6.2. Снятие и установка двигателя
Рекомендации по снятию
двигателя
Перед снятием
двигателя прочтите весь раздел.
Если двигатель
снимают для ремонта, необходимо в первую очередь выбрать место
для проведения работ, обеспечить пространство для обслуживания и
хранения запчастей. Рекомендуется ремонтировать двигатель на
станции техобслуживания или в гараже с ровным горизонтальным
полом с чистым твердым покрытием.
Перед снятием
двигателя промойте двигатель и моторный
отсек. Для
снятия двигателя используйте грузоподъемный механизм,
позволяющий безопасно поднимать силовой агрегат.
Если вы снимаете
двигатель впервые, необходимо пригласить опытного специалиста.
Некоторые работы следует выполнять с помощником.
Предупреждение
Все зажимы и
хомуты, которые при снятии двигателя будут повреждены или
разрезаны, необходимо заменить на новые при сборке двигателя.
Двигатель снимают
вперед без коробки передач.
Слитую охлаждающую
жидкость необходимо собрать и утилизировать.
Перед отсоединением
аккумуляторной батареи выясните, есть ли у вас код включения
радиоприемника.
Снятие
Выключите зажигание
и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи.
Снимите переднюю
поперечину.
Отверните винты и
снимите защитный кожух, расположенный за воздушным фильтром.
Рис. 3.4–1.
Расположение хомутов (1) крепления воздушного
патрубка и винтов крепления воздушного фильтра
|
Ослабьте хомуты и
снимите воздушный патрубок, соединяющий воздушный фильтр и
воздушную трубу (рис.
3.4–1).
Отверните винты
крепления корпуса воздушного фильтра.
Отверните винты и
снимите воздушную трубу (рис.
3.4–2).
Рис. 3.4–3.
Расположение хомутов крепления шлангов системы
охлаждения к штуцерам отопителя на перегородке
моторного отсека
|
Ослабьте хомуты (рис.
3.4–3) и
отсоедините шланги системы охлаждения, идущие к отопителю.
Отсоедините
вакуумный шланг и электрический разъем серого цвета,
расположенные около штуцеров отопителя на перегородке моторного
отсека, и отведите их в сторону.
Ослабьте хомут и
отсоедините шланг системы охлаждения от штуцера за топливным
насосом.
Ослабьте хомуты и
снимите шланги с распределительного трубопровода.
Ослабьте хомуты,
снимите шланги вентиляции картера и отведите их в сторону.
Выверните болт и
снимите нагнетательный трубопровод с насоса усилителя рулевого
управления.
Ослабьте натяжение
поликлинового ремня, повернув ключом механизм натяжения по
часовой стрелке (рис.
3.4–4).
Снимите
поликлиновой ремень.
Ослабьте хомуты и
отсоедините от двигателя шланги системы охлаждения.
Ослабьте хомуты и
отсоедините подающий топливопровод от Т–образного разветвителя.
Выверните винты и
снимите кожух блока управления двигателем. Освободите пружинные
зажимы и снимите уплотнение перегородки в задней части моторного
отсека.
Снимите защитные
кожухи в задней части моторного отсека.
Поднимите вверх
левый кожух, закрывающий блок управления, и выверните задний
правый винт.
Выверните
оставшиеся винты крепления.
Снимите кожух блока
управления.
Отсоедините
электрические разъемы от блока управления двигателем и блока
управления коробкой передач, а также все электрические разъемы
на перегородке моторного отсека.
Выверните винты и
снимите основание блока управления двигателем.
Рис. 3.4–5.
Расположение винтов (1) крепления блока реле,
электрического разъема (2) и корпусов плавких
предохранителей (3, 4)
|
Выверните винты 1 и
снимите блок реле (рис.
3.4–5).
Отсоедините
электрический разъем 2 и снимите корпуса 3 и 4 плавких
предохранителей.
Отвинтите зажим
крепления проводов к перегородке моторного отсека и отведите
провода в сторону.
Ослабьте хомут и
отсоедините воздушный патрубок от генератора (рис.
3.4–6).
Отсоедините
электрический разъем зеленого цвета от электромагнитной муфты,
освободите фиксатор и переместите провода в сторону.
Отвинтите болты
крепления компрессора кондиционера к кронштейну, затем, не
отсоединяя трубопроводы от компрессора, переместите его в
сторону и закрепите на кузове (рис.
3.4–7).
Отсоедините
электрические разъемы и отвинтите кронштейн датчика высоты
автомобиля под аркой левого переднего колеса.
Отвинтите болты и
снимите защитные кожухи валов привода.
В правой части
моторного отсека отсоедините электрические разъемы, освободите
держатели проводов, отвинтите гайку крепления наконечника
провода соединения с «массой» и переместите провода в сторону.
Отвинтите болты
крепления и снимите термозащитные экраны правого и левого валов
привода (рис.
3.4–8).
Отвинтите валы
привода от фланцев коробки передач.
Рис. 3.4–9.
Расположение гайки с буртиком крепления пальца
шарового шарнира нижнего рычага передней
подвески
|
Отвинтите гайку с
буртиком крепления пальца шарового шарнира нижнего рычага
передней подвески. Используя съемник шаровых шарниров, извлеките
палец шарового шарнира нижнего рычага из поворотного кулака (рис.
3.4–9).
Выверните гайки и
болты крепления нижнего рычага передней подвески и снимите его с
кронштейна (рис.
3.4–10).
Переместите
поворотные кулаки в сторону от автомобиля и мягкой проволокой
закрепите валы привода на кузове автомобиля.
Отвинтите болт
крепления подвески приемной выхлопной трубы к кронштейну.
Отвинтите
соединительные болты крепления левой выхлопной трубы.
Отвинтите гайки
крепления соединительных зажимов выхлопных труб и снимите левый
и правый каталитические нейтрализаторы.
Отвинтите болты и
снимите термозащитный экран карданного вала.
Отвинтите болты
крепления фланца карданного вала, отведите карданный вал к
главной передаче и расположите его на поперечной балке.
Отвинтите
термозащитный экран троса рычага управления автоматической
коробкой передач.
Отсоедините трос
управления автоматической коробкой передач, предварительно
установив рычаг селектора в положение «P», и поверните
соединительную муфту троса по часовой стрелке.
Отвинтите болты и
снимите передний кронштейн нижнего брызговика моторного отсека.
Отвинтите болты и
снимите задний кронштейн нижнего брызговика моторного отсека (рис.
3.4–11).
Выверните шесть
гаек и болтов крепления опор силового агрегата (рис.
3.4–12).
Зацепите захваты
грузоподъемного механизма за силовой агрегат и приподнимите
настолько, чтобы вес силового агрегата воспринимался
грузоподъемным механизмом.
Вывинтите нижние
болты (рис.
3.4–13)
крепления двигателя к нижней раме. Убедитесь, что все
электрические провода, шланги, патрубки и трубопроводы
отсоединены от двигателя.
Выверните три болта
крепления компенсатора крутящего момента.
Приподнимите
силовой агрегат и извлеките его вперед из моторного отсека.
Установка
Установка
проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом
следующего.
При установке
двигателя необходимо заменить на новые самоконтрящиеся гайки и
болты, которые затягивали доворачиванием на определенный угол, а
также уплотнительные кольца и прокладки.
При установке
проверьте наличие центрирующих втулок, определяющих
взаиморасположение двигателя и коробки передач.
При соединении
двигателя с коробкой передач соблюдайте осторожность – не
повредите датчик
частоты вращения двигателя.
Для крепления
гидротрансформатора к ведущему диску необходимо использовать
болты оригинальной конструкции.
Рис. 3.4–14.
Измерение расстояния между опорной поверхностью
для болтов крепления гидротрансформатора и
опорной поверхностью картера
|
Проверьте
правильность установки гидротрансформатора. Если расстояние
между опорной поверхностью для болтов крепления
гидротрансформатора и поверхностью картера составляет 19 мм,
значит, гидротрансформатор установлен правильно. При неправильно
установленном гидротрансформаторе это расстояние составляет
около 22 мм (рис.
3.4–14), при
этом разрушаются ведущая часть гидротрансформатора и насос
автоматической коробки передач.
Установите
двигатель на место и, покачав его из стороны в сторону,
обеспечьте правильное расположение на опорах.
Установите карданный
вал.
Установите и
отрегулируйте трос управления автоматической коробкой передач.
Залейте в систему
охлаждения охлаждающую жидкость. Повторное использование
охлаждающей жидкости не допускается, если снималась головка
блока цилиндров или заменялся блок цилиндров.
Проверьте,
правильно ли установлены элементы выхлопной системы на подвесках
и не касаются ли они кузова при покачивании.
Залейте масло в
систему усилителя рулевого управления и удалите из нее воздух.
Залейте в двигатель
масло.
Проверьте
правильность подсоединения электрических разъемов.
Установите
компрессор кондиционера.
Установите и
отрегулируйте натяжение поликлинового ремня.
Установите переднюю
поперечину.
Подсоедините провод
«массы» к аккумуляторной батарее.
Включите радиоприемник и
введите в него код.
Поднимите стекла
электрическими стеклоподъемниками вверх до упора. Затем нажмите
на все переключатели стеклоподъемника еще раз, по меньшей мере
на 1 секунду, в положение закрытия для активации блока
управления стеклоподъемниками.
Установите время на
часах.
Перед пуском
двигателя проверьте наличие и уровень масла в двигателе.