Ртутный выпрямитель является распространенным
устройством, предназначенным для выпрямления переменного тока в
постоянный, который необходим для зарядки аккумуляторов.
На рис. 93 представлена простейшая схема ртутного-выпрями-теля небольшой
мощности. Выпрямитель состоит из стеклянной колбы, из которой откачан
воздух до высокого вакуума. На дне колбы находится жидкая ртуть,
являющаяся катодом. В боковые отростки колбы впаяны проводники,
снабженные графитовыми наконечниками, являющимися анодами. Рядом с
катодом находится еще один отросток, содержащий вспомогательный анод. Он
необходим для включения выпрямителя в работу. Во время включения
выпрямителя вспомогательный анод приходит в соприкосновение с катодом.
Соприкосновение достигается наклоном колбы с помощью соответствующего
приспособления, которое обычно имеет ручное управление (может быть
сделано и автоматическим). По возвращении колбы в вертикальное положение
между катодогЛ и вспомогательным анодом возникает дуга. Дуговой разряд
переходит на рабочие аноды, так как вся колба заполнена парами ртути.
В момент образования дуги на поверхности ртутного катода возникает
светящееся катодное пятно, являющееся источником электронов. Электроны
направляются к аноду, находящемуся в данный момент под положительным
потенциалом относительно катода. На своем пути к аноду электроны
выбивают из атомов ртути такие же электроны, которые также двигаются к
аноду. Образовавшиеся ионы ртути (лишенные электронов атомы) будут
двигаться к катоду, так как они имеют положительный заряд. Ударяясь об
атомы ртути катода, ионы будут выбивать из него новые электроны, а сами
будут превращаться в атомы ртути.
Видимый при работе ртутного выпрямителя дуговой разряд между катодом и
анодами состоит из двух противоположно направленных потоков (потока
электронов от катода к тому из анодов, который находится под
положительным потенциалом, и потока ионов в сторону катода). Этот
процесс в выпрямителе происходит с большой скоростью, определяемой
частотой выпрямляемого переменного Тока. При частоте сети 50 гц
(периодов в секунду) каждая полуволна переменного тока будет иметь
продолжительность 0,01 сек, следовательно, дуга будет перебрасываться с
одного анода на другой через 0,01 сек. Как видно из рис. 94,
выпрямленный ток будет не строго постоянным, а пульсирующим, т. е. он
будет иметь неизменное направление, но периодически изменя-ющуюся
величину. Сглаживание пульсаций тока может быть произведено
электрическим фильтром.
Отметим, что при разомкнутой внешней цепи, т. е. без нагрузки, ртутный
выпрямитель работать не будет. Поэтому после каждого^отключения нагрузки
и включения новой нагрузки ртутный выпрямитель надо включать в работу
снова.
Кроме рассмотренных ртутных выпрямителей со стеклянными колбами в более
мощных устройствах (обычно выше 100 кет) используют стальные резервуары,
из которых во время работы воздух удаляется непрерывно вакуумными
насосами. В настоящее время имеются конструкции мощных выпрямителей и
без насосов (с постоянным вакуумом). Ртутные выпрямители имеют ряд
достоинств: они не требуют времени для разогрева катода, легко могут
быть построены на токи в сотни и тысячи ампер, допускают большие
мгновенные перегрузки без опасности повреждений, у них отсутствуют
вращающиеся части (если не считать вакуумных насосов мощных установок).
Однако ртутные выпрямители не лишены и недостатков. Основными
недостатками являются: невысокий к. п. д. при малых мощностях, не
превышающий соответствующий к. п. д. у двигатель-генератора; зависимость
величины выпрямленного напряжения от величины приложенного напряжения
переменного тока, заставляющая прибегать к специальным мерам (что
усложняет установку и уменьшает ее к. п. д.); неустойчивость работы при
малых нагрузках; неудобство регулирования величины выпрямленного тока и
напряжения.
Конструктивно стеклянные ртутные выпрямители выполняются в виде шкафов
из стали, внутри которых устанавливаются выпрямительная колба,
трансформатор питания, вентилятор охлаждения и другая аппаратура. На
передней панели находятся измерительные приборы, на нее же выводятся
штурвал качания колбы и кнопка зажигания.
Технические данные применяемых на практике стеклянных зарядных ртутных
выпрямителей типа ВАРЗ приведены в табл. 13.
Большим преимуществом зарядных ртутных выпрямителей типа ВАРЗ является
то, что они обеспечивают устойчивый режим зарядки за счет круто падающей
нагрузочной характеристики, которая создается завышением напряжения
холостого хода и применением анодного реактора. С увеличением тока
нагрузки выпрямителя растет падение напряжения в реакторе, чем и
обеспечивается соответствующее уменьшение напряжения на заряжаемых
аккумуляторах.
Как видно из характеристики приведенных в табл. 13 зарядных ртутных
выпрямителей, они обеспечивают зарядку только
кислотных аккумуляторов, подходящих по напряжению и силе тока. Для
зарядки батарей электрокаров пригодны по своим параметрам только
выпрямители типа ВАРЗ-120-60, при условии включения 1в зарядную цепь
реостатов для регулирования режима зарядки аккумуляторов и гашения
излишнего напряжения.