Вакуумный регулятор опережения зажигания
автомобилей ЗИЛ-133
Корпус вакуумного регулятора 26 (см. рис. 14.11) разделен диафрагмой 28.
Полость регулятора, в которой помещена пружина 27, сообщается каналом со
смесительной камерой карбюратора над дроссельной заслонкой. Полость с
противоположной стороны диафрагмы сообщается с атмосферой через полость
корпуса распределителя. Со стороны последнего на диафрагме закреплена
тяга 29, связанная с подвижным диском 9 прерывателя, закрепленным на
шарикоподшипнике.
При уменьшении нагрузки двигателя разрежение в карбюраторе, а
следовательно, и в полости корпуса вакуумного регулятора увеличивается.
При этом диафрагма, преодолевая усилие пружины, прогибается и
поворачивает подвижный диск прерывателя против направления вращения
кулачка, вследствие чего контакты размыкаются раньше, а угол опережения
зажигания увеличивается.
При уменьшении разрежения (при увеличении нагрузки двигателя) пружина 27
возвращает детали регулятора в исходное положение, уменьшая угол
опережения зажигания.
Отказ в работе вакуумного регулятора или нарушение
нормальной его работы приводит к увеличению расхода топлива, особенно
при движении с неполной нагрузкой.
Кроме описанных автоматических регуляторов, распределитель имеет
приспособление для ручной регулировки опережения зажигания —
октан-корректор. Он
позволяет устанавливать опережение зажигания в соответствии с октановым
числом применяемого топлива.
Устанавливать зажигание надо с большой точностью, так как даже при
небольших ошибках в его установке расход топлива резко возрастает, а
мощность двигателя уменьшается.
Перед установкой зажигания необходимо проверить и, если требуется,
отрегулировать зазор между контактами прерывателя (0,3—0,4 мм), а также
установить октан-корректор на отметку «0».
Устанавливать зажигание при сборке двигателя, а также на двигателях, с
которых снимались распределитель и привод распределителя, необходимо в
следующем порядке.
1. Установить поршень 1-го цилиндра в положение 9° до в.м.т. такта
сжатия, для чего повернуть коленчатый вал до совмещения отверстия 2
(рис. 14.12, а) на шкиве коленчатого вала с меткой «9» на указателе 1
установки зажигания, расположенном на датчике ограничителя максимальной
частоты вращения.
2. Расположить паз 5 (рис. 14.12, б) на валу привода распределителя в
сборе так, чтобы этот паз был параллелен риске 4 на верхнем фланце 3
корпуса привода распределителя, причем паз на валу привода должен быть
смещен к переднему торцу блока. В таком положении вставить привод
распределителя в гнездо блока, причем перед началом этой операции
расположить отверстия в нижнем фланце корпуса привода точно над
резьбовыми отверстиями под болты крепления корпуса распределителя к
блоку.
После того как привод распределителя станет на свое место, угол между
осью паза на валу привода и осью, соединяющей отверстия на верхнем
фланце корпуса распределителя, должен быть в пределах ±15° (рис. 14.12,
в), а паз на валу привода смещен к переднему концу двигателя. При
большем угле следует переставить шестерню привода относительно шестерни
распределительного вала на один зуб так,
чтобы этот угол был в заданных пределах.
Если корпус привода не удается установить так, чтобы не было зазора
между его нижним фланцем и фланцем на блоке (что свидетельствует о
несовпадении шипа на валу привода распределителя и паза на валу
масляного насоса), необходимо повернуть коленчатый вал двигателя на 2
оборота, слегка надавливая при этом на корпус привода распределителя.
3. Повернуть коленчатый вал двигателя на угол, обеспечивающий требуемое
опережение зажигания. Для этого, вращая коленчатый вал двигателя
пусковой рукояткой, совместить в конце второго оборота отверстие в шкиве
коленчатого вала с риской «9» на указателе установки момента зажигания
(см. рис. 14.12, а).
4. Ослабить болт 3 (см. рис. 14.11) и вставить распределитель в гнездо
его привода так, чтобы октан-корректор был направлен вверх. В этом
случае электрод ротора будет находиться против вывода 1-го цилиндра на
крышке распределителя.
5. Снять крышку с распределителя, устранить зазоры в приводе
распределителя (ротор повернуть против часовой стрелки до упора),
включить зажигание и поворачивать корпус рас-пределителя против часовой
стрелки до появления искры между наконечником центрального провода,
идущего от катушки зажигания, и массой (искровой зазор 2—3 мм). При
таком положении корпуса распределителя затянуть болт крепления пластины
к распределителю.
6. Проверить, соответствует ли установка проводов в крышке
распределителя порядку работы цилиндров (1 —5—4—2—6—3—7—8). Установку
зажигания на двигателях, с которых снимался распределитель, но не
снимался его привод, выполняют в соответствии с указаниями пп. 3—6.
Устанавливать зажигание на двигателях, на которых не снимался ни
распределитель, ни его привод, необходимо в соответствии с указаниями,
данными в пп. 3, 4, 5, 6, немного отвернув перед операцией, описанной в
п. 5, болт 3.
Установку зажигания на двигателе необходимо уточнять с помощью
октан-корректора при движении автомобиля с полной нагрузкой следующим
образом:
прогреть двигатель и ехать по ровному участку дороги на прямой передаче
со скоростью 30 км/ч;
резко нажать до отказа на педаль управления дроссельной заслонки и
держать ее в таком положении до тех пор, пока скорость не возрастет до
60 км/ч. При этом надо прислушиваться к работе двигателя;
при сильной детонации на указанном режиме работы двигателя вращением
гаек октан-корректора переместить верхнюю пластину по шкале в сторону
знака «—»;
при полном отсутствии детонации на указанном режиме работы двигателя
переместить верхнюю пластину по шкале в сторону знака «+».
При правильной установке зажигания во время разгона автомобиля будет
прослушиваться легкая детонация, исчезающая при скорости 40— 45 км/ч.