Командир отделения, непосредственно ведущий учебную работу, назначается
руководством альпинистского мероприятия. В оптимальном варианте это
тренер, проводящий с данными участниками круглогодичную подготовку. Он
несет персональную ответственность за все разделы обучения, включая
выходы в высокогорную зону, обеспечение безопасности, контроль за
соблюдением гигиенических правил и здоровьем участников отделения,
экологических норм, активно участвует в организации досуга, А при
наличии стажера-инструктора он руководит его действиями, оценивает их и
готовит стажера к экзамену для перехода на самостоятельную
инструкторскую работу.
На каждом этане обучения работа командира отделения имеет свои
особенности. Инструктор отделения новичков в чем-то сродни воспитателю
детского сада. Кроме выполнения перечисленных выше безусловных
обязанностей, инструктор должен быть готов ответить на тысячи новичковых
«почему?». Ему просто необходимо умение превращать в коллектив
разнородную группу закоренелых горожан, слегка ошарашенных первым
свиданием с горами и жестким регламентом жизни на альпбазе. Снять
первичный стресс, убеждением погасить всплески анархизма или
растерянности, быть предельно внимательным к мелочам, каждая из которых
для новичка может стать проблемой, показать необходимость коллективной
дисциплины — подобные действия инструктора новичков в первые дни
пребывания их в горах, может быть, более важны, чем обучение тонкостям
техники передвижения. Задача формирования коллектива на этом этапе
облегчается неясностью личных спортивных целей участников. Общая
коллективная цель становится и личной целью новичка. А в перспективе
начинают прорисовываться и более далекие цели: высокие горы, хорошая
команда, трудные маршруты, разряды.
На этапах старших разрядников формированию коллектива способствуют
четкие представления о коллективном характере альпинистской деятельности
и о своем месте в альпинизме. Здесь задача инструктора — понять, что
хочет, умеет, знает каждый из его участников, и па этой основе в рамках
программы этапа строить занятия и намечать план восхождения. Азы
организации старшие разрядники уже знают, поэтому основная роль
инструктора — роль тренера и в некоторой степени экзаменатора.
Работая со значкистами и младшими разрядниками, инструктор наряду с
интенсивным обучением должен уделять особое внимание выработке у них
объективного представления о собственном уровне подготовки. На этих
этапах участники склонны переоценивать свои познания и возможности.
Характерная трудность состоит и в том, что при предоставлении участникам
как можно больше самостоятельности требуется необходимость более
жесткого контроля за всеми их действиями.
Воспитательной и учебной работой в отряде руководит его командир. Он
активно участвует в формировании отряда, изучает
документы всех участников, при необходимости
проводит с ними собеседование и намечает состав отделений. Командир
лично руководит всем циклом учебных занятий, проводит разборы и основные
лекционно-семинарские занятия.
Работа командиров отрядов на разных этапах довольно сильно отличается по
своему содержанию.
И по своему статусу и по содержанию работа командиров отделений и
отрядов не имеет аналогов в других видах спорта. Она специфична прежде
всего объединением педагогических и командно-руководящих функций,
огромной ответственностью за безопасность и качество обучения как одного
из основных компонентов обеспечения безопасности.