Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с принудительной
циркуляцией жидкости (рис. 14).
Направление циркуляции охлаждающей жидкости показано стрелками. Жидкость
в зависимости от температурного состояния двигателя может циркулировать
по одному из двух путей:
а) при прогретом двигателе, когда клапан термостата открыт, через
выпускной патрубок 5 по шлангу в верхний бачок радиатора 1, а из
радиатора через подводящий шланг 10 в водяной насос 3 и далее в водяную
рубашку двигателя (большой круг);
б) при непрогретом двигателе, когда клапан
термостата закрыт, — минуя радиатор, через перепускной шланг 4 во
всасывающую полость водяного насоса, а затем — в водяную рубашку
двигателя (малый круг).
Качество воды, применяемой для охлаждения двигателя, имеет не меньшее
значение для долговечности и надежности его работы, чем качество топлива
и смазочных материалов. Применение доброкачественной воды является одним
из основных условий технически правильной эксплуатации двигателя,
предупреждающей образование накипи и коррозии в водяной рубашке, которые
могут привести к серьезным неполадкам. В систему охлаждения двигателя
необходимо заливать чистую «мягкую» воду.
Пресную речную и озерную воду для снижения жесткости желательно
кипятить, после чего фильтровать через 5—6 слоев марли. Использование
артезианской и ключевой воды может быть допущено лишь после
предварительной обработки ее специальными химическими реагентами и
ионитовыми фильтрами. Применение морской воды категорически запрещается.
Воду при сливе из системы охлаждения следует собирать и использовать
вновь. Частая замена воды усиливает коррозию и образование накипи.
Для заполнения системы охлаждения зимой рекомендуется применять жидкости
с низкой температурой замерзания: «ЮЖ-40», «ОЖ-65», ТОСОЛ-А40М и
TOCOJI-A65M. Температура замерзания этих жидкостей соответственно минус
40 и минус 65 °С.
Количество низкозамерзающей жидкости, заливаемой в систему охлаждения,
должно быть на 1,4—1,8 л меньше, чем воды: при этом уровень жидкости в
радиаторе должен быть на 53—59 мм выше торца охлаждающих трубок. Заливку
надо производить
осторожно, не проливая низкозамерзающую жидкость. Она портит окраску
автомобиля. Необходимо избегать попадания в систему охлаждения двигателя
нефтепродуктов (бензина, керосина, масла и т. п.), так как в присутствии
их низкозамерзающая жидкость сильно вспенивается и выбрасывается из
системы охлаждения. Доливку в систему охлаждения при испарении
низкозамерзающей жидкости следует производить только водой.
Для поддержания наивыгоднейшего теплового режима
двигателя (80—95 °С) и ускорения его прогрева при пуске имеются
термостат и жалюзи.
При повышении температуры охлаждающей жидкости в верхнем бачке радиатора
до 104 — 109 °С на панели приборов загорается сигнализатор перегрева
жидкости. При этом надо выяснить причину, вызвавшую повышение
температуры, и устранить ее.