(см. рис. 18) стальной, кованый, пятиопорный,
с полыми шатунными шейками. Шатунные шейки 18 вала расположены
относительно друг друга под углом 90° и имеют шесть противовесов 19.
Диаметр шатунных шеек нового вала — 65,5-0,013 мм, коренных — 75 мм.
Все шейки для повышения износостойкости закалены током высокой частоты
на глубину 3,0 — 6,5 мм. Во всех шатунных шейках имеются полости 32
грязеуловителей и каналы 31 для подвода масла к шатунным подшипникам.
При вращении колен-
чатого вала масло, поступающее по каналам от
коренных шеек в полости 32 грязеуловителей, под действием центробежных
сил очищается от механических примесей.
На переднем конце коленчатого вала имеются паз для шпонки крепления
шестерни 40 привода распределительного вала и резьбовое отверстие для
храповика 3 пусковой рукоятки.
На заднем конце вал имеет фланец для крепления маховика 26 и
маслоотражательный буртик 23; между фланцем маховика и буртиком 23 на
поверхности вала накатаны маслоотгонные канавки 24. В заднем торце вала
расточено гнездо для подшипника ведущего вала коробки передач.
Коренные подшипники коленчатого вала — тонкостенные триметаллические
вкладыши. Толщина металлической ленты вкладыша 1,8 мм, слоя
антифрикционного сплава СОС-6-6 — 0,08—0,12 мм. Вкладыши коренных
подшипников, кроме заднего подшипника, взаимозаменяемы.
Перемещение коленчатого вала в осевом направлении ограничивается
упорными подшипниками — шайбами 5, устанавливаемыми по обе стороны
первого коренного подшипника. Шайбы 5 изготовлены из стальной ленты
толщиной 2 мм, на которую с одной стороны по медноникелевому подслою
нанесен слой антифрикционного сплава СОС-6-6 толщиной 0,08 — 0,12 мм.
Обе шайбы зафиксированы от проворачивания и установлены сторонами с
антифрикционным сплавом к щеке кривошипа и к упорной шайбе 4,
находящейся между передней коренной шейкой и шестерней 40 привода
распределительного вала.
Осевой зазор в упорном подшипнике вала нового двигателя составляет 0,075
— 0,245 мм.
Утечка масла в месте выхода переднего конца коленчатого вала
предотвращается резиновым каркасным сальником, вмонтированным в крышку
распределительных шестерен и работающим по поверхности ступицы шкива, и
отражателем, ограничивающим поступление масла к сальнику со стороны
двигателя. Отражатель зажат между шестерней и ступицей шкива.
Утечка масла из картера двигателя к сцеплению предотвращается сальником
25 из асбестовой набивки, резиновыми уплотнительными прокладками 29 под
крышкой заднего подшипника, деревянными боковыми уплотнителями 28,
маслоотражательным буртиком 23 и маслоотгонными канавками 24. Для сброса
масла в поддон картера в крышке заднего коренного подшипника выполнена
дренажная канавка 22.
Коленчатый вал в сборе с маховиком и сцеплением подвергается
динамической балансировке.
Маховик 26 двигателя — чугунный, имеет напрессованный стальной зубчатый
венец 27, с которым входит в зацепление шестерня стартера при пуске
двигателя. Зубья венца для повышения износостойкости подвергнуты
поверхностной закалке током высокой частоты.
Маховик крепится к фланцу коленчатого вала шестью болтами, гайки которых
должны затягиваться равномерно. Момент затяжки гаек болтов должен быть
14—15кГм. При снятии маховика для облегчения последующей сборки следует
отметить взаимное положение маховика и коленчатого вала, так как
отверстия под болты их крепления расположены несимметрично.