Проверка угла покоя налеты, когда зуб анкерного колеса останавливается

  Главная      Книги - Часы     Руководство по ремонту часов (Дональд Де Карль) - 1965 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

  

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

 

АНКЕРНЫЙ СПУСК ЧАСОВ, ЕГО ПРОВЕРКА И КОРРЕКТИРОВКА

 

 

Проверка угла покоя налеты, когда зуб анкерного колеса останавливается

 

 

Следующим очень важным фактором, подлежащим проверке, является проверка положения покоя налеты в том случае, когда зуб анкерного колеса останавливается в момент притяжки налеты. Для проверки этого фактора баланс вместе с мостом вынимается из механизма. Для проверки работы анкерной вилки сложенную бумажную полоску пропускают под вилку, застопоривая ее (фиг. 30). Толщина бумаги, необходимая для подобной проверки, зависит от расстояния между анкерной вилкой

и платиной. В некоторых случаях нужна только папиросная бумага. Пружинящее свойство бумаги выполняет функцию стопора (фиксатора) вилки и удерживает ее в заданном положении.

Заводную пружину вынимают. Острием пуцгольца поворачивают анкерную вилку настолько, чтобы зуб анкерного колеса
покоился на плоскости импульса палеты.

Для осуществления проверки угла покоя входной палеты нужно слегка подвинуть анкерное колесо вперед острием пуцгольца с тем, чтобы анкерная вилка начала свой путь с того момента, когда зуб начал скользить по плоскости импульса. В момент, когда зуб сходит с плоскости импульса палеты, необходимо при помощи лупы тщательно осмотреть точное положение остановки зуба на плоскости покоя выходной палеты. В платине имеются два контрольных отверстия, расположенных под палетами, и если механизм держать на расстоянии 50—75 мм от поверхности верстака, освещая его отраженным светом, то можно проверить величину притяжки. Притяжка считается правильной, если ее угол составляет 2° (фиг. 31). Угол 2° невозможно измерить без сложного мерительного инструмента, но изучив расположение деталей на фиг. 29, можно визуально представить себе правильный угол притяжки. Затем анкерную вилку устанавливают в обратное

положение таким образом, чтобы зуб оказался на импульсной плоскости выходной палеты и, нажимая спереди на анкерное колесо, получают возможность проверить притяжку входной палеты. Такой контроль следует повторить с каждой палетой 15 раз, т. е. по одному разу с каждым зубом ходового колеса. Такой способ проверки дает возможность убедиться в правильной притяжке зубьев и является более точным, чем в случае проверки путем заводки пружины и перемещения анкерной вилки.

 

 

 

 

 

 

Фиг. 30. Кусочек сложенной бумаги, подсунутый под вилку, служит удобным стопором.

 

 

 

 

 

Фиг. 31. Правильный угол притяжки не больше 2°.

 

 

 


Если у какого-либо зуба нарушена притяжка с входной палетой, т. е. зуб анкерного колеса опускается прямо на плоскость импульса, минуя плоскость покоя, часовой мастер иногда выдвигает \ палету, увеличивая глубину зацепления. Однако, прежде чем произвести столь значительное изменение в регулировке хода, необходимо тщательно проверить положение выходной палеты.

Обычно палеты приклеиваются к анкерной вилке тонким слоем шеллака. Для перемещения палет анкерную вилку кладут на лоток шеллаком вверх. На палеты кладут небольшой кусок шеллака.

Лоток держат над пламенем спиртовки, пока шеллак не размягчится. При этом необходимо избегать перегрева, чтобы шеллак не начал течь. Шеллак разбухает при нагреве, и при чрезмерном перегреве налеты будут смещены из своего положения. После подогрева лоток кладут на кусок дерева и толстым пинцетом прижимают вилку к лотку (фиг. 32), а другим пинцетом аккуратно перемещают палеты в нужном направлении. Нагрев вилки должен' быть малым, только для облегчения перемещения палет и не нарушать клеющих свойств шеллака. Эту операцию следует иногда повторить один или два раза — до тех пор, пока не будет достигнуто правильное положение плоскости покоя.

Когда требуемое положение плоскости покоя достигнуто, т. е. когда палеты поставлены на нужную глубину, следует проверить их взаимодействие с колесом при отклонениях вилки до ограничительных штифтов. Выход палеты из положения покоя вызывает незначительную отдачу колесной системы. Во время такой проверки заводная пружина заводится на один-два оборота, а анкерная вилка удерживается кусочком сложенной бумаги. Анкерную вилку двигают медленно, но равномерно до тех пор, пока зуб

не упадет на плоскость покоя налеты. Необходимо заметить расстояние от анкерной вилки до ограничительного штифта и затем подвигать анкерную вилку до тех.пор, пока она не остановится у штифта. Это перемещение вилки должно быть заметным (расстояние, которое пройдет вилка до ограничительного штифта, должно равняться примерно толщине спирали).

 

 

 

 

 

Фиг. 32. Перемещение палет: I — шеллак.

 

 



В случаях слишком большого хода между упорами ограничительные штифты должны быть приближены друг к другу. Там, где штифты хорошо пригнаны, это достигается простым изгибом штифтов во внутрь. Однако очень важно сохранять параллельность штифтов, как показано на фиг. 33. В противном случае ход часов будет изменяться в положении циферблатом вверх. Когда перемещения вилки ограничены твердыми упорами, образованными выступами платины, эта регулировка усложняется. Надрез производится вблизи ограничительной плоскости, образуя колонку или штифт, который можно отогнуть (фиг. 34). Такой надрез может быть выполнен шлицевым напильником. Если подобный надрез окажется недостаточным, то ограничители могут быть срезаны

как показано на фиг. 35. В различных моделях часов имеется ряд других форм ограничителей, однако, принцип их регулировки всегда один и тот же.

Если плоскость покоя палеты несколько отклоняется от радиальной линии, проведенной из центра ходового колеса, усилие, оказываемое зубом, опускает палету вниз, прижимая анкерную  вилку к ограничительному штифту (фиг. 36). Для проверки при-тяжки заводную пружину поворачивают на два оборота, вынимают бумажный клин и осторожно подвигают анкерную вилку до смещения зуба анкерного колеса к краю плоскости покоя палеты, после чего в момент, когда анкерная вилка внезапно освобождается, она снова возвращается в исходное положение к штифту. Такой проверке подвергаются обе палеты. Этот способ контроля особенно важен, так как помогает установить наличие необходимого зазора между копьем вилки и ограничительным роликом баланса. При отсутствии притяжки у анкерной вилки часы могут надежно работать только в горизонтальном положении, что недостаточно для наручных или карманных часов.

Если притяжка отсутствует или она слишком слаба, следует спустить заводную пружину и снять вилку. Положить вилку на лоток шеллачной стороной вверх, положить сбо^у палет кусочек шеллака для передачи тепла и нагреть пока кусочки шеллака не станут мягкими. После этого, оставляя анкерную вилку на лотке и удерживая ее щипцами, перемещают с помощью маслодо-зировки палету, как показано на фиг. 37, в требуемое положение. Не снимая инструментов, охлаждают палету. После охлаждения наносят шеллак.

 

 

 

Фиг. 33. Сохранение параллельности ограничительных штифтов.

 

 

 

Фиг. 34. Уменьшение ширины жестких упоров.

 

 

 

 

 

 

Фиг. 35. Увеличение ширины жестких упоров.

 

 

 

 

 

 

 

Фиг. 36. Притяжка налеты.

 

 

 

 

 

Фиг. 37. Угол палеты замеряется от центра триба ходового колеса. Палету перемещают в направлении, указанном стрелкой для увеличения притяжки.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..