УЧЕБНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ И ОТРЯДЫ АЛЬПИНИСТОВ. СВЯЗКИ И
СПОРТИВНЫЕ ГРУППЫ
Класс в учебном альпинизме — это учебное отделение. Состав участников в
отделениях новичков и значкистов остается практически постоянным в
течение всего времени пребывания в горах. В отделениях разрядников также
желательно иметь стабильный
состав, как минимум до окончания цикла занятий и
совершения первых восхождений.
Несколько равнозначных по своему уровню отделений (параллельных классов)
составляют учебный отряд. Он работает по единому плану, который
разрабатывается командиром на основе Программы, с учетом особенностей
района и имеющегося контингента участников и инструкторов. Отряд
образует единое целое; практически все занятия отделения отрабатывают
вместе, в том числе и тренировочные восхождения. Отрядом проводится
зачетное восхождение новичков.
При подготовке на разряд кандидата в мастера и мастера спорта группы
работают по индивидуальному плану. При формировании таких групп,
разработке и утверждении их планов учитывается спортивная квалификация
участников и уровень показанной на деле тактической, технической и
физической подготовки.
Основная тактическая единица в отделениях разрядников на всех
квалификационных уровнях — связка.
Структура учебных подразделений динамична; основное ее назначение—
создание оптимальных условий для обучения и совершения восхождений.
Структура и работа альпбаз строятся так, чтобы обеспечить эти условия с
учетом имеющихся возможностей.
Формально связка — это 2 или 3 альпиниста, во время занятий или
восхождений работающих на одной веревке. Фактически связка — минимальный
по составу коллектив, способный в горах самостоятельно решать
тактико-технические задачи. В связке не просто суммируются
индивидуальная подготовленность и возможности ее участников — в ней в
результате схоженности появляется умение взаимодействовать. Понятие это
в буквальной трактовке означает совместное участие в восхождении;
реально схоженность означает слаженную работу и на сложном рельефе, и во
время подготовки, и на подходах, и в бивачной жизни. Взаимопонимание
наиболее важно в вопросах взаимной страховки и выбора маршрута на
микрорельефе. На маршруте голосовая связь часто затруднена, да и времени
на длительные переговоры, обсуждение мнений и советов практически нет. И
здесь требуются абсолютное доверие к партнеру, мгновенная реакция на его
команды, реплики, жесты, умение понять просьбу и отреагировать на нее
даже раньше, чем она будет высказана. Естественно, полное
взаимопонимание в связке достигается при ее более или менее длительном
существовании как «^боевой единицы» и при наличии общности во взглядах
ее участников на альпинизм и свое место в нем.
Даже в одной сработанной связке никогда не бывает абсолютного равенства
по всем компонентам альпинистского мастерства. Еще большая разница
наблюдается в отделениях, где работают 2—3 связки. Во временных
отделениях к техническому неравенству добавляется разница в целях и
взглядах на пути достижения этих целей.
Одна из задач учебных альпинистских подразделений как раз и состоит в
том, чтобы на практике научить умению взаимодействовать, сопоставлять
значимость личных и коллективных целей.