СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ЗМЗ-402.10 АВТОМОБИЛЕЙ РАФ-2203-01, РАФ-22031-01,
РАФ-22035-01
Система смазки двигателя комбинированная: под давлением и
разбрызгиванием (рис. 11). Подшипники коленчатого и распределительного
валов и коромысел, верхние наконечники штанг толкателей,
распределительные шестерни и шестерни привода масляного насоса и
датчика-распределителя зажигания смазываются под давлением, остальные
поверхности трения — разбрызгиванием.
Система смазки состоит из поддона масляного картера, масло приемника,
масляного насоса с приводом, масляного фильтра, масляных каналов и
масляного радиатора.
Поддон масляного картера — штампованный из листовой стали или литой из
алюминиевого сплава. В масляный картер погружен
стержневой указатель уровня масла (щуп). На
указателе уровня имеются метки «П» и «О». Уровень масла должен
находиться вблизи метки «П», не превышая ее.
Масло заливается через горловину на крышке коромысел.
Маслоприемник — неподвижный, снабжен сеткой.
Масляный насос — шестеренчатого типа. Корпус насоса изготовлен из
алюминиевого сплава, крышка насоса — из чугуна. Ведущая шестерня
закреплена на валике, ведомая — свободно вращается на оси,
запрессованной в корпус насоса. Крышка имеет прилив, в котором
помещается редукционный клапан плунжерного типа. Пружина клапана
тарированная.
Привод масляного насоса осуществляется от распределительного вала парой
шестерен. Ведущая шестерня выполненая заодно с распределительным валом,
ведомая закреплена штифтом на валике, вращающемся в корпусе привода. На
верхнем конце валика закреплена втулка с прорезью для привода
датчика-распределителя зажигания К нижнему концу валика привода шарнирно
присоединен промежуточный шестигранный валик, нижний конец которого
входит в шестигранное отверстие валика ведущей шестерни масляного
насоса.
Масло из насоса по сверлениям в блоке цилиндров и наружной трубке
подводится к масляному фильтру.
Масляный фильтр — полнопоточный с картонным сменным элементом. Через
фильтр проходит все масло, нагнетаемое насосом в систему В верхней части
центрального стержня фильтра расположен перепускной клапан, который при
засорении фильтрующего элемента пропускает масло в масляную магистраль,
миную фильтрацию.
Давление масла определяется указателем на щитке приборов, датчик
которого ввернут в блок цилиндров — подключен к масляной магистрали.
Давление в системе смазки при средней частоте вращения коленчатого вала
(2200±50 мин-1) должно находиться в пределах
0,29—0,39 МПа (3—4 кгс/см2). Оно может повыситься на непро-гретом
двигателе до 0,44 МПа (4,5 кгс/см2) и упасть в жаркую погоду до 0,14 МПа
(1,5 кгс/см2). Датчик аварийного давления масла ввернут в нижнюю часть
корпуса масляного фильтра. Контрольная лампа аварийного давления масла
загорается при падении давления ниже 0,04—0,08 МПа (0,4—0,8 кгс/см2).
Масляный радиатор служит для дополнительного охлаждения масла при
эксплуатации автомобиля в летний период. Масляный радиатор соединен с
масляной магистралью двигателя при помощи резинового шланга через
запорный кран и предохранительный кла-пан Положение ручки крана вдоль
шланга соответствует открытому положению крана, поперек — закрытому
Масло из радиатора по шлангу сливается в картер двигателя.
Все клапаны системы смазки двигателя отрегулированы на заводе и
регулировать их в эксплуатации запрещается.
Вентиляция картера двигателя (рис. 11) закрытая, принудительная,
действующая за счет разрежения во впускной трубе и в воздушном фильтре.
При работе двигателя на частичных нагрузках, газы из картера
отсасываются во впускную трубу, на полных нагрузках — в воздушный фильтр
и впускную трубу.