Самолёт Л-39. Лётная эксплуатация (руководство) - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     Самолёт Л-39. Лётная эксплуатация (руководство) - 1988 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

 

Самолёт Л-39. Лётная эксплуатация (руководство) - часть 9

 

 

Глава V
ГРУППОВЫЕ ПОЛЕТЫ

ДЕЙСТВИЯ ВЕДУЩЕГО И ВЕДОМЫХ ПЕРЕД ВЗЛЕТОМ


447. Ведущему группы во время опробования двигателей установить двустороннюю радиосвязь с ведомыми и, получив от них доклад о готовности к выруливанию, запросить по радио у руководителя полетов разрешение на выруливание.

448. При рулении по рулежной дорожке (РД) в колонне дистанция между самолетами должна быть не менее 100 м.

При рулении на грунтовых аэродромах ведомые должны находиться с наветренной стороны относительно рулящего самолета на расстоянии не менее 50 м во избежание попадания пыли или снега во входное устройство двигателя от струи впереди рулящего самолета.

449. На линии старта расположить самолеты в порядке, указанном командиром группы, на интервалах и дистанциях 25-30 м при взлете с искусственной и 30-50 м при взлете с грунтовой полос (рис. 33). При этом ведомые должны установить свои самолеты строго параллельно самолету ведущего и доложить ведущему о готовности к взлету. Затем ведущему группы запросить у руководителя полетов разрешение на взлет.



ВЗЛЕТ ПО ОДНОМУ



450. Получив разрешение РП, ведущему группы произвести взлет, убрать шасси н закрылки, установить обороты двигателя 100% и на скорости 350 км/ч набирать высоту

Ведомому в начале разбега самолета ведущего, удерживая самолет на тормозах, увеличить обороты двигателя до максимальных и после отрыва самолета ведущего по команде РП произвести взлет.

В таком же порядке, как и первый ведомый, выполняют взлет остальные ведомые.

451. После взлета на высоте 20 м ведомым убрать шасси, а на высоте 50-70 м закрылки, установить обороты 103% и, наблюдая за самолетом ведущего, начать сближение с ним.

Ведомому, взлетевшему последним в группе, после набора высоты 100 м доложить об этом ведущему.

 

 

Рис. 33. Взаимное положение самолетов перед взлетом

 

 

 

 

ВЗЛЕТ В ПАРЕ


452. Ведомый, убедившись в том, что место в строю им занято правильно, а переднее колесо установлено по продольной оси самолета, должен доложить ведущему о готовности к взлету и по его команде увеличить обороты двигателя до максимальных, удерживая самолет на тормозах.

453. Получив от ведущего команду на взлет, одновременно с началом движения самолета ведущего ведомому плавно отпустить тормоза и начать разбег, строго выдерживая интервал и дистанцию.

При разбеге ведомому следить за выдерживанием направления и за сохранением интервала и дистанции по самолету ведущего.

Момент подъема переднего колеса определять по самолету ведущего. При увеличении дистанции подъем колеса выполнять самостоятельно, сохраняя заданный интервал. В момент подъема переднего колеса ведомому следить за сохранением направления взлета и определять степень подъема колеса. Отрыв самолета ведомого при правильно выполненном разбеге происходит одновременно с отрывом самолета ведущего.

В момент отрыва и на выдерживании следить за расстоянием до земли, сохранением заданного интервала и дистанции.

454. Шасси и закрылки ведомому убирать по ведущему. Высота уборки шасси во всех случаях не должна быть менее 20 м, закрылков - 70 м.

При работе с краном шасси и кнопками закрылков ведомый не должен отвлекать внимания от самолета ведущего.

455. При определении стороны пеленга перед взлетом в паре с пыльного аэродрома или с уплотненной снежной полосы учитывать направление ветра.

456. Характерные ошибки при взлете парой:

- после отрыва ведомый переводит самолет в набор высоты раньше ведущего - уход от земли происходит на малой скорости, возможна потеря ведущего из поля зрения;

- ведущий начинает взлет на оборотах менее 106,8% - сокращается дистанция между самолетами, возможен обгон ведущего;

- резкая работа тормозами или рулем направления - не выдерживается направление, сокращается или увеличивается интервал.



ПРИСТРАИВАНИЕ

457. Пристраивание выполнять на прямой с разрешения ведущего. Вначале на удвоенном интервале занять заданную дистанцию с принижением 3-5 м, а затем плавным смещением самолета в сторону ведущего установить заданный интервал.

Ведомый на пристраивании должен учитывать инерцию самолета и при сокращении дистанции своевременно и плавно уменьшать обороты двигателя. При энергичном сокращении дистанции одновременно с уменьшением оборотов выпустить тормозные щитки.

При сокращении дистанции во время пристраивания не допускать резких движений РУД, а при сокращении интервала до заданного - резких движений рулем поворота.

458. Характерные ошибки на пристраивании:

- ведомый запаздывает с началом взлета - увеличивается дистанция между самолетами;

- ведомый не учитывает инерцию самолета, поздно уменьшает обороты двигателя, допускает большую скорость сближения - происходит обгон ведущего;

- пристраивание производится с креном или под углом к ведущему - быстро сокращается интервал.

 

 

 

ПРЯМОЛИНЕЙНЫЙ ПОЛЕТ


459. В прямолинейном полете ведомый обязан непрерывно наблюдать за самолетом ведущего и сохранять свое место в строю.

Дистанцию и интервал определять по проецированию самолета ведущего в фонаре кабины н по углу визирования на него, а также путем сравнения дистанции и интервала с размерами самолета ведущего.

Превышение н принижение определять по положению впереди летящего самолета относительно горизонта, а также по видимости его верхней или нижней поверхности.

Изменение дистанции или интервала определять по изменению угла визирования на самолет ведущего.

460. Ведомый, заметив увеличение дистанции, должен плавным движением РУД увеличить число оборотов двигателя до такой величины, при которой дистанция начнет сокращаться. С началом сокращения обороты уменьшить настолько, чтобы занять заданную дистанцию, использовав избыток скорости, полученный при догоне.

При большой скорости сближения необходимо одновременно с уменьшением оборотов двигателя использовать тормозные щитки.

Как только будет занята заданная дистанция, тормозные щитки убрать и постепенно уменьшить обороты двигателя до необходимых для сохранения места в строю.

461. В прямолинейном полете при увеличении или уменьшении интервала небольшими плавными движениями педалей без крена установить заданный интервал.

462. Если ведомый обогнал ведущего, он должен увеличить интервал, уменьшить число оборотов двигателя и выпустить тормозные щитки, отстать от ведущего и затем по его разрешению произвести пристраивание в установленном порядке.

463. При полете в строю работу двигателя проверять в основном на слух и периодически (в прямолинейном полете) по приборам, не теряя при этом из поля зрения самолет ведущего.

464. При полете строем основное внимание уделять:

- определению своего места в строю и наблюдению за сигналами ведущего;

- сохранению ориентировки;

- контролю работы двигателя на слух и по приборам.

465. Характерные ошибки в прямолинейном полете строем:

- при пристраивании поздно уменьшаются обороты двигателя - ведомый обгоняет ведущего;

- ведомый резко и несоразмерно действует рулями управления и РУД - непостоянство интервала и дистанции;

- ведомый держит уменьшенный интервал и увеличенную дистанцию - возможно попадание в струю от самолета ведущего.



ПЕРЕСТРОЕНИЕ ПАРЫ

466. После команды ведущего на перестроение ведомый должен путем выпуска тормозных щитков уменьшить скорость полета на 15-20 км/ч, увеличить дистанцию до 50 м, установить принижение 20-25 м н с креном не более 15° перейти на другую сторону. В момент перехода ведущий самолет проецируется над верхним обрезом переднего фонаря кабины ведомого (рис. 34). При перестроении в разомкнутых строях скорость не уменьшать, а взять только принижение.

В момент когда самолет ведомого будет проходить в створе с самолетом ведущего, начать плавно убирать ногу, данную в сторону перестроения, и крен, увеличить обороты двигателя, чтобы устранить отставание, и, когда интервал будет приближаться к удвоенному, прекратить его увеличение движением педали. Заняв положение на

двойном интервале, увеличить обороты двигателя с таким расчетом, чтобы сократить дистанцию до заданной.

 

 

Рис. 34. Вид самолета ведущего из кабины ведомого при перестроении


При приближении к заданной дистанции уменьшить обороты двигателя, плавными небольшими движениями педалей сократить интервал до заданного и устранить принижение. При сближении не допускать крена в сторону ведущего и внимательно следить за сокращением интервала.

467. В ходе перестроения ведомый обязан все время видеть самолет ведущего. При перестроении основное внимание уделять:

- при отставании - определению увеличения дистанции до заданной, занятию принижения;

- при переходе - принижению, относительной скорости перехода;

- при пристраивании - скорости сближения, отсутствию крена.

468. Порядок перестроения самолетов в звене определяет командир. Перестроение аналогично перестроению самолетов пары.

469. Характерные ошибки при перестроении:

- ведомый излишне уменьшает обороты двигателя при отставании или запаздывает с их увеличением при переходе - увеличиваются дистанция и время перестроения;

- мало принижение к началу перехода - возможно попадание в струю от самолета ве-
дущего;

- несвоевременное уменьшение оборотов двигателя при сокращении дистанции после перестроения - возможен обгон ведущего.



РАЗВОРОТЫ И ВИРАЖИ ГРУППОЙ

470. Развороты и виражи с учебной целью выполнять на интервале и дистанции 50-25 м при скорости 400 км/ч по прибору с креном не более 45°.

471. Ведомому по исполнительной команде ведущего, не прекращая наблюдения за ним, начать ввод в разворот (вираж), для чего, будучи внешним, незначительно увеличить обороты двигателя и одновременным движением ручки управления несколько на себя и в сторону разворота занять нужное превышение относительно ведущего и плоскости его самолета.

Будучи внутренним, при вводе в разворот (вираж) незначительно уменьшить обороты двигателя и движением ручки управления несколько от себя и в сторону разворота занять нужное принижение для того, чтобы быть в одной плоскости с самолетом ведущего.

В процессе ввода в разворот (вираж), внимательно следя за изменением пространственного положения самолета ведущего, сохранять интервал, дистанцию и превышение.

472. Во время разворота (виража) дистанцию сохранять небольшими изменениями оборотов двигателя, интервал - небольшими движениями педалей, а также незначительным (не более чем на 10°) изменением крена, превышение - координированным отклонением руля высоты и элеронов.

 

 

Рис. 35. Вид самолета ведущего из кабины ведомого на правом развороте (интервал и дистанция 50 х 25 м)


Внимание уделять сохранению дистанции, интервала и превышения, удерживая самолет ведущего в положении, показанном на рис. 35.

473. Как только самолет ведущего начнет уменьшать крен, необходимо: будучи внешним, уменьшить обороты двигателя и движением ручки от себя и в сторону выхода сохранять свое место в строю; будучи внутренним, несколько увеличить обороты и движением ручки на себя и в сторону сохранять свое место в строю так, чтобы при выводе из виража в обоих случаях быть на одной высоте с ведущим.

474. Характерные ошибки при выполнении разворотов и виражей строем:

- перед вводом внешний ведомый запаздывает увеличивать обороты двигателя - увеличивается дистанция;

- внешний ведомый запаздывает с вводом или держит малый крен - увеличиваются интервал и дистанция;

- при развороте в сторону ведомого последний запаздывает с вводом или держит малый крен - уменьшается интервал, возникает опасность столкновения самолетов;

- при вводе в разворот внутренний ведомый не снижается и не держится в одной плоскости с ведущим - закрывает его крылом своего самолета: в этом случае ведомый должен немедленно увеличить крен и без снижения уйти от ведущего;

- при выводе из разворота внешний ведомый запаздывает уменьшить крен и обороты двигателя - уменьшаются интервал и дистанция.



ПИКИРОВАНИЕ В ПАРЕ

475. Ввод в пикирование выполняется с прямой или с разворота.

Во избежание больших отрицательных перегрузок при вводе с прямой угол пикирования должен быть не более 30°.

 

Ввод в пикирование в учебных целях производить на скорости 300 км/ч с разворота на 30-90° с креном не более 45° и только в сторону ведущего.

476. Ведомому перед вводом в пикирование взять принижение 2-3 м относительно ведущего. Ведущему, убедившись, что ведомый заданное принижение установил, начать разворот в сторону пикирования в горизонтальной плоскости с последующим переходом на снижение и увеличением угла пикирования до заданного.

Ведомому одновременно с ведущим ввести свой самолет в пикирование, сохраняя заданные интервал, дистанцию и принижение.

477. Выдерживать дистанцию на пикировании изменением оборотов двигателя или выпуском тормозных щитков, интервал - небольшими плавными движениями педалей.

478. Перед выводом из пикирования ведущий должен подать команду на вывод, а затем, плавно уменьшая угол пикирования, подвести самолет к горизонту и увеличить обороты двигателя до потребных.

Ведомый должен при выводе самолета из пикирования, ориентируясь по самолету ведущего, сохранять интервал, дистанцию и принижение.

479. Характерные ошибки при выполнении пикирования:

- большие обороты двигателя у ведомого при вводе - возможен обгон самолета ведущего;

- в процессе пикирования ведомый не замечает крена или непроизвольно отклоняет руль поворота - сокращается или увеличивается интервал;

- мало принижение ведомого при вводе в пикирование - возможна потеря из виду самолета ведущего.



ГОРКА В ПАРЕ

480. В учебных целях горка в паре выполняется с углом набора до 30° при скорости ввода 650 км/ч.

481. Ведущий, убедившись, что ведомый занял заданные интервал, дистанцию и принижение, должен подать команду на ввод и перевести самолет в набор высоты.

Ведомому вводить свой самолет в горку одновременно с ведущим, сохраняя место в строю.

482. Если ведомый на горке обогнал ведущего или закрыл его своим самолетом и потерял из виду, он обязан уйти от ведущего во внешнюю сторону, информировать ведущего по радио и затем самостоятельно перейти в горизонтальный полет. После этого, обнаружив самолет ведущего, с его разрешения занять свое место в строю.

Дистанцию при выполнении горки сохранять изменением оборотов двигателя, а интервал - небольшими плавными движениями педалей.

483. На скорости не менее 350 км/ч ведущий должен подать команду на вывод из горки и начать его разворотом от ведомого.

Ведомому одновременно с ведущим ввести самолет в разворот, сохраняя заданные интервал и дистанцию. Вывод из разворота производить по самолету ведущего с таким расчетом, чтобы при выходе в горизонтальный полет быть с ним на одной высоте.

484. Характерные ошибки при выполнении горки:

- при вводе в горку ведомый допускает значительное отставание и принижение -усложняются действия на выводе из горки, возможна потеря ведущего из виду;

- энергичный ввод в горку - ведомый отстает, увеличивается дистанция между самолетами;

- в процессе горки ведомый не замечает появления крена или непроизвольно отклоняет руль поворота - сокращается или увеличивается интервал.

 

 

 

 

ПОСАДКА В ПАРЕ


485. Посадку в паре производить в правом пеленге на интервале и дистанции 3040 м. Выпуск шасси производить по команде ведущего.

486. Выполнив третий разворот, ведущий должен подать команду ведомому выпустить закрылки на 25° и через 2-3 с самому выпустить закрылки и перевести самолет на снижение.

487. При полете с левым кругом ведомый должен выполнять четвертый разворот с принижением 2-3 м, а при правом круге - с принижением 5-7 м.

После четвертого разворота ведомому планировать с принижением 2-3 м, сохраняя свое место в строю плавным изменением числа оборотов двигателя и незначительными движениями педалей. По команде ведущего выпустить закрылки в посадочное положение.

488. На планировании после четвертого разворота ведущему обращать внимание на выдерживание заданного направления и на точность расчета, чтобы пара произвела посадку в полосе приземления.

489. Ведомый, убедившись, что расчет точен, с высоты 30 м должен перевести взгляд на землю, имея в поле зрения ведущего, и выполнять выравнивание, приземление и пробег.

Если на планировании ведомый не уверен в благополучном приземлении или его самолет обогнал самолет ведущего, он должен, сохраняя угол планирования, плавно вывести двигатель на взлетный режим и уйти на второй круг.

490. После приземления ведомому перевести взгляд на самолет ведущего и, имея в поле зрения ВПП, выдерживать по ведущему направление на пробеге.

491. Характерные ошибки при посадке в паре:

- на четвертом развороте ведомый находится выше самолета ведущего - после вывода из разворота на планировании сокращается дистанция, возможен обгон ведущего;

- ведущий планирует после четвертого разворота на малых оборотах - ведомому затруднено выдерживание дистанции, возможен обгон ведущего при планировании;

- перед выравниванием ведомый самолет находится выше ведущего - приземляется первым ведущий, возможен обгон ведущего на пробеге.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..