XIV. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ И ТРАНСПОРТИРОВКА
ПОСТРАДАВШЕГО АЛЬПИНИСТА
Отечественная спасательно-профилактическая служба в горах
строится в основном на участии в ней добровольцев, активистов
общественных спасательных отрядов. Профессиональная часть
работников КСП незначительна по числу и представляет собой в
основном руководящий состав.
Несмотря на достаточно стройную систему мер безопасности,
направленную на воспитание безаварийного поведения человека в
горах, в отдельных случаях в силу объективных причин или из-за
нарушения этих мер альпинистами в горах может возникнуть
ситуация «чрезвычайного происшествия». И как следствие
появляются пострадавшие, которым необходима не только первая
помощь, но и эвакуация из высокогорной зоны к пунктам
госпитализации.
Исходя из традиций советского альпинизма и руководствуясь
гуманными чувствами долга по оказанию помощи попавшим в
бедственное положение, школа нашего альпинизма предусматривает
обязательное широкое обучение спортсменов-альпинистов навыкам
оказания помощи и транспортировки пострадавших.
Существующая учебная программа предусматривает преимущественное
обучение альпинистов приемам транспортировки при помощи
подручных средств, предполагая, что спасательные работы с
применением специальных технических средств осуществляются
альпииистами-спасателями, имеющими жетон «Спасательный отряд».
Обучение приемам работы с тросовым снаряжением, вопросы тактики
сложных спасательных работ предусматриваются программой
специализированных сборов на жетон «Спасательный отряд» и
выведены за рамки учебных программ.
Предусматривая обучение оказанию помощи пострадавшим на всех
уровнях подготовки, программа рекомендует устанавливать тесную
взаимосвязь в изучении приемов оказания доврачебной медпомощи с
выбором средств транспортировки подручными способами, принимая
во внимание характер и сложность травм или заболеваний. Этот
акцент сделан неспроста, в практике таких работ пока еще
допускаются ошибки, приводящие к тяжелым последствиям. Например:
начав однажды транспортировку пострадавшего, забыли предохранить
его от переохлаждения. И как следствие — летальный исход уже в
городской больнице не от полеченных травм головы, а от...
воспаления легких.
Именно на таких моментах следует заострять внимание при обучении
правилам транспортировки. Каждый альпинист, не зависимо от
спортивной квалификации, должен знать, что поспешность в
принятии решения может иметь необратимые последствия. Во всех
сомнительных случаях окончательное решение должно быть принято
после консультации с врачом.
Кроме того, существует определенный порядок действий членов
группы, попавшей в аварийную ситуацию.
В практике горовосхождений бывают ситуации, когда, несмотря на
техническую и физическую подготовку, на все, казалось бы,
учитывающий тактический план, на правильное исполнение
технических приемов и организацию страховки, альпинист в чем-то
ошибся, и в группе появился пострадавший или больной.
Что же делать? Предположим, время штатной радиосйязи еще не
наступило и сразу вызвать спасательный отряд не представляется
возможным. Но пострадавшему (он завис после срыва на
страховочной веревке) надо прямо сейчас оказать помощь.
Первейшее правило в такой ситуации: в группе должен определиться
лидер, готовый принимать решения в сложной обстановке ЧП и
руководить действиями группы. И с этого момента все в группе
следует делать быстро, а главное — очень надежно! К тому же, чем
бы каждый участник ни занимался, он должен следить за делами
товарищей и помогать им в случае необходимости.
Делать же надо следующее:
1. Наладить систему обеспечения безопасности. Для всех
организовать надежную страховку. Усилить и сблокировать звенья
страховочной цепи, используемые теперь для страховки сразу
нескольких человек, снять нагрузку с крючьев, выдержавших рывок
при срыве.
2. Переместить пострадавшего в безопасное место. Если альпинист
завис на веревке, то срочно освободить его, доставить в удобное
место и при необходимости оказать первую медицинскую помощь. Для
перемещения возможно придется наладить систему спуска, подъема,
маятниковую или траверс. Наряду с этим, если нужно, эвакуировать
пострадавшего и всю группу из опасной зоны (камнепад, лавина).
Например, на снежно-ледовом рельефе безопасное место будет там,
где меньше возможность переохлаждения. Переохлаждение из-за шока
или потерь крови вообще опасно на любом рельефе, но на снегу или
на льду — особенно. Если ЧП произошло на больших высотах,
быстрый спуск пострадавшего уменьшит опасность кислородного
голодания и связанных с ним переохлаждения, ухудшения состояния,
скоротечности легочных заболеваний.
3. Оказать пострадавшему первую помощь. Если в группе есть врач,
проблема решается автоматически. В противном случае надо,
активно и правильно используя средства походной аптечки,
остановить кровотечение, провести реанимационный и
противошоковый комплекс, обеспечить фиксацию переломов,
обеспечить пострадавшего теплом и покоем. При этом следует
помнить, что медпомощь должна быть оказана максимально быстро. В
отдельных случаях ее придется оказывать до переноса
пострадавшего в удобное место, возможно даже в положении виса на
страховочной веревке.
Особо следует сказать об инъекциях. Их, как известно, имеют
право делать лица со специальной медицинской подготовкой. В
условиях оказания помощи во время восхождения инъекции
предпочтительнее таблеточного материала и особенно эффективны
при противошоковых и реанимационных мероприятиях. Для экстренной
помощи следует использовать все возможное, в том числе шприц и
ампулы, но при этом, чтобы не повредить больному, надо точно
знать действие применяемых медикаментов, как основное, так и
побочное. Уколы выполняются только внутримышечно, в мягкие
ткани, на большее неспециалист не имеет права. После
установления радиосвязи по консультации с врачом, который,
естественно, возьмет на себя ответственность, производить
инъекции по его указанию.
При оказании помощи не следует пренебрегать приемами точечного
массажа, выполняемыми с помощью достаточно острого предмета
(спички) методом тонизации Массаж выбранных точек нужно
производить достаточно решительно, вплоть до болезненных
ощущений. Использовать при этом так называемые точки скорой
помощи (1, 2, 3) и точки, стимулирующие работу системы
кровообращения (4 и 5). В первую очередь раздражать точки 1, 2 и
3, а если эффект окажется недостаточным, добавить точки 4 и 5
(рис. 264).
4. Установить связь со спасательным отрядом. Это следующая по
порядку проблема, которую группе надо решить. Сообщение должно
быть предельно конкретным, четким и понятным- кто пострадал, что
произошло, где и когда. При возможности вертолетной помощи
добавить и сведения о погоде.
Рис. 264 Противошоковые
рефлексотерапевтические точки.
А— средний палец
Ситуация может сложиться так, что до
штатной радиосвязи еще далеко или рация вышла из строя, а погода
не позволяет дать визуальный сигнал. Что делать в подобных
условиях, однозначного решения нет. Можно направить посыльных
(двойку) из числа участников группы, начать транспортировку
силами группы, организовать бивак и ждать подхода спасательного
отряда. Все зависит от состояния пострадавшего, состава и
состояния группы, высоты над уровнем моря, опасности и сложности
рельефа, наличия снаряжения.
Основной критерий выбора решения — максимально быстрая
транспортировка пострадавшего к месту оказания ему
квалифицированной медицинской помощи.
В ряду принимаемых решений нельзя забывать о том, как облегчить
спасательному отряду поиск группы. Можно оставлять записки в
турах, не забывая указать в них направление движения группы. Для
«наведения» спасателей хорошо служит общепринятая система подачи
сигналов бедствия.
По согласованию со спасательной службой до выхода на восхождение
могут быть согласованы и другие сигналы (например, любая, не
только красная, одиночная сигнальная ракета может означать
сигнал бедствия). Могут быть установлены время для таких
сигналов и способ наблюдения за ними.
На наш взгляд, определенный интерес представляет опыт
спасательных служб Западных Альп, где все большее применение
находят визуальные сигналы бедствия — красные квадратные
полотнища со стороной в 1 м с нанесенным на них белым кольцом
толщиной 15 см и внутренним диаметром 60 см. Кроме полотнища это
может быть изнаночная сторона палатки, гамака, плаща. Нелишне
напомнить о принятом у нас правиле: дважды пропущенный сеанс
радиосвязи — это сигнал для предупредительного выхода
спасательною отряда
5. Организовать бивак, если в нем есть необходимость (отсидка в
ожидании спасателей) или если во время транспортировки застигнет
ночь. В любом случае для организации бивака необходим резерв
светлого времени. В первую очередь надо обеспечить надежную
самостраховку пострадавшему и всем участникам группы, надежно
закрепить снаряжение 1 руппы и только после этого заниматься
«бытом».
Но чем бы группа пи занималась, первоочередная забота — контроль
за состоянием пострадавшего! Ночное дежурство — обязательно!
В случае отсидки сразу же установить контроль за расходованием
продуктов питания и бензина, обеспечив их максимальную экономию.
Принимая решение об отсидке, нужно твердо знать, что она
целесообразна, что к группе идет спасательный отряд, В противном
случае нужно своими силами хоть самым медленным темпом, но
спускать пострадавшего. Ожидая спасотряд, следует в меру
возможностей подготовить путь для него: навесить перила,
промаркировать или протоптать следы, набить крючья, подготовить
места для бивака, если это необходимо, организовать систему для
спуска пострадавшего.
6. Транспортировка пострадавшего своими силами. Решение о ней
принимают в прямой зависимости от состояния пострадавшего
(основа принятия решения), состояния и работоспособности группы,
наличия снаряжения, предполагаемого времени подхода
спасательного отряда, сложности и опасности предстоящего спуска.
Прежде всего группа должна иметь представление об объеме
ожидающих ее работ. В разных условиях все может происходить
по-разному, но порядок выполнения так называемого комплекса
систем всегда сохраняется:
1) организация безопасности (страховка, самостраховка, перила);
2) закрепление веревок (блокировка крючьев, закладок и пр.);
3) определение способа транспортировки пострадавшего (на
рюкзаке, импровизированных носилках, волокуше) и его подготовка;
4) организация системы подъема-спуска (полиспасты, тормозные
системы, спусковое устройство);
5) налаживание аварийной (иодстраховочной) системы;
6) подготовка системы наращивания веревок.
Подробно все эти системы описываются в разделах, относящихся к
определенным квалификационным уровням, но один комплекс,
относящийся к помощи пострадавшему при его зависании на
страховочной веревке, следует рассмотреть отдельно.
Действия страхующего в данном случае сводятся к закреплению
страховочной веревки, чтобы самому освободиться от нее и быть
способным к дальнейшим действиям по оказанию помощи. Крепить
веревку лучше всего узлом «двойной штык» (двойной рифовый). При
страховке двойной веревкой каждую из них кренить отдельно.
Если страховка при срыве была «до упора» и у страхующего не
осталось резерва веревки для манипуляций, надо организовать
укороченную полиспастную систему, выбрать с
ее помощью некоторое количество веревки и получить возможность
снять ее с себя и надежно закрепить. Для такого полиспаста
всегда необходима (буквально под рукой) короткая петля из
репшнура. Далее нужно одним из способов, показанных на стр.
448—449 н при этом не теряя самостраховки, подойти к
пострадавшему, спять прежде всего нагрузку с крюка, на котором
произошло удержание срыва, организовать ему отдельную
самостраховку и лишь после этого определить дальнейший порядок
действий в отношении сорвавшегося.
Рассматривая цикл обучения приемам транспортировки пострадавшего
по квалификационным уровням подготовки, надо помнить об
указанной нерасторжимости взаимосвязи первой помощи и способов
транспортировки, а требование последовательности их разучивания
и освоения будет гарантом надежности применения на практике.
|