Разборка и проверка рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-133

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Автомобили семейства ЗИЛ-133 (-133Г1, -133Г2, -133ГЯ и -133ВЯ) (Митрофанов В.П.) - 1983 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  ..

 

 

 

Разборка и проверка рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-133



Снимают верхнюю крышку 22 (см. рис. 10.3), отвернув 4 болта. Чтобы не повредить уплотнительную манжету 23, применяют специальную втулку (рис. 10.8, а), надеваемую на винт рулевого управления. При снятии крышки соблюдают осторожность, чтобы не повредить уплотнительное кольцо.

Отвертывают 6 болтов крепления корпуса 15 (см. рис. 10.3) клапана рулевого управления и вывертывают специальным ключом (см. рис. 10.7, б) винт 6 (см. рис. 10.3) рулевого управления на 10—15 мм так, чтобы корпус клапана свободно вращался на упорных шарикоподшипниках, не касаясь промежуточной крышки 12.

Надевают сошку на вал 39 и, удерживая его от вращения, проверяют осевое перемещение винта рулевого управления в шариковой гайке, находящейся при этом в средней части винтовой канавки. В случае, если осевое перемещение превышает 0,5 мм, эксплуатация рулевого механизма недопустима и узел шариковой пары заменяют.

Если в замене узла шариковой пары нет необходимости, то расконтривают гайку 21 упорных шарикоподшипников, используя специальный инструмент (рис. 10.9, б), и подтягивают так, чтобы момент проворачивания корпуса клапана управления
относительно винта рулевого управления был в пределах 6—8,5 кгс • см.

Момент проворачивания можно проверить при помощи пружинного динамометра, который зацепляют за одно из отверстий под болты корпуса клапана управления. Указанному выше моменту соответствуют 1,1—

1,5 кгс показаний динамометра. Законтривают гайку 21 (см. «Сборка рулевого механизма»).

Неплавное вращение корпуса клапана управления относительно винта может объясняться неудовлетворительным состоянием беговых дорожек упорных подшипников или повреж-дением желобов, что может быть проверено при дальнейшей разборке.

Если рулевой механизм снимался для регулировки усилия на рулевом колесе в первом положении (как это было описано в разделе «Проверка и регулировка агрегатов рулевого управления»), то дальнейшую разборку не ведут, а после сборки рулевого механизма только регулируют зубчатое зацепление.

 

 

 

 

Рис. 10.8. Инструмент для замены уплотнительной манжеты винта рулевого управления:
а — предохранительная втулка; б — оправка для запрессовки

 

 

 

 

 

 

Рис. 10.9. Инструмент для регулировки гайки упорных шарикоподшипников:
а — приспособление для кернения; б—инструмент для раскернения

 

 

 

 

 

 

Рис. 10.10. Инструмент для замены уплотнительной манжеты вала сошки:
а — предохранительная втулка; б — оправка для запрессовки; в — упорная втулка для выпрессовкн манжеты на автомобиле

 

 

 

 

При необходимости дальнейшей разборки снимают боковую крышку 35 (см. рис. 10.3) с валом 39 сошки, для чего:

устанавливают вал сошки в среднее положение и снимают щипцами (рис. 10.7, в) стопорное кольцо 45 (см. рис. 10.3) уплотнительной манжеты. Вынимают шайбу 43, наружную манжету 44 и упорное кольцо 42;

надевают на вал сошки специальную втулку (рис. 10.10, а), предохраняющую уплотнительную манжету 41 (см. рис. 10.3) от повреждения;

отворачивают 7 болтов крепления боковой крышки и снимают ее вместе с валом сошки, сдвигая на себя и соблюдая осторожность, чтобы не повредить уплотнительную манжету и уплотнительное кольцо.

Проверяют осевое перемещение вала сошки относительно боковой крышки. Если осевое перемещение превышает 0,15 мм, узел регулировочно. го винта вала сошки регулируют (см-«Сборка рулевого механизма»).

Отворачивают контргайку 31 регулировочного винта и, завертывая отверткой винт 32, вынимают вал сошки из боковой крышки. Снимают стопорное кольцо 33, пользуясь щипцами (см. рис. 10.7, е), и разбирают узел.

Снимают корпус 15 (см. рис. 10.3) клапана управления вместе с винтом

6, рейкой-поршнем 4 и промежуточной крышкой 12, отвернув болт, крепящий последнюю. При снятии узла надо соблюдать осторожность, чтобы не повредить уплотнительные кольца.

Снимают корпус 15, расконтрив гайку 21, как это было указано выше, и отвернув ее. При снятии корпуса

15 надо соблюдать осторожность, чтобы золотник 26 и все реактивные плунжеры 27 остались на своих местах в корпусе, так как они индивидуально подобраны при сборке на заводе.

Проверяют состояние упорных шарикоподшипников. Проверяют рукой перемещение реактивных плунжеров и золотника клапана управления в его корпусе. Они должны переме-щаться плавно, без заеданий. Если их перемещение неудовлетворительное, поочередно вынимают заедающие детали, промывают, устраняют причину заедания и устанавливают на место.

В отдельных случаях может потребоваться незначительная зачистка деталей деревянными или чугунными колодками или притирами с притирочной пастой. Снятие металла при этом должно быть минимальным, чтобы внутренние утечки масла не увеличились и, следовательно, усилие на рулевом колесе не возросло.

Отвертывают болт 17 угольника низкого давления и вывертывают отверткой шариковый клапан 19. Проверяют его на герметичность, перевернув резьбой вверх после промывки в моющем растворе и залив в отверстие масло. Утечка масла допустима только в виде отдельных капель.

В случае большой утечки масла продувают клапан сжатым воздухом и, установив шарик на седле, делают по нему несколько легких ударов через стержень из мягкой стали, а затем снова проверяют на герметичность.

При значительном смятии седла соединения шланга высокого давления в корпусе 15 и появлении течи масла седло заменяют. Извлечь седло из корпуса клапана можно, нарезав в нем резьбу М6 на малой длине; для предотвращения попадания в клапан стружки закладывают в отверстие седла какую-либо консистентную смазку. Новое седло запрессовывают, применяя оправку (рис. 10.11, в).

Только в случае безусловной необходимости разбирают узел шариковой гайки, для чего: отвертывают установочные винты

7 (см. рис. 10.3) специальной отверткой (рис. 10.7, г);

вывертывают винт 6 (см. рис. 10.3) и устанавливают концентрично между промежуточной крышкой 12 и рейкой-поршкем специальное кольцо (рис. 10.7, д);
завертывая винт рулевого управления, доводят промежуточную крыш-

ку до упора в кольцо и затем вытягивают шариковую гайку наполовину из рейки-поршня;

ослабляют натяг винта, снимают кольцо и обвязывают шариковую гайку изоляционной лентой по желобам 9 (см. рис. 10.3) так, чтобы предотвратить их выпадание. Затем вновь устанавливают кольцо и вытягивают шариковую гайку полностью.

Предупреждение. При дальнейшей разборке следует учитывать, что шарики в узле шариковой гайки подобраны при сборке на заводе с разноразмерностью по диаметру не более 0,002 мм, но у разных рулевых механизмов отличаются по диаметру в большей степени. Поэтому комплект вынутых, как указан ниже, шариков для дальнейшей сборки должен быть полностью сохранен. Замена отдельных шариков в комплекте может привести к их разрушению при работе и заклиниванию рулевого механизма.

Вынимают желоба, выводят все шарики из беговой канавки, вращая винт в ту и другую сторону, и снимают шариковую гайку с винта;

проверяют свободное перемещение уплотнительных разрезных колец 5, сняв с винта промежуточную крышку 12. В случае необходимости демонтажа колец разъединение замков выполняют с большой осторожностью, чтобы избежать их поломки.

Снимают нижнюю крышку 3, соблюдая осторожность, чтобы не повредить уплотнительное кольцо; проверяют состояние зеркала цилиндра картера рулевого механизма.

 

 

 

 

 

 

 

Рис.10.11. Инструмент для сборки рулевого механизма:
а — кольцо для установки рейки-поршня в картер рулевого механизма; б - предохранительная оправка для уплотнительного кольца регулировочного винта: в — оправка для запрессовки седла соединения шланга высокого давления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  ..