КОНСТРУКЦИЯ УЗЛА ЗАВОДА ЧАСОВ И ПЕРЕВОДА
СТРЕЛОК
Механизм завода часов и перевода стрелок. Узел завода
часов и перевода стрелок — ремонтуар — имеет различные
конструктивные особенности, отличающиеся количеством деталей,
формой и
их расположением; принцип же работы этого устройства почти
одинаковый во всех конструкциях. Механизм ремонтуара обычно
расположен под циферблатом. Заводной валик — деталь сложной
конструкции (рис. 29). Самая распространенная за последнее время
конструкция ремонтуара — заводной механизм с переводным рычагом.
В механизм ремонтуара (рис. 30) входит заводная головка 1,
закрепленная на резьбе заводного валика, заводной триб 2 (полубочонок),
надетый на заплечик заводного валика, кулачковая муфта 3
(бочонок), надетая на квадрат заводного валика, заводной рычаг
4, входящий в выем кулачковой муфты 3, в который нижним концом
упирается двусторонняя пружина 5, прижимающая муфту к заводному
трибу 2. При этом косые зубья кулачковой муфты 3 плотно
сцепляются с косыми зубьями заводного триба 2.
Прямые зубья заводного триба выступают наружу в вырез моста и
сцепляются с зубьями заводного колеса. Заводное колесо в свою
очередь сцепляется с барабанным колесом, закрепленным на валу
барабана.
Рис. 29. Заводной валик:
1 — цапфа; 2 — грань; 3 — направляющий поясок; 4 — выточка для
переводного рычага; 5 — резьба
Таким образом, поворотом заводной головки
вправо квадрат заводного валика поворачивает кулачковую муфту 3.
Муфта поворачивает заводной триб 2 и все связанные с ним
заводные колеса, которые заводят пружину. Чтобы при заводе часов
пружина не
могла вернуться в обратное положение, в барабанное колесо
упирается собачка с фиксирующей пружинкой.
При обратном вращении заводной головки все ремонтуарные колеса
стоят неподвижно, вращается только кулачковая муфта.
|