Как известно, в теории общественных отношений дисциплиной называют
выполнение порядка, установленного в данной сфере деятельности. Порядок
фактически служит средством отражения и сохранения общественных
отношений. Применительно к альпинизму вопрос дисциплины особенно важен,
поскольку нарушения установленных правил и порядка грозят серьезными и
опасными последствиями. Условия гор и работы на рельефе весьма
переменчивы, и ситуация, еще минуту назад бывшая обычной и безобидной,
может быстро стать критической, грозящей перейти в аварийную. Очевидно,
что в подобных условиях необходимы экстренные и уверенные меры, четкие
команды инструктора (руководителя), столь же четкое и быстрое их
выполнение. Дисциплина в таких ситуациях должна быть идеальной, к чему
участников нужно готовить заранее. Конечно, это «крайняя» ситуация,
дисциплина нужна не только на склоне, но и на базе, на биваке — везде и
всегда, пока человек пребывает в горах. Нужна и привычка к дисциплине,
сознание того, что иначе невозможно и безнравственно.
В основе альпинистской дисциплины лежит вырабатывающееся у каждого
участника сознание того, что горы не терпят суеты
и разгильдяйства. Иногда у участников начальных
этапов прорывается крик души с заверениями; «Если будет критическая
ситуация, неужели я не проявлю себя как надо, а зачем сейчас зажимать
мою свободу и жестко выговаривать за то, что я ушел всего на полчаса
полюбоваться речкой?» Практика показывает, что со временем обязательно
что-нибудь случается, если участник не поймет ценности и необходимости
дисциплины.
Нарушения дисциплины тянут за собой потери, которые можно увидеть
невооруженным взглядом. Новичку, опоздавшему в строй на 10 минут,
кажется — ну что тут такого, всего 10 минут! Но, потеряв несколько раз
понемногу, можно вовремя не выйти к намеченному биваку, не успеть
засветло пройти сложный участок, потерять время для переправы через
горную реку по малой воде.
Нарушения дисциплины бывают, как правило, двух типов: или
разгильдяйско-безответственное, или сознательное, сделанное во имя
личной корысти, в надежде, что никто не узнает. Становление альпиниста
как личности постепенно делает редкими проявления разгильдяйства,
особенно в виде опозданий, невыполненных поручений или самовольных
отлучек. Это болезни начальных этапов, излечиваемые воздействием
коллектива и внушениями инструктора. Они проходят тем быстрее, чем
сильнее личность, коллектив. Известно высказывание «точность —
вежливость королей». Со временем альпинист осознает, что задачи у
королей были все-таки проще, чем у альпинистов и инструкторов, и что
точность для альпиниста не простая вежливость, а проявление уважения к
товарищам, суровая и приятная необходимость.
Второй тип нарушений лечится сложнее, и меры бывают очень жесткие. Как
правило, тезис «никто не узнает» оказывается мифом, вся система
альпинизма ориентирована на честность и правдивость. В основе
преднамеренных нарушений дисциплины, кроме избыточной самоуверенности,
часто лежит обыкновенная трусость, отсутствие мужества.
Арсенал наказаний в альпинизме ограничен. Внушение, замечание,
отстранение от восхождения, отлучение от альпинизма. Конечно, при
разборах нарушений к виновнику проявляется максимум доброжелательности.
И изрядная доля снисходительности. Но только до той поры, пока
разбираемые действия или возможность их повторения не ставят под угрозу
безопасность самого нарушителя или его товарищей. Или же выявляется
обыкновенное шкурничество. В этих случаях снисходительность становится
антигуманной.