Как отмечалось выше, учеба есть постоянное
состояние альпиниста. По мере освоения простейших вопросов изучение темы
углубляется, в арсенал альпиниста включаются все более сложные сведения
и приемы. На каждом этапе возврат к определенной теме означает переход
на качественно новый уровень. Подобная цикличность непосредственно
связана с сезонностью пребывания в горах.
Обучение ведется с некоторым опережением по сравнению с тем, что
характеризует среднюю трудность предстоящего восхождения. «Тяжело в
ученье — легко в бою» — этот суворовский принцип всецело вписывается в
систему альпинистского обучения. Опережение просто необходимо, поскольку
каждый участник должен быть готов к преодолению самых сложных мест
предстоящего маршрута, да и средние по трудности участки маршрута могут
при быстрой смене погоды стать совсем не средними.
Практические занятия по каждой теме неизменно начинаются с проверки
реальной подготовки и при необходимости восстановления того, что
участник утратил в межсезонье. Если скальная техника, как правило,
поддерживается на приемлемом уровне, то техника передвижения по льду и
снегу, типично высокогорным видам рельефа, забывается в межсезонье
основательно.
На тренировках и восхождениях происходит окончательный синтез различных
тем в единое альпинистское образование.
Квалификационные уровни предусматривают и досрочный по сравнению с
программой переход из одной ступени подготовки в другую, дают
возможность не только дифференцированного подхода к процессу обучения,
но и ускорения в переходе на следующий уровень.
Программа обучения направлена в первую очередь на целостный учебный
процесс — от подготовки в секции или альпклубе до альпинистского
мероприятия в горах и предусматривает дифференциацию в основном для
групп, команд и в крайнем случае— связки альпинистов. Это вызвано тем,
что альпинизм — это
вид спорта, в котором высоко развиты чувства
коллективизма и взаимовыручки, а взаимная ответственность и взаимная
страх#^-ка являются основой безопасности.
Группа или команда, два товарища, объединившихся в що-стоянную связку и
проводящие свои тренировки в постоянном 'составе в течение всего
тренировочного периода, хорошо знающие и доверяющие друг другу,
понимающие партнера чуть ли не: с полуслова,— только они могут
претендовать на ускоренный уровень подготовки. И именно они, как
правило, добиваются лучших результатов, становятся надежными
альпинистскими коллективами, уверенно постигающими тонкости спортивного
мастерства.
Что конкретно предусматривает дифференциация в подготюв-ке альпинистов?
Прежде чем ответить на этот вопрос, следует напомнить, что все уровни
подготовки делятся на две групшы: первая — учебный альпинизм (НП и СП),
другая — СС и СМ.
Альпинисты, входящие в первую группу, в большей части проходят
подготовку на альпинистских учебно-спортивных базах; и могут
рассчитывать на то время пребывания в горах, которое им отводится сроком
путевки,— 20 или 30 дней.
Вторая группа — спортсмены от II разряда, они в этом отношении находятся
в несколько лучшем положении. Кроме того что путевки, предназначенные на
спортивные альпинистские базы, выпускаются на срок в 30 дней, они имеют
еще ряд преимуществ, участвуя в спортивных сборах, командах и пр.
Самые большие возможности для интенсификации учебноспортивной работы и
подготовки альпинистов имеют жители гюр-ных районов страны. Как правило,
горные стадионы Севернюго Кавказа, Грузии, Алма-Аты, Фрунзе, Душанбе,
Пржевальска и др. находятся в непосредственной близости к месту
жительства альпинистов. Секции и альпинистские клубы таких районов имеют
неограниченные возможности для планомерной круглогодичной альпинистской
подготовки и совершения любых восхождений.
Обучению начинающих альпинистов и значкистов наряду с горным туризмом и
скалолазанием может способствовать также участие в пеших путешествиях и
опыт спелеопутешествий. Ведь любители подземных путешествий знают и
применяют на практике немало из того, что впервые разучивают начинающие
алыпи-нисты.
Таким образом, уровень предварительной подготовленности, личной
заинтересованности и возможности непосредственного контакта с горами в
любом случае диктуют пределы интенсификации «Программы обучения
альпинистов».
Для различных квалификационных уровней могут рассматриваться следующие
варианты.
1. Начальная подготовка — выполнение норм на значок «Альпинист СССР»
(НП-1):
— для групп, проводящих регулярные тренировки в постоянном составе,
прошедших курс занятий в полном объеме, предусмотренных «Программой
обучения альпинистов», и подтвердивших эти знания на вступительном
собеседовании на альпбазе,
предполагается выполнение всего объема начальной
подготовки, вплоть до III спортивного разряда за одну 20-дневную смену
пребывания в горах. Одним из условий успеха работы такой группы в горах
является ее приезд с инструктором, который проводил всю подготовительную
работу и будет продолжать обучать своих учеников в горах;
— для отдельных альпинистов, прибывших из разных городов и коллективов и
имеющих отличные показатели в подготовительном периоде, полностью
подтвердивших знания по приезде в горы, предусматривается выполнение
программы НП на значок «Альпинист СССР» и совершение дополнительных
восхождений, идущих в зачет на III спортивный разряд,— 1Б и 2А к. с. При
благоприятном стечении обстоятельств и полном комплекте таких участников
для формирования учебного отделения и они могут претендовать на
выполнение в течение одной смены норм и на значок и на III спортивный
разряд;
— проведение плановых занятий, выполнение норм на значок и
дополнительное восхождение 1Б к. с. или перевальный поход, или
дополнительные занятия и тренировки по недостаточно освоенным темам
занятий — такую программу могут пройти участники плановых отделений и,
конечно, при изъявлении ими желания.
Для перечисленных вариантов предусматривается зачетное восхождение 1Б к
с. на 8—14-й день пребывания в горах, в то время как обычный порядок
выполнения норм на значок «Альпинист СССР» завершается одним
восхождением на 17—18-й день смены.
В то же время руководителям альпинистских мероприятий предоставлено
право применения дифференцированного подхода во всех других случаях,
отвечающих основным требованиям интенсификации учебного процесса.
2. Начальная подготовка — выполнение норм III спортивного разряда
(НП-2):
— для групп коллективов физкультуры, полностью соответствующих
требованиям «Программы обучения альпинистов», альпинистов, закончивших в
предыдущем году программу на значок «Альпинист СССР» с превышением
программы восхождений, предусматривается возможность завершения
выполнения норм III спортивного разряда и совершения восхождений или
практических занятий из следующего квалификационного уровня — спортивной
подготовки.
3. Спортивная подготовка — выполнение норм II спортивного разряда (СП):
— группы разрядников постоянного состава из коллективов физкультуры,
альпинисты, завершившие выполнение норм III спортивного разряда с
превышением по программе восхождений и полностью подтвердившие по
прибытии на альпинистскую базу уровень своей подготовленности, могут
претендовать на полное завершение норм II разряда за одну смену и при
стечении благоприятных обстоятельств — ряд восхождений из следующего
квалификационного уровня — спортивного совершенствования.
4. Спортивное совершенствование и спортивное
мастерство (СС и СМ). Рассматривать освоение этих квалификационных
уровней таким же образом, как предыдущие, не представляется возможным,
так как уровни СС и СМ ие ограничиваются сроками завершения по времени и
зависят от качества подготовки группы или команды постоянного состава и
их спортивных планов, увязанных с календарными планами спортивных
мероприятий советов физической культуры, секций или клубов. Поэтому
вопрос об ускорении учебного процесса и спортивных восхождений каждого
года может решаться сугубо индивидуально, применительно к конкретным
условиям горного района, составу группы и всего мероприятия в целом.
В заключение следует отметить, что, принимая во внимание характер
альпинистской деятельности, следует знать и помнить, что помимо
спортивных разрядов и квалификационных уровней мерилом альпинистской
квалификации является и качество совершенных восхождений и осознанный
опыт. Основа этого заложена в оценке каждого товарищами по группе,
команде, связкеи, конечно, в самооценке.
Авторский коллектив благодарит доктора географических наук, профессора,
инструктора альпинизма Хргиана А. X.; заслуженного тренера СССР, мастера
спорта СССР Кропфа Ф. А.; заслуженного тренера РСФСР, мастера спорта
СССР Кораблина Б Н.; мастера спорта СССР Мартынова И. А.; мастера спорта
СССР Фрумана Ю. Я.; инструкторов альпинизма Долинина К В. и Макарова В.
М. за консультации, предоставление отдельных разработок, подбор
иллюстраций и помощь при подготовке к выходу данной книги.