Самолёт Л-39. Лётная эксплуатация (руководство) - часть 10
Глава VI
ПОЛЕТЫ НОЧЬЮ
492. Ограниченная видимость земли (а иногда и полное отсутствие
видимости земли), горизонта и небосвода ночью определяет существенные
особенности подготовки к ночным полетам и их выполнения.
Эти особенности заключаются в следующем:
- затруднено, а в некоторых случаях полностью исключено визуальное
пилотирование самолета;
- невозможно визуальное определение местонахождения самолета при
отсутствии видимости характерных естественных и световых ориентиров;
- затруднено определение скорости руления, выполнения расчета на посадку
и выдерживание дистанции между самолетами в полете вследствие снижения
точности визуального определения расстояния до световых ориентиров и
скорости перемещения относительно их;
- уменьшается точность навигационных измерений с помощью угломерных
радиотехнических систем вследствие влияния ночного эффекта.
ПОДГОТОВКА К НОЧНЫМ ПОЛЕТАМ
493. Перед ночными полетами необходимо выполнить в полном объеме
проверку и подготовку, проводимые перед полетом днем; кроме того,
проверить светотехническое оборудование самолета (от наземного источника
электропитания).
494. До посадки в кабину проверить состояние и чистоту
рулежно-посадочных фар, бортовых аэронавигационных огней, арматуры
внешней световой сигнализации шасси и установку сигнальных ракет.
495. После посадки в кабину включить все АЗС, необходимые для выполнения
дневного полета и, кроме того, включить и проверить работу
аэронавигационных огней в режиме мигания и постоянного свечения при 30 и
60% яркости (по докладу техника).
496. Проверить исправность системы белого и красного подсвета приборных
досок и пультов и с помощью реостата на левом пульте отрегулировать
освещение таким образом, чтобы снятие показаний с приборов и пользование
агрегатами не вызвало затруднений в полете.
Переключатель системы белого и красного света поставить в положение,
обеспечивающее красный подсвет приборных досок и пультов.
497. Переключатель управления светом посадочно-рулежных фар поочередно
поставить в положение ПОСАД, и РУЛЕЖН. и, убедившись в исправности фар и
правильности направления лучей, поставить переключатель в среднее
положение.
ПОЛЕТЫ ПО КРУГУ
498. Произвести запуск двигателя, его прогрев и опробование, после чего
только производить проверку работы всех систем.
499. Руление производить при установке переключателя управления фарами в
положение РУЛЕЖН. со скоростью, обеспечивающей безопасность от
столкновения с препятствиями. Не превышать скорость руления на
прямолинейных участках более 20 км/ч.
Для более тщательного просмотра впереди лежащего пространства, а также
перед выполнением разворотов периодически кратковременно переключатель
управления светом фар устанавливать в среднее положение.
Подрулив к ВПП, осмотреться и с разрешения
руководителя полетов вырулить на полосу.
Перед взлетом переключатель управления светом фар установить в положение
ПОСАД.
500. Установить самолет по центру ВПП на курс взлета, ориентируясь по
взлетным огням.
Техника выполнения взлета ночью такая же, как и днем. Направление
выдерживать, ориентируясь по боковым огням ВПП и по взлетным огням.
Величину подъема переднего колеса контролировать по положению видимых
частей фонаря относительно линии взлетно-посадочных огней, находящихся в
поле зрения летчика. В светлую ночь при хорошей видимости естественного
горизонта величину подъема переднего колеса контролировать по горизонту.
После отрыва разгон производить с постепенным набором высоты, не
допуская снижения.
501. На высоте 20-25 м убрать шасси и после пролета взлетных огней
перевести взгляд на приборы; дальнейший полет выполнять по приборам,
контролируя по возможности положение самолета визуально.
В темную ночь (при невидимости горизонта или при отсутствии световых
ориентиров) пилотирование самолете осуществлять только по приборам.
Направление в наборе высоты выдерживать по показанию компаса, обращая
внимание при этом на отсутствие кренов (по АГД-1).
На высоте 70-100 м убрать закрылки, продолжая набор высоты с увеличением
скорости до 350 км/ч.
502. Маршрут полета по кругу строить относительно огней ВПП визуально,
так же, как и днем, по углам визирования на ВПП и КУР. Угловая величина
разворотов определяется по ГМК-1АЭ с контролем по огням ВПП и
характерным световым ориентирам.
При полете по кругу использовать данные аппаратуры «Искра-К» (азимут,
дальность).
Максимальная величина крена на разворотах не должна превышать 30°.
При определении расстояния до впереди летящего самолета (самолетов)
использовать команды руководителя полетов и доклады экипажей.
Третий разворот выполнять после траверза ДПРМ с визуальным контролем по
световым ориентирам при КУР=120° (240°).
Ввод в четвертый разворот начинать несколько раньше и выполнять его с
таким расчетом, чтобы крен на развороте не превышал 30°. После
четвертого разворота установить угол планирования с таким расчетом,
чтобы самолет снижался в точку выравнивания. При планировании
тщательнее, чем днем, контролировать высоту полета по радио- и
барометрическому высотомеру, не допуская преждевременного снижения.
На высоте 200-150 м включить фары, поставив переключатель управления
светом фар в положение ПОСАД.
503. При правильном расчете высота прохода БПРМ (КНС) должна быть 60-80
м. Выравнивание начинать над полосой, освещенной посадочными
прожекторами.
Посадка ночью на освещенную полосу особых трудностей не представляет и
производится так же, как и днем. Направление на пробеге выдерживать по
огням ВПП.
504. Летчикам, имеющим достаточный опыт в полетах ночью, разрешается в
целях тренировки выполнять посадки без наземных прожекторов. В этом
случае техника выполнения посадки несколько сложнее и требует
повышенного внимания и более точного пилотирования.
505. После окончания пробега переключатель управления светом фар
перевести в положение РУЛЕЖН. и освободить ВПП.
ПОЛЕТЫ В ЗОНУ
506. Пилотирование ночью в зоне при плохой видимости ориентиров
производить только по приборам.
В светлую ночь и при хорошей видимости ориентиров пилотировать также по
приборам, используя ориентиры и горизонт для контроля положения самолета
и определения направления ввода и вывода из фигур.
507. Перед выполнением пилотажа в зоне летчик должен:
- проверить высоту и свое место в зоне визуально и по данным аппаратуры
«Искра -К» (азимут, дальность);
- установить самолет в направлении на световой ориентир или на более
освещенный и хорошо просматриваемый сектор горизонта;
- сбалансировать самолет триммером на скорости 400 км/ч;
- проверить показания ГМК- 1АЭ и РКЛ-41;
- доложить руководителю полетов и с его разрешения приступить к
выполнению задания.
ВИРАЖ С КРЕНОМ ДО 45°
508. Вираж с креном до 45° выполняется на скорости 400 км/ч по прибору.
Перед вводом в вираж наметить световой или другой хорошо видимый
ориентир
для ввода и вывода, а при отсутствии ориентиров запомнить курс ввода по
ГМК-1АЭ или КУР по РКЛ-41.
509. Техника выполнения и порядок переключения внимания на приборы такие
же, как и при выполнении виража по приборам днем. Кроме того, для
контроля положения самолета использовать естественный горизонт (если он
хорошо просматривается) и световые ориентиры.
510. При определении начала вывода из виража не отвлекать внимания от
приборов на поиск ориентира вывода; он должен появиться в поле зрения
летчика в переднем секторе. В темную ночь (при невидимости горизонта,
отсутствии световых ориентиров) вывод из виража производить только по
приборам.
ПИКИРОВАНИЕ
511. Пикирование выполнять с углами до 30° при скорости ввода 300 км/ч
по прибору. Ввод в пикирование производить на высоте не ниже 3000 м с
прямой или с разворота, крен при этом не должен превышать 45°.
512. Перед вводом в пикирование наметить световой ориентир или светлую
часть горизонта для вывода и плавным координированным движением рулей
ввести самолет в пикирование. В темную ночь и при отсутствии световых
ориентиров угол разворота определять по показаниям ГМК-1АЭ.
После ввода проверить угол пикирования по показаниям авиагоризонта.
Техника выполнения пикирования ночью аналогична технике выполнения
пикирования днем.
Положение самолета в пространстве определяется по показаниям АГД-1 с
контролем по световым ориентирам на земле, а также по указателю
скорости, вариометру, высотомеру.
При достижении скорости 600 км/ч начать вывод из пикирования с таким
расчетом, чтобы при выходе в горизонтальный полет скорость по прибору
была 650 км/ч и обороты ротора КВД 106%.
Вывод самолета в горизонтальный полет закончить на высоте не менее 1500
м.
ГОРКА
513. Горка выполняется с углом до 30° на скорости по прибору 650 км/ч.
Перед вводом в горку развернуть самолет так, чтобы один из световых
ориентиров находился под углом 90° к направлению горки со стороны, в
которую будет произведен вывод из нее.
На скорости 650 км/ч перевести самолет в набор высоты и установить
заданный угол набора. Величину угла набора контролировать по показаниям
авиагоризонта.
По достижении скорости 350 км/ч по прибору начать вывод из горки
разворотом на 60-90° с креном не более 45° в направлении светового
ориентира или светлой части горизонта. Внимание в процессе вывода
сосредоточить на контроле за скоростью, величиной крена и угла набора по
авиагоризонту, на координацию и периодически на ориентир вывода. Вывод в
горизонтальный полет должен быть закончен на скорости не менее 300 км/ч
по прибору.
СПИРАЛЬ
514. Спираль выполняется с креном до 45° на скорости 400 км/ч по
прибору.
Техника выполнения спирали ночью такая же, как и днем.
Особое внимание обратить на сохранение заданных скорости и крена, на
координацию движений рулями и контроль за высотой вывода из спирали.