УЧИСЬ ЛЕТАТЬ НА ДЕЛЬТАПЛАНЕ (В.А. Жеглов, 1980 год) - часть 12

 

  Главная      Учебники - Разные     УЧИСЬ ЛЕТАТЬ НА ДЕЛЬТАПЛАНЕ (В.А. Жеглов, 1980 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..

 

 

 

УЧИСЬ ЛЕТАТЬ НА ДЕЛЬТАПЛАНЕ (В.А. Жеглов, 1980 год) - часть 12

 

 

 

89 

14 

И

.

П

. — 

лежа

 

на

 

животе

руки

 

за

   

голову

;   

1 — 

прогнуться

поднять

 

голову

плечи

ноги

; 2— 

и

.

п

.  

 

15 

И

.

П

. — 

стоя

 

у

 

опоры

приседание

 

на

 

ле

-

вой

 

ноге

правая

 

вперед

То

 

же

 

на

 

пра

-

вой

 

ноге

 

 

16 

И

.

П

. — 

вис

Подтягивание

 (

на

 

косяке

 

двери

на

 

перекладине

 

и

 

т

.

п

.) 

 

17 

И

.

П

. — 

упор

 

лежа

Отжимания

 (

посте

-

пенно

 

увеличивать

 

высоту

 

опоры

 

ног

 

И

 

еще

 

одно

 

в

 

качестве

 

пожелания

 

всем

 

летающим

 

на

 

дельтапланах

В

 

учебно

-

тренировочных

 

полетах

 

желательно

 

учитывать

 

и

 

индивидуальные

 

биоритмы

в

 

критические

 

дни

 

и

 

неблагоприят

-

ные

 

периоды

когда

 

все

 

три

 

основных

 

биоритма

 (

физический

эмоциональный

 

и

 

интеллектуаль

-

ный

имеют

 

отрицательные

 

пики

необходимо

 

отказываться

 

от

 

постановки

 

сложных

 

полетных

 

задач

а

 

лицам

 

с

 

неустойчивой

 

нервной

 

системой

 

можно

 

рекомендовать

 

вообще

 

в

 

эти

 

временные

 

промежутки

 

не

 

летать

 (

Физическая

 

культура

 

и

 

спорт

, 1979, 

 7, 

с

. 22). 

ТРЕНАЖНАЯ

 

ПОДГОТОВКА

 

Гренажная

 

подготовка

 

дельтапланеристов

 

является

 

одной

 

из

 

основных

 

частей

 

наземной

 

под

-

готовки

Она

 

включает

 

в

 

себя

 

как

 

упражнения

 

на

 

тренажере

так

 

и

 

на

 

собранном

 

дельтаплане

Тренажер

 

представляет

 

собой

 

рулевую

 

трапецию

шарнирно

 

закрепленную

 

или

 

подвешен

-

ную

 

на

 

специальном

 

каркасе

 

или

 

в

 

любом

 

удобном

 

месте

. (

Если

 

размеры

 

специального

 

каркаса

 

позволяют

то

 

для

 

тренажера

 

можно

 

использовать

 

собранный

 

каркас

 

дельтаплана

.) 

 

Рис

.149. 

Примерная

 

схема

 

тренажера

1- 

рулевая

 

трапеция

;  

2- 

специальный

 

каркас

;  

3~ 

трос

; 4-

резиновый

 

жгут

 

На

 

рис

. 149 

показана

 

примерная

 

схема

 

тренажера

Натяжение

 

резиновых

 

жгутов

 

необходимо

 

отрегулировать

 

таким

 

образом

чтобы

 

усилия

 

на

 

ручке

 

трапеции

 

соответствовали

 

полетным

На

 

рис

.207 

показан

 

тренажер

 

литовских

 

дельтапланеристов

 

Упражнения

 

на

 

тренажере

 

Упражнение

 

  1

Отработка

 

действий

 

пилота

 

по

 

перемещению

 

относительно

 

рулевой

 

трапеции

 (

рис

. 150). 

 

90 

 

Рис

. 150. 

Отработка

 

действий

 

пилота

 

по

 

перемещению

 

тела

 

относительно

 

рулевой

 

трапеции

  

1– 

среднее

 

положение

; 2

 

правильно

3 - 

неправильно

 

Цель

добиться

 

твердых

 

навыков

 

действий

 

пилота

 

по

 

перемещению

 

центра

 

тяжести

 

тела

Метод

пилот

заняв

 

полетное

 

положение

перемещает

 

тело

 

относительно

 

рулевой

 

трапеции

 

вперед

-

назад

вправо

-

влево

следя

 

за

 

тем

чтобы

 

не

 

подменять

 

отклонение

 

центра

 

тяжести

 

тела

 

вращением

 

тела

 

вокруг

 

него

 (

для

 

горизонтальной

 

подвесной

 

системы

). 

Инструктор

 

контролирует

 

действия

 

тренирующегося

» 

обращая

 

внимание

 

на

 

положение

 

рук

 

пилота

 

на

 

рулевой

 

трапеции

Положение

 

рук

 

должно

 

обеспечивать

 

максимальное

 

перемещение

пилота

 

вправо

-

влево

без

 «

перебирания

» 

руками

 

по

 

рулевой

 

трапеции

Упражнение

 

 2

Отработка

 

действий

 

пилота

 

на

 

повороте

Цель

добиться

 

правильной

 

последовательности

 

и

 

твердых

 

навыков

 

в

 

выполнении

 

поворо

-

тов

Метод

тренирующийся

 

занимает

 

полетное

 

положение

 

и

 

практически

 

выполняет

 

все

 

дейст

-

вия

 

пилота

 

на

 

повороте

Перед

 

выполнением

 «

поворота

» 

пилот

 

предварительно

 

немного

 «

берет

 

ручку

 

на

 

себя

» (

для

 

увеличения

 

скорости

), 

перемещает

 

тело

 

в

 

сторону

 

предполагаемого

 

поворо

-

та

выдерживает

 

данное

 

положение

 

и

 

возвращает

 

тело

 

в

 

среднее

 

положение

 (

рис

. 151). 

Для

 

выхо

-

да

 

из

 

поворота

 

пилот

 

перемещает

 

тело

 

в

 

противоположную

 (

повороту

сторону

 (

для

 

устранения

 

крена

 

и

 

выравнивания

 

аппарата

), 

а

 

затем

 

занимает

 

среднее

 

положение

Инструктор

 

контролирует

 

действия

 

пилота

обращая

 

внимание

 

на

 

последовательность

 

действии

 

и

 

его

 

положение

 

относи

-

тельно

 

ручки

 

трапеции

 

Рис

. 151. 

Действия

 

пилота

 

при

 

повороте

 

Упражнение

 

 3

Отработка

 

действий

 

пилота

 

на

 

посадке

Цель

добиться

 

твердых

 

знаний

 

и

 

навыков

 

в

 

выполнении

 

посадки

Метод

пилот

 

занимает

 

полетное

 

положение

 

и

 

по

 

команде

 

инструктора

голосом

 

указываю

-

щего

 

условную

 

высоту

 

до

 

поверхности

 

земли

 (

например

, 10 

метров

, 7, 5, 3, 1), 

последовательно

 

выполняет

 

все

 

действия

необходимые

 

на

 

посадке

 (

планирование

выравнивание

выдерживание

посадка

 

с

 

отдачей

 

ручки

). 

Предварительно

 

инструктор

 

должен

 

задать

 

условное

 

направление

 

вет

-

ра

 

и

 

в

 

дальнейшем

 

контролировать

 

все

 

действия

 

пилота

В

 

процессе

 

тренажа

 

инструктор

 

может

 

давать

 

вводные

 

пилоту

 

и

 

вводить

 «

возмущения

» 

на

 

рулевую

 

трапецию

 

тренажера

 

с

 

целью

 

выра

-

ботки

 

у

 

пилота

 

навыков

 

парирования

 

их

 

Упражнение

 

 4. 

Отработка

 

действий

 

пилота

 

на

 

повороте

 

с

 

отдачей

 

ручки

Цель

добиться

 

правильной

 

последовательности

 

и

 

твердых

 

навыков

 

в

 

выполнении

 

поворота

 

с

 

отдачей

 

ручки

Метод

пилот

 

занимает

 

полетное

 

положение

Перед

 

выполнением

  «

поворота

» 

пилот

 

пред

-

варительно

 «

берет

 

ручку

 

па

 

себя

» (

для

 

увеличения

 

скорости

), 

перемещает

 

тело

 

в

 

сторону

 

пред

-

полагаемого

 

поворота

 

и

 

одновременно

 

кратковременно

  «

отдает

 

ручку

 

от

 

себя

», 

выдерживает

 

данное

 

положение

 

и

 

возвращает

 

тело

 

в

 

среднее

 

положение

Для

 

выхода

 

из

 

поворота

 

пилот

 

пере

-

мещает

 

тело

 

в

 

противоположную

 (

повороту

сторону

 (

для

 

устранения

 

крена

 

и

 

выравнивания

 

ап

-

парата

), 

а

 

затем

 

занимает

 

среднее

 

положение

 (

рис

. 152). 

Инструктор

 

контролирует

 

действия

 

пилота

обращая

 

внимание

 

на

 

последовательность

 

дейст

-

 

91 

вий

 

и

 

его

 

положение

 

относительно

 

ручки

 

трапеции

 

Рис

. 152. 

Действия

 

пилота

 

при

 

повороте

 

с

 

отдачей

 

ручки

 

Упражнение

 

 5. 

Отработка

 

действий

 

пилота

 

в

 

особых

 

случаях

 

полета

Цель

отработать

 

у

 

пилота

 

твердые

 

навыки

 

действий

 

в

 

особых

 

случаях

 

полета

Упражнение

 

 5

а

Отработка

 

действий

 

пилота

 

при

 

затягивании

 

в

 

пикирование

Метод

пилот

 

занимает

 

полетное

 

положение

Инструктор

 

имитирует

 

вход

 

аппарата

 

в

 

глубо

-

кое

 

пикирование

резко

 

уменьшая

 

угол

 

атаки

 

до

 

значений

соответствующих

 

флаттерному

 

пики

-

рованию

и

 

голосом

 

давая

 

условный

 

запас

 

высоты

 

над

 

поверхностью

 

земли

  (

например

, 200 

м

150, 100 

и

 

т

д

.). 

Пилот

 

должен

 

энергичным

 

движением

 

ручки

 «

от

 

себя

» 

попытаться

 «

вывести

» 

аппарат

 

в

 

нормальное

 

положение

При

 «

невыходе

» 

из

 

пикирования

 

с

 

первого

 

раза

 

пилот

 «

берет

 

ручку

 

на

 

себя

» 

и

 

опять

 

энергично

 «

отдает

 

ее

». 

И

 

так

 

несколько

 

раз

 (

рис

. 153). 

Инструктор

 

контролирует

 

действия

 

тренирующегося

следя

 

за

 

тем

чтобы

 

обеспечивалось

 

энергичное

 

и

 

максимальное

 

по

 

амплитуде

 

движение

 

от

 

себя

 

Рис

. 153. 

Действия

 

пилота

 

при

 

выводе

 

дельтаплана

 

из

 

пикирования

 

При

 

отсутствии

 

условного

 

запаса

 

высоты

 (

с

 50 

м

над

 

поверхностью

 

земли

 

пилот

 

должен

 

из

 

полетного

 

положения

 

быстро

 

перейти

 

в

 

положение

 «

стоя

 

на

 

ручке

». 

Для

 

этого

 

необходимо

 

пере

-

хватиться

 

руками

 

за

 

верхние

 

части

 

стоек

 

трапеции

подтянуться

 

и

 

поставить

 

ноги

 

на

 

ручку

 

руле

-

вой

 

трапеции

продолжая

 

энергично

 

пытаться

 

вывести

 

аппарат

 

из

 

создавшегося

 

положения

Пе

-

ред

  «

встречей

 

с

 

землей

» (

условная

 

высота

 

подается

 

инструктором

пилот

 

должен

 

закрепиться

 

руками

 

сзади

 

центрального

 

узла

сгруппироваться

 

и

 

напрячь

 

согнутые

 

в

 

коленях

 

ноги

 (

рис

. 154). 

Инструктор

 

контролирует

 

действия

 

тренирующегося

обращая

  

внимание

 

на

  

последователь

-

ность

  

и

  

энергичность

 

действий

 

пилота

 

 

Рис

.  154. 

Действия

 

пилота

 

при

    

переходе

 

в

 

положение

 «

стоя

    

на

 

ручке

» 

Упражнение

 

 5

б

Отработка

 

действий

 

пилота

 

при

 

сваливании

 

в

 

штопор

Метод

:

 

пилот

 

занимает

 

полетное

 

положение

Инструктор

 

имитирует

 

на

 

тренажере

 

свали

-

вание

 

аппарата

 

в

 

штопор

увеличивает

 

угол

 

атаки

 (

потеря

 

скорости

и

 

создает

 

крен

 (

сваливание

 

на

 

крыло

), 

одновременно

 

еще

 

больше

 

увеличивая

 

угол

 

атаки

Пилот

 

должен

 

вовремя

 

среагиро

-

вать

 

на

 «

срыв

» 

аппарата

плавно

 «

беря

 

ручку

 

на

 

себя

» 

для

 

увеличения

 

скорости

 

и

 

энергично

 

уст

-

раняя

 

крен

перемещая

 

тело

 

в

 

противоположную

 

сторону

Инструктор

 

контролирует

 

действия

 

тренирующегося

обращая

 

внимание

 

на

 

последовательность

 

действий

 

пилота

Упражнение

 

 5

в

Отработка

 

действий

 

пилота

 

при

 

обрыве

 (

или

 

неподцепке

 

к

 

аппарату

 

92 

подвесной

 

системы

Метод

:

 

пилот

не

 

подцепляясь

 

к

 

тренажеру

 (

или

 

к

 

аппарату

), 

старается

 

забраться

 

на

 

руле

-

вую

 

трапецию

 

одним

 

из

 

способов

показанных

 

на

 

рис

. 155 (

а

б

в

). 

Инструктор

 

контролирует

 

действия

 

тренирующегося

 

Рис

.155.

Действия

 

пилота

 

при

 

обрыве

 (

или

 

неподцепке

подвесной

 

системы

 

Упражнение

 

 5

г

Отработка

 

действий

 

пилота

 

при

 

потере

 

ориентации

 (

например

в

 

тума

-

не

в

 

облаках

). 

Метод

пилот

 

занимает

 

полетное

 

положение

Инструктор

 

имитирует

 

на

 

тренажере

 

измене

-

ние

 

крена

 

и

 

углов

 

тангажа

Пилот

 

должен

зафиксировав

 

свое

 

тело

 

в

 

среднем

 

положении

ста

-

раться

 

не

 

изменять

 

его

 

и

 

не

 

реагировать

 

на

 

изменение

 

углов

 

крена

 

и

 

тангажа

Для

 

лучшей

 

фикса

-

ции

 

тела

 

пилот

 

может

 

положить

 

ноги

 

на

 

нижние

 

задние

 

растяжки

 

тренажера

 

или

 

аппарата

. (

Что

-

бы

 

усложнить

 

задание

пилоту

 

можно

 

завязать

 

глаза

.) 

Инструктор

 

контролирует

 

действия

 

тренирующегося

обращая

 

внимание

 

на

 

жесткость

 

фик

-

сации

 

и

 

положение

 

тела

 

пилота

 

относительно

 

рулевой

 

трапеции

Упражнения

 

 4 

и

 5 

предназначены

 

в

 

основном

 

для

 

тренировки

 

опытных

 

пилотов

а

 

ос

-

тальные

 – 

для

 

начинающих

Все

 

эти

 

упражнения

 

можно

 

выполнять

 

и

 

на

 

собранном

 

каркасе

 

дель

-

таплана

но

 

это

 

более

 

сложно

 

и

 

менее

 

рационально

так

 

как

 

не

 

обеспечивает

 

должного

 

вмеша

-

тельства

 

инструктора

 

в

 

действия

 

тренирующегося

 

пилота

 (

спортсмена

). 

Упражнения

 

на

 

собранном

 

дельтаплане

 

Упражнение

 

6. 

Сборка

 

и

 

разборка

 

дельтаплана

Цель

добиться

 

правильной

 

последовательности

 

и

 

прочных

 

навыков

 

в

 

сборке

 

и

 

разборке

 

дельтаплана

Метод

тренирующийся

 

практически

 

выполняет

 

все

 

операции

 

по

 

сборке

 

и

 

разборке

 

дельта

-

плана

Инструктор

 

проверяет

 

правильность

 

и

 

последовательность

 

действий

 

тренирующегося

Упражнение

 

7. 

Предполетный

 

осмотр

 

дельтаплана

 

и

 

подвесной

 

системы

 (

рис

. 156). 

 

93 

 

Рис

.   156.     

Порядок

    

предполетного

 

осмотра

 

дельтаплана

 

Цель

добиться

 

правильной

 

последовательности

 

и

 

твердых

 

навыков

 

в

 

осмотре

 

дельтаплана

 

и

 

подвесной

 

системы

 

перед

 

вылетом

Метод

пилот

 

начинает

 

осмотр

 

дельтаплана

 

с

 

носового

 

узла

 

по

 

ходу

 

часовой

 

стрелки

свер

-

ху

 

донизу

Осматривая

 

дельтаплан

 (

целостность

 

купола

тросов

труб

заделку

 

лат

 

и

 

тросов

кре

-

пеж

 

узлов

), 

пилот

 

переходит

 

от

 

узла

 

к

 

узлу

 

и

 

объясняет

 

назначение

 

узла

 

и

 

осмотра

 

Закончив

 

осмотр

 

аппарата

пилот

 

осматривает

 

подвесную

 

систему

 (

не

 

перепутались

 

ли

 

рем

-

ни

работоспособность

 

карабина

 

подцепки

 

и

 

т

.

д

.) 

и

 

подцепляется

 

к

 

аппарату

 (

для

 

проверки

 

пра

-

вильности

 

качества

 

подцепки

 

в

 

полетном

 

положении

). 

Инструктор

 

контролирует

 

действия

 

и

 

ответы

 

пилота

Упражнение

 

8. 

Отработка

 

действий

 

пилота

 

по

 

управлению

 

аппаратом

 

на

 

старте

 (

стоя

 

на

 

месте

). 

Цель

отработать

 

у

 

пилота

 

твердые

 

навыки

 

по

 

управлению

 

аппаратом

 

на

 

старте

Метод

пилот

не

 

подцепляясь

 

к

 

аппарату

занимает

 

стартовое

 

положение

 (

на

 

ровном

 

месте

 

против

 

ветра

 

не

 

более

 3—6 

м

/

с

и

 

движением

 

корпуса

 

и

 

рук

 

управляет

 

углом

 

атаки

 

и

 

креном

 

ап

-

парата

Для

 

этого

 

необходимо

 

плечи

 

разместить

 

под

 

стойками

 

рулевой

 

трапеции

 

в

 

верхней

 

ее

 

части

а

 

руки

 

на

 

стойках

  (

рис

. 157). 

Поднимая

 

аппарат

необходимо

 

удерживать

 

его

 

на

 

нулевом

 

или

 

очень

 

малом

 

положительном

 

угле

 

атаки

 

и

 

выправлять

 

крены

 

Рис

. 157. 

Положение

 

пилота

 

на

 

старте

 

Вращение

 

плоскости

 

крыла

 

должно

 

происходить

 

вокруг

 

точек

 

его

 

опоры

 

на

 

плечи

Для

 

уве

-

личения

 

угла

 

атаки

 

необходимо

  «

подать

» 

ручку

 

управления

 

вперед

для

 

уменьшения

 — 

назад

 

(

рис

. 158). 

 

94 

 

Рис

. 158. 

Управление

 

углом

 

атаки

 

дельтаплана

 

на

 

старте

 

 

Инструктор

 

страхует

 

тренирующегося

 

за

 

передние

 

растяжки

 

аппарата

 

и

 

контролирует

 

его

 

действия

не

 

допуская

 

опускания

 

носа

 

аппарата

 

ниже

 

уровня

при

 

котором

 

набегающий

 

поток

 

накрывает

 

купол

 

сверху

Упражнение

 

 9. 

Отработка

 

действий

 

пилота

 

по

 

управлению

 

аппаратом

 

при

 

разбеге

 (

за

 

минимальное

 

время

 

достичь

 

максимальной

 

скорости

 

с

 

углом

 

атаки

 

дельтаплана

обеспечиваю

-

щим

 

минимальное

 

сопротивление

 

на

 

разбеге

). 

Цель

отработать

 

у

 

пилота

 

твердые

 

навыки

 

по

 

управлению

 

аппаратом

 

при

 

разбеге

Метод

пилот

не

 

подцепляясь

 

к

 

аппарату

занимает

 

стартовое

 

положение

 (

на

 

ровном

 

месте

 

против

 

ветра

 

не

 

более

 6 

м

/

с

и

управляя

 

углом

 

атаки

 

и

 

креном

 

аппарата

начинает

 

движение

 

сна

-

чала

 

шагом

а

 

затем

по

 

мере

 

приобретения

 

навыков

бегом

делая

 

несколько

 

энергичных

 

шагов

не

 

допуская

 

подлета

 

аппарата

и

 

останавливается

Инструктор

 

страхует

 

тренирующегося

 

сзади

 

за

 

килевую

 

балку

Упражнение

 

 10. 

Отработка

 

действий

 

пилота

 

по

 

переноске

 

собранного

 

дельтаплана

Цель

отработать

 

у

 

пилота

 

твердые

 

навыки

 

по

 

переноске

 

собранного

 

дельтаплана

Метод

пилот

не

 

подцепляясь

 

к

 

аппарату

поднимает

 

его

 

и

стараясь

 

не

 

допускать

 

кренов

переносит

 

собранный

 

дельтаплан

 

сначала

 

по

 

ровному

 

месту

а

 

затем

по

 

мере

 

приобретения

 

на

-

выков

вверх

 

по

 

склону

 (

при

 

ветре

 4—7 

м

/

с

). 

Необходимо

 

помнить

что

 

если

 

дельтаплан

 

начало

 

переворачивать

 

ветром

то

 

не

 

старайтесь

 

его

 

удержать

 

с

 

очень

 

большим

 

усилием

так

 

как

 

это

 

может

 

привести

 

к

 

поломке

 

консолей

трапе

-

ции

 

или

 

обрыву

 

тросов

Лучше

 

дать

 

ему

 

возможность

 

свободно

 

перевернуться

 

и

 

подстраховать

 

его

 

от

 

удара

 

о

 

стоящие

 

сзади

 

препятствия

В

 

этом

 

случае

 

дельтаплан

 

примет

 

нагрузку

 

только

 

от

 

собственного

 

веса

Переносить

 

дельтаплан

 

нужно

 

так

чтобы

 

наветренный

 

конец

 

килевой

 

балки

 

был

 

опущен

 

вниз

При

 

этом

 

возможны

 

два

 

способа

 — 

носом

 

вниз

 

и

 

носом

 

вверх

 (

рис

. 159). 

 

Рис

. 159. 

Способы

 

переноски

 

дельтаплана

 

Дельтаплан

 

необходимо

 

всегда

 

держать

 

против

 

ветра

Если

 

ветер

 

будет

 

дуть

 

под

 

углом

 

к

 

оси

 

дельтаплана

то

 

возможно

 

его

 

переворачивание

На

 

склоне

 

при

 

ветре

 

более

 7 

м

/

с

 

можно

 

применять

 

другой

 

способ

 

переноски

Тренирующий

-

ся

 

берет

 

дельтаплан

установленный

 

против

 

ветра

за

 

носовые

 

растяжки

 

и

 

дает

 

ему

 

такой

 

угол

 

атаки

чтобы

 

дельтаплан

 «

принял

» 

свой

 

вес

Другой

 

тренирующийся

 

спортсмен

 

берется

 

за

 

попе

-

речину

 

в

 

районе

 

бокового

 

узла

 

и

 

устраняет

 

крены

 (

рис

. 160). 

 

95 

 

Рис

. 160. 

Переноска

 

дельтаплана

 

на

 

склоне

 

при

 

ветре

 

более

 7 

м

/

с

 

 

Рис

.   161.  

Переноска

  

дельтаплана

  

вдвоем

  

в

  

безветренную

  

погоду

 

Без

 

ветра

 

вдвоем

 

дельтаплан

 

лучше

 

переносить

 

следующим

 

способом

один

 

тренирующийся

 

берется

 

за

 

ручку

 

рулевой

 

трапеции

а

 

другой

 

приподнимает

 

и

 

придерживает

 

нос

 

аппарата

 (

рис

161). 

Инструктор

 

контролирует

 

действия

 

тренирующихся

обращая

 

внимание

 

спортсменов

 

на

 

ори

-

ентацию

 

аппарата

 

относительно

 

ветра

ВОПРОСЫ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

 

ПОДГОТОВКИ

 

ДЕЛЬТАПЛАНЕРИСТОВ

 

Дельтапланеризм

 – 

красивый

 

и

 

эмоциональный

 

вид

 

спорта

Человек

распластав

 

крылья

по

-

добно

 

птице

 

парит

 

в

 

воздухе

 – 

один

 

на

 

один

 

со

 

стихией

ощущая

 

всем

 

существом

 

своим

 

прелесть

 

высоты

ветра

 

в

 

лицо

 

и

 

послушного

 

его

 

воле

 

дельтаплана

Но

 

все

 

это

 

только

 

первые

 

впечатления

За

 

кажущейся

 

простотой

 

скрывается

 

огромный

 

труд

 

над

 

собой

 

и

 

аппаратом

большое

 

нервно

-

психическое

 

напряжение

обусловленное

 

управлением

 

дельтапланом

 

и

 

выбором

 

правильного

 

решения

 

в

 

сложной

 

ситуации

Рассчитывать

 

можно

 

только

 

на

 

свои

 

силы

знания

умение

 

и

 

волю

Для

 

того

 

чтобы

 

пилот

 

не

 

растерялся

 

в

 

сложной

 

ситуации

 

и

 

умел

 

владеть

 

собой

необходимо

 

заранее

 

подготовить

 

его

 

к

 

возможным

 

неожиданностям

В

 

этом

 

и

 

заключается

 

весь

 

смысл

 

про

-

граммы

 

как

 

летно

-

методической

 

подготовки

 

дельтапланериста

так

 

и

 

психологической

 

подготов

-

ки

 

в

 

частности

Под

 

психологической

 (

или

 

морально

-

психологической

подготовкой

 

в

 

широком

 

смысле

 

по

-

нимается

 

формирование

 

и

 

активизация

 

психики

обусловливающие

 

успешное

 

выполнение

 

опре

-

деленного

 

вида

 

труда

формирование

 

умения

 

использовать

 

свои

 

способности

 

именно

 

в

 

данной

 

деятельности

Большое

 

значение

 

для

 

уменьшения

 

нервного

 

напряжения

 

имеет

 

психическое

 

состояние

 

пи

-

лота

 

перед

 

полетом

его

 

внутренняя

 

готовность

настроенность

 

на

 

полет

уверенность

 

в

 

своих

 

си

-

 

96 

лах

т

е

его

 

психофизиологическая

 

подготовленность

от

 

которой

 

зависит

 

успех

 

выполнения

 

по

-

летного

 

задания

 

и

 

безопасность

 

полетов

Нервно

-

психическое

 

напряжение

 

в

 

полете

 

находится

 

в

 

прямой

 

зависимости

 

от

 

характера

 

полетного

 

задания

условий

 

полета

опыта

 

пилота

его

 

психи

-

ческого

 

состояния

 

и

 

индивидуально

-

психологических

 

особенностей

Важнейшим

 

средством

 

снижения

 

нервно

-

психического

 

напряжения

 

является

 

совершенство

-

вание

 

летного

 

мастерства

Как

 

известно

напряженность

 

возникает

 

в

 

начале

 

обучения

 

любому

 

труду

 

и

 

уменьшается

 

по

 

мере

 

выработки

 

навыков

Вынужденно

 

высокий

 

темп

 

деятельности

 

вы

-

зывает

 

и

 

высокую

 

напряженность

снизить

 

которую

 

можно

 

лишь

 

путем

 

упрочения

 

навыков

Отрицательно

 

сказывается

 

на

 

психическом

 

состоянии

 

спортсмена

 

излишняя

 

спешка

 

и

 

сует

-

ливость

Перед

 

каждым

 

полетом

 

пилот

 

должен

 

иметь

 

время

 

на

 

своеобразную

 

психологическую

 

подготовку

 

именно

 

к

 

данному

 

полету

 – 

внутренне

 

собраться

сосредоточиться

продумать

 

план

 

полета

 

и

 

последовательность

 

действий

 – 

как

 

бы

 

включить

 

стереотип

 

навыков

 

и

 

умений

который

 

выработался

 

за

 

время

 

работы

 

и

 

обеспечивает

 

безошибочное

 

выполнение

 

всех

 

необходимых

 

опе

-

раций

 

в

 

определенной

 

последовательности

 

и

 

в

 

привычном

 

темпе

Отсутствие

 

времени

 

на

 

такую

 

подготовку

вынужденное

 

ускорение

 

привычного

 

темпа

 

может

 

привести

 

к

 

невыполнению

 

неко

-

торых

 

операций

ошибкам

вызвать

 

излишнюю

 

эмоциональную

 

напряженность

Известны

на

-

пример

случаи

 

взлета

 

с

 

непристегнутой

 

подвесной

 

системой

 

или

 

даже

 

вообще

 

без

 

нее

 (

на

 

них

 

приходится

 

до

 20% 

летных

 

происшествий

). 

Задача

 

инструкторов

 

и

 

руководителей

 

дельтаклубов

 – 

систематически

 

разъяснять

 

пилотам

 

воздействие

 

психического

 

состояния

 

на

 

работоспособность

 

организма

закономерности

 

высшей

 

нервной

 

деятельности

 

при

 

формировании

 

летных

 

навыков

Естественно

что

 

на

 

настроение

 

пилота

 

сказываются

 

и

 

его

 

семейные

 

отношения

Отрица

-

тельные

 

эмоции

вызванные

 

различными

 

ситуациями

 

в

 

семье

на

 

работе

могут

 

наложиться

сум

-

мироваться

 

с

 

нервно

-

психическим

 

напряжением

 

полета

 

и

 

привести

 

к

 

перенапряжению

, «

срыву

» 

нервной

 

системы

Поэтому

 

важно

 

правильно

 

понимать

 

и

 

оценивать

 

психическое

 

состояние

 

пило

-

та

его

 

возможное

 

влияние

 

на

 

выполнение

 

и

 

безопасность

 

полета

Важнейшим

 

условием

 

обеспечения

 

безопасности

 

полетов

 

является

 

готовность

 

пилота

 

к

 

дей

-

ствиям

 

в

 

особых

 

случаях

 

полета

Наиболее

 

доступным

 

методом

 

формирования

 

такой

 

готовности

методом

 

развития

 

и

 

тренировки

 

необходимых

 

качеств

 

является

 

моделирование

 

аварийных

 

си

-

туаций

 

на

 

тренажерах

 

и

 

их

 

теоретический

 

разбор

Наряду

 

с

 

этим

 

большое

 

значение

 

имеет

 

психо

-

логическая

 

настроенность

внутренняя

 

подготовленность

 

к

 

возможности

 

аварийной

 

ситуации

т

е

такое

 

психическое

 

состояние

при

 

котором

 

любая

 

случайность

 

не

 

является

 

совершенно

 

неожи

-

данной

 

Бывают

 

случаи

когда

 

высокие

 

летные

 

способности

 

у

 

человека

 

сочетаются

 

с

 

недостаточной

 

самооценкой

некоторой

 

легкомысленностью

Это

 

может

 

привести

 

к

 

тому

что

 

после

 

первых

 

от

-

носительно

 

легких

 

успехов

 

у

 

таких

 

людей

 

снижается

 

качество

 

техники

 

пилотирования

появля

-

ются

 

неудачи

Однако

 

возросшее

 

самомнение

 

не

 

позволяет

 

им

 

правильно

 

оценивать

 

допущенные

 

ошибки

Они

 

обвиняют

 

в

 

них

 

инструктора

подозревают

 

товарищей

 

в

 

зависти

предвзятости

Возникает

 

внутренний

 

конфликт

в

 

разрешении

 

которого

 

имеет

 

важное

 

значение

 

учет

 

особенно

-

стей

 

личности

Естественно

что

 

каких

-

либо

 

готовых

 

рецептов

 

на

 

все

 

случаи

 

дать

 

нельзя

 – 

индивидуальные

 

особенности

 

потому

 

и

 

называются

 

индивидуальными

что

 

они

 

у

 

всех

 

людей

 

различны

Дельтапланеристам

 

свойственны

 

как

 

общие

 

для

 

всех

 

советских

 

людей

 

чувства

 (

чувство

 

со

-

ветского

 

патриотизма

дружба

товарищество

 

и

 

т

п

. ), 

так

 

и

 

специфические

связанные

 

с

 

выпол

-

нением

 

полетов

К

 

условиям

которые

 

могут

 

вызвать

 

наиболее

 

ярко

 

выраженные

 

эмоциональные

 

переживания

 

пилотов

 

в

 

полете

в

 

основном

 

относятся

 

следующие

полеты

 

в

 

новых

 (

незнакомых

условиях

например

первые

 

старты

 

с

 

большой

 

высоты

изменение

 

положения

 

дельтаплана

 

при

 

выполнении

 

фигур

 

пилотажа

вынужденно

 

высокий

 

темп

 

работы

 

при

 

недостатке

 

времени

полет

 

и

 

посадка

 

в

 

сложных

 

условиях

попадание

 

в

 

аварийную

 

ситуацию

 

и

 

т

д

Указанные

 

ситуации

 

могут

 

вызвать

 

у

 

различных

 

пилотов

 

неодинаковые

иногда

 

противопо

-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..