Ртутный выпрямитель электрокар

       Учебники - Транспорт     Электрокары и электропогрузчики (Тройнин М.Ф., Ушаков Н.С.) 2 издание - 1967 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

 

Ртутный выпрямитель электрокар

 

 

Ртутный выпрямитель является распространенным устройством, предназначенным для выпрямления переменного тока в постоянный, который необходим для зарядки аккумуляторов.

На рис. 93 представлена простейшая схема ртутного-выпрями-теля небольшой мощности. Выпрямитель состоит из стеклянной колбы, из которой откачан воздух до высокого вакуума. На дне колбы находится жидкая ртуть, являющаяся катодом. В боковые отростки колбы впаяны проводники, снабженные графитовыми наконечниками, являющимися анодами. Рядом с катодом находится еще один отросток, содержащий вспомогательный анод. Он необходим для включения выпрямителя в работу. Во время включения выпрямителя вспомогательный анод приходит в соприкосновение с катодом. Соприкосновение достигается наклоном колбы с помощью соответствующего приспособления, которое обычно имеет ручное управление (может быть сделано и автоматическим). По возвращении колбы в вертикальное положение между катодогЛ и вспомогательным анодом возникает дуга. Дуговой разряд переходит на рабочие аноды, так как вся колба заполнена парами ртути.

В момент образования дуги на поверхности ртутного катода возникает светящееся катодное пятно, являющееся источником электронов. Электроны направляются к аноду, находящемуся в данный момент под положительным потенциалом относительно катода. На своем пути к аноду электроны выбивают из атомов ртути такие же электроны, которые также двигаются к аноду. Образовавшиеся ионы ртути (лишенные электронов атомы) будут двигаться к катоду, так как они имеют положительный заряд. Ударяясь об атомы ртути катода, ионы будут выбивать из него новые электроны, а сами будут превращаться в атомы ртути.

Видимый при работе ртутного выпрямителя дуговой разряд между катодом и анодами состоит из двух противоположно направленных потоков (потока электронов от катода к тому из анодов, который находится под положительным потенциалом, и потока ионов в сторону катода). Этот процесс в выпрямителе происходит с большой скоростью, определяемой частотой выпрямляемого переменного Тока. При частоте сети 50 гц (периодов в секунду) каждая полуволна переменного тока будет иметь продолжительность 0,01 сек, следовательно, дуга будет перебрасываться с одного анода на другой через 0,01 сек. Как видно из рис. 94, выпрямленный ток будет не строго постоянным, а пульсирующим, т. е. он будет иметь неизменное направление, но периодически изменя-ющуюся величину. Сглаживание пульсаций тока может быть произведено электрическим фильтром.

 

 

 

 

 

Рис. 93. Схема двухполупериодного ртутного выпрямителя:

 

 

 



Отметим, что при разомкнутой внешней цепи, т. е. без нагрузки, ртутный выпрямитель работать не будет. Поэтому после каждого^отключения нагрузки и включения новой нагрузки ртутный выпрямитель надо включать в работу снова.

Кроме рассмотренных ртутных выпрямителей со стеклянными колбами в более мощных устройствах (обычно выше 100 кет) используют стальные резервуары, из которых во время работы воздух удаляется непрерывно вакуумными насосами. В настоящее время имеются конструкции мощных выпрямителей и без насосов (с постоянным вакуумом). Ртутные выпрямители имеют ряд достоинств: они не требуют времени для разогрева катода, легко могут быть построены на токи в сотни и тысячи ампер, допускают большие мгновенные перегрузки без опасности повреждений, у них отсутствуют вращающиеся части (если не считать вакуумных насосов мощных установок). Однако ртутные выпрямители не лишены и недостатков. Основными недостатками являются: невысокий к. п. д. при малых мощностях, не превышающий соответствующий к. п. д. у двигатель-генератора; зависимость величины выпрямленного напряжения от величины приложенного напряжения переменного тока, заставляющая прибегать к специальным мерам (что усложняет установку и уменьшает ее к. п. д.); неустойчивость работы при малых нагрузках; неудобство регулирования величины выпрямленного тока и напряжения.

Конструктивно стеклянные ртутные выпрямители выполняются в виде шкафов из стали, внутри которых устанавливаются выпрямительная колба, трансформатор питания, вентилятор охлаждения и другая аппаратура. На передней панели находятся измерительные приборы, на нее же выводятся штурвал качания колбы и кнопка зажигания.

Технические данные применяемых на практике стеклянных зарядных ртутных выпрямителей типа ВАРЗ приведены в табл. 13.

Большим преимуществом зарядных ртутных выпрямителей типа ВАРЗ является то, что они обеспечивают устойчивый режим зарядки за счет круто падающей нагрузочной характеристики, которая создается завышением напряжения холостого хода и применением анодного реактора. С увеличением тока нагрузки выпрямителя растет падение напряжения в реакторе, чем и обеспечивается соответствующее уменьшение напряжения на заряжаемых аккумуляторах.

Как видно из характеристики приведенных в табл. 13 зарядных ртутных выпрямителей, они обеспечивают зарядку только
кислотных аккумуляторов, подходящих по напряжению и силе тока. Для зарядки батарей электрокаров пригодны по своим параметрам только выпрямители типа ВАРЗ-120-60, при условии включения 1в зарядную цепь реостатов для регулирования режима зарядки аккумуляторов и гашения излишнего напряжения.

 

 

Таблица 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..