Угол покоя

  Главная       Книги - Часы      Ремонт часов (И.С. Беляков, С.Е. Крепс)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

ДЕТАЛИ ХОДА ЧАСОВ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С БАЛАНСОМ

 

 

Угол покоя. Когда вилка прижата к ограничительному штифту, эллипс, входя в паз вилки, поворачивает ее. В свою очередь вилка, поворачиваясь, освобождает палету из-под зуба, давая возможность ходовому колесу, совершив отход назад, встать зубом на начало плоскости импульса палеты. Угол, на который поворачивается в это время вилка от ограничительного штифта до того положения, когда зуб встанет в начало плоскости импульса палеты, называется полным углом покоя, или углом освобождения.

Полный угол покоя равен углу покоя плюс угол потерянного пути. Например, если угол покоя равен 1° 30', а угол потерянного пути — 0°30', то полный угол покоя будет равен 2°.

Угол импульса. Когда анкерная вилка прошла угол освобождения, т. е. острие зуба ходового колеса соприкоснулось с началом плоскости импульса палеты, колесо, получив возможность вращения, начинает поворачивать вилку, сообщая ей импульс.

Угол, на который поворачивается анкерная вилка, начиная с положения, когда острие зуба колеса соприкоснулось с началом плоскости импульса, и до того момента, пока пятка зуба не покинет эту плоскость,— называется углом импульса. Сумму угла покоя и угла импульса называют углом подъема анкерной ВИЛКИ.

Таким образом, весь узел анкерной вилки служит связующим звеном между узлом баланса и анкерным колесом (рис. 25).

Зазор между ограничительными штифтами, копьем и предо-
хранительным роликом с обеих сторон должен быть совершенна одинаковым. Необходимо, чтобы зазор между предохранительным роликом и копьем был бы меньше, чем зазор между эллипсом и рожком вилки. Это нужно для беспрепятственного прохода эллипса в паз рожков вилки.
Зазор между эллипсом и рожком должен быть больше потерянного пути.
 

 

 

 

Рис. 25. Комплекс узлов хода и регулятора, собранных полностью (вид сверху)

 

 

 



Ходовое колесо. Для передачи движения анкерной вилке служит ходовое колесо. Оно состоит из втулки, спиц, обода и зубьев и закреплено на оси, изготовленной вместе с трибом из одного прутка. Зубья колеса имеют своеобразную форму (рис. 26). Рабочая часть зуба состоит из четырех элементов: вершины (острие) зуба, пятки зуба, плоскости импульса и плоскости покоя.

Ходовое колесо обычно изготовляют из латуни. Для часов улуч-шенного качества эти колеса изготовляют из стали и бериллиевой бронзы. Стальное колесо подвергают термической обработке — закалке и отпуску. Рабочие поверхности колеса тщательно шлифуют. Верхнюю плоскость колеса полируют, а нижнюю шлифуют.

Находясь во взаимодействии с палетами, зубья ходового колеса касаются плоскости покоя палет своими вершинами и пятками. Когда зуб соприкасается вначале с плоскостью импульса палет, он упирается в нее также вершиной зуба, когда зуб проходит по

плоскости импульса палет, он касается ее пяткой зуба, но в конце, перед выходом зуба из-под палеты, острие палеты скользит по плоскости импульса зуба. Падая на плоскость импульса, зуб ходового колеса ляжет не в самом начале угла импульса палет, а несколько впереди.

Ось ходового колеса своими цапфами входит в отверстия платины и моста. На оси нарезан триб, который имеет шесть, иногда восемь зубьев.

 

 

 

Рис. 26. Зуб ходового колеса:
1 — острие зуба; 2 — пятка зуба; 3 — плоскость покоя; 4 — плоскость импульса; 5 — фаска


 

 



Отход назад. В начале движения анкерной вилки и ее отрыва от ограничительного штифта до того момента, когда зуб попадет на импульсную плоскость, палета отодвигает ходовое колесо несколько назад от направления своего вращения, давая этим самым возможность палете освободиться от притяжки зубом ходового колеса.

Вершина зуба ходового колеса под действием заводной пружины падает на плоскость имлульса палеты, отбрасывая анкерную вилку, которая своим рожком догоняет эллипс и, ударяя по нему, сообщает импульс балансу. Вилка же, благодаря притяжке, плотно прижмется к ограничительному штифту.
Таким образом во время работы хода происходит мгновенный обмен скоростями между балансом и анкерной вилкой. На рис. 27 показаны последовательные периоды работы анкерного хода.

 

 

 

 

Рис. 27. Последовательные периоды работы анкерного хода

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..