В настоящее время промышленностью освоен выпуск мощных зарядных
агрегатов типа ВАЗ-70-150 на кремниевых диодах типа
ВКД-200, предназначенных для зарядки щелочных
аккумуляторных батарей для электрокаров.
Рис. 97. Общий вид выпрямителей ВКАП-1 и ВСАП-2:
1 — панель приборов; 2 — амперметр; 3 — сигнальная лампа; 4—вольтметр;
5—коробка с предохранителями; 6 — коммутатор цепи питания; 7 — магнитный
пускатель; 8 — панель нагрузки; 9—дверцы шкафа; 10—катки; 11—кнопки
включения и выключения; 12 — переключатель со звезды на треугольник
Техническая характеристика выпрямительного
зарядного агрегата типа ВАЗ-70-150
Выпрямительный зарядный агрегат работает в двух
режимах (А и Б) и служит для зарядки следующих типов батарей.
Р е ж и м А. Батарея 32ТЖН-500 — режим зарядки 125 а при напряжении
40—70 в.
Режим Б. Батарея 24ТЖН-500 — режим зарядки 125 а при напряжении 30—50 в;
батарея 26ТНЖ-300 — режим зарядки 75 а при напряжении 32—50 в; батарея
28ТЖН-250 — режим зарядки 63 а при напряжении 35—55 в.
Агрегат предназначен для установки в сухих помещениях с температурой
воздуха от —20 до +35° С и относительной влажностью до 80%.
Электрическая схема агрегата представлена на рис. 98. Выпрямительная
часть собрана по трехфазной схеме.
Трансформатор выпрямителя Тр1 имеет переключатель ПП обмоток, чем
достигается необходимая сила зарядного тока.
В цепи вентилей БВ1 имеется силовой дроссель. В цепи выпрямленного тока
имеются амперметр А и вольтметр V для контроля параметров зарядки
батареи.
В цепь выпрямленного тока включен дроссель насыщения ДН, служащий для
стабилизации зарядного тока.
В схеме выпрямителя предусмотрена электрическая блокировка, исключающая
неправильное включение батареи на зарядку. Если батарея включена
неправильно, то через обмотку реле Рх ток проходить не будет. Вследствие
этого его контакт Р1, находящийся в цепи обмотки магнитного пускателя
К2, будет разомкнут. Так как н. о. контакт этого магнитного пускателя
находится в цепи кнопки «Пуск», то нажатие этой кнопки не приведет к
запуску агрегата.
Для обеспечения нормальной работы агрегат снабжен
вентилятором с двигателем Д и реле протока воздуха РВ. Если вентиляция
недостаточная, то н. о. контакт этого реле, находящийся в цепи обмотки
магнитного пускателя будет разомкнут, что также запретит пуск агрегата.
Устройство автоматической стабилизации работает следующим образом.
Дроссель насыщения ДН кроме обмотки 1, включенной в цепь выпрямленного
тока, снабжен короткозамкнутой обмоткой II, обмоткой III, находящейся в
цепи обмотки магнитного усилителя МУ wd и обмоткой IV, питаемой от
источника тока (фаза—нуль). Величина тока в обмотке IV, а следовательно,
и напряжение на выходе выпрямителя, состоящего из 4 диодов (2Д—5Д) типа
Д7Ж, будет пропорциональна величине тока в короткозамкнутой обмотке II
дросселя ДН, а также и величине полного сопротивления обмотки wd
магнитного усилителя МУ.
Заметим, что величина тока в обмотке IV будет также пропорциональна и
величине выпрямленного тока, так как при изменении величины тока в
обмотке / дросселя ДН будет изменяться величина намагничивания
сердечника, а следовательно, и величина полного сопротивления обмотки IV.
В схеме агрегата имеется трехкаскадный усилитель на транзисторах 1ГТ—ЗГТ,
собранный посхемес общим эмиттером. На вход этого усилителя подается
напряжение с выхода выпрямителя 2Д—5Д. Выход усилителя питает обмотку
управления магнитного усилителя МУ. Кроме обмоток и wd магнитный
усилитель имеет еще обмотку смещения wCM, служащую для выбора рабочей
точки.
Таким образом, при изменении величины тока в цепи заряжаемой батареи
изменится величина намагничивания сердечника дросселя ДН. Это приводит к
изменению величины тока в цепи обмотки IV этого дросселя, изменению
напряжения на входе транзисторного усилителя и изменению напряжения на
его выходе. Вследствие этого изменится величина потока намагничивания,
создаваемого обмоткой wy магнитного усилителя МУ, что приводит к
изменению полного сопротивления обмотки wd усилителя, а это вызовет
изменение тока в обмотке III дросселя насыщения ДН, а
следовательно, и величины тока в обмотке IV дросселя. Последнее
обстоятельство вызовет изменение напряжения на входе транзисторного
усилителя.
Таким образом, описанный зарядный агрегат является наиболее совершенным
из существующих.