Тренировка легкоатлетов в более трудных условиях

  Главная       Учебники - Спорт      Учебник тренера по лёгкой атлетике

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

Тренировка легкоатлетов в более трудных условиях

 

 

 

 Было бы неправильным рассматривать приучение к условиям «поля боя» единственным способом подготовки к конкретным соревнованиям и ограничиваться моделированием этого в тренировке и предварительных соревнованиях. Наряду с этим надо подготовить спортсменов к возможным отклонениям от моделированных условий, неожиданным ситуациям и непредвиденным трудностям, которые могут возникнуть в стартах главного состязания. Поэтому так важно воспитать у спортсменов иммунитет к непривычным условиям, способность не теряться и не нервничать при встрече с неожиданностями. Надо научить спортсменов отвечать положительными эмоциями, повышенной работоспособностью на некоторые мощные раздражители, обычно вызывающие отрицательные эффекты.

Для этого надо формировать у спортсменов правильное отношение к любым изменениям, трудностям внешней среды, трезвую их оценку, убежденность, что в конечном счете главную роль играет спортивное мастерство. Надо, чтобы спортсмены относились к трудностям соревновательных условий с оптимизмом, но, что еще гораздо важнее, чтобы они не преувеличивали значение этих трудностей. Немало примеров в легкой атлетике, когда даже незначительные трудности вызывали у спортсменов значительные отрицательные реакции. Так, едва уловимый встречный ветер на разбеге ухудшает настроение у некоторых прыгунов в длину и с шестом, вызывает сомнение в возможности достичь хорошего результата.

Легкоатлетам надо знать, что преувеличенное восприятие трудностей может достигать таких крайностей, при которых возникает не только сомнение, но и смятение и даже страх. Необходимо объяснять спортсменам психологическую природу подобных реакций, возникающих в их сознании, в их мыслях. «Каковы мысли — такова и реакция» — эти слова остаются в силе и для этих случаев.

Очень важно проводить тренировки и прикидки не только в моделированных соревновательных условиях, но и в дождь, ветер, в холод и жару, делая меньшее число попыток в прыжках с шестом, преодолевая высоту через твердые препятствия, метая более тяжелые снаряды и т. д.

Не следует укреплять у спортсменов мнение, что «дома и стены помогают». Природа такой помощи психологического порядка. Главное — подготовленность спортсмена, его потенциальные резервы! Следует внушать спортсменам, что можно достигать высших результатов везде, где есть соответствующие места для соревнований и оборудование, и аргументировать это примерами установления советскими спортсменами мировых рекордов в «чужих стенах», победами на чемпионатах мира и олимпийских играх в других странах.

Слова «тяжело в учении, легко в бою» хорошо подходят и к спортивной подготовке. При этом увеличение трудности, сложности и психической напряженности осуществляется как в условиях, моделирующих главное соревнование, так и вне их. Например, проводить тренировку и товарищеские соревнования под магнитофонную запись шума и криков зрителей с трибун; при слабом или мигающем освещении, бежать кросс по особо трудному маршруту, прыгать в высоту через твердое препятствие и т. п. Очень редко, но все же встречаются в соревновательных условиях чрезвычайные обстоятельства. Поэтому полезно проводить иногда тренировку в невероятно осложненных условиях. Это не столько моделирование случаев, возможных в будущем, сколько воспитание характера, хладнокровия и психической устойчивости. Надо также иметь в виду, что повышение iтрудностей в тренировке, требующих от спортсменов предельной мобилизации всех сил и возможностей, является мощным средством для дальнейшего улучшения их подготовленности.

В процессе подготовки к соревнованиям важно осуществить психолого-педагогические и психогигиенические воздействия: а) све-' сти к минимуму отрицательные психогенные факторы в ходе предсо-ревновательнбй подготовки, избегать шаблонного проведения занятий; индивидуально подходить в подборе средств тренировки на разных этапах подготовки, стараться устранять неблагоприятные условия проведения тренировок, воспитывать педагогический такт у тренеров, врачей; работать над преодолением психологической несовместимости, внести разнообразие в организацию досуга на сборах; б) организовывать разнообразную культурно-массовую работу, отдых и развлечения спортсменов (с учетом их вкусов, восприятий, кругозора, возраста, профессиональных интересов); в) проводить лекции, беседы психологов о возможностях и перспективах самоуправления психическим состоянием при помощи различных систем психоматического воздействия (аутогенной тренировки и др.); г) организовывать обучение спортсменов методике психорегуляции (например, вариантам аутогенной тренировки, психорегулирующей тренировке, методике самовнушения).

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..