СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ЗМЗ-402.10 АВТОМОБИЛЕЙ РАФ-2203-01, РАФ-22031-01, РАФ-22035-01

  Главная      Автомобили - РАФ     Автомобили «ЛАТВИЯ» РАФ-2203-01, РАФ-22031-01, РАФ-22035-01. Руководство по эксплуатации - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ЗМЗ-402.10 АВТОМОБИЛЕЙ РАФ-2203-01, РАФ-22031-01, РАФ-22035-01

 

 

Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости. Система состоит из жидкостной рубашки, окружающей цилиндры и головку цилиндров, жидкостного насоса, радиатора с жалюзи, расширительного бачка, вентилятора, термостата, предохранительных клапанов в пробках радиатора и расширительного бачка, шлангов и краников. В систему также включены радиаторы отопителей кузова (рис. 12).

Поддержание правильного температурного режима двигателя оказывает решающее значение на износ двигателя и экономичность его работы Наиболее выгодный режим находится в пределах 85—90 °С. Указанная температура поддерживается при помощи термостата действующего автоматически, и жалюзи, управляемых водителем.

Температура охлаждающей жидкости определяется указателем, датчик которого ввернут в выпускной патрубок головки цилиндров. При повышении температуры жидкости до 104—109 °С загорается контрольная лампа аварийного перегрева, датчик которой установлен в верхнем бачке радиатора.

Герметичность системы охлаждения позволяет двигателю работать при температуре охлаждающей жидкости, превышающей 100 °С, но при загорании контрольной лампы перегрева двигатель должен быть остановлен и причина перегрева устранена.

Термостат — запорного типа, помещается в выпускном патрубке. Клапан термостата начинает открываться при повышении температуры до 76—82 °С, при температуре 88—94 °С он полностью открыт. При закрытом клапане термостата жидкость в блоке цилиндров циркулирует, минуя радиатор

Радиаторы отопителей кузова термостатом от двигателя не отключаются. Поэтому во время прогрева двигателя не следует включать вентиляторы отопителей.

 

 

 

Р и с 12. Система охлаждения двигателя
1 — краник подключения отопителя салона; 2 — термостат; 3 — радиатор;
4 — расширительный бачок; 5 — метка минимального уровня жидкости. 6 — радиатор переднето отопителя (кабины водителя); 7 — сливной краник радиатора; 8 — жидкостной насос; 9 — сливной краник блока цилиндров; 10 — краник подключения переднего отопителя; 11 — сливной краник отопителя салона; 12 — радиатор отопителя салона

 

 

 

 

Рис. 13. Жидкостной насос 1 — фиксатор; 2 — манжета; 3 — уплотнительная шайба; 4 — контрольное отверстие для сброса охлаждающей жидкости

 

 

 

Термостат автоматически поддерживает необходимую температуру жидкости в двигателе, отключая или включая радиатор. В холодную погоду, в зимнее время и особенно при малых нагрузках двигателя почти все тепло отводится за счет обдува двигателя холодным воздухом, и жидкость через радиатор не циркулирует Чтобы не заморозить радиатор, необходимо зимой на облицовку радиатора одевать утеплительный чехол и держать жалюзи закрытыми и только при увеличении температуры до 90 °С слегка их приоткрывать.

Ни в коем случае нельзя в зимнее время снимать термостат. Двигатель без термостата прогревается очень долго и работает при низких температурах охлаждающей жидкости. В результате ускоряется износ двигателя, увеличивается расход топлива и происходит обильное отложение смолистых веществ

Жидкостной насос — центробежного типа. Подшипник отделен от жидкостной полости насоса сальником. Жидкость, просочившаяся через сальник, не попадает в подшипник, а вытекает наружу через контрольное отверстие.

Подшипник заполняется смазкой при сборке, и в процессе эксплуатации добавления смазки не требуется.

Вентилятор — шестилопастный, изготовлен из пластмассы, крепится к ступице, надетой на валик жидкостного насоса. Вентилятор и насос приводятся во вращение двумя клиновыми ремнями от шкива на коленчатом валу. Этими же ремнями приводится во вращение генератор.

Радиатор — трубчато-ленточный.

Пробка радиатора, герметически закрывающая всю систему охлаждения, имеет резиновую прокладку и два клапана: паровой, открывающийся при избыточном давлении 0,044—0,049 МПа (0,45—0,50 кгс/см2), и воздушный, открывающийся при разрежении 0,001—0,01 МПа (0,01—0,10 кгс/см2).

Поскольку в системе возможно повышенное давление, то во избежание ожогов паром, пробку радиатора на горячем двигателе следует открывать рукой, завернутой в плотную салфетку.

Расширительный бачок — пластмассовый, соединен трубкой с наливной горловиной радиатора. На бачке имеется метка «MIN» — низший допускаемый уровень охлаждающей жидкости в бачке. Пробка расширительного бачка имеет резиновый клапан, через прорезь которого расширительный бачок сообщается с атмосферой при повышении давления в системе и при разрежении.

Жалюзи состоят из стальных, оцинкованных пластин, расположенных горизонтально. Жалюзи управляются с места водителя при помощи гибкой тяги.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..