Двигатель-генератор представляет собой (рис. 92) сочетание
электродвигателя переменного тока (обычно трехфазного асинхронного) с
генератором постоянного тока. Обе машины устанавливаются на общей раме
(основании); которая крепится на фундаменте. Между собой машины
соединяют при помощи эластичной муфты.
В качестве генераторов постоянного тока используются машины серии ПН, в
качестве электродвигателей — асинхронные электродвигатели единой серии.
Данные некоторых двигатель-генераторов с машинами серии ПН приведены в
табл. 11. Машины серии ПН имеют к. п. д. в пределах 0,90—0,92.
Отечественной промышленностью также выпускаются смонтированные зарядные
преобразователи серии ЗП, технические данные которых приведены в табл.
12.
Таблица 11
Таблица 12. Технические данные зарядных агрегатов
ЗП
Генератор
постоянного тока
Асинхронный
электродвигатель
К. п. д. агрегата
Вес в кг
Тип
Напряжение в в
Мощность в квт
Средний ток в
а
Скорость вращения в
об/мин
Напряжение в в
Мощность в квт
ЗП 4/30
24—36
4
133
2890
220/380 и 500
5,5
65
205
ЗП 7,5/30
24—36
7,5
250
2890
220/380 и 500
10
70
250
ЗП 7,5/60
48—72
7,5
125
2890
220/380 и 500
10
70
250
ЗП 12/60
48—72
12
200
1450
220/380 и 500
14
73
400
Зарядный преобразователь представляет собой смонтированный в одном
корпусе агрегат, состоящий из двигателя переменного тока и генератора
постоянного тока.
Выбор мощности зарядного агрегата можно пояснить следующим примером.
Допустим, что нам необходимо произвести зарядку батареи 26ТЖН-250,
имеющую следующие параметры: номинальное напряжение 32 в, число
элементов 26, емкость 250 а-ч, сила тока зарядки 63 а (допускается ток
зарядки до 80 а при постоянном напряжении).
Рис. 92. Общий вид двигателя-генератора,
состоящего из двигателя А52/4 и генератора ПН-68:
1 — генератор; 2 — соединительная муфта; 3 — двигатель
Напряжение на зажимах батареи в конце заряда должно
быть U6am = 26-1,55 = 40 в.
Максимальная сила тока (при зарядке при постоянном напряжении) составит
80 а.
Принимаем стандартное ближайшее значение напряжения генератора
постоянного тока, равное 48 в. Тогда необходимая мощность на зажимах
генератора составит
Рген = 48*80 = 3840 вт = 3,84 квт.
Из табл. 12 находим, что этим требованиям удовлетворяет зарядный
преобразователь типа ЗП 7,5/60, имеющий минимальное напряжение 48 в и
мощность 7,6 квт. Может быть принят также двигатель-генератор, состоящий
из комбинации генератора постоянного тока типа ПН-68 мощностью 5 квт,
напряжением 115 в, и асинхронного электродвигателя единой серии типа
А52/4 мощностью 7,0 квт, напряжением 220/380 в.
В обоих случаях генераторы и электродвигатели будут недогружены, а при
использовании указанного двигатель-генератора значительную часть
напряжения придется гасить реостатом, включенным последовательно с
заряжаемой батареей.
Преимуществом зарядных устройств типа ЗП и двигатель-генераторов
является легкость регулировки силы тока и напряжения, которая
осуществляется плавно в широких пределах и с наименьшими потерями путем
изменения тока в обмотке возбуждения генератора.
Недостатками их являются: большой вес, сравнительно небольшой к. п. д.
(порядка 0,6—0,8), наличие вращающихся частей (роторы машин, эластичная
муфта, коллектор), необходимость периодической смазки, осмотра и
ремонта, шум при работе. От перечисленных недостатков свободны ртутные и
твердые выпрямители.