Спортивное ориентирование на местности (С.Ф. Богатов) - часть 3

 

  Главная      Книги - Разные     Спортивное ориентирование на местности (С.Ф. Богатов) - 1973 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

 

Спортивное ориентирование на местности (С.Ф. Богатов) - часть 3

 

 



Опытные ориентировщики, пройдя расстояние до контрольного пункта, определенное по карте, и еще 1/10 его часть и не обнаружив контрольный пункт, в поисках его часто двигаются назад «змейкой», отклоняясь от оси первоначального движения в стороны на 25—35 м. Попытки начинающего спортсмена пройти «змейкой» могут закончиться потерей ориентировки.

Не найдя контрольный пункт, надо выйти на другую привязку и с нее повторить поиск контрольного пункта в том же порядке. Поскольку спортсмен, не нашедший контрольный пункт, свое местоположение на карте знает лишь приближенно, то в качестве второй привязки в этом случае целесообразно выбрать такой линейный или площадной ориентир, на который можно уверенно выйти, располагая приближенными данными о расстоянии до контрольного пункта и направления движения.

При неудачных попытках обнаружить контрольный пункт не следует излишне нервничать, а постараться спокойно найти ошибку в своих действиях. Для анализа своих ошибок, наиболее часто встречающихся при поиске контрольных пунктов, в дневнике или на листе бумаги после состязаний или участия в прикидке рекомендуется воспроизводить ситуацию возле того контрольного пункта, где были допущены ошибки в его поиске, с указанием своего пути движения. В результате такого анализа многие спортсмены смогли убедиться .в том, что они систематически уклоняются, например, влево при движении к контрольному пункту, и в дальнейшем во время движения тщательно следили за тем, чтобы не уклоняться в эту сторону. Число таких ошибок впоследствии у них заметно уменьшилось.

В качестве примера тактического рассуждения при выборе маршрута и практического движения по нему можно привести действия мастера спорта СССР Р. Абола во время участия в состязаниях в составе сборной команды Вооруженных Сил СССР с командой Оборо-нительных сил Финляндии в районе г. Лахти (Финляндия) в 1968 г. (см. рис. 12). Вот что рассказал на тренерском совете Р. Абол при разборе итогов его участия в состязаниях.

«Прибыв в район состязаний, мы обратили внимание на то, что местность сильнопересеченная с многочисленными скоплениями крупных камней. Камни, поросшие толстым слоем мха, представляли сложное препятствие для передвижения. При наступании на такую моховую подушку нога проваливалась, а потом соскальзывала. Было решено использовать специальную обувь с резиновыми шипами на подошве.

Начальник дистанции указал, что дождя длительное время не было, все болота находятся в проходимом состоянии. В лесу встречаются большие участки, заросшие крапивой. Видимость контрольных пунктов не (превышает 5—10 м. На основании этих данных решил надеть костюм с длинными рукавами и щитками, закрывающими голени ног от ожогов крапивы, при выходе в район контрольных пунктов (проявлять особую внимательность. Учитывая, что сильнопересеченная местность с большим числом камней не позволяет показать высокую скорость бега, решил стремиться использовать по возможности тропинки и дороги для скорейшего выхода в районы контрольных пунктов. С этим планом тренер согласился.

Перед стартом сделал хорошую разминку и энергично помасси* ровал мышцы ног. Еще раз проверил основной и запасной компасы, а также полиэтиленовый мешочек для хранения карты. Приняв старт, старался быстрее прибежать на пункт выдачи карт. Тропа резко пошла вверх на вершину горы, где был оборудован пункт выдачи карт.

Получив карту, определил, что дистанция представляет собой замкнутую кривую и проложена по сильнопересеченной местности. Лес преимущественно хвойных пород. Наличие мелких озер и небольших .высот позволяет дополнительно контролировать свой путь движения.

Сразу же наметил путь движения до КП-1. Он представлялся мне таким: сначала двигаться до болота у северо-восточного угла озера, потом, огибая с севера большую гору, выйти на берег озера южнее, затем по азимуту выходить на КГ1-1.

Однако, пробежав несколько десятков метров вниз по склону, встретил сплошное скопление камней, через которые пробиться было очень трудно. Нога попала между камней, и я едва не получил тяжелую травму коленного сустава. Бежать дальше было очень опасно. Нужно было менять маршрут. Решил использовать шоссе для быстрейшего движения к КП-1. С этой целью выбрался на шоссе севернее отметки 105,5 и быстро пробежал по обочине около 1000 м до ответвления тропинки. Здесь рассчитал азимут и расстояние до контрольного пункта. Склон горы, хотя и был каменистым, позволял все же быстро двигаться вперед. Отсчитав необходимое число пар шагов с учетом крутизны ската, внимательно осмотрелся и вправо от себя увидел небольшую лощину, где находился контрольный пункт.

Отметившись у судей, отбежал на несколько метров в сторону, присел за большой валун, сориентировал карту и быстро наметил путь до КП-2: первоначально предстояло бежать до берега озера. 

 

 

к устью безымянного ручья, потом до другого ручья, что несколько западнее контрольного пункта. Двигаясь то берегу этого ручья, должен был выйти на КП-2. Протяженность маршрута была около километра. В качестве дополнительной привязки наметил угол лугг в 200 м юго-юосточнее КП-2.

Пробежав от КП-1 около 250 м по седловине между двумя возвышенностями, обнаружил тропинку (на карте она не была показана), по которой было легко бежать. Тропинка совпадала с выбранным направлением движения. Однако она вскоре начала поворачивать на восток, и я очутился в середине небольшого болота. Пришлось взять направление на северный угол луга, что севернее отметки 119,5, а от него быстро вышел к контрольному пункту. Подбежав к КП-2, увидел, что у судей отмечается финский спортсмен Авикайнен, который стартовал позже меня на 5 мин (старт давался через 5 мин). Это было для меня неприятно, так как я уже проигрывал ему на первых двух участках трассы целых 5 мин. Решил в дальнейшем более осмотрительно выбирать маршрут и не пользоваться тропинками, не показанными на карте.

Выбирая маршрут на КП-3, обратил внимание, что никаких сопутствующих ориентиров не было, если не считать болота, вытянутого с севера на юг, а расстояние между контрольными пунктами было свыше 2 км. Принял решение: выдерживая общее направление на юг, добежать до болота, которое (начинается сразу же после ручья, и, следуя по его западной границе, выйти на перекресток дорог юго-западнее отметки 127,1. С развилки дороги, возможно точнее подсчитывая расстояние, через небольшое болото выйти к контрольному пункту'.

Этот план удалось осуществить полностью. Достигнув болота, побежал строго на юг, а потом на юго-запад. Сперва бежал по болоту, «о поги уходили по щиколотку в жидкую грязь. Пришлось искать берег болота. Бежать стало легче, но нагромождения камней не давали развить желаемую скорость. В конце болота выскочил на дорогу, через 100 м был на развилке и взял направление на контрольный пункт. Местность, сильно заросшая ельником, плохо просматривалась, поэтому не смог сразу обнаружить болота, где был контрольный пункт. Еще раз изучил карту и решил искать высотку, что северо-восточнее КП-3. Пробежав немного на север, понял, что нахожусь не южнее, а севернее высотки. Быстро обогнув ее, вышел на болото и обнаружил КП-3.

Этап до КП-4 самый короткий — всего около 300 м: его нужно брать с ходу. Некоторую опасность таило болото, которое находилось перед озером. Густо поросшее ельником, оно закрывало озеро, вследствие чего можно было промахнуться и пройти мимо озера. Чтобы этого не случилось, измерил расстояние до границы болота и старался возможно точнее выдерживать направление. Действительно, мне удалось очень быстро достигнуть края болота в месте кратчайшего расстояния до озера. Двигаясь по компасу, вскоре увидел просвет среди деревьев. Передо мной было озеро. Пробежав еще около 30—40 м, вышел на берег и побежал на юг. Через 100 м был на КП-4. Думаю, что всем участникам, так же как и мне, удалось выйти на КП-4 без какой-либо потери времени.

Прежде чем окончательно выбрать путь движения до КП-5, пришлось оценить несколько вариантов.

Первый вариант: использовать сопутствующий ориентир — ручей, позволяющий двигаться вдоль него почти 2 км до озера и

 

 потом по его берегу. Но я был уверен, что быстро бежать по болотистой пойме ручья те удастся.

Второй вариант: воспользоваться дорогой, проходящей севернее ручья. На протяжении почти 1,5 км этот маршрут был очень благоприятен. Однако, судя по карте, через 1,5 км дорога .в лесу обрывалась и далее к КП-5 никаких надежных ориентиров не было. Я побоялся повторить ту ошибку, которую допустил на участке между первым и вторым контрольными пунктами, воспользовавшись встретившейся тропинкой. Пришлось отвергнуть и второй вариант.

Третий вариант: использовать берега двух озер. Этот маршрут был короче первого, а главное, гарантировал от возможной потери ориентировки. Кроме того, надеялся, что около озер буд^т тропинки, которыми можно воспользоваться, хотя ши не были показаны па карте. Такой вывод сделал по наличию пашни и хутора в лесу, полагая, что к ним должны вести какие-нибудь пути.

Итак, решил остановиться на третьем варианте. В действительности тропинок около озер не обнаружил. Только вдоль ручья, вытекающего из северного озера, была тропинка, заваленная крупными камнями. Она все время петляла, и развить хорошую скорость по ней не удалось. При подходе к КП-5 не смог сразу найти болотце, на краю которого должен находиться контрольный пункт. Пришлось сделать петлю и возвращаться назад. При этом решил двигаться «змейкой». Через 100—150 м обнаружил контрольный пункт. Было очень досадно из-за потерянных минут.

В район КП-6 вела тропа примерно до середины маршрута, после чего она уходила вправо. Решил двигаться этой тропой. В дальнейшем нужно было пересечь болото и, двигаясь вдоль границы вырубки и молодого леса, выходить к контрольному пункту.

Действуя по этому варианту, спустился к ручью, достиг тропинки н смело побежал вперед почти на север, точно подсчитывая шаги. В это время увидел мелькнувшую впереди меня фигуру другого финского спортсмена Костиайнена, который стартовал через 35 мин позже меня. Стало ясно, что я сильно проигрываю финским спортсменам. Однако решил бороться до конца, так как от этого во многом зависел результат нашей команды. При этом заметил, что Костиайнен легко и непринужденно преодолевал крупные камни. Стало понятно, что финские ориентировщики были специально подготовлены к бегу но местности с большими скоплениями камней. КП-6 обнаружил сразу. Этому способствовало то обстоятельство, что я имел возможность контролировать свой путь, так как на протяжении последних 400 м бежал вдоль подошвы высоты с отметкой 184,7.

Маршрут до КП-7 мог быть только один: тто склону горы до ручья, далее по дороге и тропе (до границы с лугом). Последний участок — по азимуту. При движении ио маршруту до самого рубежа границы с лугом особых трудностей не испытывал, так как карта полностью соответствовала местности и я все время чувствовал повышающийся вправо рельеф местности. На последнем участке двигался по азимуту с точным подсчетом шагов. Пробежав нужное количество шагов, увидел несколько очень крупных камней (высотой с одноэтажный дом). Около одного из них (с южной стороны) находился контрольный пункт и сидели судьи с рацией.

До КП-8 решил двигаться вниз по склону до болота, после
 

этого по тропе До второго болота, а оттуда по лощине с ходу вы-ходить па контрольный пункт. Спустившись до первого болота, вскоре обнаружил тропинку и сумел очень быстро по ней добежать до второго болота. Но тут совершил ошибку, аналогичную той, которая случилась при 'поиске КП-5. Выход в лощину был закрыт крупными камнями, .поэтому я его «е заметил и проскочил мимо. Вскоре почувствовал, что пробежал большее расстояние, чем рассчитывал. Значит где-то допустил ошибку. Быстро решил вернуться ко второму болоту и повторить поиск контрольного пункта. Но уже во время возвращения обратил внимание яа скопление камией и понял, что через них лежит путь в лощину. Преодолев камни, по которым пришлось карабкаться, как альпинисту, вскоре выбежал к контрольному пункту.

Передо мной оставался последний этап до финиша. Решил двигаться по кратчайшему расстоянию, надеясь, что около финиша выйду «а какую-либо тропу, .ведущую в населенный пункт, где (находился финиш. Действительно, такая тропа вскоре попалась и я сумел развить хорошую скорость несмотря на то, что нога были побиты о камни и сильно болели.

В заключение следует сказать, что к успешным действиям на подобной местности мы были .мало подготовлены, в то время как финны действовали в естественной для них обстатовке. Часто встречавшиеся завалы камней представляли для нас большие трудности, так как «и я, ни мои товарищи ни разу не встречались со столь каменистой местностью. В таких условиях очень трудно было правильно распределить на дистанции свои силы. Видимо, поэтому я закончил дистанцию с большим запасом сил. На результаты состязаний (которые мы проиграли) повлияло также и то обстоятельство, что мы еще не привыкли быстро читать финские карты».

Особенности действий спортсмена в состязаниях по маркированной трассе. Учитывая, что рассмотренные выше тактические решения движения по маршруту и поиска контрольных пунктов относились главным образом к состязаниям по ориентированию в заданном направлении и «по выбору», ниже рассматриваются особенности тактики действий во время состязаний по маркированной трассе.

Этот вид состязания проводится чаще всего в зимнее время. Условия для ориентирования в этот период более трудны, чем летом, так как количество ориентиров существенно уменьшается. Перестают выделяться на общем фоне местности небольшие водоемы, канавы, ямы, границы лугов, не используется часть лесных дорог, а вместе с тем прокладываются новые дороги — зимники.

В состязаниях по маркированной трассе действия спортсмена значительно отличаются от действий во время состязаний в заданном направлении и «по выбору».

 

Это объясняется прежде всего тем, что спортсмен не выбирает маршрут движения, а следует по лыжне, которая приводит его к контрольным пунктам. Лыжня часто меняет свое направление, то поднимаясь в гору, то спускаясь с нее. Скорость движения на различных участках резко колеблется, особенно на подъемах и спусках. Из-за этого трудно следить за величиной магнитного азимута каждого участка маршрута, а расстояния между встретившимися ориентирами можно определять лишь приближенно. Ориентировщик вынужден часто обращаться к карте, а начинающий спортсмен непрерывно ориентирует карту и сличает ее с местностью. Поэтому карта должна быть постоянно перед глазами. Для облегчения этого применяются специальные планшеты; их описание дано ниже.

Начинающим ориентировщикам рекомендуется вычерчивать на карте путь движения или отмечать встречающиеся ориентиры. Отметив на карте ориентир, находящийся на маршруте, надо установить, какие объекты местности в этом районе можно использовать в качестве ориентиров при дальнейшем движении, их характер и взаимное расположение. Если спортсмен в зрительной памяти зафиксировал местность, то в процессе движения появление ориентира не будет для него внезапным, он заранее ожидает его. Чем больше размеры запоминаемого района, тем меньше времени уходит на сличение карты с местностью и тем, следовательно, выше скорость прохождения дистанции. Вот почему такое важное значение в подготовке ориентировщика имеет тренировка в запоминании изображения местности на карте.

Контрольные пункты в этом виде состязаний также имеют привязки. Первая привязка обычно находится до контрольного пункта, а вторая — после него на удалении не более 250 м. Достигнув контрольного пункта, необходимо учесть расстояние, пройденное от первой привязки, и направление движения, после чего предварительно наметить на карте положение контрольного пункта. Накалывать его не следует; это надо сделать на второй привязке, находящейся за контрольным пунктом, убедившись, что его положение определено правильно.

Соревнования по маркированной трассе проводятся, как правило, на пересеченной местности, где большую помощь в ориентировании может оказать рельеф. Как бы ни петляла лыжня по лесу, надо не только определять пройденное расстояние, но и обязательно следить за начертанием маршрута относительно основных форм рельефа. Если маршрут, проходящий по скату высоты или склону лощины, в результате целого ряда поворотов существенно меняет свое первоначальное направление, то

в условиях резко выраженного рельефа в большинстве случаев это можно без труда установить и определить новое направление движения относительно основных форм рельефа. Так, например, если участник, двигаясь от отметки 103,4, по хребту дошел до вершины высоты 115,6 (рис. 23) и дальше убедился, что лыжня, извиваясь, идет по крутому спуску, то он может заключить, что ее общее направление изменилось в сторону озера Белого. Использование характера рельефа особенно важно для общего ориентирования на местности, т. е. приближенного определения района своего местонахождения. 

 

Общая ориентировка должна быть непрерывной, чего часто не учитывают начинающие спортсмены. Наиболее серьезная их ошибка состоит в том, что при потере общей ориентировки они продолжают двигаться с большой скоростью, надеясь, что на пути окажется какой-либо ориентир, который позволит определить свое местоположение на карте. Надежда на случай чаще всего приводит к тому, что, подойдя к контрольному пункту, спортсмен даже приближенно не знает, где он находится в данный момент. В итоге он не может восстановить ориентировку и выбывает из соревнований.

При потере ориентировки надо остановиться, вспомнить, какой последний ориентир был пройден и каково примерно расстояние до него; далее следует очертить на карте тот район, в котором может находиться точка стояния, и определить наиболее характерные особенности рельефа и местные предметы в этом районе. Если есть уверенность, что на небольшом удалении встретятся надежные ориентиры, с помощью которых можно опознать свое положение на карте, надо точно ориентировать карту и на небольшой скорости продолжать движение вперед, внимательно следя за характером рельефа и местными предметами. Если местность однообразная и нет уверенности в том, что удастся быстро восстановить ориентировку, следует вернуться назад до ближайшего ориентира, положение которого на карте было определено, и, восстановив ориентировку, снова двигаться к контрольному пункту.

В тех случаях, когда маршрут проходит вблизи оврага, постройки, поляны или опушки леса, для уточнения своего местоположения на карте иногда целесообразно сойти с лыжни и пройти в сторону ориентира. Точку стояния на опушке леса часто можно определить засечкой по далеко видимым ориентирам (водонапорная или силосная башня, церковь и т. п.).

Отход в сторону от проложенной лыжни при глубоком и рыхлом снежном покрове связан с потерей времени и требует большой затраты физических сил. Поэтому часто сходить с лыжни не следует.

Методика тактической подготовки. Тактическая подготовка органически включает в себя все виды подготовки ориентировщика. В ней объединяются в единый комплекс умения и навыки, необходимые спортсмену для успешных действий в разнообразной обстановке, на 

различной местности и при всякой погоде. В процессе тактической подготовки воспитываются волевые качества спортсменов, инициатива, быстрота реакции, ловкость.

Тактическая подготовка ориентировщика осуществляется в процессе теоретических занятий на картах, занятий на местности и, главное, на состязаниях. Большое значение в повышении тактической грамотности имеет анализ состязаний, особенно тех, в которых участвовали занимающиеся.

Первым этапом тактической подготовки является работа на картах в учебном классе. Цель ее — обучение правильному выбору маршрутов движения в различных условиях местности, воспитание навыков в быстром принятии решения в случае возникновения различных неожиданностей на дистанции и совершенствование техники измерений азимутов и расстояний по карте и непосредственно на местности в процессе прохождения дистанции.

Для начала можно рекомендовать следующие упражнения. Тренер указывает на карте положение двух контрольных пунктов и предлагает дать характеристику всех объектов местности и элементов рельефа в полосе движения, являющихся ориентирами, оценить те из них, которые можно использовать в качестве привязки, начертить на карте наиболее выгодный маршрут движения. Каждый спортсмен должен уметь обосновать тактическую целесообразность выбранного маршрута и доложить условия проходимости местности в полосе движения.

После разбора основных вариантов маршрута занимающиеся готовят исходные данные для движения к контрольному пункту по азимуту. Вначале упражнения выполняются на учебных картах, а после двух-трех занятий—на картах данного района. Тренировку следует закончить занятиями на местности, пройдя по нескольким маршрутам, выбранным занимающимися; затем разобрать преимущества и недостатки каждого маршрута и определить наилучший вариант. Это позволит спортсменам лучше уяснить влияние различных особенностей местности на прохождение дистанции и поиск контрольных пунктов, а также осознать допущенные ими ошибки.

В процессе занятий надо тренировать спортсменов в

 

быстром реагировании на изменения условий прохождения дистанций. С этой целью целесообразно, после того как занимающиеся составили планы прохождения дистанции, дать им несколько вводных. Такими вводными могут быть новые данные о местности, которые стали известны ориентировщикам только в процессе прохождения дистанции: появление труднопроходимых участков маршрута, новых дорог или просек, не показанных на карте, или, наоборот, отсутствие на местности объектов, имеющихся на карте. На основании этих новых данных о местности занимающиеся должны быстро внести обоснованные коррективы в ранее составленные ими планы действий.

После ознакомления с основами тактической подготовки в классе занятия проводятся на местности. Первоначальную тренировку целесообразно проводить на специально подготовленном полигоне площадью 6— 10 кв. км, оборудованном в лесу вблизи расположения воинской части. В различных местах полигона выбираются 15—20 контрольных пунктов, удаленных один от другого на различные расстояния; их положение как можно точнее наносится на карту. Контрольные пункты обозначаются табличками, прикрепленными к стволам деревьев, на которых подписываются их условные обозначения (шифр), состоящие из набора двух-трех произвольных цифр и букв. Например, на первом контрольном пункте — 35 АК, на втором —17 БВ и т. д.

Располагая комплектом топографических карт, на которых нанесены эти контрольные пункты и их номера (без указания условного обозначения шифра), тренер может быстро составить индивидуальное задание для каждого спортсмена той или иной трудности, включив в него несколько контрольных пунктов в различных комбинациях. Так, например, спортсмену А дается задание: пройти через контрольные пункты 4, 6, 2, 17, 8, 5; спортсмену Б — через контрольные пункты 3, 9, 7, 12, 2, 6, 5 и т. д.

Получив задание, спортсмен выбирает маршрут движения и докладывает его тренеру. Если маршрут выбран правильно, тренер дает разрешение на прохождение дистанции. При обнаружении контрольного пункта спортсмен списывает с таблички его условное наименование — шифр; это служит подтверждением того, что он прошел через заданный контрольный пункт.

 

На последующих занятиях тренер варьирует задания и требует, чтобы наряду с шифром контрольного пункта было записано и время выхода к нему. Это позволит выявить подготовку каждого спортсмена, его сильные и слабые стороны. Занятия на полигоне целесообразно закончить упражнениями типа состязаний «по выбору». Такие упражнения полезно проводить и в дальнейшем; они весьма эффективны для выработки тактического мышления и умения распределять свои силы. Количество тренировок на полигоне определяется в зависимости от времени выполнения задания. Обычно более 6—8 занятий, как показывает опыт, на нем проводить нецелесообразно: спортсмены осваивают этот участок местности и дальнейшие тренировки становятся малоинтересными.

Последующие тренировки рекомендуется перенести на незнакомую местность. Сперва ставятся задачи по отысканию отдельных контрольных пунктов, удаленных от исходной точки на 400—600 м, а потом и на большие расстояния. Вначале поиск контрольных пунктов спортсмены производят в парах (один старший), а потом индивидуально.

Через 2—3 занятия спортсменам ставится задача пройти короткий маршрут (3—4 км) с 4—5 контрольными пунктами.

Одной из сложных задач, стоящих перед тренером, является подготовка дистанции, особенно такой, которая по своей протяженности и количеству контрольных пунктов соответствует принятой на состязаниях (до 12—15 км с 8—10 контрольными пунктами). Финские спортсмены, например, имеют для этого специально подготовленные полигоны, подобные тому, который приведен на рис. 24. Чтобы облегчить себе работу, тренер может неоднократно использовать основу одной и той же дистанции, исключая некоторые контрольные пункты или добавляя несколько новых контрольных пунктов, находящихся в стороне). Постановку контрольных пунктов можно осуществлять также силами самих спортсменов. Для этого тренер предварительно выбирает на карте район занятий и намечает на ней положение контрольных пунктов. Желательно, чтобы они были расположены примерно по кругу.

Для постановки контрольных пунктов и тренировки в прохождении дистанции спортсмены выводятся к ис-

ходной точке, находящейся в центре района занятий, где им указывается положение на карте всех контрольных пунктов и направление движения (например, по ходу часовой стрелки). После этого каждому спортсмену (на первых тренировках — группе из двух-трех спортсменов) ставится задача установить один контрольный пункт и указывается время, к которому это должно быть сделано. Спортсмены приступают к поиску указанной им точки и оборудуют на ней контрольный пункт (устанавливают флажок). По истечении установленного времени они начинают движение через все контрольные пункты и заканчивают его в исходной точке. При такой организации занятий не только само прохождение дистанции, по и постановка контрольных пунктов является хорошей тренировкой для ориентировщиков.

Если требуется установить дистанцию небольшой протяженности и группа занимающихся небольшая, можно рекомендовать взаимную постановку дистанции. Однако взаимная постановка дистанции более чем с тремя контрольными пунктами используется главным образом квалифицированными спортсменами (см. главу 2 «Особенности подготовки спортсменов высших разрядов по ориентированию на местности»),

. Постоянный рост объема и интенсивности тренировочных нагрузок может привести к переутомлению спортсменов. Чтобы не допустить этого, следует чаще менять характер и обстановку тренировок, объем и интенсивность упражнений. Поэтому в плане тренировок должно быть предусмотрено чередование упражнений, связанных с длительным бегом, с упражнениями меньшей интенсивности (решение тактических задач в классе, запоминание карты, упражнения на точность определения длины расстояний и выдерживание заданного направления, пешие походы с использованием карты и решением на ней различных задач).

После двух-трех самостоятельных прохождений маршрутов можно организовать прикидку среди спортсменов группы. Неплохо пригласить на прикидку нескольких опытных ориентировщиков. Это позволит занимающимся сравнить свои маршруты с маршрутами этих ориентировщиков, а также сопоставить время прохождения дистанции.

Особо следует остановиться на предупреждении и устранении ошибок в действиях занимающихся, что является важнейшей и наиболее сложной задачей тренера.

Ошибки, допускаемые занимающимися, можно условно разделить на три категории: неудачный выбор маршрута движения; ошибки в подготовке по карте исход-j ных данных для движения по азимутам; ошибки, возникающие из-за неправильных действий на дистанции.! Каждая ошибка в конечном итоге приводит к ухудшению спортивного результата. Поэтому все действия! спортсмена, показавшего низкие результаты в процессе тренировочного занятия, а тем более в прикидке или на состязаниях, должны быть тщательно разобраны. Как правило, наиболее быстро могут быть исправлены те недостатки и ошибки, причины которых установлены самими занимающимися. Поэтому от спортсменов, не отыскавших контрольные пункты или затративших на это слишком много времени, следует потребовать, чтобы они тщательно проанализировали свои действия и указали на свои ошибки. Если спортсмен не может этого сделать самостоятельно или на последующих занятиях он вновь показывает плохие результаты, выявить эти ошибки должен тренер совместно с обучаемым.

Поиск причин возникавших ошибок надо начинать прежде всего с проверки выбранного ориентировщиком маршрута движения и правильности определения магнитных азимутов и расстояний между поворотными точками. Ошибки в выборе маршрута и в измерениях, выполненных на карте, легко установить. Сделать это в отношении третьей категории ошибок — неправильных действий ориентировщика на дистанции — значительно сложнее.

Основными недостатками в действиях новичка-ориентировщика часто является неумение сосредоточить свое внимание одновременно на трех важнейших действиях: счете пройденного расстояния, выдерживании нужного направления движения и слежении за картой. В результате он сбивается при счете пар шагов, неправильно опознает на карте ориентиры и совершает ряд других ошибок, которые трудно заранее предусмотреть. Поэтому спортсмен должен подробно доложить тренеру о том, как он поступал на дистанции, сколько пробежал шагов от исходной точки до первого ориентира, встретившегося на пути, каков характер этого ориентира и т. д.

Детальный разбор спортсменом всех своих действий 

часто помогает вскрыть причины недостатков и ошибок. Однако наиболее эффективным методом является непосредственное наблюдение тренера. Для этого он должен пробежать с обучаемым часть дистанции, после чего сделать разбор его действий на дистанции и определить методические приемы для устранения выявленных недостатков и повышения мастерства спортсмена.

 

Психологическая подготовка

Психологическая подготовка ориентировщика представляет собой целенаправленный процесс по формированию у спортсменов волевых качеств и черт характера, необходимых для быстрых и уверенных действий во время состязаний по ориентированию на местности, особенно в сложных ситуациях.

Для успешного участия в состязаниях по ориентированию спортсмен должен иметь не только высокую физическую, техническую и тактическую подготовку, но и целый ряд психологических качеств, и в первую очередь самообладание (т. е. способность осуществлять полный контроль над своими действиями и чувствами), а также хладнокровие, смелость и решительность.

Выше отмечалось, что потерять ориентировку во время движения по дистанции, а также в период непосредственного поиска контрольного пункта может спортсмен любой квалификации. Особенно часто теряют ориентировку и «блуждают» по лесу начинающие спортсмены, которые еще не в полной мере подготовлены к действиям на незнакомой местности. Если опытные спортсмены, потеряв ориентировку, быстро определяют место своего нахождения и продолжают борьбу, то молодые спортсмены, не имея достаточного опыта и понимая, что потеря ориентировки может лишить их возможности продолжать состязания, тратят на это много сил, времени и нервной энергии.

Хотя в ориентировании на местности нет непосредственной спортивной борьбы, тем не менее над каждым спортсменом непрерывно довлеет фактор времени. Каждая неудача (отклонение от правильного направления, необнаружение ожидаемого ориентира, потеря ориентировки и т. д.) связана с потерей времени и поэтому оказывает отрицательное влияние на сознание спортсмена. Мысль о потерянном времени и, следовательно, о лич-ном поражении, поражении команды, которую он представляет, действует на спортсменов по-разному. Если у спортсмена плохо развиты волевые качества, то он теряет самообладание, волнуется, вследствие чего начинает допускать новые ошибки и, в конце концов, полностью теряет контроль над своими действиями, впадая в панику. Такой спортсмен не сможет показать высокие результаты. В тех же условиях волевой спортсмен не поддается панике, стремится подавить излишнее возбуждение, заставляет себя сосредоточиться на анализе своих ошибок, вносит необходимые коррективы в свои действия и продолжает бороться за победу. Волевой ориентировщик даже в трудных условиях (получение травмы, резкое ухудшение погоды и т. д.) не откажется от спортивной борьбы. В этом случае ответственность за коллектив, команду поможет пренебречь личными невзгодами и позволит преодолеть возникшие трудности. Пойти на разумный риск, принять смелое решение, связанное, например, с преодолением труднопроходимого болота или выходом на контрольный пункт «длинным» азимутом, может только волевой, знающий свои возможности и уверенный в себе ориентировщик. Такой спортсмен меньше всего обращает внимание на трудность решаемой задачи, его больше всего интересует вопрос, сколько времени он выгадает для быстрейшего выхода на контрольный пункт.

Волевые качества ориентировщика формируются во время учебно-тренировочных занятий, при участии в «прикидках» и состязаниях. Положительное влияние в этом отношении оказывает личный пример тренера. Большое значение в формировании характера воина-спортсмена имеют комсомольская организация, армейский коллектив, боевые традиции воинской части, подразделения, весь процесс несения воинской службы, а также самовоспитание спортсмена.

Рассмотрим более подробно некоторые методы воспитания волевых качеств ориентировщика, которые могут применяться во время учебно-тренировочных занятий и при участии в «прикидках» и состязаниях.

Посильность выполняемых задач. Работая со спортсменами, тренер обязан знать уровень подготовленности и возможности своих учеников. Если в ходе тренировки или во время состязаний дать спортсменам явно непосильное задание, заключающееся в прохождении ди-

 

станции повышенной трудности, к чему спортсмены еще не подготовлены (сложная трасса, сильнопересеченная местность, малый радиус видимости контрольных пунктов, неблагоприятные метеорологические условия и т. д.), то некоторые спортсмены не смогут найти даже первого контрольного пункта. Это подорвет у них веру в свои способности и возможности. Разочаровавшись, начинающие спортсмены могут бросить вообще этот вид спорта.

Может случиться, что такой спортсмен во время состязаний попытается поправить свои дела, «зацепившись» за какого-либо появившегося в его поле зрения спортсмена. В результате, следуя за своим соперником, он сумеет выйти к контрольному пункту и даже, возможно, закончит дистанцию. Однако у такого спортсмена может появиться стремление при возникновении первой трудности «цепляться» за соперника, что является грубейшим нарушением правил.

Не способствует волевому воспитанию спортсменов и работа на слишком легких трассах, которые преодолеваются без особых трудностей. Это может породить у спортсмена зазнайство, несерьезное отношение к тренировкам, а самое главное, такой спортсмен, попав в более трудные условия, окажется неспособным к борьбе.

Поэтому с самых первых тренировок нужно бороться как с упрощенчеством и с созданием для спортсменов облегченных условий, так и с тем, чтобы им давались заведомо невыполнимые нагрузки и чрезмерно сложные трассы.

Постепенность повышения тренировочных нагрузок. Тренировочные нагрузки по мере повышения тренированности спортсменов должны неуклонно увеличиваться. Повышение их достигается путем удлинения дистанций, преодолеваемых спортсменами, увеличением расстояний между контрольными пунктами, уменьшением зоны видимости контрольных пунктов, усложнением выбора Мест расположения контрольных пунктов (расположением их от привязок на расстоянии более чем 250 м или в середине большого лесного массива). Большое значение в варьировании нагрузками имеет правильно выбранная местность, по которой проходит трасса.

Не рекомендуется также длительное время работать на одних и тех же трассах. Тренировка в условиях однообразных нагрузок приводит к адаптации (приспособле-нию) организма к переносимым нагрузкам. Вследствие этого тренировки становятся малоэффективными, рост спортивного мастерства приостанавливается.

Тренировка в усложненных условиях. Работа на местности при неблагоприятных метеорологических условиях, на тяжелом грунте, с выкладкой имеет большое значение для воспитания волевых качеств ориентировщика. В самом деле, спортсмен, занимающийся ориентированием, непрерывно подвергается воздействию внешних условий: в дождь приходится мокрому передвигаться по раскисшему грунту, при каждом прикосновении к дереву или кусту спортсмена окатывает водой; летом, особенно перед грозой, в лесу душно и жарко; спортсмена преследуют жалящие насекомые: комары, оводы и слепни; зимой низкая температура затрудняет работу с картой и компасом. Все это требует от спортсмена умения стойко переносить любые невзгоды и выполнять свою задачу. Безусловно, для успешного участия в состязаниях при неблагоприятных метеорологических условиях спортсмен заранее должен подготовиться к ним. Иначе он не будет иметь опыта в действиях в подобных условиях и наверняка не сможет успешно выступать в состязаниях. Каждая тренировка при неблагоприятных метеорологических условиях должна быть тщательно подготовлена. Для сохранности карт необходимо заранее подготовить полиэтиленовые мешочки или прозрачную пленку. После окончания тренировки спортсмены должны иметь возможность высушить обмундирование, принять душ и т. д.

Установка на состязание и разбор результатов участия в состязаниях. Известно, что участие в любых состязаниях требует от спортсмена наивысшего напряжения его физических и моральных сил. Поэтому спортсмену должна быть дана установка на мобилизацию его сил, в первую очередь моральных, для успешного участия в состязаниях.

Установку, как правило, дает тренер или капитан команды. Она заранее продумывается применительно к местным условиям состязаний, уровню подготовленности наиболее вероятных соперников и самого спортсмена, результатам жеребьевки и т. д.

Во время установки перед спортсменом ставятся определенные задачи по участию в состязаниях. Например, проговариваются все возможные варианты поиска

 

 контрольных пунктов, способы выбора наиболее выгодных вариантов маршрутов движения и т. д. В ходе такой установки у спортсмена укрепляется вера в собственные силы, появляется стремление во что бы то ни стало показать высокий результат и в итоге добиться победы.

Спортсмен после установки должен еще раз продумать значение предстоящих состязаний и проникнуться ответственностью своего участия в них. Однако установка не. должна вызывать обратного действия, когда спортсмен под влиянием моральной ответственности за судьбу команды, коллектива излишне возбудится, потеряет сон и в итоге не сможет показать того результата, к которому был подготовлен в процессе учебно-тренировочной работы.

После каждой тренировки, и особенно после участия в состязаниях, тренер должен сделать разбор с тщательным анализом действий персонально каждого спортсмена. Особенно следует отметить все случаи принятия смелых решений, обеспечивших быстрейшее передвижение по дистанции. Важно также, чтобы тренер убедился, как были выполнены его указания, данные спортсменам на установке. Это воспитывает точность и дисциплинированность у спортсменов.

Большое значение имеет самовоспитание спортсмена. Для этого он должен критически относиться к своим действиям, учитывать замечания и советы тренера и товарищей, правильно оценивать сильные и слабые стороны своего характера, а также не допускать самодовольства и самоуспокоенности.

 

 

 

Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСШИХ РАЗРЯДОВ ПО ОРИЕНТИРОВАНИЮ НА МЕСТНОСТИ


а двухлетний период службы в Вооруженных Силах СССР при целеустремленности и настойчивости можно подготовить не только спортсменов 3-го и 2-го разряда по ориентированию, но и спортсменов 1-го разряда. Эта задача решается в основном на втором году тренировки.

Схема подготовки спортсменов высших разрядов остается примерно такой же, как и при подготовке спортсменов 3-го и 2-го разряда, но с той лишь разницей, что подготовительный период нужно начинать с середины декабря. За счет увеличения числа тренировок объем общефизической беговой и лыжной подготовки в подготовительном периоде увеличивается примерно на 25— 30% по сравнению с первым годом тренировки. В этот период необходимо принимать участие в состязаниях по ориентированию по маркированной трассе, а также в лыжных состязаниях. Тренировки и состязания по маркированной трассе позволят проводить круглогодичную работу на местности с картой.

Следует отметить, что финны почти не практикуют состязания по маркированной трассе и даже зимой проводят состязания в заданном направлении, выбирая для этого район с большим числом зимних дорог и лыжней, идущих в различных направлениях, что позволяет спортсменам выбирать любые подходы к контрольным пунктам.

Тем не менее многие тренеры и спортсмены в нашей стране совершенно справедливо рассматривают участие в состязаниях по маркированной трассе как важное средство подготовки ориентировщика к участию в основном виде состязаний — в заданном направлении.

 

 

Подготовительный период второго года обучения имеет очень большое значение для подготовки спортсмена высокой квалификации. Наряду с совершенствованием беговой и лыжной подготовки большое внимание уделяется укреплению общего физического состояния ориен-тировщиков. Для этой цели одно занятие в неделю (особенно в начале подготовительного периода) полностью посвящается задачам общей физической подготовки. Такая тренировка проводится в спортивном зале. В нее включаются простейшие упражнения на гимнастических снарядах «на силу», выполняемые на количество раз (подтягивания, подъемы прямых ног к перекладине, сгибание — разгибание рук в упоре на кистях и т. д.). Неплохо применять упражнения с тяжестями — гантелями, штангой небольшого веса. Урок целесообразно закончить игрой в баскетбол или в ручной мяч по упрощенным правилам.

Недельный цикл первого этапа лыжной подготовки подготовительного периода (середина декабря — середина марта).

Понедельник — развитие общей выносливости: равномерная ходьба на лыжах по малопересеченной и среднепересеченной местности в течение 1 ч—1 ч 10 мин\ в последующем продолжительность занятия увеличивается до 2—2,5 ч.

Во время занятия желательно использовать карту для упражнений в ориентировании.

Среда — развитие общей физической подготовки в зале:

— разминочный бег в течение 10 мин, общеразвивающие упражнения, специальные беговые и прыжковые упражнения, упражнения на гимнастических снарядах, упражнения с отягощением (штангой, гантелями), спортивные игры;

— заключительный бег в течение 10—15 мин.

Пятница — развитие скорости и специальной выносливости: равномерно-переменная ходьба на лыжах с ускорениями по 500—1000 м через 1000—1500 м спокойной ходьбы; продолжительность занятия 1 ч 15 мин —

1 ч 30 мин с последующим постепенным доведением продолжительности занятия к концу февраля до

1 ч 30 мин — 1 ч 40 мин.

Воскресенье — развитие общей и специальной выносливости: равномерно-переменная ходьба на лыжах на

 

 длинных отрезках по 2000—5000 м с подключением подъемов и спусков; общая продолжительность занятия

1 ч 35 мин — 1 ч 45 мин с последующим доведением продолжительности занятий до 2—2,5 ч.

Если есть возможность, то вместо воскресной тренировки целесообразно принять участие в состязаниях по ориентированию по маркированной трассе или в лыжных гонках.

Суммарный объем недельной тренировки на лыжах в начале этапа составляет 40—50 км, в конце этапа — 60—70 км.

В конце лыжного сезона (конец февраля — начало марта) ориентировщики должны принять участие в лыжных состязаниях и показать результат на уровне не ниже 2-го разряда, преодолев 10-километровую дистанцию за 43—44 мин.

Недельный цикл второго этапа подготовительного периода (середина марта — середина апреля) планируется с задачей выполнения большого объема беговой подготовки.

Понедельник — развитие скорости:

— равномерный бег на дистанцию до 3000 м без усилий;

— общеразвивающие физические упражнения в течение 10—15 мин;

— ускорения на технику бега без усилий, пробегание 6—8 отрезков по 100 м\

— переменный бег — 8 раз по 200 м 4- 10 раз по 400 м + 6—8 раз по 150 м\

примерная скорость бега: 200 м — за 34—35 сек через 200 м тихого бега, 400 м — за 75—78 сек через 200 м тихого бега, 150 м — по самочувствию;

— заключительный бег на 2000—2500 м.

Общий объем тренировки 11—13 км.

Вторник — развитие общей физической подготовки:

— легкий бег в течение 35—40 мин;

— общеразвивающие и беговые упражнения, упражнения на гимнастических снарядах, упражнения с отягощением;

— спортивные игры — баскетбол, волейбол, ручной мяч.

Среда — развитие общей выносливости: равномерно-переменный бег с подключением подъемов и спусков

 

 в течение 1 ч 5 мин — 1 ч 20 мин; в последующем продолжительность бега увеличивается до 1,5—2 ч.

Пятница — развитие специальной выносливости:

— разминочный бег на дистанцию 2000 м;

— общеразвивающие упражнения;

— переменный бег — 5—7 раз по 1000 м + 3—5 раз по 400 м; примерная скорость бега: 1000 м — за 3 мин 35 сек— 3 мин 46 сек через 400 м тихого бега, 400 м — за 73—76 сек через 200 м тихого бега;

— заключительный бег в течение 20—25 мин.

Общий объем тренировки 13—15 км, в том числе

7—8 км интенсивно. Суммарный объем недельной тренировки в начале этапа составляет 40—50 км, в конце этапа — 50—60 км.

Недельный цикл третьего этапа подготовительного периода (середина апреля — май) планируется с задачей несколько снизить объем беговой подготовки и постепенно увеличить интенсивность пробегаемых отрезков.

Вторник — развитие скорости:

— разминочный бег на дистанцию 2500—3000 м;

— общеразвивающие упражнения;

— переменный бег— 15 раз по 200 м + 5—8 раз по 100 м; примерная скорость бега: 200 м — за 34—37 сек через 100—200 м тихого бега;

— заключительный бег в течение 10—15 мин.

Общий объем тренировки 8—10 км, в том числе

3,5—4,0 км интенсивно.

Среда — развитие общей выносливости: равномерный длительный бег без усилий в течение 1 ч 25 мин — 1 ч 30 мин; общий объем тренировки 16—17 км.

Пятница — развитие специальной выносливости:

— легкий разминочный бег на дистанцию 2000 м;

— общеразвивающие упражнения;

— переменный бег — 2—3 раза по 2000 м + 2—3 раза по 800 'м; примерная скорость бега: 2000 м — за 7 мин 30 сек — 8 мин 00 сек через 1000 м легкого бега трусцой или после отдыха в течение 10—12 мин, 800 м — за 3 мин 00 сек — 3 мин 10 сек через 300—400 м тихого бега;

— заключительный бег на дистанцию 1000—1500 м.

Воскресенье — развитие общей и специальной выносливости: равномерно-переменный бег с подключением подъемов и спусков в течение 1 ч 15 мин—1 ч 20 мин.

 

 

 

Общий объем тренировки 9—10 км, в том числе

5,6—6,4 км интенсивно.

Всего в течение подготовительного периода ориенти-ровщики, совершенствующие свое спортивное мастерство, должны выполнить объем лыжной подготовки до 400—450 км и примерно такой же объем беговой подготовки.

К концу подготовительного периода ориентировщи-ки должны свободно выполнять требования 2-го спортивного разряда по кроссу на 3 км (в военном обмундировании), показывая на этой дистанции результат 10 мин 35 сек—10 мин 50 сек.

Для поддержания достигнутого уровня тренированности в основном периоде тренировки беговая подготовка проводится два раза в неделю.

Вторник — поддержание скоростных качеств:

— разминочный бег на дистанцию до 3000 м;

— переменный бег — 5 раз по 200 м + 8—10 раз по 400 м + 5—7 раз по 200 м

примерная скорость бега: 200 м — за 33—35 сек через 200 м тихого бега, 400 м — за 72—75 сек через 200 м тихого бега;

— заключительный бег на дистанцию до 1500 м.

Пятница — поддержание общей и специальной выносливости:

— разминочный бег на дистанцию до 2000 м;

— легкий бег в течение 15 мин, переменный бег с ускорениями 2—3 раза по 4—4,5 км + легкий бег в течение 10—15 мин.

Большое внимание на втором году обучения уделяется совершенствованию технической и тактической подготовки.

Выше отмечалось, что начинающий ориентировщик часто удлиняет дистанцию, стремясь использовать различные ориентиры для того, чтобы не потерять ориентировку. Это обязательно для каждого начинающего спортсмена, так как для него главным является уверенное, хотя и несколько замедленное продвижение по дистанции.

Однако это совершенно не может устроить спортсмена, стремящегося показывать высокие спортивные результаты. Для того чтобы быстро преодолеть дистанцию, необходимо так выбирать маршрут, чтобы он максимально приближался по своим начертаниям к прямой линии между контрольными пунктами. Опыт показы-вaeт, что те спортсмены, которые умеют двигаться особенно «длинными» азимутами, уверенно чувствуют себя в любой ситуации. Поэтому совершенствование тактической подготовки ориентировщика должно в первую очередь направляться на умение пользоваться при движении по дистанции «длинными» азимутами—-до 700—1000 м (хотя в практике такими «длинными» азимутами приходится пользоваться относительно редко).

Для отработки этой задачи можно рекомендовать следующие способы.

I. Выбирается участок местности, имеющий небольшое количество местных предметов. На этом участке 

 

намечается контрольный пункт, удаленный от точки стояния на 400—500 м. В полосе движения ориентировщика к этому контрольному пункту на карте черной тушью закрашиваются все местные предметы, которые могут использоваться спортсменом для привязки или для контроля правильности своего движения по дистанции. Это заставит ориентировщика прибегнуть к движению по азимуту. (На рис. 25 местные предметы, которые закрашиваются тушью, обведены кружками.)

2. Намечается контрольный пункт, находящийся от точки стояния на расстоянии 600—800 м. Перпендикулярно пути движения спортсмена к этому контрольному пункту на карту наклеивается полоска черной бумаги шириной в 1—1,5 см (рис. 26). Двигаясь от точки стояния, спортсмен подходит к участку местности, который скрыт на карте заклеенной бумагой. Перед спортсменом возникает задача преодолеть этот участок местности «вслепую», так как ориентиры на местности в данном случае для него не имеют существенного значения в связи с тем, что он не видит их на карте. Наметив за этим заклеенным бумагой участком местности какой-либо ориентир, спортсмен рассчитывает расстояние до него, определяет магнитный азимут и преодолевает данный 

 

участок. «Зацепившись» за этот ориентир, он начинает движение к контрольному пункту.

Чем шире заклеиваемая полоса на карте, тем больше возрастает трудность решаемой задачи. Зная степень подготовленности отдельных спортсменов, можно один и тот же маршрут сделать различной трудности, заклеивая промежутки между контрольными пунктами полосками бумаги различной ширины.

3. На карте выбираются контрольный пункт и точка стояния, удаленные друг от друга на расстояние 800— 1000 м. Вокруг этих точек описываются окружности диаметром в 1—1,5 см (рис. 27), а вся остальная местность на карте в полосе движения спортсмена заклеивается черной бумагой. Спортсмен должен выйти на край местности, ограниченный окружностью, которая описана вокруг точки стояния, привязаться, наметить ориентир в районе контрольного пункта и по азимуту выйти на этот ориентир. Далее искать контрольный пункт.

Чем меньше диаметр окружности, описанной вокруг контрольного пункта, тем труднее выполнить задачу. При этом нужно иметь в виду, что внутри каждой окружности обязательно должно быть 1—2 ориентира, к 

 

Рис. 27. В полосе движения на карте остается изображение местности только в районе контрольных пунктов (обозначены кругами)
 

 

 

которым можно привязаться, преодолевая «слепой» участок.

4. На карте выбирается маршрут с несколькими контрольными пунктами, находящимися один от другого на расстоянии от 200 до 500—700 м, и вычерчивается его схема. Для этого под карту подкпадывается чистый лист бумаги, на который накалываются точки контрольных пунктов и начальная точка К. На схеме маршрута обязательно- указываются направление магнитного меридиана и характер контрольных пунктов.

Большое значение в повышении тактического мышления ориентировщиков имеет работа по подготовке дистанций. Однако к отработке этой задачи можно приступать только после нескольких месяцев систематических занятий ориентированием и неоднократного участия в состязаниях, т. е. на втором году тренировки.

Тренировка в постановке дистанций проводится следующим образом: спортсмены разбиваются на ряд мел- ких групп (по 2—3 человека) так, чтобы в каждой группе был более опытный ориентировщик, который назначается старшим. Спортсменов вывозят на неосвоенный участок местности, каждой группе указывается направление для работы и дается карта этого направления.

В начале обучения тренер помогает каждой группе наметить более целесообразный маршрут и даже указывает по карте, где поставить контрольные пункты. Первоначальная длина маршрута выбирается в пределах 5—6 км с 7—8 контрольными пунктами. В последующем длина маршрута увеличивается.

После этого в течение 2—3 ч каждая группа отыскивает на местности точки, указанные тренером, и оборудует на них контрольные пункты, обеспечивая зону их видимости в пределах 25—30 м. Контрольные пункты обозначаются флажками из красной материи высотой в 1—1,5 м с указанием номера данного пункта.

К условленному времени все группы собираются у стоянки автомашины и меняются картами. Каждая группа приступает к прохождению дистанции, которая подготовлена спортсменами другой группы. При обнаружении контрольных пунктов флажки забирают с собой. Дистанции нужно выбирать так, чтобы старт и финиш были вблизи стоянки автомашины.

Получив необходимую практику в постановке дистанций в составе группы, можно приступить к выполнению такой же работы в парах. При этом нужно назначать в пары спортсменов, имеющих примерно одинаковую подготовку. Порядок работы остается прежним с той лишь разницей, что каждый спортсмен самостоятельно выбирает и готовит дистанцию примерно такой степени трудности, чтобы она была посильна для его партнера. Поставив дистанцию, спортсмены собираются около автомашины, обмениваются друг с другом картами, после чего приступают к прохождению дистанции, поставленной каждому спортсмену его партнером.

Указанный вид тренировки способствует более активному закреплению полученных знаний и навыков, так как от каждого спортсмена требуется умение тактически грамотно выбрать дистанцию, найти и привязать на ней контрольные пункты, а потом пройти дистанцию, подготовленную для пего товарищем. При этом он является как бы судьей-экспертом, оценивающим работу своего товарища по подготовке дистанции.

 

 Безусловно, первые попытки самостоятельной работы по подготовке дистанции у многих спортсменов окончатся неудачно. Этого бояться не следует. Если проходящий дистанцию обнаружит неточность в постановке контрольных пунктов, нужно послать его вместе со спортсменом, ставившим дистанцию, в район этих контрольных пунктов. Совместными усилиями спортсмены определят, кто из них допустил ошибку в постановке контрольного пункта или его опознавании. В сложных случаях на дистанцию для решения этого вопроса может выйти тренер с другими спортсменами и на месте сделать разбор допущенной ошибки.

При подготовке спортсменов более высокой квалификации (1-го разряда и выше) методика взаимной постановки дистанции в парах является наиболее распространенной формой тренировки.

Кроме того, применение этой формы тренировки способствует подготовке общественных кадров начальников дистанций, которых, как правило, не хватает для подготовки дистанций при проведении состязаний по ориентированию на первенство подразделений и воинских частей.

Перед тренировкой с взаимной постановкой дистанции необходимо провести специальные инструктивные занятия. На этих занятиях следует рассмотреть такие вопросы: обязанности начальника дистанции; требования, предъявляемые к местности, на которой проводятся состязания; выбор участка местности для постановки дистанции; порядок установки контрольных пунктов. Все эти вопросы изложены в главе 5 «Рекомендации начальнику дистанции по выбору и подготовке дистанции для состязаний».

В процессе подготовки у спортсменов высших разрядов необходимо также совершенствовать такие навыки, как запоминание маршрута, указанного на карте, пользование картой, не в полной мере отражающей современное состояние местности, обход недоступных препятствий, использование вместо карт различных схем местности и одноцветных выкопировок с карты, которые обычно применяются на соревнованиях гражданских спортивных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..