Схема электрических соединений электрокаров
ЭКП-750 и ЭКБ-750
На рис. 87 приведена схема электрических соединений
электрокаров ЭКП-750 и ЭКБ-750.
Эти электрокары имеют три рабочих положения контроллера, соответствующие
трем рабочим скоростям при движении вперед и назад (и подъем, и
опускание груза). В положении контроллера, соответствующем первой
скорости (вперед, опускание), замкнуты
контакты 1, 5 и 7 контроллера. В этом случае ток от
плюса батареи пойдет по цепи: контакт контроллера 7 — провод Я Я — якорь
двигателя — провод Я — контакт контроллера 5 — провод КК — обмотка
возбуждения — провод К — провод IV — сопротивление R — провод II —
предохранитель — контакт 1 контроллера— провод III — провод I — минус
батареи. При этом двигатель будет иметь малое число оборотов.
Во втором положении контроллера прохождение тока аналогично, но так как
замкнут контакт 2 контроллера, закорачивающий часть сопротивления R, то
скорость двигателя повысится.
В третьем положении дополнительно замыкается еще контакт контроллера 3,
вследствие чего полностью закорачивается сопротивление R и двигатель
развивает наибольшее число оборотов. Это положение и является основным
рабочим положением.
Кулачок контакта 1 насажен свободно на вал контроллера и связан тягой с
ножной педалью. При нажатии на педаль растормаживается двигатель
движения, при опускании педали двигатель затормаживается.
В положении контроллера «Назад, подъем», соответствующем первой
скорости, замыкаются контакты 1, 4 и 6 контроллера. В этом случае ток
пойдет по цепи: плюс батареи — провод V —
контакт 4 контроллера — провод Я — якорь двигателя
— провод Я Я — контакт 6 контроллера — провод КК — обмотка возбуждения —
сопротивление R — контакт 1 контроллера — минус батареи.
Рис. 87. Схема электрических соединений
электрокара ЭКП-750 и ЭКБ-750
Таким образом, направление тока в якоре изменится на обратное описанному
ранее при неизменном направлении тока в обмотке возбуждения, чем и
достигается реверсирование двигателя.
В остальном работа схемы при всех положениях контроллера «Назад, подъем»
ничем не отличается от работы при положении «Вперед, опускание».
Рассмотрим схемы электрических соединений самоходных аккумуляторных
машин производства НРБ.
Как указано ранее, в электроприводе самоходных аккумуляторных машин
производства НРБ применяются кислотные аккумуляторные батареи
напряжением 24,40 и 80 в. Для питания цепей управления и сигнализации
применяется напряжение 12 в, снимаемое с общей батареи.
Электродвигатели, употребляемые для привода механизма передвижения и для
привода гидронасоса, применяются чаще всего с последовательным
возбуждением (но иногда и со смешанным).
Нуск двигателей передвижения во всех схемах управления производится
через пусковое сопротивление; реверсирование и получение промежуточных
экономичных (без потерь в пусковых сопротивлениях) скоростей
передвижения достигается переключением обмоток возбуждения с
последовательного соединения на параллельное или ослаблением поля путем
шунтирования обмотки возбуждения сопротивлением, а иногда включением
двигателей на разные напряжения за счет переключения секций
аккумуляторной батареи с последовательного соединения на параллельное.
В зависимости от назначения машин применяется контроллерное или
контакторное управление. На машинах, которые имеют повышенные требования
к пуску (например, на электротягачах), применяется так называемый
бесступенчатый пуск.
В некоторых схемах обеспечивается электрическое торможение. Все машины
имеют выключатель, сблокированный с замком, не допускающим управление
тележкой посторонним лицом. Этот выключатель используется также для
включения сигнальных ламп и фар.