ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ВЛАДЕЛЬЦУ АВТОМОБИЛЯ (ЮРИЙ ГОРНУШКИН) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ВЛАДЕЛЬЦУ АВТОМОБИЛЯ (ЮРИЙ ГОРНУШКИН) - 1984 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ВЛАДЕЛЬЦУ АВТОМОБИЛЯ (ЮРИЙ ГОРНУШКИН) - часть 3

 

 

отвод тепла от радиатора двигателя обеспечивается встречным потоком воздуха.
Поэтому при наступлении устойчивой холодной погоды целесообразно снять вентилят. рБез вентилятора
ускоряется прогрев двигателя после п
, скуаменьшается шум и повышается топливная экономичность
двигателя, так как не затрачивается энергия на вращение вентилято. рСнижение путевого расхода топлива
достигает 3...5 %, что соответствует приблизительно 0,3...0,5 л на 100 км пути.
У «Жигулей» вентилятор крепится тремя болтам,иа у «Москвича» и «Волги» — четырьмя. Этими же
болтами удерживается и шкив приводного ремня водяного нас
, апоэтому после снятия вентилятора болты
следует поставить на место, предварительно надев на них шайбы, такой же толщины, как ступица вентилятора.
КУЗОВ И ШАССИ
Защита агрегатов от пыл.иПыль, попадая в агрегаты автомобил,янарушает их работу и приводит
к
ускоренному износу. Предохранить узлы и агрегаты от попадания пыли можно следующими способами.
На горловины питательных бачков гидроприводов тормозов и сцепления наденьте прозрачные мешочки из
пленки (рис. 38) и стяните их вокруг горловины шпагатом или резиновым коль,оомтрезанным от старой
велосипедной камеры. Теперь гидроприводы надежно защищены от пы,ла за уровнем жидкости можно
следить, не снимая мешочков. У автомобилей ВАЗ оба эти гидропривода уже герметизированы специальными
сильфонами. Однако и в этом случае целесообразно использовать мешочки: пробки и горловины бачков будут
всегда чистыми и можно не бояться случайно занести грязь в систем
В результате действия системы вентиляции картера внутрь двигателя может засасываться пыль через
отверстие для маслоизмерительного стержня. У современных автомобилей это отверстие хорошо уплотнен
, а
у машин старых моделей эффективных мер на этот счет заводами не предусмотр.еЭото отверстие следует
уплотнить, подобрав подходящий кусок резинового шланга или резиновый колпачок.
При езде по особо пыльным дорогам имеет смысл защитить от пыли и распределитель зажигания, для чего
нужно обернуть его куском плотной ткани и обвязать шнуром, предварительно собрав все провода в один жгу
Вместо ткани не следует применять пленку, так как внутри распределителя зажигания в этом случае может кон-
денсироваться влага, что приведет к отказу системы зажигания.
Уплотнение осей поводков стеклоочистителя. Иногда дождевая вода попадает в салон по осям поводков
стеклоочистителя, а подтяжкой гаек не удается устранить это явле
.
В этом случае выточите из упругой
пластмассы (полиэтилен, винипласт) два стаканчика 2 примерно такой формы, как показано на рис. 39, и туго
наденьте их на оси3 поводков. Стаканчики перекроют зазор между осями и гайками1, не давая возможности
попадать туда дождевым струям.
Защита лобового стекла от загрязнен. иЕсли вам приходится часто ездить по грязным дорогам,
поставьте дополнительные резиновые фартуки перед передними коле:аменьше будет забрызгиваться
лобовое стекло. Эта мера особенно важна д«Жигулей», которые имеют склонность к загрязнению
собственного стекла.
Улучшение пылезащиты салона. Исследованиями, проведенными научными организациями, установлено,
что при движении легкового автомобиля в салоне из-за недостаточной герметичности кузова устанавливается
направленный круговорот воздуха, в который оказывается вовлеченным и багажник в связи с неплотностями
перегородки, отделяющей его от салона. В этом случае с потоком воздуха из багажника в салон проникают
пыль и запах. Если герметизировать упомянутую перегородк, уто из багажника в салон будет попадать
значительно меньше пыли.
Рис. 38. Защита гидросистемы от пыли:
1 — бачок гидросистемы; 2 — обвязка; 3 —
мешочек из пленки
Рис. 39. Уплотнение осей поводков
стеклоочистителя:
1 — гайка; 2 — пластмассовый стакан-
чик; 3 — ось поводка
Герметизацию осуществляют следующим образо
. Снимают спинку заднего сиденья и всю перегородку
оклеивают листом поливинилхлоридной пленки, используя клей № 88Н, в крайнем случае — бустилат, БФ-2
или густую нитрокраску. После чего спинку сиденья ставят на место.
Коврики и поддоны для по. лУ легковых автомобилей пол покрыт рифлеными резиновыми
или
ворсистыми синтетическими коврикам.и И те и другие с большим трудом поддаются очистке от,
грязи
попадающей туда с ног пассажиров и водителя.
Советуем вам сделать коврики из мягкого линолеума подходящей расцветки и положить поверх имеющихся
в автомобиле. Для очистки таких ковриков достаточно протереть их влажной тряпкой.
Для автомобилей ВАЗ в продаже бывают специальные резиновые или пластмассовые поддо.нКомплект
включает в себя четыре поддо
, акоторые укладываются на пол перед каждым сидень.еПоддоны имеют
хороший внешний вид, без труда вынимаются и устанавливаются на место, легко очищаются от грязи.
Окраска деталей стеклоочистител. яВ ясную погоду сверкающие на солнце поводки и щетки
стеклоочистителя утомляют зрени.еЕсли их окрасить в черный матовый
,цтот блики исчезн
.тДля
указанной цели можно воспользоваться черной масляной кра,сквой которую для получения матовости
добавить около 10 % скипидара. Так как черная краска редко бывает в прода, жтео приводим рецепт для
самостоятельного ее приготовления. Для этого потребуются клеи БФ-6, БФ-2 и баночка черной плакатной
гуаши. Гуашь — это водорастворимая краск, которая имеется в магазина,хторгующих канцелярскими и
художественными товарами.
Гуашь размазывают слоем толщиной около 1 мм на куске стекла и ставят для просушки в теплое место, на-
пример на батарею центрального отопления. После полного высыхания оставшийся на стекле черный пигмент
соскабливают и перетирают (лучше всего в фарфоровой ступке) с клеевой смесью, составленной из двух частей
клея БФ-2 и одной части БФ-6. Полученная краска должна иметь консистенцию жидкой сметаны.
Детали, подлежащие окраске, слегка протирают мелкой наждачной бумаг
, чтобы создать шероховатую
поверхность, затем очень тщательно обезжиривают ацетоном или бенз«
лоша». После этого
окрашивают в два слоя с промежуточной сушко.йСушка каждого слоя при комнатной температуре занимает
около суток.
После просушки второго слоя окрашенные узлы помещают в кухонную духовку(предварительно удалив ре-
зиновые детали) и выдерживают при температуре 100... 120°С около двух часов.
Дополнительная защита шаровых шарниров рулевых тя. Шаровые шарниры способны долго служить
лишь в том случае, если в них не попадают вода и грязь. Уплотнение шарниров можно улучшить и тем самым
увеличить их долговечност, если на каждый шаровой пале
(предварительно вынув его из гнезд)аповерх
имеющегося заводского резинового уплотнителя2 (рис. 40) надеть шайбу 3, вырезанную из мягкой губчатой
резины или поролона толщиной 10...15 мм.
Более простой, но эффективный способ защиты шаровых шарниров состоит в том, что их обвертывают в 2...
3 слоя поливинилхлоридной пленкой. Концы пленки закрепляют изоляционной лентой.
Предохранение молдингов от коррозии. Молдинги и другие хромированные детали(бамперы, передняя
облицовка кузова) со временем начинают ржаветь изнут
. иЧтобы предупредить коррозию, густо смажьте
названные детали с внутренней стороны пластичной смазкой
-2
4 лили консервирующим препаратом
«Мовиль», который продается в хозяйственных магазинах.
Вместо Литол-24 нельзя употреблять солид
,лтак как последний легкоплав. оПод воздействием
солнечных лучей он будет плавиться и вытекать, загрязняя кузов автомобиля.
Усовершенствование дверного замка. Затруднить доступ посторонних в салон автомобиля можно путем
несложной доработки.
Рис. 40. Улучшение грязезащи-ты шаровых
шарниров рулевых тяг:
1
— корпус шарнир;а 2
— заводской
резиновый уплотнитель;
3 — дополнительная шайба; 4 — тяга; 5 —
гайка
Рис
41. Повышение секретности дверного
замка: а — цилиндровый механизм замка; б —
ключ; 1 — дополнительный штифт; 2 — прорезь
для штифта в ключе доработки дверного замка
и
В цилиндровый механизм замка(рис. 41, а) устанавливается поперечный штифт1 диаметром 1...2 мм,
который дает возможность вставить ключ до упора только в том случае, если в нем имеется специальная
прорезь 2 (рис. 41, б). Варьируя местом расположения штифта и его диаметром, такой замок можно сделать
достаточно индивидуальным. Точно так же можно усовершенствовать замки багажника и включател-я за
жигания.
Технологически такая модернизация замка делается следующим образ.мВыньте из замка цилиндровый
механизм, вставьте в него ключ и в избранном месте просверлите отверстие сквозь механизм вместе с ключо.
Затем, вынув ключ, с помощью ножовочного полотна и надфиля пропилите его конец так, чтобы из отверстия
получилась прорезь, а в отверстие цилиндрового механизма вставьте стерженек подходящего диаметра(можно
использовать гвоздь или обломок сверла) и слегка расклепайте его концы.
Электромагнитный замок багажник.а В магазинах можно приобрести электромагнитный замок
для
багажника автомобиля ВАЗ. Этот замок устанавливается на место«штатного» замка. Замок автоматически
запирается при закрывании крышки багажни
, а чтобы открыть ег
, следует нажать электрическую кнопк
,
которая может быть установлена в любом секретном месте салона автомоби.лКнопка соединяется с замком
одножильным проводом.
Замок очень удобен в эксплуатации, так как для его запирания и отпирания не требуется ключа.
Дефлекторы для воздухозаборнико. У автомобилей ВАЗ в воздухозаборники системы вентиляции и
отопления свободно попадает сн,гкоторый при длительной стоянке автомобиля намерзает ,танмарушая
работу .системы отопления. Для устранения этого явления рекомендуем приобрести пластмассовые щи-ки
дефлекторы, устанавливаемые на воздухозаборные решет. кЩитки не позволяют попадать в систему
вентиляции и отопления атмосферным осадкам и одновременно несколько усиливают интенсивность потока
благодаря использованию скоростного напора воздуха.
Усовершенствование системы отопления автомобилей«Москвич-412» и «2140». Отопитель названных
автомобилей в морозную погоду довольно часто плохо справляется со своими обяза—нонтеями
обеспечивает в салоне необходимой темпера
Установлено, что главной причиной недостаточной
эффективности отопителя является возникновение воздушных и паровых пробок в радиаторе отопителя.
Надежным способом, исключающим возникновение проб
, является изменение направления движения
охлаждающей жидкости в радиаторе отопител
, для чего следует поменять местами подводящий и отводящий
шланги. После такой перестановки шлангов поток жидкости в радиаторе отопителя будет идти не сверху вни,з
а снизу вверх, унося с собою паровые и воздушные пузырьки. При этом эффективность работы отопителя
заметно улучшается. Названные шланги отличаются друг от друга по длине, поэтому при перестановке один из
них потребуется нарастить или заменить целиком на более
. лНнанд
ой сказат, что автомобил
,
выпускаемые АЗЛК, с 1981 г. имеют отопитель с измененным направлением потока жидкости.
Оборудование места водителя. Управление автомобилем, как и любая работа, требует координированных
движений человек, напряжения определенных групп м
. цЕсли водитель располагается на сиденьи
недостаточно удобн
, он быстро уста
. Конструкторы автомобилей стремятся сделать сиденья как можно
более удобными, однако, назначая их размер, они вынуждены ориентироваться на пропорции среднего
человека. Чтобы автомобилем могли управлять люди различного роста и телосложен,исиденья снабжаются
механизмами передвижения в продольном направлении и наклона спин.кРегулировать положение сиденья
рекомендуется в следующем порядке.
Прежде всего следует отодвинуть его возможно дальше от рулевого ко,ен
о так, чтобы можно было
свободно доставать педали и уверенно действовать ими. При нажатии до отказа на педали сцепления и тормоза
ноги должны оставаться чуть согнуты.мЗатем нужно отрегулировать наклон спинки сиденья с таким
расчетом, чтобы рука при контакте с рулевым колесом в самой удаленной точке оставалось немного согнутой и
при вращении рулевого колеса не приходилось наклоняться вперед.
Далее, застегнув и отрегулировав ремни безопасности(они должны плотно прилегать к поверхности те
допустима лишь такая их слабина, чтобы между грудью и ремнем входила ладонь), следует проверить
возможность управления стеклоочистителем, смывателем стекла и другими приборам,ирасположенными на
приборном щит,е Если
это
окажется затруднител
надо немного подвинуть сиденье в. перед
Окончательную доводку сиденья делают, руководствуясь ощущениями во время пробной поездки.
Не всегда удается добиться правильной и удобной посадки только путем продольного перемещения сиденья
и наклона его спинк.иВ этом случае могут помочь специально изготовленные подкладки и подушки из
эластичного материала.
Подушки обязательно должны быть пришиты к сиденью или помещены под общий матерчатый .
чехол
Пользоваться незакрепленными подкладками нельзя, так как постоянное удерживание их вызывает утомление
мышц ног и спины и, кроме того, при этом отвлекается внимание водителя.
Желательно за счет подкладок придать сиденью чашеобразную форму, как, например, у автомобилей ВАЗ-
2103 и «Москвич-2140». Такое сиденье удерживает водителя от боковых перемещений и позволяет ему более
уверенно и четко управлять автомобилем на поворотах и неровностях дороги.
Водители небольшого роста, естественно, стремятся сидеть повыше. Им можно рекомендовать приподнять
на 2...5 см все сиденье, подложив под его салазки деревянные бруски и соответственно заменив крепежные
винты, или же положить на сиденье подушку, сшитую из нескольких слоев войлока.
Сиденье желательно покрыть чехлом из воздухопроницаемого, не особенно гладкого, но и не излишне
шероховатого материала. При гладкой обивке водитель устает из-за необходимости постоянно удерживаться от
скольжения по сиденью; при слишком шероховатой (например, плюшевой или вельветовой) трудно и неудобно
усаживаться и выходить из машин,а в движении устают мышцы ягодиц и спи.
Практически для чехла
подходят разного рода обивочные и драпировочные тк
(лучше не синтетически)е. Очень практичный
материал для чехла— натуральный короткошерстный мех. Искусственный мех применять не рекомендуетс,
так как он легко воспламеняется и, следовательно, увеличивает опасность пожара при дорожно-транспортных
происшествиях. Следует предостеречь от использования свободно лежащих меховых ковриков и подкла:ок
они, как и подушки, обязательно должны быть надежно закреплены на сиденье.
В магазинах, торгующих автомобильными принадлежностями, можно приобрести специальные накладки
для подушки и спинки сидень,явыполненные в виде решетки или плетенки из пластмас.ыТакие накладки
особенно приятны в летнее время, так как пропускают воздух между телом и сиденьем.
Чтобы рулевое колесо не скользило в рука,его можно обшить кожей или надеть на него чехо.лДля чехла
не подходят мех или ткань с длинным ворсом, так как ворс быстро сбивается в комья. Чехол должен быть
обязательно темного цвета, иначе его отражение в лобовом стекле будет ухудшать видимость дороги.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ И ПРИБОРЫ
Выключатель аккумуляторной батареи. Покидая автомобиль на стоянке, крайне желательно отсоединить
аккумуляторную батарею от бортовой сети. Эта мера не позволит ей разрядиться через какой-либо случайно
оставленный включенным прибор , ичто самое главно,епредотвратит пожар при возможном коротком
замыкании.
Автомобили серийного производства не имеют устройств для отключения батаре,поэтому владельцы вы-
нуждены сами конструировать приспособления для этой цели.
Выключатель должен надежно пропускать через себя ток силой в несколько сот ампер и иметь малое
сопротивление, иначе это отрицательно скажется на работе старте.рПо этой причине нельзя использовать
обыкновенные сетевые включатели, тумблеры и т. п.
Лучше всего применить специальные выключатели
318 или РАД-1, имеющиеся в продаж. При их
отсутствии хороший выключатель можно сделать самостоятельно.
На ри
42, а приведен чертеж очень удобного и отлично работающего выключат,елряассчитанного на
самостоятельное изготовление, а на ри
,
42, б даны чертежи его детале. Корпус 3 выключателя на резьбе
соединен с текстолитовой промежуточной втулк
7, в которую, в свою очеред,ь ввинчен неподвижный
контакт 8. В резьбовом отверстии корпуса установлен подвижной контак т1 с круглой головкой, имеющей по
окружности накатку. Наконечник 4 «массового» провода, идущего от аккумуляторной батареи, подсоединен к
неподвижному контакту при помощи гайки 5.
Ввернув контакт 1 до упора, мы замкнем цеп. Чтобы отключить аккумуляторную батаре
, достаточно
повернуть головку подвижного контакта против часовой стрелки приблизительно на 1 оборот
Собирая выключате
, для
большей надежности резьбовые соединения смажьте кле-2 илБиФ
эпоксидным.
Выключатель устанавливается на нижней отбортовке2 приборного щитка автомобиля та, чтобы наружу
(вниз) выступала только головка контакта 1. Предварительно в отбортовке нужно сделать три отверсти: одно
диаметром 14 мм для прохода контакта1 и два диаметром5,5 мм для крепежных болт
. вКроме тог
,
отбортовку приборного щитка следует тщательно зачисти
, чтобы между нею и корпусом выключателя был
надежный электрический контакт.
Для соединения выключателя с аккумуляторной батареей необходим гибкий изолированный
провод
сечением 16...25 мм2. В проводе меньшего сечения будет заметно падать напряжение при включении стартер,а
что затруднит пуск двигателя, особенно в холодное время года.
Рис. 42. Выключатель аккумуляторной батареи:
а — выключатель в сбо
; б
— детали выключателя; 1 — подвижный кон-гямт (латунь): 2 —
отбортовка приборного щитка; 3 — корпус выключателя (сталь); 1 — наконечник провода; 5 — гайка, б
— шайба; 7 — промежуточная втулка (текстолит); 8 — неподвижный контакт (латунь); 9 — крепежный
болт М5 (2 шт.)
Выключатель аккумуляторной батареи может неплохо выполнять и функцию противоугонного устройст,а
если его установить в укромном месте машины. Однако в темное время суток затруднительно воспользоваться
этим его положительным качеством, так как отключив аккумуляторную батарею, мы погасим габаритные огни.
Чтобы восполнить этот недостат,кпараллельно контактам выключателя подсоедините обычный плавкий
предохранитель на 2 ампера (рис. 43). Его можно установить в любом месте автомобиля и соединить с
выключателем двумя проводами сечением 0,75... 1 мм2.
Теперь, если вы разомкнете контакты выключателя, цепь останется замкнутой через предохранитель и габ
-
ритные огни, потребляющие ток силой около1,5 А, будут гореть. Однако при попытке включить зажигани,
стартер или хотя бы фары предохранитель, не рассчитанный на такую нагрузку, моментально перегорит и цепь
обесточится.
Рис.
43.
Схема
выключателя
-кку
муляторной батареи с предохранителем:
1 — предохранитель; 2 — выключатель; 3
— аккумуляторная батарея
То же самое произойд,тесли в бортовой сети автомобиля возникает короткое замыкание или другая
подобная неисправность.
Крышка для аккумуляторной батареи. Если батарея вашего автомобиля не имеет пластмассовой съемной
крышки, советуем такую крышку купить или изготовить из пластика или хотя бы из листа резины.
При наличии крышки батарея меньше загрязняется, капот машины защищен от воздействия Паров и брызг
кислоты, исключается возможность короткого замыкания от случайно положенного или упавшего на
аккумуляторную батарею инструмент.аНаконец, при аварии крышка уменьшает вероятность короткого
замыкания клемм батареи, а следовательно, и пожара.
Электронный регулятор напряжен.ияПромышленностью выпускается и поступает в продажу
автомобильный электронный регулятор напряжения РН-3.
Регулятор не имеет движущихся ча
не требует никакого обслуживан,ияобеспечивает высокую
точность регулирования. При использовании регулятора напряжение в бортовой сети автомобиля практически
не зависит от частоты вращения двигате,лчисла включенных потребителей электроэнерги,итемпературы
окружающей среды. Благодаря этому увеличивается срок службы аккумуляторной бата
,
ламп и других
приобров электрооборудования. Срок службы самого регулятора практически неограничен.
Регулятор РН-3 предназначен в основном для автомобилей
«Москвич», но с успехом может быть
использован на всех легковых автомобиля,хоборудованных генератором переменного ток. На автомобилях
«Москвич-412» и «2140» такой регулятор устанавливается вместо «штатного» регулятора напряжения РР-362А
без каких-либо подгонок и переде
. оПри установке в автомобили«Жигули» и «Запорожец» придется
заменить
контактные
наконечники
на
, о
отаохрыми
регулятор
подключается
в
систему
электрооборудования.
Повышение надежности включателя зажиган
. яХарактерная неисправность включателя зажигания
автомобилей Волжского автозавода и «Москвичей-2140» — подгорание контактов, включающих тяговое реле
стартера. Объясняется это тем, что названные автомобили не имеют дополнительного реле стартер, апоэтому
контакты включателя зажигания коммутируют большой силы ток при индуктивном характере нагру.
При
этой неисправности перестает включаться стартер.
Можно уменьшить вероятность возникновения этого дефекта, если между упомянутыми контактами (то есть
между клеммой 50 включателя зажигания и массой автомоби
) включить полупроводниковый диод Д (рис.
44). Диод шунтирует экстратоки размыкания и этим сводит к минимуму их вредное
. еМ
ожно
использовать диоды типов 242...Д248 с любыми буквенными индексами или другие с аналогичными
характеристиками.
Блокировка включения стартер.а Двигатели современных легковых автомобилей почти бесш
ны
Поэтому иногда невнимательный водитель пытается пустить работающий при низкой частоте вращения
двигатель, полагая, что он заглох. В этом случае возможны повреждения приводного механизма стартера.
Предлагаемые ниже усовершенствования исключают возможность включения стартера при работающем
двигателе.
Для автомобилей ВАЗ усовершенствованная схема цепи питания стартера изображена на р.
45. В схему
вводится дополнительное реле2, в качестве которого используется реле Р527 (включения фар автомобиля
ВАЗ-2103) или реле стартера РС507Б от автомобиля ГАЗ-24.
Если при неработающем двигателе включить зажи,гатое через нормально замкнутые контакты
«штатного» реле 5 (включения контрольной лампы генератор)а питание поступит на обмотку рел2. Оно
сработает, контакты его замкнутся и обеспечат возможность включения стартера при дальнейшем повороте
ключа зажигания.
В момент включения стартера реле2 благодаря наличию полупроводникового диодаД1 самоблокируется,
его контакты останутся замкнутыми до тех пор, пока не будет отпущен ключ зажигания, несмотря на то что
контакты реле 5 могут разомкнуться раньше, при первых вспышках в двигателе. Это обстоятельство позвсляет
«сопровождать» двигатель стартеро
, что
бывает необходимо в холодную погоду или вообще при
затрудненном пуске.
Рис. 44. Подключение диода к включателю зажигания:
1 — включатель зажигани
;
2 — тяговое реле стаотер;Д — диод; 50 — клемма включателя
зажигания
Рис. 45. Схема блокировки включения стартера для автомобилей ВАЗ:
1 — провод к клемме 50 стартера (красный); 2 — дополнительное реле; 3 — провод к клемме50
включателя зажигания (красный); 4 — провод к контрольной лампе генератор( черный);
5
«штатное» реле включения контрольной лампы; б — провод к блоку предохранителей (оранжевый); 7 —
провод к генератору (желтый); Д1, Д2 — Диоды
Диод Д2 уменьшает подгорание контактов включателя зажигания.
Рис. 46. Схема блокировки включения стартера для автомобилей «Москвич-412» и «2140»:
1 — аккумуляторная батарея; 2 — стартер; 3 — тяговое реле стартер
;
4 — дополнительное реле
стартера;
5
— включатель зажигани; 6 — контрольная ламп; 7 — реле блокировк
;
3
дополнительные выводы от обмоток генерато;а9 — генератор; 10 — фазные обмотки статора
нератора; 11 — выпрямительный блок генератора; ЛК., PC, M — клеммы реле блокировки; 15, 50 —
клеммы включателя зажигания
В схеме можно использовать диод
24
...Д248 с любыми буквенными индексами или другие с
аналогичными характеристиками.
Для автомобилей «Москвич-412» и «2140», оснащенных генератором Г250 с выпрямительным блоком ВБГ-
1, целесообразно применить схем
, показанную на ри
46. Эта схема сложнее предыдуще, зато позволяет
сразу: во-первых, обеспечить блокировку включения стартера при работающем дв
в о
вторых,
благодаря наличию дополнительного реле разгрузить контакты включателя з,а
пр
ляющие
включением стартера (эти контакты являются слабым местом включателя зажигания и довольно часто выходят
из строя из-за подгорания); в-третьих, обеспечить введение в схему лампы контроля работы генератора.
Для реализации схемы требуется приобрести дополнительное реле стартера4 от автомобиля ГАЗ-24 (типа
РС507), реле блокировки 7 от автомобиля «Запорожец» (типа РБ-1) и контрольную лампу6 автомобильного
типа с красным стекло.мКонтрольную лампу устанавливают на щитке прибо
,
а дополнительное реле
стартера и реле блокировки — в моторном отсеке автомобиля на стенке колесной ниши или в любом другом
удобном месте.
Перед монтажом схемы необходимо сделать дополнительные выв8д
от концов обмотки статора
генератора. Для этого генератор следует демонтировать с автомобиля и частично разоб,расньяв заднюю
крышку (со стороны контактных колец).
Вид на снятую крышк(изнутри) показан на ри.с 47. Как видно, концы фазных обмоток1, 2 и 3
подсоединены к контактным болтам выпрямительного блока 4 (он встроен в крышку)-и закреплены гайками.
Дополнительные выводы (обозначены х) из хорошо изолированного многожильного гибкого провода
сечением не менее0,75 мм2 подсоединяют к концам 1 и 3 фазных обмоток, закрепляя «штатными» гайками.
Наружу из полости генератора дополнительные выводы пропускаются через вентиляционные щели в крышк
Рис. 47. Задняя крышка генератора (вид изнутри):
1, 2, 3 — концы фазных обмоток статора; 4 — выпрямительный блок; x — дополнительные выводы
Выполняя монтаж схемы (см. рис. 46), учтите, что на ней не показаны «штатные» проводники, соединяющие
клеммы включателя зажигания с другими элементами электрооборудования автомобил, например с катушкой
зажигания. Естественно, что все эти проводники должны оставаться на своих местах.
Проводники, подающие напряжение соответственно от«плюса» на реле 4 и от реле 4 на тяговое реле3,
должны быть сечением не менее 2 мм2, так как по ним проходит ток значительной с.
Все остальные
проводники схемы могут иметь сечение 0,75... 1,0 мм2.
При включенном зажигании и неработающем двигателе контрольная лампа горит, свидетельствуя о том, что
генератор не работает. Реле РБ-1 при этом находится в состояни, обеспечивающем возможность включения
цепи питания реле 4, а следовательно, и стартера при дальнейшем повороте ключа зажигания.
После пуска двигателя генератор возбуждается и начинает давать напряжение, которое поступает на клеммы
реле блокировки и вызывает его срабатывани. В результате гаснет контрольная ламп, что свидетельствует о
нормальной работе генератора.
Загорание контрольной лампы при работающем двигателе сигнализируе„то том, что генератор перестал
давать напряжение. При работающем двигателе стартер включить невозможно.
Установка противотуманных ф
. Противотуманные фары (ПТФ) несколько облегчают движение
в
тумане, в дождь, метель и в других условиях недостаточной видимости.
Правилами
дорожного
движения
разрешается
самостоятельное
оборудование
автом
противотуманными фарами заводского изготовлени.яНа автомобиле должны быть установлены две П,ТФ
применение одной фары не допускается.
ПТФ следует расположить не выше основных фар автомобиля или не выше фар ближнего(длвяета
автомобилей с четырехфарной системой освещ)
Минимальная высота расположения ПТФ тоже
регламентирована Правилами — не менее 250 мм от дорожного покрытия. Кроме того, ПТФ должны быть
расположены симметрично относительно продольной оси автомобиля и не да400 мм от его наружных
габаритных точек по шири.еПравильное расположение противотуманных фар на легковом автомобиле
показано на рис. 48.
Рис. 48. Схема установки противотуманных фар: 1 — противотуманная фара; 2 — основная фара
Схема подсоединения ПТФ к бортовой сети обязательно должна предусматривать их совместное включение
с габаритными огнями и освещением номерного знака
Положительные качества ПТФ определяются особенностями их светораспределен
. Поэтому они должны
быть правильно установлен
. Стоит уменьшить угол наклона фары 1,5...2 градуса (поднять ввер
) по
сравнению с оптимальным положение, мкак исчезнут все ее достоинс.вУстановленная таким образом
противотуманная фара начинает ослеплять встречных водителей и создает перед гладами такую ж«световую
стену», как и обычная фара при включении дальнего света.
Оптимальное положение ПТФ находится с помощью специального экрана. Хорошие результаты дает также
использование простейшего метода регулиров
:инаклоните фару настоль
, чтобы максимальная яркость
светового пятна находилась на поверхности дороги 2в0...25 м от автомобиля. Фары следует регулировать
раздельно, поочередно закрывая каждую из них куском картона или фанеры.
Реле цикличности для стеклоочистител. яЦикличный режим работы стеклоочистите,якогда щетки
совершают только одно движение через кажды5...15 с, заметно облегчает управление автомобилем при
мелком моросящем дожде и изморрси.
В таком режиме может работать стеклоочиститель любого автомобил
, если подключить к нему реле РС514
от автомобилей ВАЗ, Схема включения приведена на рис. 49.
Реле 1 имеет четыре вывода. Желтый провод постоянно подключен к плюсу бортовой сети; красный и синий
соединяются с двухполюсным тумблером2, например типа ТП1-2. Один из контактов тумблера, как показано
на рисунк,е следует проводом 3
соединить с незаземленным контактом концевого выключ
5,еля
обеспечивающего остановку щеток стеклоочистителя в крайнем положе.нБелый провод реле остается
свободным.
В показанном на схеме положении тумблера2 реле 1 не действует, стеклоочиститель работает как обычно,
то есть его можно включить и выключи«штатным» переключателем. При нижнем положении тумблера
стеклоочиститель работает в цикличном режиме. Его «штатный» переключатель при этом обязательно должен
находиться в положении«Выключено», в противном случае возможно повреждение реле из-за перегрева
биметаллической пластины. Конечно, необходимость следить за положением переключателей не является
достоинством данной схемы, однако это искупается ее простото. Реле и двухполюсный тумблер могут быть
установлены в любых удобных местах.
В продаже бывает специальный регулятор цикличности для стеклоочистителя под названиями «Интервал» и
«Пауза». Этот прибор может быть установлен на любой автом
;бионь дает возможность регулировать
продолжительность цикла в пределах от 2 до 15 с.
Линза к указателю спидометра. Многие люди среднего и пожилого возраста отлично видят вда,ьно при
рассматривании предметов на близком расстоянии — 30... 50 см — вынуждены пользоваться очками.
Рис. 49. Схема включения реле стеклоочистителя:
1 — реле РС514; 2 — тумблер двухполюсный; 3 — провод; 4 — стеклоочиститель; 5 — концевой
выключатель стеклоочистителя, обозначения цветов выводов: Ж — желтый; Б — белый, К — красный,
С — синий
Водителям, имеющим такие изменения зрения, для наблюдения за дорогой и управления автомобилем очки
не требуютс
; однако они плохо различают показания близко расположенных при,бозровособенности
счетчика пройденного пути.
Советуем в этом случае подобрать небольшую увеличительную плоско-выпуклую линзу и укрепить ее
прямо на защитном стекле спидометра напротив счетчика пройденного пути(рис 50). Линзу можно приклеить
любым прозрачным клеем: нитроцеллюлозным, эпоксидным, БФ-2. Цифры будут видны в увеличенном р-з
мере.
Рис.
50 Установка
линзы
на
стекло
спидометра: 1 — барабанчик счетчика про-и
денного пути; 2 — защитное стек-ло спидометра;
3 — увеличительная линза
ОБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ ДЛЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОЕЗДОК
Спальные места в автомобиле. Если туристы предполагают отдыхать или спать в машине, следует
побеспокоиться об устройстве удобных спальных мест.
Во многих машинах сиденья раскладываются, образуя спальные места. Однако хорошо отдохнуть на такой
постели трудно — уж очень она неровная, и обычно для ее улучшения приходится использовать разные мягкие
вещи.
Целесообразно сделать из поролона специальный матрац переменного профил(рис. 51), который своими
выступами заполнит все впадины между подушками сидений образуя ровную и удобную пост
. Изготовить
такой матрац проще всего из отдельных кусков листового поролона, укладывая их друг на друга, как показано
на рисунке Между собой слои сшиваются обычными нитками редкими стежками, без натяжения нити.
Где хранить днем в движении мат
,аодеяла и прочие спальные принадлежн
? тАвтотуристам
предложено очень практичное решение этой пробл
. Выньте и оставьте дома спинку заднего сид
.нья
Вместо нее установите и закрепите такую же по форме и размерам спинку из листа фанеры толщиной 6...10 мм
с прикрепленными к ней двумя-четырьмя ремнями с пр,яжн
апмодобие багажны. Все спальные
принадлежности сворачиваются в плоский п,а
притягиваются ремнями к фанерному основанию и
закрываются специально сшитым матерчатым чехлом на пуговицах или завязк. хТаким образом получается
толстая мягкая спинка сид
подобная настояще, а матрацы и одеяла в салоне не занимают
дополнительного места.
Промышленностью выпускается специальная палатка-спальня АП-1 для автотуристов. Она устанавливается
на крышу автомобиля так же, как багажник, и в закрытом виде (в движении) представляет собой плоский пакет
размером приблизительно 100X110X20 см. На стоянке она раскладывает,яобразуя достаточно высокую
(можно свободно сидеть) водонепроницаемую палатку с удобной двухспальной постелью внутр.иВ комплект
палатки входят поролоновый матрац и легкая алюминиевая лесен
. Такая палатка в сочетании со спальными
местами внутри машины обеспечивает удобным ночлегом весь экипаж автомоби.Когда палатка сложена и
находится в транспортном положении, ее можно использовать как багажник и перевозить на ней груз до 30 кг,
Рис. 51. Матрац переменного профил
: а —
укладка матраца на сид:ньбя — схема
изготовления матоаиа
Рис. 52. Вешалка для одежды:
1 — проволочный крючо
;
2 — шарик из
олова; 3 — опускное стекло двери; 4 — скоба из
жести
Проявив немного изобретательности, подобную палатку нетрудно изготовить самостоятельн.оОна может
представлять собой, например, короб из толстой (12...16 мм) фанеры размером 180X100 см с бортами высотой
около 15 см, к которому крепится палатка на складном каркасе из алюминиевых трубок с двускатной крышей.
Палатка устанавливается на стандартный верхний багажник и крепится к нему болтами М8 с помощью четырех
скоб. В сложенном виде палатка закрывается чехлом со стяжной резинкой или шнуром по периметр
При ночлеге в машине окна можно закрывать легкосъемными занавесками из темной ткан.иЭти занавески
удобно крепить к обивке машины обычными галантерейными кнопками большого р.а
К е
занавеске
пришивают те половинки кнопок, которые имеют «хвостик», другие половинки приклеиваются клеем № 88Н к
обивке салона.
Приспособления для размещения вещей в сало
.еДля легких вещей можно сделать багажную сетку
внутри автомобиля, под крышей. Из металлического прутка или трубки диаметром 6 мм согните рамку в форме
прямоугольника шириной 500...600 мм, а длиной на 20...30 мм больше расстояния между стенками салона над
дверными проемами. Концы согнутого в виде рамки прутка соедините любым способ,онапример сваркой.
Натяните на рамку сетку из капронового шнура, электропровода в цветной изоляции или толстых ниток. Теперь
слегка изогните готовую полку выпуклостью вверх и вставьте ее в кузов немного выше дверных проемов.
Никакого дополнительного крепления не требуется. Сетка будет держаться тем крепче, чем больше нагружена.
Раздеваясь в автомобиле, верхнюю одежду можно также вешать на специальные крючки, изготовленные из
полоски жести и- проволоки диаметром 3...4 мм (рис. 52). Способ изготовления ясен из рисунка. Ввиду малой
толщины держателя вешалка не мешает полностью поднимать стекло. Такие вешалки бывают и в поолаже.
Под щитком приборо, со стороны пассажир, можно установить полку из куска фанеры для хранения
разных мелочей.
Одна-две пластмассовые мыльницы на резиновых присос
продаются в хозяйственных магазин),х
прикрепленные к стеклу, превращаются в удобные полочки для мелких вещей.
Довольно часто автотуристам приходится принимать
, инеу выходя из маш
. ыВ этом случае
пригодится небольшой столик из куска ф.нП
ридумано немало разновидностей таких сто
,
ков
предназначенных для установки в разных местах салона — на спинке переднего сиденья, под щитком приборов
и в других местах. На рис. 53 показан столик простейшей конструкции, который без труда можно закрепить на
рулевом колесе любого автомобиля.
Для мягких вещей можно из плотной ткани сшить мешки, по размерам и форме напоминающие небольшую
подушку и имеющие на боковой стороне заст
.
акие мешки могут выполнять функцию
,
а в
необходимых случаях и подушк.иПодобная мягкая тара может быть выполнена и в виде продолговатого
валика, используемого в дороге как подлокотник.
Книги, карты, карандаши и другие подобные мелочи автотуристы обычно кладут в карма
,ыпришитые к
спинкам передних сидений (к чехлам) или к обивке дверей автомобиля.
Рис 53. Туристский столик: а-столик из фанеры толщиной 6...10 мм, б-установка столика на рулевом
колесе
Предметы, находящиеся на полке у заднего стекл,апри движении автомобиля часто сдвигаются со своих
мест и падают из-за тряски и потока воздуха, задуваемого в открытые окна машины. Избавиться от этого
можно, изготовив специальную «папку» по размерам полки(рис.
54).
«Папка», как видно из рисун,ка
представляет собой две скобы из толс(
...5 мм) проволоки, шарнирнотюединенные .между собо
Полученную рамку обшивают со значительной слабиной тонкой тканью или сет.кНебольшие предметы,
положенные в такую папку, надежно удерживаются на месте.
Рис. 54. Папка для мелких вещей: о — в открытом виде; б — в закрытом
Почти все запасные части, принадлежности для технического обслуживания автомобиля и другие мелкие
предметы могут быть спрятаны в «тайники», которых много в любом автомобиле. Это — полости в коробчатых
деталях кузова, пространство между стенкой кузова и кёртонной обшивкой у ног водителя и впереди сидящего
пассажира. Немало места также под подушкой заднего сиде
: ятам могут разместиться коробки с мелкими
запасными частями, домкрат, монтажные лопатки немногое другое, надо только учесть проседание сиденья под
массой пассажиров.
Под передними сиденьями некоторых автомобилей можно поставить небольшие изготовленные из фанеры
ящики, куда уложить мелкие вещи.
Для автомобилей ВАЗ и «Москвич-412» и «2140» в продаже имеются очень удобные«боксы» для мелких
вещей.
Рис. 55. Гнездо для бутылки
Они устанавливаются без каких-либо креплений между передними сиденьями.
Использование подкапотного пространства. В моторном отсеке автомобиля рекомендуется установить
бачок для воды вместимостью 5...8 л. Бачок должен быть из нержавеющего материала (оцинкованное железо,
алюминий, пластмасса), а форма и размеры его выбираются по месту. В бачке следует предусмотреть наливную
горловину с пробко, а к нижней части его присоединить резиновую трубку с краном на
(
ится
медицинский эбонитовый крани
, но в нем немного рассверлить отверст
, которую вывести наружу через
облицовку радиатора. Теперь у вас есть запас теплой воды для хозяйственных потребностей. Пить эту воду не-
рекомендуется.
Где-нибудь снаружи автомобиля, в передней части (например, в полости бампера), закрепите небольшую
металлическую или пластмассовую коробку с куском мыл. Теперь, воспользовавшись водой из подкапотного
бачка, вы всегда сможете при необходимости вымыть руки.
В моторном отсеке можно разместить и некоторые другие принадлежн
.
Целесообразно там держать
пластмассовую одно- или двухлитровую банку с запасом масла для двигателя, бутылки или банки с тормозной
жидкостью и дистиллированной водой для аккумуляторной батар
. Для этих предметов лучше всего сделать
из листового металла или другого материала специальные гнезд,аподобные приведенному на ри
55. Однако
не загромождайте слишком подкапотное пространство: может ухудшиться охлаждение двигателя.
Приспособления для снижения температуры в салоне летом. Автотуристы совершают путешествие чаще
всего летом, когда жара в салоне доставляет неудобства. Для снижения температуры в салоне можно дать
несколько советов.
У заднего стекла автомобиля можно установить специальные жал(и
меются в продаж)е. Жалюзи
изготовлены из тонких металлических пл
.стП
ластины расположены горизонтал
, опоэтому они
предохраняют пассажиров зад-
него сиденья и вещ
, уложенные на полке около стекл
, от нагрева солнечными лучами, не уменьшая в то
же время обзорности для водителя.
Неплохо установить в салоне вентилятор, самодельный или покупной, например типа «Авторалли». В целях
безопасности лопасти самодельного вентилятора должны быть выполнены из мягкого материала(резины) либо
надежно защищены решеткой.
При длительном движении сильно нагревается пол автомобиля с правой стороны от проходящей под ним
выхлопной трубы, что, конечно, приводит к повышению температуры воздуха в салоне. Для устранения этого
явления положите под коврик толстую(15...20 мм) прокладку из теплоизолирующего материал,анапример
войлока или поролона.
Если вы собираетесь путешествовать по особо жарким местам да еще по тяжелым доро,грекомендуем
заменить «Тосол» в системе охлаждения двигателя вод.йВода имеет значительно большие коэффициент
теплопроводности и удельную теплоемкост, чем низкозамерзающие жидкости, и в результате такой замены
охлаждение двигателя существенно улучшится.
Защита от насекомы.х В первой половине лета туристам могут сильно досаждать к. оЧтобы
защититься от них, на стоянке в оконные проемы автомббиля можно вставить фанерные рамки с натянутой на
них сетко
. Рамка фиксируется в проеме поднятием сте. кНао есть более простой способ защиты от
насекомых: на открытую дверь с опущенным стеклом сверху надевают мешок из марли или тюля, доходящий
примерно до середины высоты две
. Затем дверь запирают(тонкая ткань этому не помешае)т — и доступ
насекомым в салон машины будет закрыт.
Холодильник в автомобиле. Для хранения скоропортящихся продуктов можно приобрести выпускаемый
промышленностью холодильник автомобильного тип: ХАТЭ-10, ХАТЭ-12 или ТЭХ-20. Он подключается к
бортовой электрической сети автомобиля. Правда, эти холодильники довольно громоздки.
Багажник на крыше автомобил
. Почти все легковые автомобили имеют вместительные багажни
,ино
все равно места в них для вещей всегда не хватает. Поэтому почти каждый автотурист сооружает
дополнительный багажник на крыше автом.обУлсятанавливается такой багажник(покупной или
самодельный) обычно специальными лапками в водосточные желоба и крепится при помощи скоб и болтов с
гайками.
Для легковых автомобилей гру,з перевозимый на крыш, не должен превышать40...60 кг, в противном
случае возможны повреждения желобов и кузова автом,бпоявление трещин в местах соединения
междверных стоек с крышей.
В багажник на крыше рекомендуется класть громоздкие, но не слишком тяжелые вещи. Они должны быть
хорошо закреплен;ы желательно
закрыть
их
чехлом
из
, б
ожнзаменителя
или
другого
водонепроницаемого материала со стяжным шну
(
езинкой) по периметр.у Простое и удобное
приспособление для закрепления багажа — несколько резиновых жгутов с крючками на концах, соединенные в
центре металлическим кольцом.
Автомобиль с багажником на крыше из-за увеличенного сопротивления движению воздуха расходует
больше топлива. Если багажник пуст, то расход топлива возрастает приблизительно на 3...5 %; если же
багажник заполнен вещам
, в особенности большими по размера
, то расход топлива может увеличиться на
15...20 %.
Устанавливая багажник на крыше автомобил,ясдвиньте его вперед настольк, насколько это допускают
крепления, Благодаря этому вы избавитесь от так называем«избыточной поворачиваемости», присущей
сильно загруженным легковым автомобил.мВ результате повысится устойчивость маши,н
облегчится
управление ею как на закруглениях, так и на прямых участках дороги.
Желательно такж
, чтобы багажник не располагался слишком близко к к
:
между ними должна
свободно проходить рука, иначе неизбежны затруднения при мойке автомобиля.
Любой груз, находящийся в багажнике, должен быть надежно закреплен, так как встречный поток воздуха
уже при скорости 50 км/ч с удивительной легкостью сдувает даже тяжелые предметы, вроде больших
чемоданов.
Ну и последнее. Ни груз, ни увязывающая его веревка не должны касаться крыши автомобиля: кончик
веревки, развевающийся под действием воздушного пото,каспособен за несколько часов движения снять
краску до металла.
Полки в заднем багажник
. В заднем багажнике автомобил
, на перегородке, отделяющей его от салон
,
можно укрепить 1.. 2 узких полки из10-мм фанеры. Размеры полок: длина — по всей ширине багажни
,
ширина — около 100 мм. Полки должны иметь закраины высотой 20... 30 мм.
На таких полках хорошо размещаются небольшие пластмассовые банки с маслами , смазками
дистиллированной водой для доливки аккумуляторной
, тасреитормозной жидкостью и другими
эксплуатационными материалами, а также множество мелких предметов туристского обихода.
ДРУГИЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ
«Антистатик». Автомобиль, изолированный от земли резиновыми шинами, электризуется от трения о его
поверхность частиц воздуха, пылинок, от перемещения пассажиров на сиденьях и по многим другим причинам.
Электризация бывает иногда такой сильно,что человек, выходящий из машины, ощущает удар током в тот
момент, когда касается ногой земл. Не очень опытные автомобилисты даже считаю, тчто виновата в этом
неисправная система электрооборудования
Как полагают медики и биол
, инахождение человека под высоким потенциалом относительно земли
неблагоприятно сказывается на его зд
. оУ
становлено, что длительное пребывание человека в
металлическом кузове, имеющем сильный статический зар,дускоряет появление усталост,и приводит к
рассеиванию внимания, вызывает головную боль.
Для ликвидации статического заряда автомобиля и связанных с ним неприятных явлений служит простое
устройство, называемое
«Антистатик». Это
— полоска специале-ной электропроводящей резины с
металлическим наконэч-ником, который прикрепляют в любом месте к кузову автомобиля с таким расче.
чтобы конец «Антистатика» касался земли. Таким образом заземляют автомобил.ь Электрический заряд по
этому устройству стекает в земл.юКонечно, металлический наконечник должен иметь хороший контакт с
кузовом; в месте его подсоединения кузов следует зачистить.
Магнитные пробки. В продажу поступают магнитные пробки для двигател, якоробки передач и заднего
моста автомобилей. Магнитные пробки вворачиваются в сливные отверстия перечисленных агрегатов вместо
«штатных» пробок. На имеющемся в пробке магните оседают продукты износа
б
а дающие
абразивными свойствами, благодаря чему уменьшается их дальнейший изн.оПри сливе или замене масла
пробку следует очищать.
Активная антенна. Вместо обыкновенной выдвижной антенны для автомобильного радиоприемника
можно использовать так называемую активную антенну АВ-2403 (имеется в продаже).
Рис. 56. Противобуксовочная манжета:
1 — колесо с установленной манжетой; 2 — рабочая часть манжеты; 3 — болты Мб с гайками; 4 —
ремень
Активная антенна имеет плоскую форму и устанавливается внутри автомобил, обычно на полке у заднего
стекла. Таким образом, для установки активной антенны не требуется делать отверстие в кузове автомобиля. По
приемным качествам активная антенна лучше обыкновенной.
Противобуксовочные приспособления. Лриводим описание нескольких промышленного изготовления
и
самодельных приспособлений, позволяющих преодолевать тяжелые участки дороги.
Наиболее простой способ улучшения проходимости автомобиля состоит
, чт
омведущие колеса
обматывают по спирали тонким тросом или веревкой, пропуская ее в отверстия колесного диска.
Противобуксовочная манжета (рис. 56) изготовляется из старой покрышки и закрепляется на шине при
помощи ремня 4 из прочного брезен
, пропущенного через отверстие в диске кол.сНа каждое колесо
рекомендуется устанавливать не одну, а несколько манжет, располагая их равномерно по окружности.
В продаже встречаются противобуксовочные манж
, ыпредназначенные для автомобилей«Москвич».
Рабочая часть их выполнена из металлических цепей.
Громоздкое, но эффективное приспособление показано на ри. с57. Оно состоит из трех грунтозацепов2,
прикрепленных к металлическому кольц4 гайками 3. Такое приспособление имеется в прода
для
автомобиля ЗАЗ-968).
Следующее самодельное приспособление отличается эффективностью и удобством в эксплуатаци.Это, по
сути дела, резиновая «цепь» противоскольжения, изготовленная из старой покрышк.иНа ри
58 показана
«цепь» и отдельно колесо с надетой «цепью».
Рис.
57.
Противобуксовочное
прис-по
собление:
1 — колесо; 2 — грунтозацепы; 3 — гайки; 4
— металлическое кольцо
Технология изготовления такого приспособления следующая(рис. 59). В качестве заготовки используется
отслужившая свой срок покрышка, которая может быть совершенно ллысой». Важно лишь, чтобы ее борта
были крепкими. На беговой дорожке по заранее сделанной разметке острым ножом, а еще лучше — уорошо
заточенным скальпелем 2, вырезают окна. Чтобы получить чистые и ровные разрез,по углам каждого окна
предварительно пробойником 8 делают круглые отверстия. Нож следует чаще смазывать мыльным раствором
или растительным маслом. Минеральное масло применять нельзя, так как оно разрушает резину. Работа пойдет
значительно быстрее, если покрышку полностью погрузить в подходящий по размеру бак с мыльной водой.
Рис.
58. Резиновая
«цепь»
противоскольжения:
а
«цепь»; б
— колесо с надетой
«цепью»; 1 — отрезки швеллера
Рис.
59.
Изготовление
резиновой
«цепи»
противоскольжения:
1
покрышка-заготовка;
2
скальпель; 3 — пробойник; 4
— деревянная подкладк
;
5
— линия обреза бортов; 6 —
проволочное кольцо
Затем оба борта покрышки обрезают по окружности, как показано пунктирной линией 5 на рисунке, удаляя
тем самым завулкачизированные в борта проволочные коль6. Остается ажурная и довольно эластичная
решетка
— «цепь», которую надо натянуть на целую, но не новую, а уже «лысеющую» покрышку,
предварительно снятую с диска колеса. Эта работа нелегкая; она выполняется при помощи монтажных лопаток,
деревянных клиньев и других приспособлений, лучше с помощником.
Как только удастся натянуть«цепь» на покрышку, можно монтировать колесо. Получилась двухслойная
покрышка с очень глубоким протектором, способным обеспечить движение в тяжелых дорожных условиях.
Для преодоления особенно трудных участков пути можно еще больше повысить проходимость автомоби
подсунув под перемычки «цепи» небольшие отрезки швеллера 1 (см. рис. 58, б). Миновав трудный участо
,
отрезки швеллера необходимо вытащить.
При выезде на дорогу с твердым покрытием резинов«ыцеепи» противоскольжения можно с колес не
снимать.
Вырезы в «цепи» можно делать разной формы. Здесь — широкое поле деятельности для творчества.
Еще одно простейшее противобуксовочное приспособлени е— проволочный коврик-мат, продающийся в
хозяйственных магазина
. Подложив два таких коврика под ведущие к
, лм
ожно без особого труда
преодолеть скользкий участок пути, например тронуться с места на обледеневшей дороге.
При эксплуатации автомобилей«Москвич-412» и «2140» на тяжелых дорогах можно установить на них
колеса с шинами размером 5,6X15 (от «Москвича-407»). Эти колеса имеют больший диаметр, благодаря чему
несколько увеличивается дорожный просвет автомобиля и улучшается его проходимост
Рис. 60. Схемы противоугонных средств:
а
— с включателем в первичной
цепи
зажигания; б
— с замыканием контактов
распределителя зажигани
; в
— с концевым
выключателем;
1
— аккумуляторная
батар;я 2
включатель
зажиган
3
— секретный
включатель; -4
— катушка зажигани
;
5
распределитель зажигани;я б
— концевой
выключатель
Противоугонные устройства. Названные устройства имеются в прода
. еОни довольно совершенны
и
обеспечивают подачу сигнала при попытках пустить двиг,тоткрыть дверь, крышку багажника или
моторного отсека автомобиля.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..