6.5. РЕМОНТ КОЛЕС И СТУПИЦ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ (1987 год)

 

  Главная      Автомобили - Камаз     Ремонт автомобилей Камаз (Титунин Б.А., Старостин Н.Г.) - 1987 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     15      16      17      18     ..

 

 

 

6.5. РЕМОНТ КОЛЕС И СТУПИЦ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ (1987 год)

 

 Колеса автомобиля КамАЗ съемные, бездисковые, разборные, трехкомпонентные. Колесо автомобиля с балансировочными грузами устанавливается на конических поверхностях ступицы и крепится к ней гайками посредством прижимов. Замочное кольцо разрезное, устанавливается в канавке обода и замыкает бортовое кольцо. Между ободами сдвоенных колес заднего моста устанавливается приставочное кольцо. Прижимы задних колес отличаются от прижимов передних колес наличием скосов, которые одновременно центрируют и зажимают наружный обод колес.

Для проверки состояния подшипников ступиц колес и замены поврежденных сальников ступицы передних и задних колес снимаются.

Снятие ступиц передних колес производится, в следующей последовательности. Снимается крышка ступицы; отворачивается контргайка крепления подшипников и снимаются шайбы; отворачивается гайка крепления подшипников и съемником И-801.38.000 снимается ступица, как показано на рис. 106. Шайба 4 закрепляется болтами 8 на ступице. Упираясь наконечником 2 в цапфу поворотного кулака, захваты 1 заводятся за хомуты шайбы 4 и закрепляются болтами 8. Ступица с цапфы снимается при вворачивании рукояткой 5 винта 3 в траверсу 6.

Снятие ступиц задних колес производится только после извлечения полуосей в следующей последовательности. Отворачиваются гайки крепления полуосей к ступице; снимаются пружинные шайбы; извлекаются пружинные шайбы; вворачиваются два болта M12X1,5 в отверстия фланцев полуосей до сдвига их с места и извлекаются полуоси. Снятие ступицы производится съемником И-801.38.000 аналогично снятию ступиц передних колес.

После разборки ступиц проверяются удаление старой смазки и качество мойки деталей, состояние подшипников, рабочие поверхности колец и роликов. Рабочие поверхности всех деталей не должны иметь видимых рисок, задиров, трещин, цветов побежалости. Ролики должны свободно вращаться в сепараторе. При обнаружении дефектов подшипники заменяются на новые. Сборка ступиц производится в последовательности, обратной разборке. Пространство между роликами и сепараторами равномерно заполняется смазкой и подшипники подвергаются регулировке.

 

 

 

 

 

Рис. 106. Выпрессовка ступицы переднего колеса съемником И-801.38.000:
1 — захват; 2 — наконечник винта; 3 — винт съемника; 4 — съемная шайба; 5 — рукоятка винта съемника; 6 — траверса съемника; 7 — штифт; 8 — болт крепления шайбы на ступице колеса; 9 — ось поворотной цапфы; 10 — ступица колеса

 

 

6.6. РЕМОНТ ШИН АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ (1987 год)

6.6.1. Конструкция шин автомобилей КамАЗ и возможные дефекты шин


Шины моделей ИН-142Б радиальные, 12-слойные, пневматические, размер шин 260-508Р. Максимальная статическая нагрузка на шину 22 500 Н. Протектор шины имеет универсальный рисунок.

Шины являются сложными и ответственными деталями автомобиля. От состояния шин в значительной степени зависят многие эксплуатационные качества автомобилей: безопасность движения, устойчивость, проходимость и экономичность.

Одно из важнейших качеств шин—долговечность их работы, которая зависит от условий эксплуатации, ухода за ними, правильности сборки, умения вождения автомобиля.

Шины к эксплуатации не допускаются при износе рисунка протектора или при его повреждениях, когда устранение дефекта требует ремонта. Предельный износ рисунка протектора определяется по центру беговой дорожки. Высота оставшегося рисунка должна быть не менее 1 мм. Измерение производится по линии от радиуса колеса.
 

 

Изношенные или поврежденные шины подвергаются ремонту. Пригодность шин для местного ремонта или восстановления регламентируется соответствующими техническими условиями.

В зависимости от наличия дефектов шины могут ремонтироваться водителем или на шиноремонтном заводе.

Наиболее частой неисправностью шин, с которой водитель встречается в пути, является прокол камер. Их ремонт несложный и производится водителем автомобиля. Для этого необходимо снять колесо со ступицы, произвести демонтаж шины, отремонтировать камеру и собрать колесо.

6.6.2. Снятие колес с автомобиля и их разборка

Для снятия колеса с автомобиля необходимо затормозить автомобиль стояночным тормозом, включив его в рабочее положение, или упорами колес, подложив их с обеих сторон под задние колеса.

Поднять колесо передней оси домкратом, отвернуть пять гаек крепления обода к ступице, снять прижимы и само колесо.

Разборка колеса производится в последовательности, указанной на рис. 107.

 

 

 

Рис. 107. Последовательность выполнения операций разборки колеса автомобиля: а — отжатие борта шины вниз прямой лопаткой, б — размещение изогнутой лопатки для отжатия борта шины и снятия его с замочного кольца; в — снятие борта шины с конической полки замочного кольца отжатием его по окружности лопатками (прямой и изогнутой), г—отжатие замочного кольца от канавки обода; д—приподнятие замочного кольца и размещение прямой лопатки под нижним торцом замочного кольца, е— извлечение замочного кольца из канавки обода колеса; 1 — прямая лопатка, 2 — борт шины; 3 — шина, 4 — изогнутая лопатка; 5 — замочное кольцо, 6 — обод колеса

 

 

Для разборки колеса необходимо положить колесо бортовым кольцом вверх и выпустить из камеры воздух; вставить прямой конец лопатки между бортовым кольцом и шиной и отжать борт шины вниз, как показано на рис. 107, а; изогнутую лопатку вставить  в образовавшийся зазор между бортовым кольцом и шиной так, чтобы конец изогнутой лопатки упирался в бортовое кольцо, а пятка опиралась на прямую лопатку, как показано на рис. 107, б.

Отжимая борт шины прямой и изогнутой лопатками и последовательно передвигаясь по окружности колеса, снимают борт шины с конической полки замочного кольца, как показано на рис. 107, в; конец прямой лопатки вставляют в прорезь на замочном кольце и отжимают кольцо от замочной канавки. При этом изогнутой лопаткой приподнимают замочное кольцо вверх, как показано на рис. 107, г.

Удерживая замочное кольцо изогнутой лопаткой в приподнятом положении, вводят конец прямой лопатки под торец замочного кольца, как показано на рис. 107, д.

Поддерживая кольцо рукой, прямой лопаткой замочное кольцо выжимают из канавки обода, как показано на рис. 107, е. Вынув бортовое кольцо и перевернув колесо, снять борт шины с обода с помощью прямой и изогнутой лопаток.
 

 

 

6.6.3. Ремонт покрышек и камер

Технологический процесс ремонта камер включает следующие операции: подготовку камеры к ремонту, шероховку,  подготовку починочного материала, намазку клея и сушку, заделку повреждений, вулканизацию, отделку и контроль.

Незначительные дефекты в покрышках и проколы в камерах устраняются водителем в пути или в мастерской.

Ремонт камер в пути производится следующим образом: рашпилем или металлической щеткой делается шероховатая поверхность камеры на 15—25 мм вокруг места прокола;

на прокол в камере накладываются кусок сырой резины и вулканизационный брикет;

вулканизационный брикет и сырая резина прижимаются струбциной, как показано на рис. 108, и разрыхленная масса брикета поджигается;

через 10—15 мин струбцина снимается с камеры и отремонтированное место погружается в ванну с водой; пузырьков выходящего воздуха не должно быть;

камера вынимается из ванны с водой, вытирается насухо, просушивается и присыпается тальком.

При ремонте шин применяются резиновые и резинотканевые материалы. При значительных дефектах камеры и покрышки ремонтируются на шиноремонтных заводах.

 

 

 

 

 

Рис. 108. Заделка повреждения в камере:
1 — камера; 2 — струбцина; 3 — прижим; 4 — рукоятка винта прижима, 5 — коробка для хранения сырой резины и брикетов; 6 — металлическая щетка; 7 — рашпиль

 

 

 

 

Рис. 109. Способы заделки повреждений в покрышках:
а — рамкой; б — встречным конусом; в — наружным конусом; г — внутренним конусом;
1 — прослоечная резина толщиной 0,7 мм; 2 — протекторная листовая резина; 3 — прослоечная резина толщиной 2 мм или пластыри; 4 — выступ 2—3 мм починочной резины для усадки ее при вулканизации

 

 

Покрышка, поступающая в ремонт, подвергается тщательной мойке. При приеме в ремонт она осматривается с наружной и внутренней сторон при помощи различных приспособлений (расширителей, бортовыворачивателей). При дефектации покрышек и камер выявляются характер и размеры повреждений; внутренние расслоения определяются простукиванием покрышки (наличие глухого звука) или при помощи ультразвукового дефектоскопа.

Для покрышек установлено два вида ремонта: местный, при котором устраняются местные повреждения, и восстановительный, предусматривающий наложение нового протектора.

В местный ремонт принимаются покрышки, имеющие не более одного сквозного повреждения размером до 150 мм. Допускаются, кроме сквозного повреждения, повреждения внутреннего или наружного каркаса на глубину до двух слоев корда.

В восстановительном ремонте покрышки сортируются по группам. Покрышки, не имеющие сквозных повреждений каркаса, относятся к I группе ремонта; имеющие сквозные повреждения— ко II группе. Группа ремонта определяет стоимость ремонта и норму гарантированного пробега после ремонта.

Восстановительный ремонт покрышек заключается в снятии с покрышки старого протектора, устранении дефектов, приклеивании нового протектора и его вулканизации.

Заделка повреждений может осуществляться четырьмя способами, которые показаны на рис. 109. Заделка повреждений — это процесс наложения починочного материала на ремонтируемые участки с последующей прикаткой роликом. Заделывание повреждений начинается с внутренней стороны покрышки, а заканчивается — с наружной.

 

 

6.6.4. Сборка колес и проверка состояния шин

После ремонта камер и покрышек шины собираются. Сборка колес производится следующим образом:

камера вкладывается в покрышку и вставляется ободная лента, предварительно камера посыпается тальком;

шина надевается на обод колеса и вставляется вентиль в вертикальный паз, проследив, чтобы не было перекоса вентиля, как показано на рис. 110, а;

надевается бортовое кольцо, часть замочного кольца вставляется в канавку обода, при этом разрез должен находиться в противоположной стороне от обода, как показано на рис. 110, б;

вдавливается сначала одна часть замкового кольца, а затем и другая до полной посадки кольца в канавку обода; запрещается утапливание кольца производить ударами молотка без применения деформируемой прокладки во избежание деформаций замочного кольца;

шина накачивается воздухом до нормального давления и на вентиль наворачивается колпачок.

Бортовое кольцо должно плотно удерживаться замковым кольцом. При сборке и установке замковое кольцо из-за деформации может выскочить из канавки обода. В целях техники безопасности шина накачивается воздухом таким образом, чтобы замковое кольцо находилось в противоположной стороне от водителя.

Состояние шин и давление воздуха в них проверяются манометром. Давление воздуха должно соответствовать нормам, указанным в табл. 48.
 

 

48. Давление воздуха в шинах автомобиля КамАЗ, МПа (кг/см2) 

Ось

Модель автомобиля КамАЗ

автомобиля

5320, 5410

53212, 54212, 5511

Передняя

0,73 (7,3)

0,73 (7,3)

Задняя

0,5 (5)

0,6 (6)

 

 

 

 

 

Рис. 110. Сборка колеса:
а — заправка вентиля камеры в обод колеса; б — установка бортового и замочного колец; 1 — шина колеса; 2 — обод колеса; 3 — вентиль камеры; 4 — бортовое кольцо; 5 — замочное кольцо

 

 

Контрольные вопросы

1. Назовите конструктивные особенности рамы автомобилей КамАЗ-5320, КамАЗ-53212, КамАЗ-5480, КамАЗ-5511.

2. Какие неисправности может иметь рама? Назовите способы их устранения.

3. Какие характерные дефекты может иметь подвеска автомобиля? Назовите способы их устранения.

4. Какие характерные дефекты могут иметь амортизаторы? Назовите способы их устранения.

5. Какие характерные дефекты могут иметь передняя ось и рулевой привод? Назовите способы их устранения.

6. Какие дефекты могут иметь шины? Назовите способы их устранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     15      16      17      18     ..