11.2. Турбокомпрессор
Рис. 5.3–2.
Турбокомпрессор: 1 – уплотнительное кольцо; 2 –
труба возврата масла к блоку цилиндров; 3 –
прокладка; 4 – уплотнительное кольцо; 5 – болт,
10 Н·м; 6 – шланг к вакуумной камере для
контроля повышения давления; 7 – болт, 22 Н·м; 8
– труба подачи масла от кронштейна масляного
фильтра; 9 – пустотелый болт, 15 Н·м; 10 –
уплотнительные кольца; 11 – болт, 10 Н·м; 12 –
термозащитный экран; 13 – турбокомпрессор; 14 –
гайка, 22 Н•м; 15 – гайка, 22 Н·м; 16– колено
выпускного коллектора для крепления
турбокомпрессора; 17 – болт, 25 Н·м; 18 –
прокладка; 19 – приемная выхлопная труба с
нейтрализатором; 20 – болт, 22 Н·м; 21 – стойка
для промежуточного переходного элемента; 22 –
переходной элемент; 23 – болт, 22 Н·м; 24 –
болт, 10 Н·м
|
Мощность, которую
может развивать двигатель, зависит от количества воздуха и
топлива, которое поступает в цилиндры двигателя. Для увеличения
мощности двигателя необходимо увеличить подачу воздуха и
топлива. Подача большего количества топлива не даст эффекта до
тех пор, пока не появится достаточное для сгорания количество
воздуха. В противном случае образуется избыток несгоревшего
топлива, что приводит к перегреву и повышенной дымности
двигателя. Для увеличения количества воздуха, подаваемого в
двигатель, используется турбокомпрессор, который сжимает воздух,
поступающий в камеру сгорания (рис.
5.3–2).
Турбокомпрессор
состоит из колеса центробежного нагнетателя и турбины, связанных
между собой общей жесткой осью. Оба этих элемента вращаются в
одном направлении с одинаковой скоростью. Энергия потока
отработавших газов, которая в обычных двигателях не
используется, преобразуется в крутящий момент, приводящий в
действие турбокомпрессор. Выходящие из цилиндров двигателя
отработавшие газы имеют высокую температуру и давление. Они
разгоняются до большой скорости и взаимодействуют с лопатками
турбины, которая преобразует кинетическую энергию в механическую
энергию вращения. Преобразование энергии сопровождается
снижением температуры и давления отработавших газов.
Турбокомпрессор засасывает воздух через воздушный фильтр,
сжимает его и подает в цилиндры двигателя. Количество топлива,
которое можно смешать с воздухом, можно увеличить, что позволяет
двигателю развивать большую мощность.
Для смазки
турбокомпрессора моторное
масло подается
под давлением по специальному трубопроводу.
Поскольку
турбокомпрессор работает при высокой скорости, необходимо
соблюдать осторожность и чистоту: попадание грязи в
турбокомпрессор может вывести его из строя.
Предупреждение
Перед отсоединением
любых элементов от турбокомпрессора тщательно очистите их от
грязи. Для защиты от загрязнений снятые с турбокомпрессора
элементы расположите в герметичном контейнере, закройте
воздушные каналы турбокомпрессора.
Между
турбокомпрессором и впускным коллектором установлен
промежуточный охладитель воздуха, который снижает температуру
подаваемого в двигатель воздуха. Охлаждение воздуха увеличивает
мощность двигателя, так как в холодном воздухе из–за его более
высокой плотности увеличивается содержание кислорода.
Примечания
Вакуумный резервуар
расположен в передней части автомобиля под защитой арки колеса.
Рис. 5.3–1.
Элементы системы управления повышением давления
поступающего в двигатель воздуха: 1 – к сапуну
на корпусе воздушного фильтра; 2 – вакуумный
шланг к вакуумному резервуару или вакуумному
насосу; 3 – вакуумный шланг от электромагнитного
клапана повышенного давления; 4 – вакуумный
усилитель тормозов; 5 – вакуумный резервуар; 6 –
односторонний клапан; 7 – вакуумный насос; 8 – к
переключателю клапана впускного коллектора N239;
9 – вакуумный шланг от клапана N18 к
механическому клапану системы рециркуляции
отработавших газов; 10 – электромагнитный клапан
управления повышением давления N75; 11 – клапан
EGR N18
|
Обратите внимание
на положение установки (светлая сторона/ темная сторона),
показанное на рис.
5.3–1.
Снятие
Выключите зажигание
и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи.
Освободите
фиксаторы и снимите заднюю секцию нижнего брызговика моторного
отсека (рис.
5.3–3).
Отвинтите болт
крепления приемной выхлопной трубы на переходном элементе.
Отверните винты и
снимите кожух двигателя (рис.
5.3–4).
Отвинтите болты и
снимите термозащитный экран над турбокомпрессором (рис.
5.3–5).
Отвинтите болты
крепления приемной выхлопной трубы к турбокомпрессору (рис.
5.3–6).
Переместите
приемную выхлопную трубу назад и вниз.
Отвинтите гайки
крепления колена выпускного коллектора от турбокомпрессора (рис.
5.3–7).
Ослабьте хомуты и
снимите воздушный патрубок с воздушного фильтра.
Ослабьте и снимите
трубы с турбокомпрессора (рис.
5.3–8).
Отсоедините шланг
от вакуумной камеры управления повышением давления.
Ослабьте хомуты,
снимите и переместите в сторону от турбокомпрессора воздушный
выпускной патрубок (рис.
5.3–9).
Освободите зажимы,
снимите топливопроводы с кронштейна маслопровода и переместите
их в сторону.
Отсоедините
маслопровод от турбокомпрессора и впускного коллектора (рис.
5.3–10).
Отвинтите четыре
болта крепления турбокомпрессора к переходному элементу и
снимите турбокомпрессор (рис.
5.3–11).
Закройте чистой
ветошью отверстие для подачи масла в блоке цилиндров двигателя.
Установка
Установка
проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом
следующего.
Замените все
уплотнительные кольца, прокладки и самоконтрящиеся гайки.
Проверьте, чтобы не
было повреждено уплотнительное кольцо трубы возврата масла из
турбокомпрессора (рис.
5.3–12).
Заполните
турбокомпрессор маслом через отверстие для трубки подачи масла.
После установки
турбокомпрессора пустите двигатель и дайте поработать ему на
холостом ходу в течение 1 минуты, это обеспечит надежную смазку
турбокомпрессора.
Проверьте уровень
моторного масла.