ГИДРОУСИЛИТЕЛЬ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
ЗЕРНОУБОРОЧНЫХ КОМБАЙНОВ СК-3, СК-4, СКД-5 И ИХ МОДИФИКАЦИЙ
В систему гидроусилителя рулевого управления этих комбайнов
входят шестеренчатый насос НШ-10Е (или НШ-10Д),
предохранительный клапан 34-9-16Д, распределитель 34-9-3,
гидроцилиндр 34-9-4, трубопроводы и шланги. Гидробак общий с
основной гидросистемой комбайна.
Распределитель 34-9-3 состоит из корпуса 2 (рис. 65) и золотника
7. В корпус 2, отлитый из ковкого или высокопрочного серого
чугуна, запрессована распределительная втулка 4, внутри которой
расположен золотник 7, имеющий четыре буртика. При нейтральном
положении золотника средние буртики 20 и 24 расположены
симметрично щелям втулки. Ширина буртиков меньше, чем расстояние
между крайними торцами щелей. Для соединения со скользящим
стаканом 9 золотник имеет Т-образный паз, в который входит
цилиндрический буртик стакана. Плоскость симметрии паза
совпадает с плоскостью симметрии золотника.
Перемещение стакана с одной стороны ограничено (по 2 мм в каждую
сторону от среднего его положения) корпусом 8, с другой —
крышкой 17. Внутри скользящего стакана помещены пружины 10, два
сухаря 11, палец 13 и пробка 14.
Такое устройство необходимо для компенсации зазоров при износе
шаровых поверхностей пальца и сухарей.
Пробку 14 в стакане недокручивают до полного сжатия пружины не
более чем на 0,25—0,5 оборота. С целью предотвращения
откручивания в процессе эксплуатации ее стопорят шпонкой, для
чего в стакане имеются прорези, а в пробке — пазы.
Рис. 65. Распределитель гидроусилителя рулевого
управления зерно-уборочних комбайнов СК-3, СК-4, СКД-5 и их модификаций:
1 и 17 — крышки; 2 —корпус; 3 — уплотнительная манжета; 4 —
распределительная втулка: 5 — штуцер; 6 и 28 — медные прокладки; 7 —
золотник; 8 — корпус стакана; 9 — стакан; 10 — пружина; сухарь; 12
—масленка; 13 — палец; 14 — пробка: 15 — плоская пружина; 16 — резиновое
кольцо; 18, 21 и 25 — камеры; 19. 22 23 и 26 — расточки; 20 и 24 —
буртики; 27 — пробка.
Для гашения возможных колебаний колес в
распределителе предусмотрен гаситель, состоящий из резинового
кольца 16 и спиральной плоской пружины 15, вставленных в
расточку пробки. Трение, создающееся между резиновым кольцом и
крышкой, ликвидирует колебания, и система работает спокойно.
Палец 13 золотника закреплен на рычаге поворота задних колес с
помощью корончатой гайки. В передней крышке 1 на двух шпильках
установлен фланец продольной рулевой тяги. Крышка 1 имеет осевое
отверстие, соединяющее торцовую полость распределителя с
атмосферой через паз на ее наружной поверхности. Крышку
устанавливают так, чтобы паз был со стороны хвостовика шарового
пальца. В этом случае при установке распределителя на машину паз
находится внизу.
При повреждении или износе манжеты утечки масла из торцовой
полости через осевое отверстие и паз сливаются наружу,
предотвращая заполнение ее маслом и исключая этим ограничение
хода золотника.
Собирают распределитель из деталей, не имеющих ни трущихся и
сопрягаемых поверхностях забоин, заусенцев или других
механических повреждений. Детали тщательно промывают, трущиеся
поверхности при сборке смазывают дизельным маслом Дп-11 или
ДС-11. В собранном распределителе золотник перемещается в обе
стороны до упора от руки без заеданий.
Распределитель испытывают на герметичность и четкость
распределения потока, используя дизельное масло Дп-11 или ДС-11
при температуре 70°С. Испытывать можно и при других температурах
жидкости, но при этом подбирают такие масла, вязкость которых
при температуре испытаний была бы равна вязкости масла Дп-11 или
ДС-11 при температуре 70°С.
При испытаниях на герметичность давление (50 кгс/см2) подводят
одновременно в нагнетательный и сливной штуцера. Остальные
штуцера заглушают. При испытании проверяют отсутствие утечки
масла и потения корпуса 2.
На четкость распределения потока и потерю давления
распределитель испытывают на стенде, включающем основные
элементы следящей системы гидроусилителя рулевого управления
зерноуборочного комбайна СК-4, рулевую колонку, гидроцилиндр
управляемых колес, предохранительный клапан и насос. Стенд имеет
полное кинематическое равенство плеч рычагов крепления
распределителя и гидроцилиндра с соответствующими рычагами
управляемого моста комбайна СК-4. Производительность насоса
15—17 л/мин. Предохранительный клапан отрегулирован на давление
50 кгс/см2.
Рис. 66. Схема работы гидроусилителя рулевого
управления зерноуборочных комбайнов СК-3, СК-4, СКД-5 и их модификаций:
29 и 30 — полости гидроцилиндра (наименование позиций 1—28 см. рис. 65),
Установленный на стенд распределитель при
любом положении рулевого колеса (за исключением крайних, когда
поршень в гидроцилиндре упирается в днище или головку
гидроцилиндра) должен иметь перепад давления внутри
распределителя не более 5 кгс/см2.
При создании в гидроцилиндре давления 20—
25 кгс/см2 рулевое колесо поворачивают с усилием не более 3 кгс.
Работает гидроусилитель следующим образом. При нейтральном
положении золотника масло из насоса поступает в среднюю напорную
камеру 21 (рис. 66). Так как ширина буртиков 20 и 24 золотника
меньше, чем ширина прорезей, камеры 18, 21 и 25 золотника, а
также полости 29 и 30 гидроцилиндра соединены между собой. Масло
из камеры 21 поступает в камеры 18 и 25. Из камеры 18 по
радиальным и осевому каналам внутри золотника масло также
поступает в камеру 25 и по сливному трубопроводу попадает в
гидробак.
При повороте рулевого колеса по часовой стрелке (правый поворот)
рулевая тяга перемещается вперед (показано па рис. 66, В).
Вместе с ней перемещается и корпус золотника. Буртик 20
разъединяет камеры 21 и 18. Прорезь кольцевой канавки, связанная
с полостью 30 гидроцилиндра, остается соединенной с камерой 21,
а прорезь кольцевой канавки, сообщающаяся с полостью 29
гидроцилиндра, остается соединенной с полостью слива. Масло под
давлением нагнетается в полость 30 гидроцилипдра, поворачивая
колеса против часовой стрелки.
Масло из полости 29 гидроцилиндра через золотник сливается в
гидробак. Рычаг, на который закреплен палец распределителя,
перемещается вперед, т. е. в ту же сторону, что и продольная
рулевая тяга. Как только рулевая тяга останавливается, рычаг
фиксирует золотник в нейтральном положении. Давление масла в
системе при этом падает, и поворот колес прекращается.
Аналогично работает гидроусилитель и при повороте рулевого
колеса против часовой стрелки (левый поворот).