В последнее время схватывающий узел утерял функции основного для
разнообразных целей страховки, поскольку в практике и целом ряде
испытаний в экстремальных условиях в результате интенсивного
трения все чаще стали отмечаться случаи оплавления и обрыва
узла. Но во вспомогательных целях он находит применение и
успешно выполняет свои функции, когда не испытывает
значительного трения (при спуске, резком прохождении веревки
через узел на страховке и т. п.), при быстром перемещении по
веревке. Узел вяжется как петлей (рис. 225, а), так и одним
концом репшнура (рис. 225, б). На обледенелой веревке или при
необходимости повышенной надежности при спасработах его можно
вязать в три витка.
Рис 225 Схватывающий узел: а — вязка петель, б —
вязка концом репшнура
Узел Бахмана и карабинный узел (рис. 226).
Преимущество этих узлов заключается в том, что при снятии
нагрузки их легко протаскивать по веревке. Особенно они надежны
в любом виде
работ по транспортировке пострадавшего.
Вяжутся как на одинарной, так и на двойной веревке.
Стремя — универсальный вспомогательный узел. Применяется для
опоры ногами при вылазе по закрепленной веревке, для
са-мостраховкн и на спасательных работах. Вяжется элементарно
просто (рис. 227), под большой нагрузкой не затягивается, легко
распускается после нагрузки.
Узел УИАА — применяется для динамической страховки только на
мягкой, эластичной веревке. На жесткой веревке неприменим.
Главное—-правильно заложить в карабин витки узла, учитывая при
этом направление возможного рывка (рис. 228).
Узел (петля) Гарда — прекрасное средство для страховки.
Практически незаменим при транспортировке пострадавшего. Легко
вяжется. Надежен при любом состоянии веревки (рис. 229).
Узел рифовый (штыковой) — при необходимости
закрепления веревки в карабине под нагрузкой просто незаменим.
Легко вяжется, надежно держит, легко развязывается под самой
большой
нагрузкой (рис. 230). О практическом его
применении см. в главе «Безопасность».
Говоря об узлах и веревке, необходимо напомнить, что любой узел
снижает прочность веревки в точке расположения узла. За счет
этого теряется около 40% средней прочности в узле стремя и
примерно 25% в булине и восьмерке.
Прочность веревки на перегибе под острым углом (например, на
карабине) примерно на 30% ниже статической прочности.
Веревка резко меняет прочностные качества при намокании,
промерзании. Опасны для веревки механические повреждения: удары
камнями, потертости оплетки на перегибах. С веревкой следует
обращаться аккуратно, после занятий и восхождений просушивать ее
и осматривать. В случае явных нарушений оплетки веревку надо
заменить. Веревка, выдержавшая усилие хотя бы одного рывка при
срыве, должна быть незамедлительно изъята из обращения.
Работать с веревкой нужно четко и
сноровисто, для чего необходимы тренировки. Крепление веревки на
крючьях, выступах и закладных элементах должно осуществляться
четко, быстро, узлы следует вязать правильно и оперативно.
Слаженность в работе с веревкой, оперативность при организации
страховки значительно экономят время при прохождении маршрута.
Веревка не должна путаться под ногами и висеть пучками на
крючьях и карабинах. Страхующий, принимая партнера по связке,
сразу аккуратно укладывает веревку, чтобы, не останавливая
партнера, можно было сразу выдавать ему веревку и выпускать его
вперед по маршруту.
При спусках веревку следует собрать в кольца и осторожно
сбросить вниз (рис. 231), предупредив предварительно партнеров,
находящихся там. При небрежном спуске веревка может зацепиться
за скалы или вообще заклинить, и тогда веревка доставит много
неприятностей. У двойной веревки концы надо связать, иначе она
может «убежать» через спусковой карабин.
В нерабочем состоянии веревка должна быть аккуратно свернута в
бухту и стянута 3—4 витками марки (рис. 232). Переносят
веревку под клапаном рюкзака или
привязанной к его боковине снаружи. На том же рисунке справа
показан прием переноски веревки на спине.