Самолёт Л-39. Лётная эксплуатация (руководство) - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     Самолёт Л-39. Лётная эксплуатация (руководство) - 1988 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

 

Самолёт Л-39. Лётная эксплуатация (руководство) - часть 7

 

Глава III
ПОЛЕТЫ В СЛОЖНЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ


380. Полеты в сложных метеорологических условиях (СМУ) производятся на аэродромах, оборудованных посадочными системами (ОСП) или ПРМГ.

381. Заход и расчет на посадку по приборам с применением посадочных систем могут выполняться с прямой (основной метод), двумя разворотами на 180° и по большой коробочке.

382. Заход и расчет на посадку двумя разворотами на 180° или по большой коробочке применяются при невозможности произвести заход на посадку с прямой, а также с целью тренировки.

383. Подготовка к полету, руление и взлет в СМУ выполняются так же, как и в простых метеорологических условиях, но с учетом особенностей, указанных в ст. 385 и 386 настоящего Руководства.

384. Безопасность полетов в СМУ, точность захода и расчета на посадку по приборам с применением систем ОСП обеспечиваются:

- знанием правил эксплуатации пилотажно-навигационных приборов и радиотехнического оборудования самолета;

- надежностью работы самолетного оборудования и наземных средств посадочных систем;

- точностью выдерживания режима полета на всех этапах захода и расчета на посадку;

- правильной и своевременной оценкой метеорологических условий полета в районе аэродрома;

- систематической тренировкой летчиков в полетах в СМУ или под шторкой.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Выполнение преднамеренных полетов в условиях обледенения запрещается.



ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТУ

 

385. При подготовке к полету в СМУ особое внимание необходимо обратить на проверку работоспособности следующих пилотажно-навигационных приборов:

- авиагоризонта АГД-1, питание которого должно быть включено с помощью АЗС АГД-ГМК (на правом основном электрощитке) после запуска двигателя; после включения питания на АГД-1 должна загореться (не более чем на 15 с) лампа, сигнализирующая об арретировании гиродатчика; после окончания цикла арретирова-ния показания АГД-1 по крену и тангажу должны быть близки к нулевым, а сигнальная лампа должна погаснуть; по истечении 2-3 мин после этого цикла указатель АГД-1 должен установиться по крену и тангажу с точностью ±1°;

- компаса ГМК-1АЭ, который после согласования должен показывать правильный курс; закончив согласование компаса, курсозадатчик установить на значение посадочного курса;

- радиокомпаса РКЛ-41, для чего настроить его на частоты дальней и ближней приводных радиостанций и послушать их позывные; после проверки переключатель БД поставить в положение Д, а переключатель рода работы в положение КАВТ;

- навигационной аппаратуры «Искра-К», для чего установить номера каналов «Навигация» и «Посадка» аэродрома взлета, включить АЗС ИСКРА-К;

- радиовысотомера РВ-5.

Кроме того, проверить работу обогрева основного и аварийного ПВД и остекления козырька кабины.

 

386. Перед взлетом убедиться, что авиагоризонт работает правильно, согласовать ГМК-1АЭ и проверить на курсозадатчике правильность установки значения посадочного курса, включить обогрев основного и аварийного ПВД.



ЗАХОД И РАСЧЕТ НА ПОСАДКУ С ПРЯМОЙ



387. Вырулив на ВПП для взлета, проверить показания РКЛ-41 и ГМК-1АЭ (РКЛ-41 должен показывать КУР=180°, ГМК-1АЭ - посадочный курс).

Перед началом разбега включить отсчет времени полета.

388. После взлета убрать шасси, закрылки и на высоте 100-150 м в горизонтальном полете выполнить отвороты вправо и влево на 10-15°с креном 20° и проверить показания АГД-1, ГМК-1 АЭ, указателя поворота и скольжения и РКЛ-41.

Разогнать самолет до скорости 350 км/ч на оборотах двигателя 103% и перевести его в набор высоты.

389. За 200 м до заданной высоты начать выполнение разворота на ДПРМ с креном 20° и набором высоты до заданной; доложить об этом руководителю полетов (РП).

390. Выполнив разворот на ДПРМ (КУР-0°), запросить радиопеленг и сличить его с показанием ГМК-1АЭ («Искра-К»), доложить РП и запросить разрешение выйти на ДПРМ, курс и высоту полета (рис. 26).

Получив от РП разрешение и расчетные данные, осуществить полет на ДПРМ пассивным способом.

 

 

Рис. 26. Схема захода и расчета на посадку с прямой


391. После пролета ДПРМ в тот момент, когда стрелка радиокомпаса перейдет на КУР=160-200°, включить секундомер и довернуть самолет на заданный курс.

392. По истечении расчетного времени полета до точки начала разворота на посадочный курс ввести самолет в разворот с креном 20° на скорости 350 км/ч.

Уточнить выход на посадочный курс изменением крена, который должен быть не более 30°, при этом добиться такого положения, чтобы к концу разворота на посадочный курс стрелки РКЛ-41 и курсозадатчика были параллельны.

393. После выхода на посадочный курс выполнить 30-секундную площадку, на которой уменьшить скорость до 330 км/ч, выпустить шасси, затем установить скорость 280 км/ч и выпустить закрылки на 25°, доложить РП о выпуске шасси и перевести самолет на снижение.

Вертикальная скорость снижения до высоты 1000 м должна быть 10 м/с, с высоты 1000 до 600 м - 5 м/с, а с высоты 600 до 200 м - 2-3 м/с.

394. На высоте 200 м увеличить обороты двигателя, перевести самолет в горизонтальный полет и продолжить полет на этой высоте на скорости 250 км/ч до выхода на ДПРМ.

Высота пролета ДПРМ 200 м.

 

395. Момент прохода ДПРМ определяется по звуковому сигналу и миганию табло МАРКЕР, автоматическому переключению радиокомпаса на БПРС (загорается табло АВТОМАТИЧЕСКОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ БПРС).

396. В момент пролета ДПРМ переключить РКЛ-41 на БПРМ (переключатель ДБ поставить в положение Б), если переключатель рода работы стоял в положении КРУЧ., при необходимости довернуть самолет на БПРМ, уменьшить обороты двигателя, перевести самолет на снижение с вертикальной скоростью 2-3 м/с, выпустить закрылки (полностью (на 44°), доложить по радио о проходе ДПРМ.

Высота пролета БПРМ 60-80 м, скорость 230 км/ч по прибору.

После пролета БПРМ уточнить расчет и выполнить посадку.



ЗАХОД И РАСЧЕТ НА ПОСАДКУ ПО БОЛЬШОЙ КОРОБОЧКЕ


397. Через 2 мин после начала взлета (при уходе на второй круг - через 2 мин после пролета БПРМ) на высоте не менее 150 м выполнить первый разворот на 90° с креном 20° на скорости 350 км/ч в режиме набора высоты и доложить об этом РП (рис. 27).

Набрав заданную высоту, перевести самолет в горизонтальный полет на скорости 350 км/ч.

 

 

 

Рис. 27. Схема захода и расчета на посадку по большой коробочке


По достижении КУР=240°(120°) начать выполнение второго разворота с креном 20° на курс, обратный посадочному, и доложить об этом РП.

При пролете траверза ДПРМ, т.е. при КУР=270° (90°), уменьшить скорость до 330 км/ч и выпустить шасси, затем установить скорость 300 км/ч по прибору и доложить об этом РП.

По достижении КУР=240°(120°) доложить о своем местонахождении РП и выполнить третий разворот на 90°.

При КУР=285° (75°) произвести разворот на посадочный курс в горизонтальной плоскости.

Для самолетов, оборудованных СДУ, выполнение захода на посадку имеет следующие особенности:

- кремальерой ЗК на НПП установить заданный курс ВПП аэродрома посадки;

- установить задатчик сигнализатора опасной высоты радиовысотомера на значение безопасной высоты для данного аэродрома;

- перед выполнением четвертого разворота установить переключатель ПОСАДКА-ПРОБИВАНИЕ-НАВИГАЦИЯ в положение ПОСАДКА;

- после устойчивого захвата курсового радиомаяка включить выключатель СДУ, размещенный на правом пульте передней кабины. На КПП командная стрелка тангажа перемещается из крайнего нижнего положения в нейтральное. Убираются флажки-сигнализаторы «Т» и «К». Выдерживать высоту по командной стрелке КПП;

- убедиться в исправности работы курсового и глиссадного приемников (по закрытию бленкеров на НПП и КПП);

- при пересечении равносигнальной зоны глиссадного маяка (горизонтальная стрелка НПП переходит сверху через нулевое положение вниз) происходит отключение режима «Выдерживание высоты круга» и включение режима «Снижение по глиссаде». Дальнейший полет выполнять по директорным стрелкам КПП.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Использовать СДУ разрешается до высоты 60 м по сигналам наземных радиотехнических средств посадки, соответствующих нормам 1 категории.

При появлении флажков-сигнализаторов на КПП заход на посадку по СДУ прекратить. В дальнейшем использовать планки положения НПП.

398. Выйдя на посадочный курс, на 30-секундной площадке выпустить закрылки на 25° и перевести самолет на снижение с вертикальной скоростью 3-4 м/с.

На высоте 200 м перевести самолет в горизонтальный полет на скорости 250 км/ч и следовать до пролета ДПРМ. Высота пролета ДПРМ 200 м.

399. В момент пролета ДПРМ (если переключатель рода работы РКЛ-41 находился в положении КРУЧ.) переключить радиокомпас в положение Б, при необходимости довернуть самолет на БПРМ, уменьшить обороты двигателя, перевести самолет на снижение с вертикальной скоростью 2-3 м/с, выпустить закрылки полностью, доложить по радио о проходе БПРМ.

Высота пролета БПРМ 60-80 м, скорость 230 км/ч по прибору. После пролета БПРМ уточнить расчет и выполнить посадку.



ЗАХОД И РАСЧЕТ НА ПОСАДКУ ДВУМЯ РАЗВОРОТАМИ НА 180°



400. Через 2 мин после начала взлета (при уходе на второй круг через 2 мин после пролета ДПРМ) на высоте не менее 150 м выполнить разворот на курс, обратный посадочному, с креном 20° на скорости 350 км/ч в режиме набора высоты. Доложить РП о начале выполнения разворота и продолжать набор высоты (рис. 28).

Набрав заданную высоту, перевести самолет в горизонтальный полет на скорости 350 км/ч.

401. При проходе траверза ДПРМ доложить РП о проходе траверза и включить секундомер.

По истечении расчетного времени полета до точки начала разворота при КУР=200° (160°) доложить об этом руководителю полетов и выполнить разворот на посадочный курс с креном 20°.

402. После выхода на посадочный курс через 30 с полета уменьшить скорость до 330 км/ч и выпустить шасси. На скорости 280 км/ч выпустить закрылки на 25°, затем перевести самолет на снижение на скорости 250 км/ч с вертикальной скоростью 2-3 м/с.

На высоте 200 м перевести самолет в горизонтальный полет и на скорости 250 км/ч продолжать полет до прохода ДПРМ.

Высота пролета ДПРМ 200 м.

 

403. В момент пролета ДПРМ переключить РКЛ-41 на БПРМ, если переключатель рода работы находился в положении КРУЧ., при необходимости довернуть самолет на БПРМ, уменьшить обороты двигателя, перевести самолет на снижение с вертикальной скоростью 2-3 м/с, выпустить закрылки полностью, доложить РП о проходе ДПРМ.

Высота пролета БПРМ 60-80 м.

 

 

 

Рис. 28. Схема захода и расчета на посадку двумя разворотами на 180°


После пролета БПРМ уточнить расчет и выполнить посадку.

Примечания: 1. При заходе и расчете на посадку любым способом летчику на прямолинейных участках маршрута учитывать поправку на угол сноса.

2. На аэродромах, оборудованных маяками для аппаратуры «Искра-К», при заходе на посадку перечисленными способами необходимо использовать азимут, дальность и курсоглиссадные планки приборов НПП и ППД-2 для контроля выполнения захода.



ИСПРАВЛЕНИЕ ОТКЛОНЕНИЙ НА ПОСАДОЧНОМ КУРСЕ


404. При выполнении четвертого разворота добиться такого положения, чтобы за 30° до выхода на посадочный курс по НПП точно такая же угловая величина (30°) оставалась и до выхода на КУР=0° по указателю РКЛ-41.

В дальнейшем при правильном развороте стрелка радиокомпаса и шкала ГМК-1АЭ (стрелка курсозадатчика) должны перемещаться с одинаковой скоростью: первая -к нулю, вторая - к посадочному курсу.

В процессе разворота сличать показания курса на НПП и курсовой угол на радиокомпасе и при необходимости вводить соответствующие поправки.

Если стрелка указателя радиокомпаса будет «обгонять» стрелку курсозадатчика, уменьшить крен. При «отставании» стрелки радиокомпаса от стрелки курсозадатчика крен увеличить, но не более чем до 30°.

При отсутствии на посадочном курсе сноса вывод из разворота производить с таким расчетом, чтобы стрелка радиокомпаса остановилась на нулевом положении, а стрелка курсозадатчика - под неподвижным индексом, т.е. на посадочном курсе.

При наличии на посадочном курсе бокового ветра стрелку курсозадатчика держать в стороне от отсчетного индекса НПП на величину угла сноса. Стрелка радиокомпаса при этом будет находиться в стороне от своего нулевого положения, а стрелка курсозадатчика - в стороне от отсчетного индекса (слева при левом сносе и справа -при правом) на величину угла сноса.

405. Во всех случаях, когда в процессе выполнения разворота вывести самолет в створ ВПП не удалось, вывод из разворота производить в направлении на приводную радиостанцию (КУР=0°).

 

 

После этого определить величину отклонения от посадочного курса и, если она будет более 5°, внести соответствующую поправку в целях выхода в створ ВПП.

Выход в створ ВПП в этом случае производить следующим образом. Когда фактический магнитный курс больше посадочного, самолет развернуть вправо, а когда меньше посадочного - влево на такую угловую величину, чтобы отклонение в курсе увеличить в два раза. Новый магнитный курс выдерживать до тех пор, пока стрелка указателя радиокомпаса также не отклонится от нулевого положения на удвоенную ошибку в курсе. После этого выполнить разворот на посадочный курс.

При отсутствии на посадочном курсе сноса стрелка курсозадатчика должна установиться под отсчетным индексом, а стрелка радиокомпаса - на КУР=0°.



ЗАХОД И РАСЧЕТ НА ПОСАДКУ ПО РАДИОПЕЛЕНГАТОРУ



406. В случае отказа РКЛ-41 и аппаратуры «Искра-К», необходимо доложить об этом руководителю полетов (в контрольном полете - инструктору) и выполнять полет по наземному радиопеленгатору и ГМК-1АЭ. Выход на пеленгатор осуществлять по НПП, периодически исправляя курс в соответствии с радиопеленгами, полученными от радиопеленгатора.

Запрос радиопеленга и исправление курса производить через каждые 2-3 мин, а при подходе к радиопеленгатору - через каждые 1 -1,5 мин.

407. Момент пролета радиопеленгатора определяется по изменению очередного радиопеленга на 180° и по докладу с земли «Пролет».

Пройдя пеленгатор, взять расчетный курс, включить секундомер и через 1 -2 мин после отхода от пеленгатора запросить радиопеленг. Получив пеленг, определить величину и знак бокового уклонения. При правом отвороте пеленг должен быть больше посадочного курса на величину расчетного угла отворота. Если пеленг меньше этой величины, необходимо увеличить угол отворота до выхода на линию заданного радиопеленга, если больше - уменьшить. Момент выхода в расчетную точку начала разворота на посадочный курс определить по времени и контрольным запросам радиопеленга.

В процессе разворота на курсе, перпендикулярном посадочному, запросить пеленг, который должен отличаться от посадочного курса на величину, равную примерно половине расчетного угла отворота. При необходимости изменением крена уточнить заход.

408. Снижение выполнять на режиме, установленном для захода на посадку с прямой. При снижении через каждые 0,5-1 мин запрашивать пеленг.

409. При уклонении самолета от посадочного курса ошибку исправлять следующим образом:

а) если пеленг больше посадочного курса, увеличить курс на величину двойной ошибки, через 15-20 с полета с этим курсом снова запросить пеленг. Как только радиопеленг будет отличатся от посадочного курса на 2-3°, развернуть самолет на посадочный курс с учетом угла сноса;

б) если пеленг меньше посадочного курса, уменьшить курс на величину двойной ошибки и далее действовать, как указано в п. «а» настоящей статьи. При доворотах самолета во время исправления ошибки не допускать крена более 20°.

410. На высоте 200 м перевести самолет в горизонтальный полет и уточнить направление захода.

После пролета радиопеленгатора уточнить расчет и произвести посадку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..