ПЕРЕНОСКА ПОСТРАДАВШЕГО АЛЬПИНИСТА НА
НОСИЛКАХ ПО РАЗЛИЧНЫМ СКЛОНАМ
Подъем по травянистым склонам. По возможности выбирают самые
пологие участки склона. Один из ведущих носильщиков постоянно
выбирает путь, места поворота, отдыха и смены носильщиков. Вверх
по склону (от носилок) ставятся низкорослые участники группы,
вниз — самые рослые и физически крепкие: здесь на них ложится
большая часть нагрузки.
Повороты. Могут быть с остановкой на месте, при этом носилки
поворачиваются как бы вокруг их центра или по плавной дуге с
небольшим ускорением темпа движения нижних носильщиков. После
поворота проводится перестановка носильщиков — рослые вниз по
склону и т. д.
Спуск. Производится по возможности прямо вниз без траверсов и
поворотов. Носилки несут ногами (пострадавшего) вниз. Учитывая
большую нагрузку на передних (нижних) носильщиков, лучше ставить
по 2 человека на каждую сторону носилок. При достаточном числе
люден могут быть боковые подстраховщики. Носилки они держат за
шесты или короткую петлю. В отдельных случаях петлю удлиняют и
надевают как скатку — через плечо. Страховка носилок при спуске
по склонам после дождя осуществляется через забитый в
травянистый склон ледоруб или отдельные выходы скал. При этом
страховочную веревку привязывают «усами» к местам соединения
перекладины с шестами. К центру перекладины крепить нельзя: при
рывке последняя может сломаться.
Прежде чем начать транспортировку носилок, участников надо
разделить на смены. Свободные смены идут за носилками и несут
рюкзаки работающей смены. Впереди носилок никто не должен
находиться.
ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСТРАДАВШЕГО АЛЬПИНИСТА
ПО СНЕЖНЫМ СКЛОНАМ НА ПАЛАТКЕ, ПОЛИЭТИЛЕНОВОЙ ПЛЕНКЕ И Т. П.
Пострадавшего укладывают на спальный мешок. К углам палатки или
пленки привязывают петли из репшнура. При необходимости более
длительной транспортировки пострадавшего укладывают в спальный
мешок, затем заворачивают в палатку или пленку и вокруг тела
завязывают несколькими петлями репшнура. Петли блокируют
независимыми узлами. У ног привязывают тянущие веревки, а у плеч
— подстраховывающие. 2—4 носильщика тянут, а 1—2 подстраховывают
«кокон» и не дают ему сползать в сторону от линии движения. При
таком способе транспортировки путь выбирают на снежной
поверхности максимально ровный, без бугров и разрывов. При
спусках страховка осуществляется через два ледоруба.
|