216. Обязанности машиниста строительного
подъемника во время работы
Во время работы, управляя подъемником,
машинист соблюдает правила технической эксплуатации и правила техники
безопасности. Поднимать и опускать груз подъемником можно только по
сигналам рабочих, обслуживающих подъемник (знаковую сигнализацию
администрация разрабатывает и вывешивает в зоне работ). Во время работы
запрещается ремонтировать, смазывать или чистить подъемник, запрещается
отлучаться с подъемника, не предупредив работающих лиц. Даже при
кратковременной отлучке машинист обязан опустить грузонесущий орган в
нижнее положение, выключить электродвигатель, запереть кабину (пульт
управления) на замок. На подъемниках С-598А, С-953, С-953-1, ТП-9,
ТП-12, ТП-14, ТП-17 необходимо также вынуть ключ из кнопочного пульта
управления, а пульт запереть в шкаф.
На время отсутствия машиниста нельзя передавать
управление подъемником стажеру.
Машинист должен: поднимать груз плавно, без рынков; следить за
правильной навивкой каната на барабан. На гладком барабане плотно
укладывают от трех до пяти витков; в процессе работы подъемника не
допускается ослабление каната, что может привести к образованию петель,
соскакиванию каната с барабана и ложному срабатыванию ловителей. На
барабане всегда должно оставаться не менее 1,5 витка каната при
нахождении грузонесущего органа в крайнем нижнем положения, не считая
витков, находящихся под зажимным устройством.
Машинист обязан: немедленно прекратить работу, если лицам, находящимся в
зоне работы подъемника, угрожает опасность. Для экстренной остановки
подъемников С-953, С-953-1, ТП-9, ТП-12, ТП-16, ТП-14, ТП-17 он
пользуется кнопкой «Стоп аварийный». Нажимая на эту кнопку,
останавливают подъемник также при отказе электрооборудования, например
системы управления,—залипании контактов пускателей, кнопок управления, в
результате чего возможна авария. Команду «Стоп» машинист обязан
выполнить во всех случаях, даже если эта команда дана посторонним лицом.
Прекратить работу: при приближении грозы, скорости ветра 12,4 м/с
(6 баллов) и более; при недостаточном освещении места работы, сильном
снегопаде или тумане, когда плохо виден поднимаемый груз. Машинист перед
спуском пли подъемом грузонесущего органа убеждается в том, что он
полностью вышел из оконного проема. Нельзя оставлять груз в подвешенном
состоянии во время перерыва в работе, нельзя находиться под ним, входить
в шахту шахтного подъемника и находиться под клетью. При необходимости
грузонесущий орган опускают на опору и стопорят.
Машинист не имеет права поднимать груз, масса которого превышает
номинальную грузоподъемность или неизвестна, а также примерзший и
защемленный груз; работать без обслуживающих рабочих, поднимать груз без
тары или грузозахватных приспособлений, если существует опасность
падения этого материала во время подъема; совмещать работу любых
механизмов подъемника; не допускать перемещения грузонесущего органа,
выдвижного монорельса в крайние положения, при которых срабатывают
конечные выключатели, за исключением случаев, предусмотренных
инструкцией по эксплуатации; поднимать грузы на платформе, на которой
нет бортов.
Запрещается загружать кабину грузопассажирского подъемника огне- и
взрывоопасными грузами и ядовитыми жидкостями
в стеклянной таре без специальной упаковки Не
разрешается перевозить в кабине грузопассажирского подъемника
одновременно груз и пассажиров Если на стройке произошла авария или
несчастный случай, машинист обязан остановить подъемник и не производить
работ до прихода ответственного лица, в ведении которого находится
подъемник.