Подготовительный период тренировки легкоатлетов

  Главная       Учебники - Спорт      Учебник тренера по лёгкой атлетике

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

Подготовительный период тренировки легкоатлетов

 

 

 

 Без правильной тренировки в подготовительном периоде годичного и полугодичного большого цикла достичь намеченной цели невозможно. Именно в этот период создается прочный «фундамент» из физических качеств, волевой закалки и спортивной техники, на основе которого можно добиться высоких спортивных показателей. Отличительная особенность тренировки в подготовительном периоде — ее большой объем, который должен непрерывно расти и достигнуть максимума к середине периода или немного позже (в зависимости от уровня физической подготовленности легкоатлета).

Основные задачи тренировки в подготовительном периоде: улучшение общей физической подготовленности; дальнейшее развитие силы, быстроты и других физических качеств применительно к избранному виду легкой атлетики; улучшение моральных и волевых качеств; совершенствование техники; разработка элементов тактики; повышение уровня знаний в области теории и методики избранного вида легкой атлетики, а также в области гигиены и самоконтроля.

Решению этих задач в зависимости от подготовленности и специализации легкоатлетов уделяется разное количество времени. Так, прыгуны с шестом будут много времени уделять овладению техникой и специальной физической подготовке, а бегуны — созданию специального «фундамента».

Как уже говорилось, подготовительный период делится на этапы: общеподготовительный и специально-подготовительный. В первом из них основное внимание уделяется ОПФ и овладению техникой; во втором — специализированной подготовке. Однако в зависимости от поставленных задач, общая направленность этапов может меняться. Так, физически хорошо подготовленные барьеристы, метатели, шестовики могут уже на первом этапе много работать над техникой, в то время как легкоатлеты, имеющие пробелы в физической подготовленности, должны уделить ей наибольшее внимание. Если успехи на первом этапе недостаточны, то второй этап может иметь направленность первого. Вместе с тем важно, чтобы и в подготовительном периоде не игнорировалась специальная направленность, особенно в технических видах легкой атлетики.

В большом годичном цикле подготовительный период обычно включает в себя еще зимний соревновательный этап. В основном это февраль, хотя часто этот этап расширяется, и легкоатлеты начинают участвовать в соревнованиях уже в январе и заканчивают в первой половине марта. Расширение границы зимних соревнований закономерно, особенно для легкоатлетов высшего класса, хотя они и тренируются по большому годичному циклу (бегуны на средние и длинные дистанции, скороходы, стипльчезисты и др.). Другие легкоатлеты, тоже тренирующиеся по большому годичному циклу, участвуют в зимних соревнованиях по ходу тренировки без специальной подготовки

к ним. В таких соревнованиях повышается тренированность, воспитываются волевые качества и проверяются достигнутые успехи. Важно проверить успехи спортсмена не только в избранном виде легкой атлетики, но и в других видах, определяющих уровень физической и специальной подготовленности. Не следует даже сильнейшим спортсменам избегать участия в зимних соревнованиях по выполнению общих и специальных контрольных нормативов: например, общих для всех легкоатлетов в беге со старта на 30 и 800 м, тройном прыжке, толчке штанги, лазанию по канату на время, числу подтягиваний в висе, бросанию ядра назад через голову двумя руками и специальных применительно к особенностям своего вида легкой атлетики. Так, например, прыгуны в тройном выполняют десятерной прыжок, а метатель диска — различные виды метаний ядра и веса. Тренер должен так подобрать контрольные упражнения и нормативы в них, чтобы стимулировать развитие важнейших и отстающих двигательных качеств. Такие соревнования лучше проводить в виде многоборий в конце зимнего соревновательного этапа.

Если подготовленный легкоатлет хочет достигнуть в зимних состязаниях более высокого результата, он должен провести специальную 1—2-недельную подготовку, значительно ослабив нагрузку в последнюю неделю перед стартом, или перейти на двухцикловую годичную тренировку. Расширение в двухцикловом годичном планировании зимнего календаря соревнований й, следовательно, усиление подготовки к ним имеет особое значение для повышения темпов подготовки мастеров спорта и мастеров международного класса.

В этом случае во втором цикле (в летних соревнованиях) достижения легкоатлета должны быть еще выше. Возможна и специальная нацеленность на самые высокие результаты зимой за счет форсированной тренировки, но это может пойти в ущерб достижениям во втором цикле.

В подготовительном периоде занятия проводятся в помещении и на воздухе. За последние годы в практике определился наиболее целесообразны порядок организации и проведения занятий в зимнее время в условиях средней полосы страны, в основе которого лежит постоянное (по возможности в каждом занятии) сочетание упражнений, выполняемых на воздухе, с упражнениями, выполняемыми в закрытом помещении. Опыт показывает, что заниматься зимой на воздухе можно при температуре до - 22—25° С. Такие занятия нужно проводить уплотненно. Желательно, чтобЬ1 места занятий были защищены от ветра. Следует включать больше упражнений вдвоем, проводить упражнения поточно, круговым методом, больше применять игры и эстафеты. Часть объяснений рекомендуется делать еще в помещении до выхода на занятие.

Помещение для занятий легкой атлетикой (лучше всего манеж) должно быть оборудовано не только дорожками и местами для прыжков и метаний, но и снарядами и тренажерами для физической подготовки. Если занятия происходят в зале, где нет тартановой дорожки, то ее может заменить деревянная, резиновая или плетеная

веревочная. Для прыжков надо иметь амортизационную подушку, а для метаний изготовить веревочную или металлическую сетку.

Весной часть занятий проводится на воздухе, обычно на плохом грунте. В связи с этим используются и соответствующие упражнения: кроссы, метания, различные виды бега на короткие дистанции, прыжки, специальные упражнения, упражнения с отягощениями и другие соответственно легкоатлетической специализации тренирующихся и необходимости развития того или иного качества. Весной по возможности следует также совершенствоваться в технике. Это в значительной мере осуществляется и специальными упражнениями для развития двигательных качеств.

Обычно уже в марте климатические условия средней полосы страны позволяют перенести тренировку легкоатлетов полностью на воздух, в условия, приближенные к летним. Направление тренировки изменяется в сторону большей специализации (развитие быстроты в беге, повышение уровня специальной выносливости, овладение техникой и ее совершенствование и т. д.).

Таким образом, подготовительную тренировку весной в одноцикловой годичной тренировке и летом в двухцикловой проводят на местности (в парке, лесу), в зале и городке физической подготовки, на площадках для метаний и на стадионе.

Совершенствование в избранном виде в подготовительном периоде должно проходить на фоне большой работы, направленной на укрепление общей физической подготовленности спортсмена, подъем его функциональных возможностей, максимальное развитие важнейших физических качеств, на волевую закалку. Всегда надо иметь в виду и интенсивность тренировки.. Она нарастает постепенно, но к концу подготовительного периода она не должна достигать предела, характерного для соревновательного периода.

Необходимость большого объема тренировки в подготовительный период может прийти в противоречие с интенсивностью, если она все время будет находиться на высоком уровне. Длительная тренировка большого объема и большой интенсивности при недостаточной еще подготовленности спортсмена может вызвать срыв адаптационных возможностей организма спортсмена, перегрузить его нервную систему, привести к ее переутомлению.

Когда подготовительный период завершится и спортсмены постепенно войдут в период соревновательный, кривая объема тренировочной нагрузки должна пойти вниз, а кривая интенсивности — вверх. Это только принципиальная схема. Практически линии объема и интенсивности идут более сложно. Их динамика зависит от задач тренировки, диктуемых ходом процесса тренировки, изменением состояния спортсмена и его работоспособности, участием в соревнованиях.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..