Регулятор тормозных сил модернизированного ЗИЛ-130
(рис. 96) предназначен для автоматического регулирования давления
сжатого воздуха, подводимого к тормозным камерам задних мостов при
торможении, в соответствии с действительной осевой нагрузкой.
Автоматический регулятор тормозных сил установлен на кронштейне рамы
автомобиля и крепится гайками. Установка регулятора тормозных сил
показана на рис. 97, Рычаг управления регулятором через тягу и упругий
элемент соединен с балкой заднего моста. Регулятор соединен таким
образом, что перекосы моста во время торможения на неровных дорогах и
скручивание моста вследствие действия тормозного момента не влияют на
распределение тормозных сил. Регулятор установлен в вертикальном
положении. Длину плеча рычага и положение его при минимальной осевой
нагрузке определяют по специальной номограмме.
При торможении сжатый воздух подводится к выводу I регулятора и
воздействует на верхний торец поршня 19 (см. рис. 96), перемещая его
вниз. Одновременно сжатый воздух по трубке 1 поступает под поршень 25,
который перемещается вверх и прижимается к толкателю 20 через шаровую
пяту 24, находящуюся вместе с рычагом 21 в положении, зависящем от
осевой нагрузки. Происходит фиксация толкателя 20. При перемещении
поршня 19 вниз клапан 18 прижимается к толкателю и закрывает отверстие в
нем, тем самым разобщая вывод II с атмосферным выводом III. При
дальнейшем перемещении поршня 19 клапан 18 отрывается под действием
толкателя 20 от седла поршня 19 и сжатый воздух из вывода I через
открывшееся отверстие поступает в вывод II и далее к тормозным камерам
заднего моста.
Одновременно сжатый воздух через кольцевой зазор между поршнем 19 и
направляющей 23 поступает в полость А и воздействует через мембрану 22
на поршень 19 снизу. При достижении в выводе II давления, отношение
которого к давлению в выводе I соответствует отношению активных площадей
верхней и нижней стороны поршня 19,
последний поднимается вверх до момента посадки
клапана 18 иа седло поршня. Поступление сжатого воздуха к выводу II
прекращается. Таким образом, осуществляется следящее действие
регулятора.
Активная площадь верхнего торца поршня всегда постоянна. Активная
площадь нижней стороны меняется из-за изменения положения наклонных
ребер движущегося поршня 19 по отношению к неподвижной вставке 10.
Взаимное положение поршня и вставки зависит от положения рычага 21 и
связанного с ним через пяту 24 толкателя 20. В свою очередь, положение
рычага зависит от взаимного расположения балки моста, с которой через
упругий элемент связан рычаг регулятора, и рамы автомобиля, на которой
установлен регулятор тормозных сил. Чем ниже опускается рычаг 21, пята
24, толкатель 20, а следовательно, и поршень 19, тем большая площадь его
ребер входит в контакт с мембраной 22, тем больше становится активная
площадь нижней стороны поршня 19. Поэтому при крайнем нижнем положении
толкателя 20 (минимальная осевая нагрузка) разность давлений сжатого
воздуха в выводах I я II наибольшая, а при крайнем верхнем положении
толкателя (максимальная осевая нагрузка) давление выравнивается. Таким
образом, регулятор тормозных сил автоматически поддерживает в выводе II
ив связанных с ним тормозных камерах давление сжатого воздуха,
обеспечивающее тормозную силу, пропорциональную осевой нагрузке.
При оттормаживанни давление в выводе / уменьшается. Поршень 19 под
давлением сжатого воздуха, действующим на него через мембрану снизу,
перемещается вверх и отрывает клапан от седла толкателя. Сжатый воздух
из вывода II выходит через отверстие в толкателе и вывод Ш в атмосферу,
отжимая при этом края резинового клапана 4.