется с началом вторичной обмотки).
Электрическая искра между электродами свечи воспламеняет в конце такта
сжатия рабочую смесь в цилиндре двигателя.
Высокое напряжение зависит не только от соотношения числа витков
первичной и вторичной обмоток катушки зажигания. Оно тем выше, чем
больше сила тока в первичной обмотке перед размыканием контактов
прерывателя и чем выше скорость ее уменьшения после размыкания
контактов. Дело в том, что из-за явления самоиндукции при замыкании
контактов ток в первичной цепи нарастает постепенно, а при размыкании
поддерживается некоторое время за счет возникновения электрической дуги
между контактами. Обгорание контактов может привести к почти полному
прекращению тока в первичной цепи.
Включением параллельно контактам прерывателя конденсатора емкостью
0,25—0,35 мф достигаются необходимые скорость спадания тока низкого
напряжения при размыкании контактов и долговечность их работы. При этом
энергия магнитного поля с высокой скоростью преобразуется в
электростатическую энергию заряженного конденсатора, а искрение между
контактами резко уменьшается.
При включении стартера напряжение на клеммах аккумуляторной батареи
уменьшается. Поэтому уменьшается сила тока в цепи низкого напряжения
катушки, уменьшается и высокое напряжение на электродах свечи. Запуск
двигателя при этом затрудняется.
Чтобы облегчить запуск двигателя, добавочное сопротивление 5, включенное
последовательно в цепь низкого напряжения катушки зажигания, при запуске
двигателя шунтируется замыканием дополнительных контактов включателя
стартера 2. При этом уменьшение сопротивления цепи полностью
компенсирует уменьшение напряжения на клеммах батареи.
Нихромовое сопротивление 5 изменяет свою величину с изменением
температуры. Это позволяет предотвратить перегрев катушки зажигания при
малых оборотах и повысить напряжение на электродах свечи при больших
оборотах коленчатого вала двигателя.
При уменьшении числа оборотов коленчатого вала
время замкнутого состояния контактов прерывателя увеличивается, растет и
сила тока в цепи низкого напряжения катушки зажигания. В этом случае
сопротивление 5 нагревается, его собственное омическое сопротивление
возрастает, что ограничивает рост силы тока в цепи и предотвращает
перегрев катушки. При увеличении числа оборотов коленчатого вала время
замкнутого состояния контактов прерывателя уменьшается, уменьшается и
сила тока в цепи. В этом случае сопротивление 5 остывает и его
собственное омическое сопротивление уменьшается. Это приводит к
увеличению силы тока в цепи низкого напряжения и увеличению напряжения
на электродах свечи.
В первичную цепь катушки зажигания на автомобиле ЗИЛ-157К.Г (рис. 68) в
отличие от автомобиля ЗИЛ-157К включен фильтр 6, а добавочное
сопротивление 4 крепится отдельно от катушки зажигания.