УЧИСЬ ЛЕТАТЬ НА ДЕЛЬТАПЛАНЕ (В.А. Жеглов, 1980 год) - часть 15

 

  Главная      Учебники - Разные     УЧИСЬ ЛЕТАТЬ НА ДЕЛЬТАПЛАНЕ (В.А. Жеглов, 1980 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..

 

 

 

УЧИСЬ ЛЕТАТЬ НА ДЕЛЬТАПЛАНЕ (В.А. Жеглов, 1980 год) - часть 15

 

 

 

113

товьтесь

 

к

 

приземлению

 

на

 

режиме

 

парашютирования

Имейте

 

в

 

виду

 

что

 

парашютирование

 

с

 

высоты

 

более

 5 

м

 

опасно

 

При

 

высоте

 

более

 10 

м

 

возьмите

 

плавно

 

ручку

 

управления

 

на

 

себя

наберите

 

скорость

а

 

пе

-

ред

 

посадкой

 

отдайте

 

ручку

 (

рис

. 181). 

 

Рис

. 181. 

Траектория

 

дельтаплана

 

при

 

потере

 

скорости

 

Пикирование

В

 

этом

 

случае

 

плавно

 

отдайте

 

ручку

 

управления

 

до

 

перехода

 

дельтаплана

 

в

 

нормальный

 

режим

 

полета

В

 

случае

 

если

 

высота

 

мала

ручку

 

отдавайте

 

резко

Сваливание

 

на

 

крыло

 

и

 

переход

 

в

 

штопор

Если

 

при

 

первых

 

признаках

 

потери

 

скорости

 

ваши

 

действия

 

были

 

недостаточно

 

правильными

 

и

 

активными

то

 

дальнейшая

 

ее

 

потеря

 

приведет

 

к

 

срыву

 

потока

 

на

 

крыле

сваливанию

 

на

 

крыло

  (

при

 

малой

 

высоте

и

 

переходу

 

в

 

штопор

 (

при

 

большой

 

высоте

). 

Выход

 

из

 

данной

 

ситуации

 

более

 

сложен

так

 

как

 

необходимо

 

управлять

 

своим

 

дельтапланом

 

как

 

по

 

крену

так

 

и

 

по

 

углу

 

атаки

Сваливание

 

на

 

крыло

 

чаще

 

всего

 

ведет

 

к

 

развороту

 

на

 

склон

 

и

 

падению

 

на

 

него

  (

рис

. 182). 

В

 

данной

 

ситуации

 

действуйте

 

следующим

 

образом

не

 

теряйтесь

возьмите

 

плавно

 

ручку

 

управления

 

на

 

себя

 (

для

 

набора

 

скорости

и

 

переместите

 

тело

 

в

 

сторону

противоположную

 

крену

При

 

наличии

 

запаса

 

высоты

правильных

 

действиях

 

вы

 

можете

 

успеть

 

набрать

 

необходимую

 

скорость

 

и

 

вывести

 

свой

 

дельтаплан

 

в

 

нормальный

 

режим

 

полета

 

 

Рис

. 182. 

Потеря

 

скорости

 

и

 

разворот

 

на

 

склон

 

Необходимо

 

помнить

 

одно

 

правило

Если

 

у

 

вас

 

недостаточно

 

высоты

 

для

 

вывода

 

дельтапла

-

на

то

 

лучше

 

совершить

 

посадку

 

с

 

креном

При

 

этом

 

первыми

 

удар

 

о

 

землю

 

примут

 

элементы

 

конструкции

 

каркаса

 (

они

 

будут

 

работать

 

как

 

амортизаторы

), 

а

 

вы

 

сами

 

сможете

 

избежать

 

пря

-

мой

 

встречи

 

с

 

землей

Если

 

вас

 

несет

 

на

 

склон

то

 

не

 

отдавайте

 

ручку

 

управления

 

от

 

себя

 

раньше

 

времени

а

 

сде

-

лайте

 

это

 

на

 

высоте

 2—3 

м

ПОВОРОТЫ

 

Повороты

 

на

 

дельтаплане

 

осуществляются

 

путем

 

перемещения

 

тела

 

пилота

 

в

 

сторону

 

пово

-

рота

 (

вправо

-

влево

относительно

 

рулевой

 

трапеции

 (

рис

. 183). 

 

114

 

Рис

. 183. 

Перемещение

 

центра

 

тяжести

 

для

 

выполнения

 

виража

 

на

 

дельтаплане

 

Самое

 

главное

 

при

 

выполнении

 

поворотов

 — 

это

 

правильное

 

перемещение

 

пилота

 

относи

-

тельно

 

рулевой

 

трапеции

Ошибка

 

многих

 

начинающих

 

дельтапланеристов

 

в

 

том

что

 

они

 

под

-

меняют

 

перемещение

 

тела

 

его

 

поворотом

 (

рис

. 184). 

 

Рис

. 184. 

Правильный

 

и

 

неправильный

 

перенос

 

центра

 

тяжести

 

спортсмена

 

при

 

выполнении

 

виража

 

на

 

дельта

-

плане

 

Выполнение

 

поворота

 

условно

 

можно

 

разделить

 

на

 

четыре

 

этапа

увеличение

 

скорости

 (

взять

 

ручку

 

управления

 

на

 

себя

), 

перемещение

 

тела

 

в

 

сторону

 

поворота

выдерживание

 

ручки

 

управления

Во

 

время

 

выдерживания

 

можно

 

кратковременно

 

отдать

 

ее

 

от

 

себя

 

для

 

уменьшения

 

радиуса

 

поворота

перемещение

 

тела

 

в

 

нейтральное

 

положение

 (

относительно

 

ручки

 

управления

или

 

крат

-

ковременно

 

в

 

сторону

противоположную

 

повороту

Прежде

 

чем

 

начать

 

поворот

убедитесь

 

в

 

том

что

 

путь

 

свободен

Имейте

 

всегда

 

запас

 

высоты

 

и

 

свободного

 

пространства

 

для

 

выполнения

 

поворотов

Повороты

 

на

 

высоте

 

менее

 10 

м

 

не

 

вы

-

полняйте

Освоение

 

поворотов

 

начинайте

 

постепенно

 

с

 

поворотов

 

на

 30—45°. 

При

 

выполнении

 

поворота

 

следует

 

помнить

что

 

вам

 

необходимо

 

будет

 

сделать

 

еще

 

один

 

противоположный

 

поворот

 

для

 

захода

 

на

 

посадку

 

против

 

ветра

Контроль

Правильность

 

выполнения

 

поворотов

 

контролируйте

 

по

 

углу

 

крена

времени

 

пе

-

ремещения

 

и

 

выдерживания

 

тела

 

пилота

Крен

 

должен

 

быть

 

не

 

более

 25—30°. 

Необходимо

 

учи

-

тывать

что

 

при

 

перемещении

 

тела

 

дельтаплан

 

не

 

сразу

 

входит

 

в

 

поворот

а

 

с

 

некоторым

 

запаз

-

дыванием

которое

 

тем

 

больше

чем

 

выше

 

скорость

 

аппарата

То

 

же

 

самое

но

 

в

 

меньшей

 

мере

наблюдается

 

при

 

выводе

 

дельтаплана

 

из

 

поворота

Ошибки

их

 

последствия

 

и

 

действия

 

по

  

устранению

 

Мала

 

скорость

 

при

 

входе

 

в

 

поворот

Эта

 

ошибка

 

влечет

 

за

 

собой

 

сваливание

 

на

 

крыло

Если

 

вы

 

почувствовали

что

 

дельтаплан

 

помимо

 

вашего

 

желания

 

увеличивает

 

крен

 

и

 

уменьшает

 

ради

-

 

115

ус

 

поворота

то

 

плавно

 

возьмите

 

ручку

 

на

 

себя

 (

для

 

набора

 

скорости

), 

а

 

затем

 

сделайте

 

контрпо

-

ворот

При

 

своевременных

 

и

 

правильных

 

действиях

 

ваш

 

аппарат

 

выйдет

 

из

 

этой

 

ситуации

Скорость

 

входа

 

в

 

поворот

 

велика

При

 

этом

 

увеличивается

 

радиус

 

поворота

Если

 

вам

 

необ

-

ходимо

 

его

 

уменьшить

то

 

кратковременно

 

отдайте

 

ручку

ПОСАДКА

 

Снизившись

 

до

 

высоты

 

приблизительно

 10 

м

закончите

 

выполнение

 

поворотов

зайдите

 

против

 

ветра

выровняйте

 

крены

 

и

 

приготовьтесь

 

к

 

посадке

Процесс

 

посадки

 

можно

 

условно

 

разделить

 

на

выравнивание

выдерживание

собственно

 

посадку

 (

парашютирование

); 

пробежку

 (

рис

. 185). 

 

Рис

. 185. 

Этапы

 

посадки

 

Рассмотрим

 

последовательность

 

действий

 

спортсмена

 

при

 

посадке

на

 

высоте

 

около

 5 

м

 

возьмите

 

немного

 

ручку

 

управления

 

на

 

себя

 

для

 

увеличения

 

скорости

 

и

 

лучшей

 

устойчивости

 

вашего

 

дельтаплана

на

 

высоте

 2—3 

м

 

начинайте

 

плавно

 

отдавать

 

ручку

 

управления

 

для

 

увеличения

 

угла

 

атаки

 

и

 

уменьшения

 

скорости

Выровняйте

 

аппарат

 

до

 

горизонтального

 

полета

удерживайте

 

свой

 

дельтаплан

 

в

 

горизонтальном

 

полете

 

на

 

высоте

 1—1,5 

м

При

 

этом

 

его

 

скорость

 

будет

 

уменьшаться

 

и

 

начнет

 

проявляться

 

действие

 

экранного

 

эффекта

 

земли

которое

 

заключается

 

в

 

том

что

 

на

 

высоте

 0,5—2 

м

 

дельтаплан

 

будет

 

лететь

 

по

 

более

 

пологой

 

траектории

на

 

высоте

 0,5 

м

когда

 

скорость

 

аппарата

 

снизится

 

до

 

минимальной

необходимо

 

отдать

 

ручку

 

управления

При

 

этом

 

лобовое

 

сопротивление

 

дельтаплана

 

значительно

 

возрастет

ско

-

рость

 

уменьшится

 

практически

 

до

 

нуля

 

и

 

вы

 

плавно

 

приземлитесь

при

 

наличии

 

остаточной

 

горизонтальной

 

скорости

 

совершите

 

пробежку

 

со

 

своим

 

дельта

-

планом

 

вперед

удерживая

 

большой

 

угол

 

атаки

поставьте

 

дельтаплан

 

на

 

нос

 

и

 

сразу

 

же

 

отстегните

 

подвесную

 

систему

Контроль

Все

 

этапы

 

посадки

 

контролируйте

 

по

 

высоте

 

полета

 

дельтаплана

 

над

 

площадкой

 

приземления

 

и

 

его

 

скорости

По

 

мере

 

приближения

 

к

 

земле

 

скорость

 

ветра

если

 

он

 

есть

падает

что

 

вызывает

 

увеличение

 

скорости

 

полета

 

аппарата

 

относительно

 

земли

Помните

что

 

ваша

 

ско

-

рость

 

относительно

 

земли

 

равна

 

разности

 

скорости

 

дельтаплана

 

и

 

скорости

 

ветра

т

е

W

V

V

=

3

Допустим

что

 

на

 

высоте

 5 

м

 

скорость

 

ветра

 

равна

 15 

км

/

ч

а

 

на

 

уровне

 

земли

 5 

км

/

ч

Тогда

 

при

 

скорости

 

дельтаплана

 

на

 

посадке

 25 

км

/

ч

 

в

 

первом

 

случае

 

вы

 

будете

 

лететь

 

относительно

 

земли

 

со

 

скоростью

 (25 – 15) = =10 

км

/

ч

а

 

во

 

втором

 — 

со

 

скоростью

 (25 – 5) = 20 

км

/

ч

Ошибки

их

   

последствия

 

и

   

действия

   

по

   

устранению

 

Заход

 

на

 

посадку

 

с

 

боковым

 

ветром

При

 

посадке

 

с

 

боковым

 

ветром

 

увеличивается

 

вероят

-

ность

 

ошибки

 

в

 

ориентировании

 

аппарата

 

против

 

ветра

так

 

как

 

начинающие

 

дельтапланеристы

 

часто

 

разворачивают

 

свой

 

аппарат

 

навстречу

 

набегающей

 

земле

При

 

ветре

 

слева

 

земля

 

на

 

посадке

 

будет

 

набегать

 

спереди

 

и

 

справа

И

 

если

 

вы

 

развернете

 

 

116

свой

 

дельтаплан

 

навстречу

 

набегающей

 

земле

 

вправо

то

 

это

 

только

 

ухудшит

 

ваше

 

положение

так

 

как

 

в

 

конечном

 

счете

 

вы

 

приземлитесь

 

по

 

ветру

 (

рис

. 186,

а

). 

Для

 

правильной

 

посадки

 

в

 

дан

-

ном

 

случае

 

необходимо

 

развернуть

 

дельтаплан

 

против

 

ветра

т

е

влево

 (

рис

. 186,6). 

Направление

 

ветра

 

на

 

площадке

 

приземления

 

определяется

 

с

 

помощью

 

ветроуказателя

Если

 

вы

 

вынуждены

 

садиться

 

с

 

боковым

 

ветром

то

 

в

 

данной

 

ситуации

 

необходимо

 

пробеж

-

ку

 

после

 

посадки

 

совершать

 

в

 

направлении

 

движения

 

вашего

 

аппарата

стараясь

 

развернуть

 

его

 

при

 

этом

    

против

    

ветра

 (

пробежка

 «

крабом

»). 

 

 

Рис

. 186. 

Действие

 

бокового

 

ветра

 

на

 

перемещение

 

дельтаплана

 

относительно

 

земли

 

при

 

посадке

а

 — 

неправильно

;

 

б

 — 

правильно

 

Недостаточно

 

энергичная

 

отдача

 

ручки

 

при

 

приземлении

Это

 

приведет

 

к

 

тому

что

 

вы

 

приземлитесь

 

с

 

большой

 

скоростью

при

 

этом

 

возможны

 

падение

 

и

 

поломка

 

аппарата

Позднее

 

выравнивание

 

и

 

резкая

 

отдача

 

ручки

 

от

 

себя

Это

 

приведет

 

к

 

резкому

 

взмыва

-

нию

 

аппарата

 

и

 

падению

 

со

 

сваливанием

 

на

 

крыло

Если

 

вы

 

почувствуете

что

 

после

 

отдачи

 

руч

-

ки

 

ваш

 

дельтаплан

 

резко

 

пошел

 

вверх

то

 

плавно

 

возьмите

 

ручку

 

управления

 

на

 

себя

Поздний

 

вывод

 

дельтаплана

 

из

 

поворота

 

перед

 

посадкой

В

 

этом

 

случае

 

вы

 

можете

 

задеть

 

консолью

 

землю

дельтаплан

 

развернет

 

и

 

возможна

 

его

 

поломка

Чтобы

 

избежать

 

резкого

 

столкновения

 

с

 

землей

 

при

 

неудачной

 

посадке

рекомендуется

 

уста

-

навливать

 

на

 

ручку

 

рулевой

 

трапеции

 

колеса

которые

 

не

 

только

 

смягчат

 

ваше

 

приземление

но

 

и

 

защитят

 

руки

Также

 

можно

 

закрепить

 

подвесную

 

систему

 

за

 

килевую

 

балку

 

таким

 

образом

что

-

бы

не

 

ограничивая

 

возможностей

 

пилота

 

по

 

управлению

 

дельтапланом

предохранить

 

его

 

от

 

ударов

 

об

 

элементы

 

конструкции

 

аппарата

ПАРЯЩИЕ

 

ПОЛЕТЫ

 

В

 

ПОТОКАХ

 

ОБТЕКАНИЯ

 

Если

 

вы

 

усвоили

 

весь

 

предыдущий

 

материал

 

и

 

накопили

 

достаточный

 

опыт

 

планирующих

 

полетов

то

 

следующим

 

этапом

 

вашей

 

подготовки

 

должен

 

быть

 

переход

 

к

 

выполнению

 

элемен

-

тов

 

парящих

 

полетов

 

в

 

потоках

 

обтекания

куда

 

входят

 

полеты

 

при

 

ветре

 

до

 8 

м

/

с

 

с

 

поворотами

 

на

 180°. 

Эти

 

полеты

 

обладают

 

рядом

 

специфических

 

особенностей

обусловленных

 

распределе

-

нием

 

направлений

 

и

 

величин

 

скоростей

 

потока

 

при

 

обтекании

 

горы

 

ветром

Уровень

 

мастерства

 

спортсмена

 

должен

 

соответствовать

 

этим

 

условиям

а

 

задача

 

инструкто

-

ра

 

или

 

руководителя

 

полетов

 — 

определить

 

возможность

 

допуска

 

спортсмена

 

к

 

парящим

 

поле

-

там

Рассмотрим

 

некоторые

 

характерные

 

особенности

 

рельефа

 

склона

 

и

 

способы

 

полета

 

над

 

ним

 

117

Мыс

 

Условия

 

его

 

обтекания

 

таковы

что

 

он

 

рассекает

 

поток

 

и

 

воздух

 

движется

 

почти

 

параллельно

 

его

 

кромкам

практически

 

не

 

создавая

 

вертикальной

 

составляющей

При

 

старте

 

с

 

мыса

 

возникает

 

необходимость

 

разворачиваться

 

после

 

старта

 

по

 

ветру

 

и

 

идти

 

к

 

склону

 (

траектория

 1), 

где

 

воз

-

можен

 

набор

 

высоты

Этот

 

маневр

 

достаточно

 

сложен

При

 

движении

 

вперед

 

и

 

в

 

сторону

 (

траек

-

тория

 2) 

вы

 

сразу

 

далеко

 

уйдете

 

от

 

склона

 (

рис

. 187). 

 

Рис

. 187. 

Обтекание

 

ветром

   

мыса

 

и

 

выбор

 

точки

 

старта

 

на

 

нем

 (

старт

 

необходимо

 

перенести

 

в

 

точку

 

Б

)

 

Условия

 

полета

 

над

 

мысом

 

в

 

значительной

 

мере

 

определяются

 

его

 

размерами

 

и

 

формой

При

 

полете

 

над

 

мысом

 

возможна

 

потеря

 

высоты

 (

рис

. 188). 

 

Рис

. 188. 

Полет

 

над

 

мысом

 

Если

 

вы

 

летите

 

к

 

мысу

имея

 

достаточный

 

запас

 

высоты

то

 

вам

 

необходимо

 

действовать

 

следующим

 

образом

наберите

 

максимум

 

высоты

 

перед

 

приближением

 

к

 

мысу

летите

 

над

 

мысом

 

на

 

скорости

несколько

 

большей

 

наивыгоднейшей

учитывайте

 

возмож

-

ную

 

потерю

 

высоты

пройдя

 

мыс

возобновите

 

нормальный

 

полет

 

вдоль

 

склона

Если

 

мыс

 

имеет

 

значительную

 

ширину

 

или

 

у

 

вас

 

нет

 

необходимого

 

запаса

 

высоты

то

 

обой

-

дите

 

этот

 

мыс

Лощина

 

Условия

 

обтекания

 

лощины

 

показаны

 

на

 

рис

. 189. 

При

 

полете

 

над

 

лощиной

 

также

 

возможна

 

потеря

 

высоты

как

 

и

 

при

 

полете

 

над

 

мысом

 (

рис

. 190). 

 

Рис

. 189. 

Обтекание

 

ветром

 

лощины

 

и

 

выбор

 

точки

 

старта

 

на

 

ней

 

 

118

 

Рис

. 190. 

Полет

 

над

 

лощиной

 

Если

 

лощина

 

достаточно

 

широкая

то

 

можно

 

лететь

 

вдоль

 

ее

 

склонов

При

 

глубокой

 

и

 

узкой

 

лощине

 

лучше

 

перелететь

 

ее

 

по

 

кратчайшему

 

пути

Мыс

 

и

 

лощина

 

еще

 

опасны

 

тем

что

 

при

 

ветре

направленном

 

не

 

по

 

их

 

оси

с

 

подветренной

 

стороны

 

образуется

 

турбулентность

Старт

 

необходимо

 

выполнять

 

с

 

наветренной

 

стороны

 

скло

-

на

 

и

 

двигаться

 

по

 

указанной

 

траектории

 (

рис

. 191). 

 

Рис

.191

Турбулентность

 

у

 

мыса

 

и

 

лощины

 

при

 

действии

 

бокового

 

ветра

 

и

 

выбор

 

точки

 

старта

 

на

 

них

 

Обрыв

 

В

 

этом

 

случае

 

на

 

вершине

 

образуется

 

опасная

 

турбулентная

 

зона

 (

рис

. 192), 

поэтому

 

полеты

 

над

 

обрывом

 

следует

 

совершать

 

на

 

достаточном

 

удалении

 

от

 

него

 

и

 

максимально

 

возможной

 

вы

-

соте

Старт

 

с

 

обрыва

 

при

 

сильном

 

ветре

 

опасен

 

Рис

. 192. 

Турбулентность

 

у

 

обрыва

 

При

 

выполнении

 

парящих

 

полетов

 

особое

 

внимание

 

необходимо

 

обращать

 

на

 

выбор

 

места

 

старта

 

и

 

наличие

 

безопасных

 

мест

 

посадки

 

вдоль

 

всей

 

трассы

 

полета

 

на

 

случай

 

выхода

 

из

 

потока

Влияние

 

препятствий

расположенных

 

ниже

 

точки

 

старта

К

 

ним

 

можно

 

отнести

 

кусты

деревья

скалы

строения

бугры

 

и

 

т

д

Все

 

они

 

образуют

 

завихрения

в

 

которые

 

после

 

старта

 

может

 

попасть

 

дельтаплан

 (

рис

. 193). 

Поэтому

 

место

 

старта

 

должно

 

иметь

 

плавный

 

переход

 

от

 

 

119

склона

 

к

 

вершине

большое

 

протяжение

 

по

 

фронту

отсутствие

 

препятствий

 

ниже

 

точки

 

старта

а

 

также

 

плоскую

достаточно

 

протяженную

 

вершину

 

для

 

обеспечения

 

посадки

 

на

 

нее

 

Рис

. 193. 

Препятствия

 

ниже

 

точки

 

старта

 

и

 

минимальная

 

высота

  

полета

 

над

 

ними

 

В

 

случае

 

сильного

 

ветра

 

старт

 

необходимо

 

совершать

 

со

 

страхующим

который

 

должен

 

дер

-

жать

 

ваш

 

аппарат

 

за

 

передние

 

растяжки

В

 

момент

 

старта

 

он

 

по

 

вашей

 

команде

 

отбегает

 

в

 

сторо

-

ну

 

и

 

вы

 

стартуете

Не

 

ждите

когда

 

ветер

 

начнет

 «

трепать

» 

ваш

 

дельтаплан

В

 

сильный

 

ветер

 

старт

 

происходит

 

практически

 

с

 

места

После

 

старта

 

возьмите

 

немного

 

руч

-

ку

 

управления

 

на

 

себя

наберите

 

скорость

отойдите

 

от

 

склона

 

и

 

только

 

после

 

этого

 

начинайте

 

поворот

 

вдоль

 

склона

Не

 

делайте

 

поворот

 

сразу

 

после

 

отрыва

так

 

как

 

у

 

вас

 

недостаточен

 

запас

 

скорости

 

и

 

возможен

 

снос

 

на

 

склон

НЕ

 

ЗАБЫВАЙТЕ

 

О

 

ТУРБУЛЕНТНОСТИ

 

И

 

ГРАДИЕНТЕ

 

ВЕТРА

 

У

 

ЗЕМЛИ

При

 

старте

 

на

 

крутом

 

склоне

 

и

 

сильном

 

ветре

 

вас

 

может

  «

подбросить

» 

почти

 

вертикально

 

вверх

Опасайтесь

 

в

 

этот

 

момент

 

брать

 

резко

 

ручку

 

на

 

себя

 

или

 

отдавать

 

ее

Контролируйте

 

ско

-

рость

Посадку

 

на

 

вершину

 

необходимо

 

выполнять

имея

 

запас

 

высоты

 

над

 

вершиной

достаточный

 

для

 

выполнения

 

поворота

 

на

 

угол

 

более

 90° 

и

 

выравнивания

 

аппарата

 

перед

 

посадкой

 (

рис

. 194). 

Место

 

посадки

 

должно

 

находиться

 

по

 

возможности

 

дальше

 

от

 

перегиба

 

склона

 (30—50 

м

). 

 

Рис

. 194. 

Способы

 

захода

 

на

 

посадку

 

на

 

вершину

 

горы

 

Во

 

время

 

парящих

 

полетов

 

возникает

 

необходимость

 

выполнения

 

не

 

только

 

поворотов

но

 

и

 

спиралей

восьмерок

 

и

 

т

п

При

 

выполнении

 

спирали

 

необходимо

 

учитывать

что

 

ее

 

форма

 

будет

 

сильно

 

вытянута

 

по

 

ветру

 

в

 

направлении

 

склона

если

 

есть

 

ветер

 (

рис

. 195). 

В

 

данном

 

случае

 

необходим

 

запас

 

высоты

 

и

 

расстояния

 

до

 

склона

которые

 

зависят

 

от

 

темпа

 

выполнения

 

спирали

управляемости

 

аппарата

 

и

 

опыта

 

спортсмена

Запас

 

высоты

 

над

 

склоном

 

при

 

выполнении

 

спирали

 

должен

 

быть

 

не

 

немее

 

40 

м

Если

 

у

 

вас

 

есть

 

сомнения

 

в

 

возможности

 

правильного

 

выполнения

 

спирали

то

 

лучше

 

ее

 

не

 

делать

ВСЕ

 

ПОВОРОТЫ

 

СТАРАЙТЕСЬ

 

ВЫПОЛНЯТЬ

 

ПРОТИВ

 

ВЕТРА

 

И

 

ПРИ

 

ЭТОМ

 

НЕ

 

ТЕРЯТЬ

 

ВОЗДУШНОЙ

 

СКОРОСТИ

 

120

 

Рис

. 195. 

Выполнение

 

спиралей

 

при

 

отсутствии

 

ветра

  (

а

и

 

при

 

ветре

сравнимом

 

со

 

скоростью

 

дельтаплана

 

(

б

)

 

Сигнализация

 

флажками

 

при

 

парящих

 

полетах

 

При

 

парении

 

в

 

потоках

 

обтекания

 

без

 

радиосвязи

 

с

 

землей

 

применяются

 

сигналы

 

флажками

Сигналы

 

с

 

земли

 

подает

 

только

 

руководитель

 

полетов

 

или

 

инструктор

стоящий

 

на

 

гребне

 

склона

 

в

 

хорошо

 

видном

 

месте

В

 

дельтапланеризме

 

приняты

   

следующие

 

сигналы

– 

белый

 

флаг

 

поднят

 

над

 

головой

 – «

спортсмен

 

парит

 

на

 

большой

 

скорости

» – 

по

 

этому

 

сигна

-

лу

 

необходимо

 

уменьшить

 

скорость

– 

белый

 

флаг

 

опущен

 

к

 

ногам

 – «

спортсмен

 

парит

 

на

 

малой

 

скорости

» – 

по

 

этому

 

сигналу

 

не

-

обходимо

 

увеличить

 

скорость

– 

белый

 

флаг

 

вытянут

 

на

 

уровне

 

плеча

 

в

 

сторону

 

долины

 – «

спортсмен

 

подошел

 

близко

 

к

 

склону

» – 

необходимо

 

отойти

 

от

 

склона

 

в

 

сторону

 

долины

– 

белый

 

флаг

 

вытянут

 

на

 

уровне

 

плеча

 

в

 

сторону

 

склона

 – «

спортсмен

 

далеко

 

отошел

 

от

 

скло

-

на

 

в

 

долину

» – 

необходимо

 

приблизиться

 

к

 

склону

– 

красный

 

флаг

 

поднят

 

над

 

головой

белый

 

вытянут

 

в

 

сторону

 

склона

 – «

прекратить

 

полет

 

и

 

садиться

 

на

 

склон

 

или

 

вершину

»; 

– 

красный

 

флаг

 

поднят

 

над

 

головой

белый

 

вытянут

 

в

 

сторону

 

долины

 – «

прекратить

 

полет

 

и

 

садиться

 

в

 

долину

». 

При

 

парении

 

над

 

склоном

 

нескольких

 

дельтапланов

 

поданный

 

сигнал

 

принимается

 

и

 

испол

-

няется

 

спортсменом

летящим

 

впереди

 

других

 

в

 

сторону

 

старта

Спортсмен

-

дельтапланерист

 

при

 

полете

 

вдоль

 

склона

 

в

 

сторону

 

старта

 

обязан

 

внимательно

 

следить

 

за

 

стартом

 

и

 

сигналами

подаваемыми

 

руководителем

 

полетов

 

или

 

конструктором

Па

-

рящие

 

полеты

 

нескольких

 

дельтапланов

 

над

 

одним

 

склоном

 

можно

 

проводить

 

лишь

 

при

 

наличии

 

широкого

 

восходящего

 

потока

 

и

 

достаточной

 

протяженности

 

склона

не

 

затрудняющих

 

расхож

-

дения

 

аппаратов

 

на

 

встречных

 

курсах

Правила

 

расхождения

 

дельтапланов

 

в

 

воздухе

 

Если

 

при

 

парении

 

над

 

одним

 

склоном

 

находятся

 

два

 

и

 

более

 

дельтаплана

то

 

они

 

в

 

своем

 

движении

 

должны

 

подчиняться

 

определенным

 

правилам

Эти

 

правила

 

заключаются

 

в

 

следую

-

щем

1.  

Каждым

 

спортсменом

 

должна

 

проявляться

 

внимательность

 

и

 

осмотрительность

чтобы

 

он

 

мог

 

заметить

 

и

 

избежать

 

столкновения

 

с

 

другими

   

дельтапланами

 

или

 

препятствиями

2.  

Спортсмен

находящийся

     

в

 

аварийной

 

ситуации

имеет

 

преимущество

 

прохода

 

перед

 

всеми

 

другими

 

участниками

 

полетов

которые

 

должны

 

уступать

 

ему

 

дорогу

3.  

Когда

 

два

 

спортсмена

 

летят

 

на

 

встречных

 

курсах

 

приблизительно

 

на

 

одной

 

высоте

то

 

они

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..