Запасное колесо установлено и закреплено в держателе вертикально за кабиной
с правой стороны (рис. 9.4, а). Держатель установлен на раме и снабжен
механической лебедкой с ручным приводом (рис. 9.4, б и е). На основании 5
закреплены опоры оси 12, на которой установлен откидной вильчатый рычаг 1.
Со стороны оси 12 рычаг 1 усилен приварной стяжной планкой, через которую
проходит стяжка 11 с гайкой, которая закрепляет вильчатый рычаг неподвижно
после установки в него запасного колеса.
Со стороны верхних концов вилки рычага связаны стяжным болтом 3 с гайкой и
распорной втулкой с приваренной к ней пластиной 2 крепления запасного
колеса. Запасное колесо устанавливается на болты, приваренные к пластине 2,
и закрепляется гайками.
Для обеспечения подъема запасного колеса на основании держателя установлена
стойка 6 роликов 4, а на вильчатом рычаге — кронштейн оси троса, на котором
закреплен свободный конец троса 7. Другой конец троса закреплен на барабане
9 лебедки. Трос проходит между роликами. свободно установленными на осях
стойки. При подъеме запасного колеса из держателя и при опускании в него
трос касается внутреннего ролика, а при подъеме запасного колеса с земли и
опускании его на землю трос касается наружного ролика. Вращение барабана при
подъеме запасного колеса осуществляется гайкой 8 с помощью надеваемого иа
нее накидного гаечного ключа. От обратного вращения барабан удерживается
храповым колесом 10 с собачкой 15.
.Механизм подъема запасного колеса включает в себя барабан лебедки с
намотанным на него тросом, храповое колесо с собачкой, втулку 18 лебедки с
навернутой на нее гайкой 8. кронштейн 13 с осями барабана и собачки.
Барабан закреплен от проворачивания на втулке лебедки с помощью шпонки 16,
но может свободно перемещаться на втулке в продольном направлении Собачка
поджимается к храповому колесу пружиной 14.
Храповое колесо 10 свободно установлено на втулке лебедки. С обеих сторон
храпового колеса установлены фрикционные шайбы 17. Втулка 18 лебедки
свободно установлена на оси. Гайка 8 лебедки имеет левую резьбу. Гладкой
поверхностью отверстия гайка 8 опирается на ось. Все установленные на оси
детали удерживаются на ней с помощью шплинтуемой гайки и плоской шайбы.
Гайка оси завертывается и затем шплинтуется с таким расчетом, чтобы между ее
плоской шайбой и наружным торцом гайки 8 оставался зазор, необходимый дли
того, чтобы обеспечить свободу небольшого
осевого перемещения гайки 8 во время ее принудительного
ослабления при опускании колеса.
При подъеме колеса, т.е. при вращении гайки 8 с помощью накидного ключа на
себя, гайка навертывается на втулку 18 и зажимает храповое колесо через
фрикционные шайбы. Таким образом, весь пакет деталей поворачивается вместе с
гайкой лебедки как одно целое.
При опускании колеса гайка 8 должна быть несколько ослаблена с таким
рас-четол), чтобы момент трения, возникающий между торцами вращающихся
втулки 18 и барабана и неподвижного храпового колеса, уравновешивал момент
от веса опускаемого колеса. При этом условии опускание колеса будет плавным.
Процесс снятия запасного колеса с держателя и установки его в держатель
состоит из трех этапов: подъем с помощью лебедки рычага с запасным колесом
до положения, близкого к вертикальному; переталкивание вручную рычага с
запасным колесом через мертвую точку; опускание рычага с запасным колесом с
помощью лебедки.
Рис. 9.4. Установка запасного колеса автомобиля
ЭИЛ-133ВЯ