СПОСОБ «ФОСБЕРИ-ФЛОП» ПРЫЖКОВ В ВЫСОТУ   Главная       Учебники - Спорт      Учебник тренера по лёгкой атлетике

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  .. 

 

 

 

СПОСОБ «ФОСБЕРИ-ФЛОП» ПРЫЖКОВ В ВЫСОТУ

 

 

Техника прыжка, впервые показанная на Олимпийских играх в Мехико в 1968 г. Р. Фосбери (победившим с результатом 2 м 24 см), построена на совершенно иной биомеханической основе в сравнении с техникой «перекидного». Определяется это оригинальным способом перехода через планку — спиной при поперечном расположении тела прыгуна относительно планки.

Такой поперечный переход прыгуна через планку обеспечивает последовательный перенос частей тела, позволяющий полноценно использовать компенсаторный эффект. Вместе с тем поперечный переход тела потребовал повышения скорости горизонтального перемещения тела через планку, с тем чтобы успеть пройти ее на уровне высшей точки траектории о.ц.т.

Для повышения скорости перехода через планку необходим дугообразный разбег, чтобы создать центробежное ускорение. В то же время наличие центробежного ускорения в момент выполнения толчка потребовало, с одной стороны, убыстрения выполнения толчка, а с другой — применения дополнительных технических приемов, противодействующих указанному центробежному ускорению, с тем чтобы успеть выполнить полноценный толчок, прежде чем прыгуна снесет в бок с толчковой ноги.

В техническом отношении ускорение отталкивания достигается более плоской постановкой стопы толчковой ноги, без переката через, пятку и особенно более быстрого выполнения маха согнутой в колене свободной ногой. В результате этого время выполнения отталкивания в способе «фосбери-флоп» приближается ко времени отталкивания в прыжках в длину. В среднем оно равняется 0,15 сек. (в длину 0,10 сек.), в то время как в «перекидном» — 0,20—0,22 сек.

Рассмотрим технику прыжка в исполнении экс-рекордсмена мира американского прыгуна Д. Стоунза, техника которого более всего отвечает биомеханическим критериям эффективности.

Разбег с толчком. Разбег по направлению значительно отличается, от принятого в «перекидном» способе. На рис. 15 видно, что основная часть разбега, когда набирается скорость, производится перепендикулярно планке и несколько сбоку от нее. Вторая часть разбега выполняется по дуге, и в зависимости от скорости разбега поворот делается в 3 и 5 шагов. Первый способ закругления в 3 шага рационален при меньшей скорости разбега, второй — в 5 шагов при более быстром разбеге, особенно на последних его шагах.

На рис. 15 пунктиром показана линия перемещения плеч, которая расположена несколько ближе к центру кривизны. Это обусловлено необходимостью во время бега по дуге придать телу наклон внутрь. Что касается техники разбега, то она не отличается от той, которая применяется в перекидном способе. Это бег на упругой стопе с подбросом голени в момент выноса ноги от бедра и с постановкой ноги на грунт движением в захват. Техника бега в захват, несмотря на расширяющуюся амплитуду выноса свободной ноги вперед по мере приближения к толчку, должна сохраняться в течение всего разбега. Особенно
важно следовать этому требованию на последних трех. шагах в беге по закруглению. Как правило, прыгун пользуется 8—10 шагами разбега. Более длинный разбег, чем в прыжках перекидным, нужен для того, чтобы развить большую скорость.

Так, в прыжках способом «фосбери-флоп» перед трлчком скорость разбега достигает 8,0 м/сек. Для этого прыгун начинает старт с наклоном плеч вперед и бежит, ставя ноги на переднюю часть стопы, со все увеличивающейся скоростью до самого последнего шага.

Забегание к планке начинается с отталкивания наружной маховой ногой, и в это же время, противодействуя центробежному ускорению, прыгун несколько наклоняет туловище в сторону поворота (внутрь).

На последних шагах разбега надо ставить ноги строго по линии закругления. Особенно важно это требование соблюдать при выполнении последних двух шагов (рис. 16). Этому способствует наклон туловища во внутреннюю сторону поворота. В это же время прыгун переходит в бег, ставя ступню плоско на переднюю часть (кадры 1— 11). Д. Стоунз даже в предпоследнем шаге ставит маховую- ногу на переднюю часть стопы (кадр 6).

В отличие от перекидного способа в этой фазе подготовки к толчку отсутствует выведение таза и туловище сохраняет прямое (в передне-заднем направлении) положение (кадры 9—10). Значительно отличается и выполнение последнего шага и предтолчковая поза прыгуна (кадры 8—11). Так, последний шаг характеризуется широкой амплитудой движений ног в тазобедренных суставах. Если в «перекидном» при сходе с маховой ноги она остается значительно согнутой в коленном суставе и прыгун не активизирует отталкивание ею, то в способе «фосбери-флоп» виден широкий естественный бег, в котором в равной степени маховая нога отводится назад (кадры 9, 10), а толчковая — выносится вперед.

Для убыстрения отталкивания толчковая нога должна ставиться широким беговым движением, плоско, через наружное ребро стопы (кадры 10, 11). При этом важно учесть, что чем меньше будет акцентироваться постановка толчковой ноги с пятки, тем больше появляется возможность увеличить быстроту толчка. В соответствии с этим

необходимо регулировать и степень сгибания коленного сустава маховой ноги; чем большую скорость требуется развить в толчке, тем в большей степени должна сгибаться маховая нога (уже в фазе ее выноса из заднего положения) (кадры 11, 12).

 

 

 

 

 

 

Рис. 15. Разбег при выполнении прыжка способом «фосбери-флоп»:
Ц.Б. — центробежное ускорение; А — направление действий прыгуна в толчке; В — направление полета под влиянием центробежного ускорения; а — угол подхода к планке

 

 

 

 

 

Рис. 16. Прыжок способом «фосбери-флоп» (Д. Стоунз)

 

 

 

 

Следует обратить внимание также и на степень сгибания в коленном суставе толчковой ноги в момент толчка. Требования повышения скорости толчка и здесь приводят к необходимости уменьшения рабочей амплитуды сгибания в коленном суставе. Поэтому наибольший угол сгибания в амортизационной фазе толчка равен 145—146°. Это требует несколько меньшего снижения прыгуна на последних шагах разбега (кадры 5—8), и прыгун, проходя через маховую ногу, держится выше, чем при перекидном (соответственно 100—105°, 90— 95°). Особенно это характерно для прыжков Д. Стоунза.

В координации толчковых движений важную роль играет маховая нога и соответствующая ей рука. Здесь точно также, как и в «перекидном», имеется два варианта работы рук: параллельный вынос их в процессе толчка и разноименный перекрестный. На кадрах 11—14 можно видеть толчок со своеобразным параллельным выносом. При этом отмечается полная синхронность работы рук с маховой ногой. Особенностью толчка в этом прыжке является то, что он выполняется без активного выведения таза вперед на толчковую ногу, но при активном стремлении удержать его от бокового сноса с толчковой ноги.

Большое значение в этом отношении имеет движение маховой ноги, которая в то же время обеспечивает нужный поворот прыгуна спиной в сторону планки. На кадрах 11—13 видно, как в момент упора и наката тела на толчковую ногу руки и свободная нога одновременно выносятся вперед.

Маховая нога должна быть энергично вынесена вперед мимо сгибающейся толчковой ноги и направлена коленом вверх по направлению к дальней от прыгуна стойке. При этом, после того как маховая нога выйдет вперед толчковой ноги (кадр 14), ее бедро и вся нога поворачивается внутрь, а голень и стопа отводятся несколько в сторону. На кадрах 14 и 15 это движение маховой ноги хорошо видно. Столь активное движение маховой ноги несколько внутрь с поворотом ее кнаружи способствует удержанию таза на линии действия силы толчка.

Все это в сочетании с махом руками и действием центробежной силы на свободно перемещающееся туловище создает пару сил, действующих на прыгуна, которая способствует переводу его тела из вертикального в горизонтальное, опрокинутое на спину положение. При этом надо стремиться, чтобы горизонтальное положение тела над планкой достигалось не столько за счет движения плеч в сторону планки, сколько за счет более быстрого перемещения таза вверх по сравнению с плечами.

Взлетая же к планке, прыгун активно направляет к ней плечи (кадры 16, 19), при этом ближняя к планке рука опускается и обе руки вытягиваются вдоль туловища. В это же время маховая нога опускается и прыгун, завершая поворот, входит на планку плечами, стремясь в это время оставить ноги как можно ниже. Для этого ноги сгибаются в коленях и голени свисают вниз (кадры 19, 20). Этому прогибу тела с подбросом таза вверх (кадры 21, 23), а также уменьшению момента инерции (повышающему угловую скорость переброса тела через планку) способствует быстрое опускание маховой ноги вниз с последующим подведением грленей под планку (кадр 23).

Вслед за тем, как только пройдет таз над планкой, начинается уход от планки. Осуществляется он легким обратным сгибанием туловища; голова несколько поднимается, поднимаются и роги — сначала бедра, затем и голени (кадры 25, 28). Приземление происходит на спину или — при более сильном опрокидывании тела — на лопатки с последующим кувырком назад через голову. Надо помнить: голова не должна отбрасываться назад, взгляд прыгуна все время должен быть обращен на планку. На кинограмме видно, как Д. Стоунз следит за планкой через ближнее к ней плечо и этим осуществляет зрительный контроль, позволяющий лучше ориентироваться в пространстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  ..