КОНСТРУКЦИЯ УЗЛА
ЗАВОДА ЧАСОВ И ПЕРЕВОДА СТРЕЛОК
Стрелочные колеса и ремонтуар во время перевода стрелок.
При вытягивании заводной головки (рис. 31) заводной валик 1 и
переводной рычаг 2 перемещаются. Нижняя часть переводного рычага
упирается своей второй канавкой в фиксатор 5, который не дает
возможности переводному рычагу произвольно переходить
из одного положения в другое без применения силы. Другим концом
переводной рычаг упирается в заводной рычаг 4, который входит в
паз кулачковой муфты 5. В этот момент прямые зубья кулачковой
муфты 5 входят в зацепление с зубьями переводного колеса 6. При
повороте заводной головки зубья кулачковой муфты вращают
переводные колеса, которые поворачивают вексельное колесо и
минутный триб с укрепленной на нем минутной стрелкой.
Одновременно через триб вексельного колеса вращается часовое
колесо, свободно сидящее на минутном трибе. На трубке часового
колеса установлена часовая стрелка. Установив стрелки в
надлежащем положении, надавливают на заводную головку и
перемещают заводной валик в первоначальное положение.
Рис. 31. Узел ремонтуара в положении перевода стрелок:
1 — головка и валик; 2 — переводной рычаг;
3 — фиксатор; 4 — заводной рычаг; 5 — кулачковая муфта; 6 —
колесо перевода стрелок
Минутный триб. Деталь, соединяющая стрелочный механизм с
колесной передачей и закрепляемая на оси центрального колеса,
называется минутным трибом (рис. 32).
На удлиненном, проходящем сквозь платину конце оси триба
центрального колеса имеется выточка, а в центре минутного триба
— вдавленный во внутрь уступ. Благодаря уступу, входящему в
выточку оси сравнительно плотно, минутный триб в процессе
перестановки стрелок проскальзывает на оси.
Во время работы часового механизма минутный триб движется вместе
с осью триба центрального колеса; в противном случае при
отсутствии такой фрикционной связи этих элементов часы могут
идти, а стрелки будут стоять на месте.
В устаревших конструкциях часов минутный триб насажен на валик,
вставленный свободно в сквозное отверстие триба центрального
колеса, а минутная стрелка укреплена на валике, который
выступает несколько
выше минутного триба. При повороте минутного триба вместе с ним
поворачивается валик.
Также в устаревших конструкциях часов вместо переводного рычага
применяется подавка (рис. 33). В этом случае заводной валик 1
закрепляется винтом или стальным мостом. Для перестановки
стрелок вместо вытягивания заводного валика нажимают кнопку 2 (подавку),
которая упирается в заводной рычаг 5, заставляя его
передвинуться и тем самым переместить кулачковую муфту к
переводному колесу. В исходное положение механизм возвращается
под действием пружины 4.
Рис. 32. Минутный триб:
1 — минутный триб; 2 — ось центрального триба для установки
минутного триба; 3 — минутный триб на оси центрального триба
Рис. 33. Перестановка стрелок подавкой:
1 — заводной валик; 2 — подавка; 3 — заводной рычаг; 4 — пружина |