162
ности столкновения.
Наиболее распространенными ошибками судоводителей при плавании в узкостях
являются: выход на левую сторону канала или фарватера; отворот влево при следовании
по оси фарватера, а также при встрече с судном, идущим прямо или почти прямо на-
встречу; изменение курса для выхода на правую сторону канала или фарватера в непо-
средственной близости от встречного судна; превышение скорости и непосредственно
связанное с ним позднее обнаружение другого судна на относительно малых дистанци-
ях, запаздывание с принятием действий по расхождению, выбором необходимого ма-
невра. Нередки случаи, когда судно, с которым происходит столкновение, обнаружи-
вается заблаговременно, но маневр производится в непосредственной близости в самый
последний момент.
Оценка ситуации
Предупреждение чрезмерного сближения - ключ к предотвращению столкновений
в открытом море, и именно это - основная цель МППСС-72. В стесненных водах ситуа-
ции чрезмерного сближения часто неизбежны, однако допущение такого сближения
требует точной оценки обстоятельства расхождения и связанных с ним опасностей
(рис. 35).
Обеспечение безопасного плавания в стесненных водах, особенно при ограничен-
ной видимости, возможно лишь при квалифицированном и разумном сочетании глазо-
мерной оценки ситуации и автоматической радиолокационной прокладки. Роль глазо-
мерной оценки ситуации сводится к глазомерному контролю положения всех целей и
собственного судна относительно установленных путей и навигационных опасностей,
оценке с доступной точностью курсов, скоростей и ракурсов целей, отбору опасных це-
лей, контролю за развитием ситуации (с выделением целей, по отношению к которым
ситуация будет ухудшаться), а также контролю за эффективностью предпринятого ма-
невра. Автоматическая радиолокационная прокладка дополняет глазомерную оценку си-
туации объективными фактическими данными и облегчает ее представлением векторной
и цифровой информации.
Особую роль при плавании в стесненных водах приобретает прогнозирование ха-
рактера действий встречного судна. Так, при плавании в узкостях судоводитель обосно-
ванно предполагает, что все суда выполняют требования правила 9 (а при плавании по
СРД правила 10) МППСС-72, однако все предположения обязательно проверяются с ис-
пользованием РЛС и САРП, с тем чтобы быть готовым к неблагоприятному маневру це-
ли.
При оценке обстоятельств встречи важно с самого начала установить, придержива-
ется ли встречное судно рекомендованного курса (установленного фарватера, СРД) и
находится ли оно при этом в своей полосе движения. При правостороннем движении в
районах, где плавание регламентировано правилами 9 и 10 МППСС-72, уменьшение пе-
ленга позволяет предположить утвердительный ответ на эти вопросы. Напротив, если
каждый из измеренных пеленгов больше предыдущего, то одно из судов (либо собст-
венное, либо цель) находится на левой стороне, что резко повышает степень опасности.
Существенное ограничение данного критерия - условие постоянства курсов, при частой
смене курсов (и собственного судна, и цели) опасность может вдруг возникнуть даже
при наблюдавшемся ранее заметном изменении пеленга. Таким образом, характер изме-
нения пеленга не является таким надежным и заблаговременным показателем степени