УЧИСЬ ЛЕТАТЬ НА ДЕЛЬТАПЛАНЕ (В.А. Жеглов, 1980 год) - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     УЧИСЬ ЛЕТАТЬ НА ДЕЛЬТАПЛАНЕ (В.А. Жеглов, 1980 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

 

УЧИСЬ ЛЕТАТЬ НА ДЕЛЬТАПЛАНЕ (В.А. Жеглов, 1980 год) - часть 10

 

 

 

73 

чающимися

 

друг

 

от

 

друга

 

характеристиками

 (

берег

 – 

вода

лес

 – 

поле

 

и

 

т

д

.). 

Устойчивые

 

и

 

вы

-

сокие

 

термики

 

развиваются

 

над

 

районами

 

лесных

 (

торфяных

пожаров

над

 

городами

 

и

 

поселка

-

ми

Мощные

 

термики

 

развиваются

 

и

 

вдоль

 

крутых

 

берегов

 

рек

сильно

 

нагретых

 

солнцем

Выше

 

уже

 

говорилось

что

 

ветер

 

отрывает

 

струеобразные

 

термики

 

от

 

земли

 

и

 

они

 

превра

-

щаются

 

в

 

пузыри

 

теплого

 

воздуха

Очень

 

сильный

 

ветер

 

способствует

 

выравниванию

 

температу

-

ры

 

почвы

 

и

 

препятствует

 

образованию

 

термиков

Если

 

скорость

 

ветра

 

внутри

 

конвективного

 

слоя

 

мало

 

меняется

 

с

 

высотой

то

 

термики

 

могут

 

выстраиваться

 

в

 

линии

параллельные

 

ветру

Такие

 

линии

 

хорошо

 

видны

 

по

 

наличию

 

полос

 

кучевых

 

облаков

образующихся

 

в

 

верхней

 

части

 

термиков

Между

 

такими

 

полосами

 

воздух

 

опускается

Одновременно

 

может

 

существовать

 

не

-

сколько

 

линий

 

термиков

расстояние

 

между

 

которыми

 

в

 2—3 

раза

 

превышает

 

толщину

 

конвек

-

тивного

 

слоя

длина

 

каждой

 

линии

 

иногда

 

равна

 

нескольким

 

десяткам

 

километров

но

 

чаще

 

всего

 

она

 

не

 

превышает

 10—15 

км

Турбулентность

 

Характерной

 

особенностью

 

атмосферных

 

воздушных

 

потоков

 

является

 

наличие

 

в

 

них

 

вих

-

рей

т

е

участков

на

 

которых

 

воздух

 

вращается

 

около

 

некоторой

 

оси

Оси

 

вращения

 

могут

 

иметь

 

любое

 

направление

и

 

лишь

 

у

 

таких

 

гигантских

 

вихрей

как

 

циклоны

 

и

 

антициклоны

они

 

всегда

 

приблизительно

 

вертикальны

Наибольшее

 

влияние

 

на

 

полеты

 

оказывают

 

сравнительно

 

мелкие

 

вихри

 

с

 

диаметром

 

от

 

не

-

скольких

 

метров

 

до

 500—600 

м

Чаще

 

всего

 

эти

 

вихри

 

являются

 

элементами

 

атмосферной

 

турбу

-

лентности

Лишь

 

иногда

особенно

 

у

 

поверхности

 

земли

образуются

 

вихри

имеющие

 

иную

 

при

-

роду

Атмосферная

 

турбулентность

 

и

 

ее

 

происхождение

Турбулентностью

 

называется

 

хаотиче

-

ское

неупорядоченное

 

движение

при

 

котором

 

траектории

 

отдельных

 

объемов

 

воздуха

 

имеют

 

произвольную

 

ориентировку

 

по

 

отношению

 

к

 

направлению

 

основного

 (

среднего

потока

Атмосферные

 

движения

 

всегда

 

более

 

или

 

менее

 

турбулизированы

это

 

проявляется

 

в

 

том

что

 

в

 

каждой

 

точке

 

потока

 

скорость

 

и

 

направление

 

его

 

движения

 

непрерывно

 

изменяются

 — 

пульсируют

причем

 

иногда

 

эти

 

пульсации

 

по

 

величине

 

близки

 

к

 

скорости

 

среднего

 

движения

Причиной

 

пульсаций

 

является

 

то

что

 

скорости

 

вихревого

 

движения

 

складываются

 

со

 

средней

 

скоростью

вызывая

 

тем

 

самым

 

ее

 

увеличение

 

или

 

уменьшение

Частота

 

пульсаций

 

меняется

 

от

 

долей

 

герца

 

до

 

десятков

 

герц

 (

колебаний

 

в

 

с

). 

Она

 

обратно

 

пропорциональна

 

размерам

 

элементов

 

турбулентности

 – 

вихрей

Самые

 

благоприятные

 

условия

 

для

 

возникновения

 

вихрей

 

наблюдаются

 

при

 

обтекании

 

не

-

ровностей

 

рельефа

Поэтому

 

у

 

поверхности

 

земли

 

турбулентность

 

наиболее

 

интенсивная

осо

-

бенно

 

при

 

сильных

 

ветрах

 

или

 

при

 

развитии

 

конвекции

Конвекция

 

турбулизирует

 

поток

 

даже

 

при

 

штилевых

 

условиях

Выше

 1—1,5 

км

где

 

непосредственное

 

влияние

 

трения

 

потока

 

о

 

подстилающую

 

поверхность

 

невелико

главными

 

турбулизирующими

 

факторами

 

являются

 

повышенные

  (

по

 

сравнению

 

со

 

средними

вертикальные

 

контрасты

 

температуры

 

и

 

ветра

Такая

 

ситуация

 

обычно

 

наблюдается

 

в

 

слоях

 

толщиной

 

в

 

несколько

 

десятков

 

или

 

сотен

 

метров

Поэтому

 

и

 

толщины

 

слоев

 

с

 

интенсив

-

ной

 

турбулентностью

 

обычно

 

не

 

превышают

 400—500 

м

Почти

 

скачкообразное

 

изменение

 

температуры

 

и

 

ветра

 

часто

 

наблюдается

 

на

 

границе

 

облач

-

ных

 

слоев

 

и

 

при

 

пересечении

 

атмосферных

 

фронтов

 – 

зон

 

перехода

 

от

 

теплых

 

к

 

холодным

 

мас

-

сам

Поэтому

 

на

 

указанных

 

участках

 

зачастую

 

происходит

 

резкое

 

усиление

 

турбулентности

Зна

-

чительна

 

она

 

подчас

 

и

 

у

 

границ

 

задерживающих

 

слоев

т

е

слоев

в

 

которых

 

вместо

 

обычного

 

для

 

тропосферы

 

падения

 

температуры

 

с

 

высотой

 

она

 

растет

 (

инверсионные

 

слои

или

 

не

 

меняет

-

ся

 (

изотермические

 

слои

). 

Одним

 

из

 

распространенных

 

случаев

 

является

 

турбулентность

связанная

 

со

 

сдвигом

 

ветра

Когда

 

два

 

слоя

 

воздуха

 

движутся

 

с

 

раз

-

ными

 

по

 

силе

 

и

 

направлению

 

скоростями

то

 

слой

 

между

 

ними

 

ока

-

зывается

 

под

 

действием

 

противоположно

 

направленных

 

сил

 

трения

Рис

. 135. 

Сдвиг

 

ветра

 

 

74 

которые

 

разрушают

 

этот

 

слой

 (

рис

. 135). 

Такое

 

распределение

 

скоростей

 

возможно

 

только

 

в

 

слу

-

чае

 

большого

 

перепада

 

плотностей

 (

теплый

 

разряженный

 

воздух

 

движется

 

над

 

холодным

более

 

плотным

и

 

при

 

малых

 

скоростях

 

потока

В

 

большинстве

 

же

 

случаев

 

неоднородность

 

погранич

-

ного

 

слоя

 

быстро

 

приводит

 

к

 

его

 

турбулизации

Особая

 

ситуация

 

возникает

 

в

 

условиях

изображенных

 

на

 

рис

.136. 

Наиболее

 

часто

 

она

 

случа

-

ется

 

зимой

когда

 

относительно

 

теплый

 

воздух

 

движется

 

над

 

котловиной

в

 

которой

 

застоялся

 

холодный

 

воздух

 

Рис

. 136. 

Сдвиг

 

ветра

 

над

 

долиной

 

при

 

движении

 

теплого

 

воздуха

 

над

 

застойной

 

зоной

 

холодного

 

воздуха

 

Благодаря

 

тому

что

 

турбулентные

 

вихри

 

обладают

 

запасами

 

кинетической

 

энергии

они

 

в

 

состоянии

 

самостоятельно

 

перемешиваться

 

внутри

 

потока

Взаимодействуя

 

между

 

собой

они

 

могут

 

терять

 

устойчивость

 

и

 

распадаться

 

на

 

более

 

мелкие

 

части

Если

 

вначале

 

все

 

вихри

 

могли

 

иметь

 

одинаковые

 

размеры

то

 

в

 

дальнейшем

 

под

 

влиянием

 

турбулентности

 

в

 

потоке

 

одновре

-

менно

 

могут

 

оказаться

 

вихри

 

с

 

различными

 

размерами

Воздействие

 

турбулентности

 

на

 

дельтаплан

Хотя

 

пульсации

 

скорости

 

потока

 

могут

 

иметь

 

произвольные

 

направления

их

 

всегда

 

можно

 

разложить

 (

мысленно

на

 

вертикальную

 

и

 

горизон

-

тальную

 

составляющие

Хотя

 

на

 

условия

 

полета

 

влияют

 

и

 

горизонтальные

 

и

 

вертикальные

 

пуль

-

сации

 

скорости

однако

 

наибольшее

 

влияние

 

оказывают

 

последние

так

 

называемые

 

вертикаль

-

ные

 

порывы

Величины

 

вертикальных

 

порывов

как

 

правило

не

 

превышают

 1—2 

м

/

с

но

 

иногда

особенно

 

с

 

подветренной

 

стороны

 

гор

а

 

летом

 

и

 

в

 

слое

 

с

 

интенсивной

 

конвекцией

они

 

достига

-

ют

 10—15 

м

/

с

В

 

среднем

 

наибольшая

 

турбулентность

 

наблюдается

 

у

 

земли

а

 

самые

  «

спокой

-

ные

» 

потоки

 

расположены

 

в

 

слое

 4—6 

км

где

 

сильная

 

турбулентность

 

может

 

наблюдаться

 

лишь

 

в

 

мощных

 

кучевых

 

облаках

При

 

полете

 

в

 

турбулентной

 

зоне

 

дельтаплан

 

пересекает

 

атмосферные

 

вихри

под

 

воздействи

-

ем

 

которых

 

то

 

поднимается

то

 

опускается

Чередующиеся

 

перегрузки

 

вызывают

 

появление

 

бол

-

танки

 

дельтаплана

Она

 

тем

 

интенсивнее

чем

 

больше

 

величина

 

вертикального

 

порыва

 

и

 

чем

 

кру

-

че

 

нарастает

 

его

 

скорость

В

 

кучевых

 

облаках

 

такая

 

турбулентность

 

существует

 

почти

 

всегда

Вне

 

облаков

 

самая

 

сильная

 

турбулентность

 

наблюдается

 

с

 

подветренной

 

стороны

 

горных

 

хребтов

где

 

вихреобразование

 

связано

 

с

 

деформацией

 

потока

обтекающего

 

гору

Заметная

 

тур

-

булентность

 

может

 

наблюдаться

 

и

 

над

 

горами

а

 

также

 

вниз

 

по

 

потоку

куда

 

вихри

 

сносятся

 

вет

-

ром

Крупные

 

вихри

 

вблизи

 

земли

В

 

нижней

 

части

 

тропосферы

чаще

 

всего

 

у

 

самой

 

поверхно

-

сти

 

земли

могут

 

образовываться

 

более

 

устойчивые

 

и

 

долгоживущие

 

вихри

чем

 

турбулентные

К

 

ним

 

относятся

 

подветренные

 

роторы

пыльные

 

или

 

песчаные

 

вихри

 (

микросмерчи

и

 

вихри

воз

-

никающие

 

при

 

обтекании

 

неровности

 

рельефа

Подветренные

 

роторы

В

 

подветренной

 

зоне

 

горных

 

хребтов

 

довольно

 

часто

 

существуют

 

крупные

 

цилиндрические

 

вихри

 

с

 

почти

 

горизонтальной

 

осью

 — 

роторы

С

 

ними

 

связаны

 

чрез

-

вычайно

 

сильные

 

горизонтальные

 

и

 

вертикальные

 

порывы

 

воздуха

Наиболее

 

крупными

 

вихрями

 

(

с

 

диаметром

 

до

 1 

км

являются

 

роторы

образующиеся

 

у

 

подветренного

 

склона

 

хребта

 (

рис

. 137). 

Они

 

периодически

 

отрываются

 

и

уплывая

 

вместе

 

с

 

потоком

вызывают

 

усиление

 

турбулентно

-

сти

 

и

 

вдали

 

от

 

гор

На

 

месте

 

уплывших

 

образуются

 

новые

 

вихри

Характерно

что

 

около

 

основ

-

ных

 

роторов

 

часто

 

возникают

 

крупные

 (

хотя

 

и

 

меньше

 

самих

 

роторов

вихри

вращение

 

которых

 

 

75 

уже

 

не

 

обязательно

 

идет

 

вокруг

 

горизонтальной

 

оси

Наличие

 

т

a

к

o

г

вихревого

 

скопления

 

делает

 

потоки

 

в

 

роторной

 

зоне

 

еще

 

более

 

порывистыми

 

 

Рис

. 137. 

Образование

 

подветренного

 

ротора

 

Полет

 

дельтаплана

 

внутри

 

роторов

 

может

 

сопровождаться

 

потерей

 

управляемости

 

и

 

опас

-

ными

 

перегрузками

 

для

 

конструкции

Поэтому

 

надо

 

по

 

возможности

 

избегать

 

полетов

 

вблизи

 

подветренных

 

склонов

 

ниже

 

верхней

 

их

 

кромки

Если

 

это

 

невозможно

то

 

надо

 

стремиться

 

не

 

пе

-

ресекать

 

роторы

Признаком

 

их

 

наличия

 

может

 

служить

 

специфическая

 

облачность

образую

-

щаяся

 

в

 

верхней

 

части

 

этих

 

вихрей

Роторные

 

облака

 

имеют

 

вид

 

разорванно

-

кучевых

 

с

 

небольшим

 

вертикальным

 

развитием

 

и

 

разорванными

 

краями

Отдельные

 

части

 

этих

 

облаков

 

непрерывно

 

меняют

 

свой

 

вид

При

 

этом

в

 

отличие

 

от

 

обычных

 

кучевых

 

облаков

они

 

не

 

смещаются

 

потоком

а

 

как

 

бы

 

стоят

 

на

 

одном

 

и

 

том

 

же

 

месте

Пыльные

 (

песчаные

микросмерчи

В

 

теплое

 

время

 

года

 

интенсивный

 

нагрев

 

поверхности

 

земли

 

приводит

 

к

 

развитию

 

атмосферной

 

конвекции

При

 

этом

 

над

 

засушливыми

 

и

 

пустынными

 

районами

 

с

 

рыхлой

слабо

 

связанной

 

с

 

нижними

 

слоями

 

почвой

 

иногда

 

возникают

 

сравнительно

 

крупные

 

пыльные

 

или

 

песчаные

 

вихри

вращающиеся

 

по

 

ходу

 

или

 

против

 

хода

 

часовой

 

стрелки

 

вокруг

 

вертикальной

 

или

 

слегка

 

наклоненной

 

оси

По

 

своей

 

структуре

 

они

 

представляют

 

собой

 

небольшие

 

по

 

размерам

 

смерчи

  (

торнадо

). 

Американцы

 

обычно

 

называют

 

их

 

пыльными

 

дьяво

-

лами

Мы

 

в

 

дальнейшем

 

будем

 

называть

 

их

 

для

 

краткости

 

микросмерч

Наиболее

 

характерной

 

чертой

 

пыльных

 

микросмерчей

 

является

 

значительная

 

устойчивость

 

и

 

упорядоченность

 

движений

 

внутри

 

их

особенно

 

заметная

 

на

 

фоне

 

хаотической

 

термической

 

конвекции

 

вблизи

 

земной

 

поверхности

Источником

 

энергии

 

для

 

подобных

 

вихревых

 

движений

 

является

 

конвекция

В

 

механизме

 

закручивания

 

воздуха

 

внутри

 

микросмерча

 

еще

 

много

 

неясно

-

го

Траектория

 

перемещения

 

микросмерчей

 

в

 

среднем

 

параллельна

 

направлению

 

ветра

но

 

на

 

отдельных

 

участках

 

она

 

может

 

отклоняться

 

в

 

сторону

 

на

 

несколько

 

десятков

 

градусов

Особенно

 

велико

 

такое

 

рыскание

 

по

 

курсу

 

при

 

слабых

 

ветрах

В

 

таких

 

случаях

 

перемещение

 

пыльных

 

вих

-

рей

 

вдоль

 

поверхности

 

земли

 

происходит

 

крайне

 

неравномерно

Иногда

 

они

 

застывают

 

на

 

неко

-

торое

 

время

 

над

 

одним

 

и

 

тем

 

же

 

местом

 

или

 

начинают

 

двигаться

 

не

 

в

 

соответствии

 

с

 

направле

-

нием

 

ветра

а

 

следуя

 

от

 

одной

 

наиболее

 

возвышенной

 

и

 

нагретой

 

части

 

местности

 

к

 

другой

В

 

целом

 

микросмерчи

 

могут

 

переноситься

 

на

 

многие

 

километры

 

от

 

места

 

их

 

возникновения

Характерной

 

особенностью

 

микросмерчей

 

является

 

наличие

 

в

 

их

 

центре

 

нисходящего

 

пото

-

ка

а

 

на

 

периферии

 – 

интенсивных

 

восходящих

 

движений

 

воздуха

 (

рис

. 138). 

Максимальные

 

вер

-

тикальные

 

скорости

 

внутри

 

пыльных

 

вихрей

 

близки

 

к

 10 

м

/

с

а

 

горизонтальные

 

к

 11—12 

м

/

с

Размеры

 

микросмерчей

 

могут

 

колебаться

 

в

 

широких

 

пределах

Так

наблюдались

 

их

 

диаметры

 

от

 

одного

-

двух

 

до

 

нескольких

 

сотен

 

метров

а

 

вертикальные

 

мощности

 (

толщины

) – 

от

 

нескольких

 

метров

 

до

 1—1,5 

км

Чаще

 

всего

 

толщина

 

микросмерча

 

не

 

превышает

 

нескольких

 

сотен

 

метров

Время

 

существования

 

пыльных

 

вихрей

 

сравнительно

 

редко

 

превышает

 20—30 

мин

Чем

 

больше

 

толщина

 

вихря

тем

 

в

 

среднем

 

дольше

 

он

 

может

 

существовать

 

76 

 

Рис

. 138. 

Микросмерч

 

Особо

 

отметим

что

 

сильные

 

вертикальные

 

потоки

 

внутри

 

микросмерчей

 

сочетаются

 

с

 

ин

-

тенсивной

 

турбулентностью

Поэтому

 

пересечение

 

этих

 

образований

 

на

 

дельтаплане

 

может

 

при

-

вести

 

к

 

сильной

 

болтанке

 

и

 

броскам

Особенно

 

нежелательна

 

встреча

 

дельтаплана

 

с

 

нижней

 

по

-

ловиной

 

микросмерчей

сбоку

 

от

 

которой

 

обычно

 

наблюдаются

 

сильные

 

нисходящие

 

потоки

При

 

попадании

 

в

 

них

 

дельтаплан

 

неожиданно

 

может

 

бросить

 

вниз

Естественно

что

 

это

 

наибо

-

лее

 

опасно

 

в

 

момент

 

посадки

 

и

 

взлета

Возникновение

 

вихрей

 

при

 

обтекании

 

неровностей

 

рельефа

Так

 

как

 

полеты

 

на

 

дельта

-

планах

 

наиболее

 

часто

 

совершаются

 

в

 

слое

 

трения

т

е

в

 

зоне

 

механической

 

турбулентности

то

 

особое

 

внимание

 

необходимо

 

уделить

 

подробному

 

рассмотрению

 

условий

 

полета

 

вблизи

 

препят

-

ствий

На

 

рис

. 139 

показано

 

обтекание

 

прямоугольного

 

объекта

например

 

здания

Из

 

рисунка

 

вид

-

но

что

 

завихрения

 

вызываются

 

углами

 

объекта

Этот

 

же

 

механизм

 

образования

 

турбулентности

 

действует

 

и

 

при

 

обтекании

 

поверхностей

 

естественного

 

происхождения

когда

 

они

 

имеют

 

изло

-

мы

 

Рис

. 139. 

Обтекание

 

прямоугольного

 

объекта

 (

а

и

 

отдельно

 

стоящего

 

здания

 (

б

 

Рис

. 140. 

Обтекание

 

склонов

 

различного

 

профиля

 

в

 

сечении

 

На

 

рис

. 140 

показано

 

несколько

 

случаев

 

обтекания

 

склонов

 

различной

 

формы

 

в

 

сечении

 

77 

Плавный

 

перегиб

 

практически

 

не

 

турбулизирует

 

поток

 (

рис

. 140, 

а

). 

Резкий

 

перегиб

 (

рис

. 140,6) 

при

 

слабом

 

ветре

 

вызывает

 

более

 

или

 

менее

 

устойчивый

 

вихрь

С

 

усилением

 

ветра

 

образуется

 

менее

 

устойчивая

но

 

более

 

сильная

 

вихревая

 

зона

 (

рис

. 140,

в

). 

С

 

ростом

 

плотности

 

турбулент

-

ность

 

образуется

 

при

 

меньшей

 

скорости

 

ветра

Радиус

 

кривизны

 

кромки

 

склона

 — 

другой

 

важный

 

фактор

определяющий

 

наличие

 

турбу

-

лентности

Чем

 

он

 

меньше

т

е

чем

 

острее

 

кромка

тем

 

сильнее

 

турбулентность

 

при

 

той

 

же

 

ско

-

рости

 

ветра

Склон

изображенный

 

на

 

рис

. 140, 

г

потенциально

 

опасен

 

для

 

полетов

так

 

как

 

здесь

 

имеется

 

турбулентность

 

на

 

вершине

 

даже

 

при

 

слабом

 

ветре

Условия

 

турбулентности

близкие

 

к

 

рассмотренный

 

выше

существуют

 

также

 

на

 

гребнях

 

холмов

На

 

рис

. 141 

даны

 

три

 

типичных

 

случая

В

 

случае

показанном

 

на

 

рис

. 141, 

а

мы

 

видим

 

обтекание

 

слабым

 

ветром

 

гребня

 

с

 

поло

-

гим

 

подветренным

 

склоном

В

 

случае

изображенном

 

на

 

рис

. 141,

б

показан

 

подветренный

 

ротор

 

у

 

гребня

возникающий

 

при

 

более

 

сильном

 

ветре

 

и

 

большей

 

крутизне

 

склона

Рис

. 141,

в

 

иллюст

-

рирует

 

наиболее

 

частый

 

случай

 

обтекания

 

гребня

когда

 

на

 

подветренной

 

стороне

 

устанавливает

-

ся

 

зона

 

сплошной

 

турбулентности

.  

 

Рис

. 141. 

Обтекание

 

холмов

 

и

 

гребней

 

различной

 

формы

 

в

 

сечении

.. 

С

 

подветренной

 

стороны

 

гребня

 

иногда

 

возможно

 

стартовать

используя

 

нижнюю

 

часть

 

при

-

гребного

 

ротора

где

 

воздух

 

движется

 

к

 

вершине

 (

рис

. 142). 

Однако

 

после

 

старта

 

аппарат

 

окажет

-

ся

 

в

 

зоне

 

беспорядочных

 

вихрей

Такой

 

полет

когда

 

аппарат

 

непрерывно

 

бросает

 

во

 

все

 

стороны

могут

 

позволить

 

себе

 

только

 

очень

 

опытные

 

пилоты

Риск

на

 

который

 

они

 

при

 

этом

 

идут

доста

-

точно

 

велик

 

и

 

он

конечно

должен

 

быть

 

оправдан

 

целью

 

такого

 

опасного

 

полета

 

Рис

. 142. 

Полет

 

со

 

стартом

 

в

 

предвершинном

 

роторе

 

На

 

рис

. 143 

показан

 

крайний

 

случай

когда

 

подветренная

 

сторона

 

гребня

 

имеет

 

форму

 

обрыва

Старт

 

с

 

него

 

безусловно

 

опасен

 

даже

 

при

 

ветре

 1 

м

/

с

 

Рис

. 143. 

Турбулентность

 

над

 

обрывом

 

Другой

 

особый

 

случай

 

турбулентности

 

имеет

 

место

 

при

 

обтекании

 

впадин

 (

рис

. 144). 

Разуме

-

ется

летать

 

здесь

 

нельзя

Если

 

впадина

 

достаточно

 

длинная

 

и

 

ветер

 

направлен

 

вдоль

 

нее

то

 

в

 

 

78 

месте

 

сужения

 

будет

 

наблюдаться

 

усиление

 

ветра

а

 

также

 

изменение

 

его

 

направления

 

на

навет

-

ренных

 

кромках

Степень

 

завихренности

 

потока

 

будет

 

зависеть

 

от

 

крутизны

 

склонов

остроты

 

кромок

 

и

 

скорости

 

ветра

 (

рис

. 145). 

 

Рис

. 144. 

Обтекание

 

впадин

 

 

Рис

. 145. 

Обтекание

 

лощины

 

Деревья

 

являются

 

наиболее

 

распространенным

 

препятствием

 

для

 

ветра

Возникающая

 

от

 

них

 

турбулентность

 

бывает

 

интенсивнее

 

при

 

наличии

 

листвы

 (

рис

. 146). 

Ряд

 

деревьев

естественно

создает

 

множество

 

хаотических

 

вихрей

однако

 

если

 

деревья

 

расположены

 

достаточно

 

плотно

то

 

этот

 

ряд

 

действует

 

скорее

 

как

 

сплошная

 

стена

а

 

не

 

как

 

решетка

Например

если

 

ветер

 

дует

 

по

-

перек

 

дороги

обсаженной

 

по

 

сторонам

 

деревьями

то

 

здесь

 

будет

 

турбулентность

как

 

и

 

при

 

об

-

текании

 

впадины

Полет

 

над

 

таким

 

местом

 

безусловно

 

опасен

Иногда

правда

пролетая

 

над

 

об

-

ращенной

 

к

 

ветру

 

стеной

 

леса

можно

 

ощутить

 

подъем

как

 

над

 

склоном

 

Рис

. 146. 

Обтекание

 

ряда

 

деревьев

 

Старт

 

в

 

окружении

 

деревьев

 

требует

 

дополнительной

 

осторожности

так

 

как

 

дельтаплан

 

весьма

 

чувствителен

 

к

 

небольшим

 

вихрям

особенно

 

на

 

больших

околосрывных

 

углах

 

атаки

ко

-

торые

 

неизбежны

 

при

 

старте

Полеты

 

в

 

условиях

 

турбулентности

Усвоив

 

все

что

 

говорилось

 

выше

 

о

 

турбулентности

пи

-

лот

 

должен

 

овладеть

 

техникой

 

полета

 

в

 

болтанку

 

и

 

твердо

 

знать

в

 

каких

 

случаях

 

можно

 

выпол

-

нять

 

полет

Подчеркнем

что

 

наблюдение

 

за

 

окружающей

 

обстановкой

 

необходимо

 

для

 

того

чтобы

 

определить

что

 

ожидает

 

пилота

 

в

 

воздухе

Осмотрев

 

пространство

 

впереди

 

себя

  (

против

 

ветра

), 

пилот

 

должен

 

составить

 

четкое

 

пред

-

ставление

 

о

 

возможных

 

источниках

 

возникновения

 

турбулентности

При

 

ветре

 

турбулентная

 

зо

-

на

 

за

 

большими

 

холмами

 

и

 

гребнями

 

простирается

 

на

 

значительные

 

расстояния

и

 

необходимо

 

избегать

 

попадания

 

в

 

нее

Вихри

 

от

 

зданий

 

и

 

деревьев

 

в

 

зависимости

 

от

 

их

 

размеров

 

могут

 

обладать

 

значительной

 

энергией

 

на

 

удалении

 

сотни

 

метров

 

по

 

направлению

 

ветра

и

 

пилот

 

должен

 

проявлять

 

максимум

 

 

79 

осторожности

 

при

 

посадке

 

с

 

подветренной

 

стороны

 

даже

 

небольших

 

препятствий

Существуют

 

различные

 

способы

 

визуального

 

обнаружения

 

турбулентности

например

на

-

блюдение

 

за

 

дымом

вымпелами

за

 

подброшенным

 

пучком

 

травы

пушистыми

 

семенами

 

расте

-

ний

На

 

рис

. 147 

показана

 

дымовая

 

струя

 

в

 

плавном

 

и

 

турбулентном

 

потоках

 

Рис

. 147. 

Дымовая

 

струя

 

в

 

плавном

 

(

а

к

 

турбулентном

 (

б

потоках

 

В

 

любом

 

случае

 

порывы

 

тех

 

размеров

которые

 

наиболее

 

существенны

 

для

 

дельтаплана

можно

 

почувствовать

стоя

 

на

 

ветру

однако

 

важно

 

подчеркнуть

что

 

эти

 

порывы

 

могут

 

встре

-

титься

 

уже

 

в

 

полете

хотя

 

на

 

земле

 

при

 

старте

 

они

 

не

 

ощущались

Величина

 

нагрузки

 

от

 

турбулентности

 

зависит

 

от

 

средней

 

скорости

 

ветра

удельной

нагрузки

 

на

 

крыло

 

и

 

полетной

 

скорости

Чем

 

меньше

 

нагрузка

 

на

 

крыло

тем

 

легче

 

дельтаплан

 

увлекается

 

порывом

Так

 

как

 

сила

действующая

 

на

 

тело

пропорциональна

 

ускорению

 

потока

 

относительно

 

аппарата

то

 

аппарат

 

на

 

больших

 

скоростях

 

подвергается

 

значительно

 

большим

 

нагрузкам

 

от

 

по

-

рывов

Поэтому

 

летать

 

на

 

повышенных

 

скоростях

 

в

 

турбулентность

 

опас

-

но

Чем

 

меньше

 

скорость

тем

 

меньше

 

нагрузка

 

от

 

порывов

 

на

 

аппарат

Однако

на

 

слишком

 

малых

 

скоростях

 

летать

 

не

 

менее

 

опасно

Аппарат

летящий

 

на

 

околосрывном

 

режиме

может

 

свалиться

 

на

 

крыло

 

под

 

действием

 

порыва

Лучшей

 

скоростью

 

при

 

полете

 

в

 

бол

-

танку

 

будет

 

та

которая

 

находится

 

между

 

предельными

 

режимами

Для

 

большинства

 

дельтапла

-

нов

 

такой

 

скоростью

 

будет

 

скорость

 

вблизи

 

максимального

 

качества

т

е

около

 

наивыгодней

-

шей

 

Часто

 

действие

 

отдельного

 

вихря

 

на

 

аппарат

 

проявляется

 

в

 

ударном

 

увеличений

 

или

 

умень

-

шении

 

подъемной

силы

Степень

 

опасности

 

зависит

 

от

 

того

какую

 

перегрузку

 

аппарата

 

способ

-

ны

 

вызвать

 

вертикальные

 

порывы

Порывы

изменяющие

 

перегрузку

 

на

 

единицу

безусловно

 

опасны

Продолжительное

 

действие

 

турбулентности

 

такой

 

интенсивности

 

может

 

вызвать

 

потерю

 

контроля

 

над

 

положением

 

в

 

пространстве

так

 

как

 

при

 

бросках

 

вниз

 

с

 

ускорением

близким

 

к

 

ус

-

корению

 

свободного

 

падения

наступает

 

потеря

 

веса

 

и

 

разгрузка

 

купола

 

дельтаплана

В

 

дополне

-

ние

 

к

 

этому

 

резкие

 

броски

 

вверх

 

и

 

вниз

 

создают

 

добавочную

 

перегрузку

которая

 

может

 

быть

 

опасной

 

для

 

аппарата

 

в

 

прочностном

 

смысле

 

Рис

. 148. 

Действие

 

вихря

 

с

 

горизонтальной

 

осью

 

на

 

дельтаплан

 

Большое

 

внимание

уделенное

 

вопросу

 

турбулентности

объясняется

 

ее

 

большой

 

опасностью

 

для

 

полетов

Наиболее

 

заметно

 

турбулентность

 

проявляется

 

в

 

виде

 

бросков

 

аппарата

 

вверх

 

и

 

вниз

однако

 

и

 

броски

 

по

 

крену

 

нередки

т

е

в

 

турбулентной

 

атмосфере

 

присутствуют

 

вихри

 

всех

 

направлений

 

вращения

На

 

рис

. 148 

показан

 

вихрь

 

с

 

горизонтальной

 

осью

 

его

 

действие

 

наи

-

более

 

опасно

если

 

скорость

 

дельтаплана

 

близка

 

к

 

скорости

 

сваливания

 

и

 

если

 

полет

 

происходит

 

 

80 

вблизи

 

земли

Признаки

  

изменения

 

погоды

 

Заблаговременное

 

знание

 

состояния

 

погоды

 

и

 

возможных

 

ее

 

изменений

 

позволяет

 

дельта

-

планеристу

 

использовать

 

хорошую

 

летную

 

погоду

 

и

 

предупредить

 

серьезные

 

последствия

 

в

 

слу

-

чае

 

неблагоприятных

 

метеорологических

 

условий

Метеорологическая

 

сводка

 

бытового

 

назначения

 

не

 

всегда

 

достаточна

 

для

 

дельтапланериста

так

 

как

 

она

 

относится

 

к

 

крупным

 

районам

 

и

 

не

 

отражает

 

незначительных

 

изменений

 

погоды

 

вблизи

 

места

 

проведения

 

полетов

Дельтапланерист

 

должен

 

хорошо

 

знать

 

общие

 

признаки

 

изме

-

нения

 

погоды

которые

 

определяются

 

анализом

 

взаимодействия

 

состояния

 

метеорологических

 

факторов

атмосферного

 

давления

облачности

температуры

 

воздуха

скорости

 

и

 

направления

 

ветра

влажности

 

и

 

т

д

., 

и

 

уметь

 

составить

 

прогноз

 

погоды

 

по

 

местным

 

наблюдениям

Такой

 

прогноз

 

можно

 

составить

 

самому

 

на

 

ближайшие

 

часы

 (

до

 12 

ч

), 

а

 

приближенный

 – 

на

 

сутки

Чтобы

 

составить

 

или

 

проверить

 

прогноз

надо

 

всего

 

несколько

 

минут

но

 

эти

 

минуты

 

избавят

 

от

 

возможных

 

неприятностей

 

в

 

полете

Нельзя

 

доверять

 

чистому

 

небу

если

 

прогноз

 

свидетель

-

ствует

 

о

 

шторме

При

 

пользовании

 

местными

 

признаками

 

нужно

 

иметь

 

в

 

виду

что

 

один

 

признак

 

не

 

всегда

 

га

-

рантирует

 

верность

 

прогноза

Чем

 

больше

 

признаков

дающих

 

одинаковые

 

указания

тем

 

больше

 

вероятность

 

правильности

 

прогноза

Если

 

признаки

 

выражены

 

нерезко

 

и

 

изменяются

 

медленно

то

 

погода

 

будет

 

изменяться

 

медленно

и

 

наоборот

Признаки

 

устойчивой

 

хорошей

 

погоды

высокое

 

давление

 

в

 

течение

 

нескольких

 

дней

 

мед

-

ленно

 

и

 

непрерывно

 

повышается

правильный

 

суточный

 

ход

 

ветра

ночью

 

тихо

днем

 

значительное

 

усиление

 

ветра

на

 

берегах

 

морей

 

и

 

больших

 

озер

а

 

также

 

в

 

горах

 

правильная

 

смена

 

ветров

днем

 

с

 

воды

 

на

 

сушу

 

и

 

из

 

долин

 

к

 

вершинам

ночью

 – 

наоборот

правильный

 

суточный

 

ход

 

температуры

днем

 

повышение

ночью

 

понижение

в

 

зимнее

 

вре

-

мя

 

температура

 

низкая

летом

 

высокая

зимой

 

ясное

 

небо

 

и

 

только

 

к

 

вечеру

 

при

 

штиле

 

могут

 

наплывать

 

тонкие

 

слоистые

 

облака

ле

-

том

 

наоборот

 – 

развивается

 

кучевая

 

облачность

 

и

 

к

 

вечеру

 

исчезает

осадков

 

нет

ночью

 

сильная

 

роса

 

или

 

иней

приземные

 

туманы

исчезающие

 

после

 

восхода

 

солнца

ясные

 

безоблачные

 

ночи

 (

летом

); 

в

 

начале

 

дня

 

появляются

 

неподвижные

 

перистые

 

облака

которые

 

исчезают

 

к

 

вечеру

быстро

 

темнеет

 

после

 

захода

 

солнца

;  

движение

 

перистых

 

облаков

 

с

 

востока

 

на

 

запад

солнце

 

при

 

заходе

 

не

 

меняет

 

своей

 

окраски

сохраняя

 

беловато

-

желтый

 

цвет

над

 

сушей

 

наименьшая

 

температура

 

перед

 

восходом

 

солнца

а

 

наибольшая

 

в

 14—15 

ч

дым

идущий

 

из

 

трубы

поднимается

 

вертикально

 

вверх

небо

 

безоблачное

и

 

после

 

захода

 

солнца

 

на

 

горизонте

 

видна

 

серебристая

 

полоса

деформация

 

диска

 

солнца

 

или

 

луны

 

при

 

восходе

 

или

 

заходе

Признаки

 

устойчивой

 

плохой

 

погоды

низкое

 

давление

мало

 

изменяющееся

 

или

 

еще

 

более

 

понижающееся

отсутствие

 

нормального

 

суточного

 

хода

 

ветра

скорость

 

ветра

 

значительная

небо

 

сплошь

 

затянуто

 

слоисто

-

дождевыми

 

или

 

слоистыми

 

облаками

продолжительные

 

дожди

 

или

 

снегопады

незначительные

 

изменения

 

температуры

 

в

 

течение

 

суток

зимой

 

относительно

 

тепло

летом

 – 

прохладно

Признаки

 

ухудшения

 

погоды

:

 

падение

 

давления

чем

 

быстрее

 

падает

 

давление

тем

 

скорее

 

изменится

 

погода

ветер

 

усиливается

суточные

 

колебания

 

его

 

почти

 

исчезают

направление

 

ветра

 

меняется

появление

 

большого

 

количества

 

облаков

 

различной

 

формы

которые

 

быстро

 

движутся

 

и

 

мо

-

гут

 

совершенно

 

закрыть

 

горизонт

температура

 

воздуха

 

повышается

 

к

 

концу

 

дня

быстрое

 

движение

   

перистых

 

облаков

   

с

 

за

-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..