Компоновка гаражей и зарядных установок электрокаров и электротягачей

       Учебники - Транспорт     Электрокары и электропогрузчики (Тройнин М.Ф., Ушаков Н.С.) 2 издание - 1967 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 

 

Компоновка гаражей и зарядных установок электрокаров и электротягачей

 

 


Количество электрокаров и электротягачей на современных заводах колеблется в больших пределах. На крупных заводах оно нередко достигает нескольких сотен. На небольших заводах они используются главным образом для межцеховой транспортировки грузов. При малых грузопотоках достаточно 4—5 электрокаров, чтобы полностью обеспечить все потребности завода. На крупных заводах электрокары используются не только для транспортировки грузов на территории завода, но и внутри корпусов и цехов они успешно применяются как средство внутрицехового транспорта самых различных деталей и узлов.

Так как при гараже не только хранятся эти машины, но производится и зарядка мощных тяговых аккумуляторов, являющихся источником энергии, понятны особые требования, которые предъявляются к организации гаражей и зарядных установок. Если при небольшом количестве машин гараж требуется небольшой и аккумуляторов мало, то при большом количестве гараж должен иметь большие размеры, специальное и значительных размеров помещение для хранения кислоты и химических веществ, специальное и в большом (количестве оборудование для проверки, формовки и зарядки большого количества очень тяжелых аккумуляторов.

Кроме того, все эти гаражи и зарядные установки и помещения должны быть выполнены в соответствии с требованиями Госпожнадзора, «Правилами устройства электроустановок», «Правилами эксплуатации электроустановок промышленных предприятий» и «Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок промышленных предприятий». Они сводятся к следующему.

1. Запрещается в одном и том же помещении производить зарядку, а также приготовление электролита для кислотных и щелочных аккумуляторов. Поэтому при устройстве гаражей должны быть предусмотрены раздельные помещения для хранения и приготовления кислотного и щелочного электролитов, раздельная посуда для этих целей, а также отдельные помещения для зарядки кислотных и щелочных батарей.

2. Размеры помещений должны обеспечивать свободную работу рабочего при приготовлении электролита и заливке аккумуляторов, свободу установки батарей под зарядку и снятия их с зарядки.

Так как в небольших хозяйствах батареи электрокаров при односменной работе заряжаются и подзаряжаются без снятия их с электрокара, то расстояния между электрокарами в гараже должны быть такими, чтобы была обеспечена необходимая их маневренность при въезде в гараж, постановке под зарядку и выезде из гаража.
 

 

В больших хозяйствах при трехсменной работе должна быть предусмотрена возможность снятия с машин батарей под зарядку и обратная постановка на машины.

3. Зарядные устройства должны монтироваться таким образом, чтобы исключалась возможность появления обратных токов, т. е. каждая батарея при перерыве в ее цепи питания во время зарядки должна отключаться от других батарей и от источника тока. Для этого в цепи батарей должны устанавливаться реле обратного тока (см. табл. 16), которые должны срабатывать, если ток в их обмотке протекает в обратном направлении.

4. Все зарядные устройства, зарядные щиты и аппаратура (реостаты, реле обратного тока и т. п.) должны устанавливаться в помещении, отделенном стеной от помещения, в котором производится зарядка батарей (т. е. где размещаются для этой цели батареи). Стена должна обеспечивать непроницаемость для выделяющихся в процессе зарядки газов. Монтаж батарей должен производиться в строгом соответствии с «Правилами устройства электроустановок».

5. Помещение, в котором производится зарядка аккумуляторных батарей, относится к категории взрывоопасных, и, следовательно, должно иметь электропроводку во взрывобезопасном исполнении и хорошую вентиляцию.

Выбор типа зарядного агрегата. Для зарядки батарей лучше всего использовать меднозакисные, селеновые или кремниевые выпрямители одного из приведенных выше типов. Достоинством их является то, что в процессе зарядки батареи можно в широких пределах регулировать величину зарядного тока, а так как на самом выпрямителе смонтированы вольтметр, амперметр и предохранители, то не требуется устройства отдельных зарядных щитов. В этом случае зарядка ведется по схеме выпрямитель—батарея. Недостатком такого способа зарядки является необходимость применения большого количества выпрямителей, так как каждый выпрямитель может одновременно применяться только для зарядки одной батареи. Поэтому такой способ можно рекомендовать только в том случае, если число работающих электрокаров невелико. Если же электрокаров много, то для зарядки целесообразно использовать двигатели-генераторы и зарядные преобразователи соответствующей мощности.

Преимуществом их является возможность регулировки в широких пределах силы и напряжения тока зарядки, что осуществляется реостатом в цепи возбуждения генератора, а следовательно, и возможность задания самых различных режимов зарядки.

В этом случае зарядка осуществляется по следующей схеме: генератор питает шины щита (обычно берется щит прислонного типа, собранный из типовых панелей), который имеет столько отходящих фидеров (линий), сколько имеется одновременно заряжаемых батарей.

 

На каждой панели монтируются следующие приборы: амперметр для измерения силы тока в цепи заряжаемой батареи, двухполюсный пакетный выключатель, плавкий предохранитель, реостат (сопротивление которого определяется нижеприведенным способом). В цепи каждой заряжаемой батареи устанавливается реле обратного тока.

Пример расчета зарядного устройства. Допустим, что одновременно должна заряжаться одна и перезаряжаться две батареи электропогрузчика типа 15АПН-500. Зарядка и подзарядка осуществляются двумя ступенями: I ступень — силой тока 30 а;

II ступень — силой тока 15 о.

Также известно, что продолжительность заряда на I ступени составляет 30 ч, на II ступени 50 ч. Считаем, что из трех батарей одна заряжается на I ступени и две — на II ступени.

 

 

Так как этот же реостат будет использован и при заряде батарей на II ступени, то следует подсчитать его сопротивление и для этого случая. Напряжение батареи в этом случае принимаем равным 2,4 в каждого элемента.

 

 

Реостат должен выдерживать силу тока  = 30 а.

В качестве материала для реостата может быть использован свитый в спирали константановый провод или ящики сопротивления типа СН-1. Ящики сопротивления представляют собой набор соединенных последовательно константановых проволочных элементов сопротивления, собранных на общем основании. Ящики выпускаются с сопротивлениями от 0,14 до 1750 ом и допускают силу тока до 100 а. В рассмотренном примере требуется взять

6 ящиков с сопротивлением по 0,14 ом каждый.

Может быть также применен реостат из константанового провода со следующими данными: диаметр 3,0 мм, сопротивление

0,062 ом одного метра провода. Допустимая сила тока для него
порядка 45 а.

Всего на реостат требуется 13 м провода, свитого в 10 спиралей, сопротивлением каждая около 0,1 ом.

В качестве переключающего устройства может быть применен переключатель любой конструкции на 10 положений, рассчитанный на силу тока 50 а, или элементный коммутатор. Полная схема зарядного щита приведена на рис. 99. Щит состоит из трех типовых панелей прислонного типа. На панели 1 монтируются 2 автомата

типа А15-4 с отключающей катушкой на 48 в с максимальной токовой защитой (для защиты генераторов от перегрузок и коротких замыканий), и кнопки управления магнитными пускателями двигателей этих генераторов. На панелях 2 и 3 монтируются амперметры типа М340 со шкалой 0—75 а, пакетные выключатели ПК2/60 на силу тока 60 о, предохранители типа ПР2 на 100 а с плавкими вставками на 60 а и реостаты с коммутаторами. На па-нели 2 монтируется аппаратура, относящаяся к двум зарядным фидерам, на панели 3 — аппаратура третьего фидера (половина панели остается резервной). В цепи каждого зарядного фидера установлено реле обратного тока типа ДТ100 на силу тока 100 а, контакты которого при срабатывании (что происходит, если по каким-либо причинам генератор перестанет работать) замыкают цепи отключающих катушек автоматов А15-4, и они отключают генераторы от шин зарядного щита. Шины щита выполняются из алюминия сечением 15x3 мм. Сигнализация работы каждого зарядного агрегата осуществляется двумя сигнальными лампами (зеленая — агрегат выключен, красная — агрегат включен). Питание сигнальных ламп производится от общей сети переменного тока через блок-контакты магнитных пускателей двигателей агрегатов. Реостаты возбуждения обоих агрегатов монтируются на панели 1, на ней же для контроля напряжения на шинах

устанавливается вольтметр типа М340 со шкалой 0—50 в. Возможны и другие варианты схем зарядных устройств.

 

 

 

Рис. 99. Схема зарядного щита на 3 зарядных фидера

 

 

 



В качестве источников питания при одновременной зарядке нескольких батарей могут также применяться и соединенные последовательно или параллельно селеновые и меднозакисные выпрямители, обеспечивающие получение необходимой силы зарядных токов.

Схема зарядного щита в этом случае остается такой же, но на отходящих к батареям фидерах целесообразно ставить автоматы типа А15, а контакты реле обратного тока включить в цепь их отключающих катушек для того, чтобы предотвратить возможность разрядки одной батареи на другую в случае внезапного отключения выпрямителей.

Технические данные реле обратного тока серии ДТ приведены в табл. 16. Все эти реле снабжаются (по выбору потребителя) одним н. о. или одним н. з. контактом.

 

 

Таблица 16. Технические данные реле обратного тока серии ДТ на напряжение 50 в

Тип реле

Ток последовательной ка­тушки в а

Характеристика действия

ДТ-100

6; 12; 25; 30; 100; 150; 200; 300; 400; 600; 800; 1000

Реле приводится в действие при появлении обратного тока, равного 15% от номинального

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..