содержание ..
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39 40
..
АГРЕГАТЫ ШАССИ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130
СЦЕПЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130
Сцепление (рис. 37) — однодисковое сухое, установлено в литом чугунном
картере 7. Кожух 9 сцепления закреплен на маховике 2 коленчатого вала 1
восемью центрирующими (специальными) болтами
23. Нажимное усилие сцепления создается
шестнадцатью пружинами, установленными между кожухом 9 сцепления и
нажимным диском 3. Под пружины со стороны нажимного диска подложены
теплоизолирующие шайбы. Передача крутящего момента от кожуха 9 сцепления
на ведомый диск осуществляется через нажимной диск 3 четырьмя парами
пружинных пластин 4.
Выключающее устройство состоит из четырех рычагов 16, которые пальцами
20 соединяются с нажимным диском и вилкой 18. Между
пальцами 20 и рычагом 16 поставлены игольчатые
ролики 22. Положение рычагов 16 выключения сцепления регулируют при
сборке гайками 17, которые после регулирования раскернивают. В процессе
эксплуатации автомобиля положение этих рычагов не регулируют.
Рис. 37. Сцепление:
1 — коленчатый бал; 2 — маховик:
8— нажимной диск; 4 — пружинная пластина. 5 — втулка пружинных пластин;
6 — болт крепления пластин; 7 — картер; 8 — нажимная пружина; 9 — кожух;
10 — теплоизолирующая шайба нажимной пружины; 11 — упорный подшипник; 12
— муфта; 13—-оттяжная пружина муфты; 14 ~~ направляющая муфты; 15 —
вилка выключения сцепления; 16 — рычаг выключения сцепления; 17 —
регулировочная гайка; 18 — вилка; 19— опорная пластина регулировочной
гайки; 20 — пальцы; 21 — крышка картера: 22 — ролики;
23 — болт крепления кожуха сцепления к маховику; 24 —шплинт; 25 — венец
маховика; 26 — ведомый диск; 27 — щиток- 28 - ведущий вал коробка
передач; 29 — подшипник ведущего вала
Ведомый диск сцепления — стальной, с фрикционными накладками, имеет
гаситель крутильных колебаний (демпфер) фрикционного типа (с сухим
трением стали по стали). Упругой муфтой гасителя являются восемь
равномерно расположенных по окружности пружин 2 (рис. 38)
Ведомый диск сбалансирован. Балансировка осуществляется установкой на
ведомом диске балансировочных пластин 10.
Для выключения сцепления применен упорный подшипник 11 (см. рис. 37),
установленный на муфте 12 подшипника. В подшипник И смазочный материал
закладывается на заводе-изготовителе и при эксплуатации и ремонте не
добавляется. В процессе ремонта сцепления подшипник при необходимости
следует заменить новым. При правильно отрегулированном приводе сцепления
зазор между рычагом 16 и подшипником выключения сцепления должен быть
равен 3 —4 мм.
Для выключения сцепления служит педаль, вал которой установлен в
кронштейне, закрепленном на левом лонжероне рамы автомобиля. Нижний
конец рычага 8 связан регулируемой тягой 7 (рис. 39)
с рычагом 9 вилки выключения сцепления. Ход педали ограничивается упором
в пол кабины.
Правильно отрегулированное сцепление не должно пробуксовывать в
включенном положении, а при нажатии на педаль должно выключаться
полностью (не должно «вести»). Свободный ход педали сцепления должен
быть равен 35—50 мм, а полный ход — не менее 180 мм
По мере изнашивания фрикционных накладок уменьшается свободный ход
педали сцепления, в результате чего сцепление может пробуксовывать. Это
приводит к быстрому изнашиванию ведомого диска и подшипника муфты
выключения сцепления. В случае чрезмерного свободного хода (свыше 50 мм)
при нажатии на педаль до отказа не происходит полного выключения
сцепления, это приводит к ускоренному изнашиванию ведомого диска и
затрудняет переключение передач.
Рис. 38. Ведомый диск сцепления:
1- ведомый диск; 2 — пружина гасителя крутильных колебаний (демпфера); 3
- опорная пластина; 4 — маслоотражатель; 6 — диск гасителя; 6 — ступица
ведомого диска; 7 —заклепка; 8 — фрикционная накладка гасителя; 9 —
фрикционная накладка ведомого диска; 10 — балансировочная пластина
Рис. 39. Привод сцепления:
1 — педаль; 2 — пружина; 3 — сферическая гайка; 4 — контргайка; 5 —
масленка для смазывания втулок вилки выключения сцепления; в — вал; 7 —
тяга; 8 — промежуточный рычаг;
9 — рычаг вилки выключения сцепления; 10 — масленка
содержание ..
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39 40
..
|