ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ВЛАДЕЛЬЦУ АВТОМОБИЛЯ (ЮРИЙ ГОРНУШКИН) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ВЛАДЕЛЬЦУ АВТОМОБИЛЯ (ЮРИЙ ГОРНУШКИН) - 1984 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ВЛАДЕЛЬЦУ АВТОМОБИЛЯ (ЮРИЙ ГОРНУШКИН) - часть 4

 

 

Ряд несложны
х, но эффективных противоугонных приспособлений для автомобиля можно сделать
и
самостоятельно.
Достаточно надежной защитой является использование дополнительн(осекретного) включателя
3,
разрывающего первичную цепь зажигания(рис. 60, а). При выборе места для установки включателя следует
позаботиться о том, чтобы посторонний не мог его обнаружить.
На рис. 60, б показана схема, где секретный включатель 3 замыкает накоротко контакты распределителя
зажигания, делая невозможным пуск двигателя. Достоинство этой схемы заключается в том, что в ней
используется существующая проводка автомобиля без нарушения заводского мон
. жВаключатель одним
проводом присоединяется к катушке зажигания, другим — к «массе» автомобиля.
Более сложная, но и более эффективная схема приведена на рис. 60, в.
Концевой выключатель 6 установлен на коробке передач с таким расчетом, чтобы его контакты замыкались
при включении второй передачи. Таким образом, схема позво-ляет пустить двигател, но при переключении
передач он заглохнет. Включатель 3 служит для включения и отключения защитной схемы.
Неплохо выполняет функцию противоугонного устройства кран на бензопровод.еЕго можно установить в
багажнике около топливного бака или в моторном отсеке поблизости от топливного насоса. В последнем случае
кран следует врезать в бензопровод обязательно на участке между топливным баком и насосом. Если же его
установить после топливного насос
(то есть на участке бензопрово,днаходящегося под давление
), то
увеличится вероятность подтекания бензина через возможные неплотности в кране.
Еще одно приспособление основано на том известном положен
,ичто двигатель нельзя пустить, если его
впускной трубопровод сообщается с атмосферой. Оно представляет собой кран, ввернутый в стенку впускного
трубопровода в любом удобном мест.еДиаметр проходного отверстия крана в открытом положении должен
быть не менее 5 мм. Стоит открыть кран — и противоугонное приспособление включено; двигатель пустить
будет невозможно.
Следующее приспособление отличается своей оригинальностью. Если у «Жигулей» нажать до отказа рычаг
ручной подкачки топливного насоса и каким-либо способом закрепить его в этом положении, то насос окажется
выключенным и не будет подавать топливо при вращении коленчатого вала дви
(баллаянсир будет
удерживать диафрагму топливного насоса в крайнем положен,ине позволяя ей совершать рабочий ход
с
вытеснением бензина).
Сделайте любое несложное приспособление для фиксации рычага ручной подкачки в нажатом положении
— например крючок из толстой проволоки — и противоугонное устройство готово.
С включенным устройством, то есть с нажатым и зафиксированным в этом положении рычаго,мдвигатель
сможет работать до тех по, пока не израсходуется топливо из поплавковой камеры карбюратор(1...2 мин),
после чего остановится. Чтобы пустить его снова, потребуется снять фиксатор и вручную подкачать топливо.
Такое же приспособление можно использовать на «Москвичах» и «Запорожцах», только надо иметь в виду,
что у этих автомобилей рычаг ручной подкачки топливного насоса из-за особенностей конструкции последнего
необходимо фиксировать не в нижнем, а в крайнем верхнем (поднятом) положении.
Следующий спосо, затрудняющий злоумышленнику угон автомо
, лне отличается техническим
изяществом, но зато очень прост. Нужно только поменять местами провода высокого напряжения, подходящие
к каким-либо двум свечам зажигания. При попытках пустить двигатель он периодически будет давать вспышки,
однако работать не станет из-за несвоевременности искрообразования в «перепутанных» цилиндрах.
ПОЛЕЗНЫЕ СВЕДЕНИЯ И СОВЕТЫ О ШИНАХ
Обозначения и маркировк
. Основными размерами (рис. 61), характеризующими автомобильную шин
,
являются наружный диаметр D, посадочный диаметр d, ширина профиля В, высота профиля Н. Размеры шин
указываются в дюймах или в миллиметр,ха иногда в дюймах и миллиметрах одновреме
. Обозначение
состоит из двух чисе
. Первое число обозначает ширину профиля, второе — посадочный диаметр. Например:
6,45 — 13; 175 — 13; 165 — 13. На покрышке кроме размеров показаны товарный знак завода-изготовителя и
обозначение модели шины. Шины разных моделей отличаются друг от друга формой профиля и рисунком
протектора, хотя могут иметь одинаковые основные размеры.
В настоящее время широкое распространение получают покрышки с радиальным (по радиусу покрышки)
расположением корд. Такие покрышки (радиальные) в отличие от обычных диагональных имеют
в
обозначении букву Р или R, например 165Р13.
На покрышке обычно ставится цветная метка, обозначающая самое легкое место. Монтируя шину на обод,
эту метку следует совмещать с вентилем, чтобы обеспечить наилучшую сбалансированность колеса.
Прочие обозначения, имеющиеся на шинах, для автолюбителя особого интереса не представляют.
Износ шин. Практически шины легковых автомобилей до предельного износа протектора выдерживают
пробег от 30 до 80 тыс. км в зависимости от условий их эксплуатации.
Рис. 61. Основные размеры шины
Исключительно сильно влияют на износ шин передних колес углы их уст,ано
собиенно величина
схождения. Если, например, схождение передних колес составляе8... 10 мм, то протектор шин может
полностью износиться через1...2 тыс. км. Довольно сильно износ шин зависит от скорости дви
ения
Например, при увеличении скорости с 60 до 90 км/ч срок службы шины уменьшается вдвое.
Чрезвычайно важно поддерживать в шине нормальное давление во
.дВ
ообще, надо заметит
, что
отличающееся от нормы давление— основная причина преждевременного выхода шин из стр.оОсобенно
вредно недостаточное давление.
Долговечность шин зависит также от приемов управления авто.оПиолемданным зарубежных
исследований, при неумелом вождении(резкие трогания с мес,аинтенсивные торможения, повороты на
большой скорости) износ шин за один только день может быть таки
, к
к за 8 тыс. км пробега при
грамотном вождении.
Рис. 62. Виды износа протектора шины:
а — нормальный; б — при пониженном давлении воздуха в шин;ев — при повышенном давлении
воздуха в шине; г — при слишком большом схождении колес(правое переднее колесо, вид сзади); д —
при отрицательном схождении колес(правое переднее колесо, вид сзади); е — при отрицательном угле
развала колес (правое переднее колесо, вид сзади)
По характеру износа протектора можно судить о породивших его пр.и
а ахри
62 приведены
характерные виды износа шин передних колес и указаны причин
. В дополнение к рисунку можно упомянуть
еще один вид повышенного износа ши— так называемый пятнистый, при котором по периметру шины
расположено большое число(15...20) пятен, преимущественно у крайних частей протектора шины переднего
колеса. Пятнистый износ возникает как следствие недостаточного давления в шине и далее прогрессирует даже
при доведении давления до нормы. Если же пятен износа на протекторе мало (одно-два), то это чаще всего
свидетельствует о большой несбалансированности колеса.
Шины с радиальным кордом имеют некоторые особеннос.тТак, у них более тонкие и менее прочные
боковины, которые легко повреди
,ьнапример, о бордюрный камен.ьОсобо строго нужно следить
за
поддержанием нормального давления воздуха в радиальных ши,нвх противном случае срок их службы
существенно сократится.
На правое и левое колеса одного из мостов автомобиля должны быть установлены обязательно однотипные
шины одной модели. Категорически запрещается ставить на одно колесо диагональную шину, а на другое —
радиальную, так как при этом ухудшается устойчивость и управляемость автомобиля.
На разные мосты автомобиля ставить разнотипные шины можно, хотя и нежелательно. При этом
радиальные шины должны стоять на задних коле,
а обычные, диагональные, — на передних. Если же
поставить радиальные шины на передние колес, а диагональные — на задние, то автомобиль приобретет так
называемую избыточную поворачиваемость, при которой ухудшается устойчивость прямолинейного движения,
увеличивается склонность автомобиля к заносу, затрудняется прохождение поворотов.
Уход за шина
. Он не отличается большой сложност.ь
Не ездите слишком быст,оособенно на
неровных дорогах. Осторожно переезжайте препятствия вроде рель-ССз — на них легко пробить шину насквозь.
Поддерживайте в шинах нормальное давлени; епри этом обязательно пользуйтесь манометро.мКстати, нет
необходимости проверять давление ежедневн,окак рекомендуют некоторые инструкц
. Если отсутствуют
заметные утечки воздуха из ши
, ыто давление достаточно измерять один раз
7 дней. Обязательно
проверьте свой шинный манометр (они часто дают неправильные показания). Проще всего это сделать, измерив
давление в одном из колес автомобиля сначала проверяемым манометр
,ма затем — другим, контрольным,
исправность которого не вызывает сомнений, и сравнив их показания.
Для достижения равномерного износа всего комплекта шин рекомендуется через ка
5.
7 тыс. км
пробега переставлять колеса местами (включая запасное колесо) в соответствии со схемой, приведенной на рис.
63. Однако если шины вашего автомобиля изнашиваются незначительно и равно
, тноо периодичность
перестановки колес может быть увеличена.»
Мелкий ремонт шин. Самостоятельно удается отремонтировать только небольшие проколы и мелкие -о
вреждения шин. Камеры и покрышки со сравнительно крупными повреждениями могут быть отремонтированы
только в условиях специализированной мастерской, располагающей необходимым оборудованием.
Рис. 63. Схема перестановки колес
Заклейка проколов в камере «холодным» способом с помощью резинового клея очень ненадежна и не может
быть рекомендована деже как временная мера в . пПоиврежденные камеры следует вулканизирова.ть
Порядок выполнения ремонта с помощью портативного электровулканизатора следующий.
Хорошо зачистите место прокола и пространство щокруг него в ради
3.
..4 см крупным напильнико
,
шкуркой или специальной теркой из листового металл, чтобы добиться шероховатой поверхности. Протирать
бензином зачищенную поверхность не следует.
Вырежьте из листа свежей (не высохшей) сырой резины толщиной около 3 мм заплатку с таким расчетом,
чтобы она перекрывала повреждение с запасо
2 см со всех стор
, наложите ее на место повреждения
и
вставьте камеру в электровулканизатор заплаткой в сторону нагревательного элем.еЧттаобы заплата не
приварилась к вулканизатору, между ней и нагревательным элементом проложите листок тонкой фольги
от
конфеты, затяните винт струбцины рукой со средним усилием (без применения каких-либо инструментов).
Вулканизатор подключите к аккумуляторной батарее 15 мин (если аккумуляторная батарея очень
разряжена, то пустите двигатель). По истечении указанного времени вулканизатор надо выключить и дать ему
полностью остыть, не ослабляя струбцину. Ремонт окончен. Теперь осталось припудрить отремонтированное
место тальком.
Надежен и удобен способ ремонта камер при помощи самовулканизирующегося клея и
заплат из
специальной резины. Камеру зачищают, смазывают клеем и накладывают заплату, освобожденную от защитной
пленки. Названные материалы пока нельзя приобрести в магазина, хно они входят в состав шиноремонтных
аптечек, прилагаемых к мотоциклам при продаже.
Даже незначительные повреждения покр
,шн
апример от гвоз, дядолжны быть обязательно
отремонтированы, иначе через них проникнет влага, которая неизбежно приведет к ускоренному разрушению
камеры. Небольшие проколы диаметром до 5 мм легко заделать специальным резиновым грибком из
автоаптечки (они бывают разных размеро)в, который с натягом вставляется в прокол изнутри покрышки с
помощью специальной иглы или сложенного вдвое куска проволоки диаметром 1...2 мм (рис. 64).
Рис. 64. Заделка прокола в
покрышке:
а
— игла введена в
отверстие;
6
— грибок
поставлен на место;
1
покрышка; 2 — грибок; 3 —
игла
(или сложенная вдвое
проволока)
Отверстие в покрышке, ножку и шляпку грибка следует предварительно зачистить и промазать резиновым
клеем. После того как грибок поставлен, выступающую наружу часть его ножки обрезают на расстоянии 1...2
мм от протектора.
Рис. 65. Приспособление для отделения покрышки от обода:
а — винтовое; б — с использованием домкрата; 1 — стальная полоса; г — болт с гайкой; 3 — болт; 4
— подкладка; 5 — покрышка; б — упор; 7 — скоба; 8 — откидной рычаг домкрата; 9 — домкрат
При демонтаже покрышки необходимо выполнить трудную операцию по отрыванию боковины ,
шины
прилипшей к закраине обода колесного диска. Для выполнения этой операции придумано большое количество
различных приспособлений; некоторые из них бывают в продаже.
Два несложных приспособлени
, доступных для самостоятельного изготовлен
, изображены на ри
65.
Первое из них (см. рис. 65, а) представляет собой стальную полосу 1 толщиной 12...16 мм, изогнутую в форме
буквы Z. На ее конце просверлено отверстие и нарезана резьбаMl 0 или Ml 2. Приспособление прикрепляют к
диску колеса болтом2 с гайкой и, вворачивая в резьбовое отверстие болт3, отделяют покрышку от обо
Чтобы не повредить шину, под болт следует подложить металлическую подкладку 4.
Второе приспособление (рис. 65, б) основано на использовании домкрата ВА.ЗСкоба 7 изготовлена из
стального прутк
. В качестве упора6 используется отрезок трубы длиной330 мм, которую надевают на
откидной рычаг 8 домкрата. Принцип действия приспособления ясен из рисунк. аРазмеры и форма скобы и
упора даны применительно к колесу автомобиля
;
для других автомобилей их потребует-сянемного
изменить.
Рис. 66. Простые способы отделения покрышки от обода:
а — при помощи домкрата и настенного упора; б — при помоши рычага и упора; в - при помощи двух
рычагов; г — при помощи одного рычаг; 1 — покрышка; 2 — домкрат; 3 — упор; 4 — подкладка-
чурка; 5 — рычаг; 6 — проволочная петля
При отсутствии специальных приспособлений удается обойтись и подручными средствам,ихотя это менее
удобно. Можно, например, воспользоваться способом, показанным на рис. 66, а. Колесо с покрышкой 1 кладут
около стены, на него ставят домкрат2. Грузовой винт домкрата подводят под упор3, закрепленный на стене.
Несколько кач-ков рукояткой домкрата — и покрышка освобождена.
На рис. 66, б показано, как выполняется данная операция без домкра
, при помощи достаточно прочного
рычага 5 (толстая палка или отрезок трубы) и деревянной подкладки-чурки 4.
Еще одно приспособление изображено на р. с66, в. Две прочные палки или отрезки тру5 соединяют
петлей 6 из толстой (4...6 мм) проволоки. Положив подкладку 4, нажимают на верхний рычаг, как показано на
рисунке, достигая желаемого результата.
Можно обойтись и одним рычагом(рис. 66, г), если привязать его толстой проволокойб прямо к диску
колеса через имеющиеся в нем прорези.
В дороге для отделения борта покрышки от обода колесного диска можно в крайнем случае применить
простейший способ — наезд другим автомобилем на покрышку положенного на дорогу коле.сЭтот способ,
технически не эстетичный, но при аккуратном выполнении не принесет вреда ни колесу, ни автомобилю.
О СВЕЧАХ ЗАЖИГАНИЯ
Тепловые характеристики свеч.ейНекоторые автолюбители полага,тчто в двигатель можно
устанавливать любые свечи, лишь бы они подходили по резь.бЭто глубокое заблуждени: свечи должны
соответствовать прежде всего по.своей тепловой характеристике.
Для нормальной работы свечи нижняя часть (конус) изолятора должна иметь температуру от 500 до 600 °С.
Это так называемая температура самоочищения свечи, пррг которой частицы масла, неизбежно попадающие на
изолятор и электроды, сгорают, не образуя нагара. При более низкой температуре масло сгорает не полность
,
образуя на изоляторе, корпусе и электродах плотный слой нагаре, из-за чего свеча начинает работать с
перебоями или совсем перестает давать искру.
Если же температура изолятора слишком высок— 700...900°С, to возникает так называемое калильное
зажигание, при котором смесь воспламеняется не искровым разрядо, ма раскаленными электродами свечи и
частицами нагара, причем это происходит не в требуемый момент времени, а значительно раньше. В результате
двигатель начинает работать со стуками, теряет мощность и, если не принять меры, может выйти из строя.
Рабочая температура свечи обусловлена как тепловым режимом двигателя, так и ее конструкцией — длиной
конуса изолятор
, его материалом, размером вверткой части и другими особенностя.мОтсюда ясн
, что
обеспечить работу свечи в наивыгоднейшем температурном режиме возможно единственным спосо—ом
экспериментальным подбором к данному двиг
. еЭюту работу проводят на заводах и в -
научно
исследовательских организациях, в результате чего и рождаются рекомендации по применению на разных
типах и моделях двигателей тех или иных свечей.
Важная характеристика свечи — так называемое калильное число. .Оно входит в маркировку свечи. Чем
больше калильное число, тем, при прочих равных условиях, холоднее свеча, то есть ниже рабочая температура
конуса изолятора, а чем оно меньше, тем свеча горячее. И если, например, изолятор и электроды свечи при
работе на двигателе покрываются копотью и нагаром, это скорее всего означает, что для данного двигателя эта
свеча холодна и ее следует заменить более горячей, то есть с меньшим калильным числом.
Конструктивные разновидности; Свечи бывают с резьбовой частью диаметром 14 или 18 мм. На всех
современных двигателях применяются только свечи с резьбой СПМ 14X1,25.
Свечи бывают с короткой (11 или 12 мм) к длинной (19 мм) резьбовой частью. На современных форсирован-
ных двигателях используются свечи преимущественно с длинной резьбовой
,чатса
кюкак при этом
обеспечивается лучший тепловой контакт головки блока со свечо, йтаким образом, лучшее охлаждение
последней.
Нижний конус изолятора может находиться целиком внутри корпуса с,вачиможет выступать за его
пределы. Выступающий конус расширяет температурный диапазон нормальной работы
,
таик как он
(конус) при работе двигателя на малых нагрузках быстрее прогреваетс,яа на больших — лучше охлаждается
потоком рабочей смеси.
Некоторые свечи отечественного производства изготовлены под кл2
2чмм; другие и аналогичные
иностранные — под ключ 20,8 мм.
Маркировка отечественных свечей. Маркировка включает в себя букву А или букву М, следующие за ней
цифры и далее еще один или несколько буквенных индексов. Расшифровывается она следующим образом.
Буква А означает, что ввертная часть свечи имеет резьбу СПМ 14X1,25, а буква М указывает, что резьба
Ml8X Х1,5. Следующие за ней одна или две цифры — калильное число свечи. Затем идет буквенный индекс
длины резьбовой части: Н — обозначает длину 11 мм, Д — 19мм; отсутствует этот индекс у свечей, имеющих
резьбовую часть длиной 12 мм.
Следующее обозначение указывае
, выступает ли тепловой конус изолято
: если выступает, то ставится
буква В. Если далее в обозначении стоит еще буква, то это означае, что герметизация элементов свечи
выполнена термоцементом. Отсутствие выступающего конуса и герметизация иным материалом специально не
обозначаются.
Кроме основной маркировки на свечах могут быть проставлены дополнительные обозначения. Буквы У —
ХЛ показывают, что свечи предназначены для работы в умеренном и холодном климате. Т — в тропиках, Э —
экспортное исполнение. Дополнительно на свечах может быть изображен товарный знак завода-изготовителя
или нанесено его сокращенное наименование.
Рассмотрим пример. Свеча А17ДВ. Резьба — СПМ 14Х Х1,25, калильное число — 17, длина резьбовой
части — 19 мм, тепловой конус изолятора выступает.
Свеча А11НТ. Резьба — СПМ 14X1,25, калильное число — 11, длина резьбовой части — 11 мм, тепловой
конус не выступает, герметизация выполнена хермоцементом.
Уход за свечам. О качестве работы свечи можно судить по виду ее электродов и теплового
конуса
изолятора.
Если конус покрыт черным влажным маслянистым нагаром, то это признак, что свеча слишком холодна для
данного двигателя. Это же явление может указывать на износ цилиндров и поршневых колец двигателя или на
слишком высокий уровень масла в картере.
Сухой черный нагар бывает в результате длительной работы двигателя на холостом ходу, а также при
холодных свечах.
Если конус изолятора чистый, сухой, очень светлого, почти белого цвета, иногда со следами оплавления —
это означает, что свеча слишком горяча для двигателя или же установлено слишком раннее зажигание.
Нормальный цвет изолятора правильно работающей све—и от светло-серого до светло-коричневого
(песочного). Нагар практически отсутствует.
Срок службы свечей обычно соответствует25...35 тыс. км пробега автомобиля. Свечи требуют регулярной
очистки и регулировки зазора между электродам.иПри интенсивной эксплуатации автомобиля эти операции
следует производить приблизительно через каждые 10 тыс. км. Если же годовой пробег автомобиля не
превышает 10... 15 тыс. км, то очищать свечи и регулировать зазор рекомендуется дважды в году — паред
началом летнего и зимнего эксплуатационных сезонов.
Для очистки свечей нельзя применять острые металлические предметы вроде отвертки или
, так как
ими легко повредить или поцарапать изолятор. На поцарапанном же конусе изолятора ускоряется и усиливается
нагаро-образование, а нагар шунтирует электроды, и свеча перестает работать.
Подходящий инструмент для очистки свечей— щетка из тонкой стальной проволок.иДля этой же цели
можно самостоятельно изготовить удобную кисточк:уотрезок стального троса диаметром3...4 мм и длиной
около 100 мм расплетают с одного конца на дли
15...20 мм, а остальную часть облуживают паяльник
,
чтобы придать ей жесткость.
Лучше же всего свечи очищать химическим спо,с
к
торый заключается в следующ.емСвечи
обезжиривают промывкой в бензине и просушиваю,тпосле чего их погружают в горячий20 %-ный водный
раствор ацетата аммония (другое название — уксуснокислый аммоний) и выдерживают в нем в течение 25...30
мин при температуре не ниж е90 °С (можно при слабом кипении раствор). После этого свечи прочищают
жесткой волосяной или капроновой щетко,йхорошо промывают горячей водой и просушиваю. тЭту работу
следует проводить на открытом воздухе, так как из горячего раствора выделяются пары уксусной кислоты.
Зазор между электродами свечи регулируют подгибанием бокового элект,рпричем для измерения
величины зазора следует применять не плоск,иа цилиндрический щуп(отрезок проволоки подходящего
диаметра). Дело в том, что в результате износа в боковом электроде образуется выемка, поэтому измерение
плоским щупом даст неправильный результат.
Применяемость свечей. На легковых автомобилях могут применяться отечественные или импортные
свечи. Следует отметить, что свечи советского производства по своим характеристикам не х
, а зачастую
лучше аналогичных импортных.
Для автомобиля ЗА-968 пригодны свечи следующих типо:вА23Н (СССР); F75 («Искра», ПНР); 14-8
(«Пал», ЧССР); М14-225 («Изолятор», ГДР); W225T1 («Бош», ФРГ); CW23QA («Марелли», Италия).
Для автомобилей ВАЗ: А17ДВ (СССР); EF55P («Искра», ПНР); 141-7У («Пал», ЧССР); CLNV («Лодж»,
Англия); FM14-175/2 («Изолятор», ГДР); W160T30 или W175T30 («Бош», ФРГ); CW7LP («Марелли», Италия);
N-114 («Чемпион», США); BP-6ES («НГК», Япония).
Для автомобилей «Москвич-412» и
«2140»: А20ДВ
(СССР);
14L-84
(«Пал», ЧССР); FM14-225/2
(«Изолятор», ГДР); CW7LP («Марелли», Италия); W200Z30 («Бош», ФРГ); М-9У («Чемпион», США); 42 XLS
(«АС», Англия).
ВЫХОД ИЗ «БЕЗВЫХОДНОГО» ПОЛОЖЕНИЯ
Ремонт бензобака. У старых автомобилей иногда внезапно обнаруживается течь бензина из бака через
буквально микроскопическое отверстие в стенке, образовавшееся в результате коррозии. Если это произошло в
дороге, то, предварительно сллв бензин, слегка расширьте отверстие острым металлическим предметом вроде
шила и туго заверните в него смазанный мылом самонарезающий в
, которых много в обивке автомобил.
Еще лучше, если под головку винта положить прокладку из мягкой пластмассы, кожи или бензостойкой
резины.
Ремонт радиатора. Течь из трубки радиатора временно можно заделать кле
: нитроцеллюлозным, БФ-2
или эпоксидным. Вокруг отверстия в трубке аккуратно вырежьте ножницами несколько горизонтальных
охлаждающих пластин радиатора, чтобы освободить место дефекта. Слейте охлаждающую жидкость, зачистите
до блеска трубк
, требующую ремонта, и туго обмотайте ее несколькими слоями бинт,апропитанного клеем.
После окончательного затвердевания клея в радиатор можно залить охлаждающую жидкость и продолжать
движение.
Замена ремня привода вентилято
.аРемень привода вентилято
, при отсутствии запасно
, можно
заменить кольцом шириной около 20 мм, вырезанным из автомобильной камеры. Такой «ремень» выдерживает
пробег в 50...100 км.
Ремонт камеры колеса. Как выйти из положения, если повреждена камера, а у вас нет ни вулканизатора, ни
запасного колеса? Если прокол невел
, то камеру можно временно отремонтировать при помощи винта
диаметром 5 6 мм с гайкой и двумя шайбами. Одну шайбу и гайку проталкивают через прокол внутрь камеры, а
затем, поддерживая их через резину, снаружи вставляют винт с шайбой и плотно затягивают(рис. 67). Стенка
камеры оказывается плотно зажатой между двумя шайбами. При первой возможности, конечно, камеру нужно
отремонтировать путем вулканизации.
Рис. 67. Ремонт прокола в камере: 1 — гайка;
2, 4 — шайбы; 3 — камера; 5 — винт
Без генератор
. Если в дороге отказал генера,т
а аккумуляторная батарея находится в хорошем
состоянии, то не спешите разбирать и ремонтировать генератор: и с неработающим можно проехать несколько
сот километров, так как исправная аккумуляторная батарея обеспечивает работу системы зажигания в течение
приблизительно 5... 10 ч. Кстати, наиболее частая причина отказа генератор— загрязнение и окисление
контактных колец или зависание щеток в щеткодержат.еЭети дефекты легко устранить путем разборки
щеточного узла и очистки загрязненных деталей.
Неисправен включатель стоп-сигна.лаДвижение с неработающим стоп-сигналом запрещается
Правилами дорожного движен
. Если у вас в пути вышел из строя включатель этого прибора световой
сигнализации, то в качестве временного заменителя можно использовать кнопочный включатель плафонов
внутреннего освещения, который нужно снять с дверного прое,мзаизолировав при этом освободившиеся
кочцы проводов. При помощи хомута, вырезанного и согнутого из металлической полосы толщиной окол1
мм, укрепите включатель на рулевой колонке с таким расчетом, чтобы рычаг тормозной педали в свободном
состоянии нажимал на кнопку, подсоедините к нему провода. Нажатие на педаль освобождает кнопку, и лампы
стоп-сигнала вспыхивают.
Без домкрата. Может случиться, что домкрат неисправен. В этом случае поднять автомобиль для замены
колеса трудно, но все же возмож
. Для этого надо наехать поврежденным колесом на камень высотой не
менее профиля шины, подложить под нижний рычаг подвески чурбан или другую надежную подставку и
вынуть из-под спущенного колеса камень. После смены колеса подставку надо аккуратно выбить.
РАЗНЫЕ СОВЕТЫ
О фильтрующих элементах. На большей части современных легковых автомобилей для очистки воздуха и
масла применяются фильтры со сменными элементами из специального картон.аЭтот картон имеет сквозные
поры определенного размер,аа для достижения необходимой прочности и водостойкости он пропитан
синтетической смолой.
Такие фильтры обладают очень высоким качеством очист:кони задерживают почти все загрязняющие
частицы, содержащиеся в воздухе или масл, причем со временем качество очистки даже улучшаетс,ятак как
поры в результате частичного забивания грязевыми отложениями становятся мень
. Однако это не означае
,
что фильтрующий элемент может работать как угодно долго без з:ампрниы закупорке определенног
о
количества пор сильно возрастает гидравлическое сопротивление эле,м
чт
о у масляного филь
,ра
например, приводит к перепуску неочищенного масла через клап(то есть фактически к прекращению
фильтрации), а у воздухоочистителя— к нарушению смесеобразования и ухудшению мощностных и
экономических показателей двигате
. Поэтому следует очень строго соблюдать рекомендуемые заводами
сроки смены фильтрующих элементов.
При отсутствии запасного элемента воздухоочистителя можно восстановить загрязн,е
сныятый с
автомобиля. Для этого с него удаляют наружное кольцо из капронового войлока(оно больше не потребуется), а
сам элемент обдувают снаружи и изнутри струей сжатого
,воп
стхуакивая ребром о деревянную
поверхность. Элемент, очищенный таким способом от пыли, по качеству фильтрации не хуже нового, но имеет
вдвое-втрое меньший срок службы до заме
. Восстанавливать описанным способом один и тот же элемент
можно до двух раз.
В том случае, если элемент воздухоочистителя имеет следы копоти или замасливания, то очистка его струей
воздуха цели не достигает. Такой элемент промывают в теплом (40...50°С) растворе моющего вещества (ОП-7,
ОП-10, «Новость», «Лотос») с концентрацией 20 г на 1 л воды, затем в чистой теплой воде и просушивают при
комнатной температу
.е Элемент, восстановленный таким образ,омспособен работать до замены
приблизительно втрое меньше, чем новый.
Картонные элементы масляных фильтров восстановить невозможно и по истечении срока службы они
подлежат замене.
При обслуживании фильтров следует обращать внимание на исправность уплотн,
е позволяющих
воздуху или маслу идти в обход фильтрующего элем.е
Уа воздухоочистителя роль уплотнений играют
кольцевые выступы на торцах пластмассовых обеча
, у масляного фильтра («Москвич», «Волга» ГАЗ-24) —
резиновые
уплотнительные
кол.ьцНаличие
следов
пыли
на
внутренней
поверхности
корпуса
воздухоочистителя служит верным сигналом о существовании неплотно
,тчерез которую в двигатель
ступает неочищенный воздух.
Особенности обращения с генератором. Генераторы переменного тока с кремниевым выпрямительным
блоком которыми оснащены все современные легковые автомобили, требуют «деликатного» обращения.
Никогда не проверяйте исправность генератора
«искру», как это раньше делали с генератором
постоянного тока. Даже кратковременное замыкание положительной клеммы генератора на массу наверняка
выведет из строя выпрямительные полупроводниковые диоды.
Не пускайте двигатель, если, клемма «плюс» генератора отсоединена от схемы электрооборудовани,так
как при этом на выпрямительные диоды будет поступать повышенное, опасное для них напряжение.
Если на автомобиле проводятся электросварочные рабо,тто генератор рекомендуется отсоединить от
остальной схемы электрооборудования во избежание пробоя диодов за счет перепада
напряжени
возникающего на корпусных деталях автомобиля при прохождении сварочного тока.
Зимой. В метель и особенно при оттепелях не ставьте автомобиль близко к до—упадающие сосульки
могут его повредить.
Крышу автомобиля перед поездкой очищайте от снега так как подтаявший снег при торможении может
сползти на лобовое стекло и закрыть видимость.
Если на улице морозн,оне затягивайте ручной тормоз даже кратковреме
: отормозные колодки могут
примерзнуть к барабанам, и вы не сможете тронуться с места.
Консервация автомобиля на зимний пер
. оМногие автолюбители зимой не эксплуатируют свои
машины. Какие меры нужно предпринять, чтобы за долгие месяцы зимней стоячки в автомобиле не возникло
каких-либо неисправностей и повреждений?
В некоторых руководствах для автомобилистов приводится обширный перечень меропри, якоторые
якобы требуется выполнить перед постановкой автомобиля на длительное хранени. Тут и покрытие сидений и
рулевого колеса специальными чехлам,ии слив масла из агрегат,ови обертывание карданных гиарниров
промасленной бумаго
, и многое друг
.еОпыт показывает, что при подготовке автомобиля к зимнему
хранению в значительной части этих мероприятий нет реальной необходи
.
Автомобиль успешно и
безболезненно переносит хранение при условии выполнения следующего небольшого по объему комплекса
мер.
Прежде всего следует тщательно вымыть и просушить автомобиль снаружи и снизу, а также произвести
уборку салона. Зачистить обнаруженные места коррозии, обработать их «Антикором» и окрасить. Все болты и
гайки снизу автомобиля для предупреждения коррозии обмазать соли
.оК
узов снаружи желательно
обработать восковым консервирующим составом или«Автоконсервантом». Хромированные части протереть
тампоном, пропитанным веретенным или другим жидким минеральным мас;лвместо этого можно их
покрыть раствором 100 г строительного битума в 0,5 л неэтилированного бензина.
Автомобиль следует поднять на подставк
, чтобы разгрузить шины, рессоры и пружины подвески; из шин
выпустить часть воздуха, понизив давление в них до 0,5...0,7 кгс/см2.
У двигателя ослабьте ремень привода венти
устите воду из системы охлажде
(если
используется низкозамерзающая жидкость типа «Тосол», сливать ее не следует).
Плотно заткните тампонами из промасленной тряпки отводящую трубу глушителя и воздушный патрубок
карбюратора (предварительно сняв воздухоочиститель). Эта мера предохраняет от коррозии внутренние детали
двигателя, так как не позволяет потокам воздуха заносить в двигатель коррозионно-активные газы из
глушителя.
Заливать масло в цилиндр
(как иногда рекомендую)т не обязательно, так как рабочая поверхность
цилиндров, отполированная поршневыми кольца,мидостаточно хорошо сопротивляется коррозии и
практически никогда не ржавеет...
Аккумуляторную батарею, если она вполне исправна и прослужила не более 2 лет, можно оставить на своем
месте, отключив ее от бортовой сети и сняв наконечники проводо
Если клб
тарея
в
неудовлетворительном состоянии или просто старая и имеет значительный самор,атоядво избежание
замерзания электролита ее следует снять с автомобиля и хранить в помещении, лучше прохладном.
Желательно, кроме перечисленных мероприятий отсоединить нижние концы амортизаторов от деталей по-
вески и сжать амортизаторы до отка
,аутопив шток в корпу. Благодаря этому шток будет защищен от к
розии.
У автомобилей «Москвич» после длительного перерыва в работе иногда наблюдается подтекание тормозной
жидкости из колесных цилиндров из-за деформации манжет. Чтобы предотвратить это явление, при постановке
автомобиля на зимнее хранение рекомендуется нажать на педаль тормоза и оставить ее в этом поло
, ении
поставив распорку.
Если автомобиль стоит в гараж,ето дверцы и крышку багажника лучше оставить слегка приоткрыты,ми
чтобы дать свободу резиновым уплотнителям и предупредить их смятие.
При хранении автомобиля на открытой площадке можно накрыть его че
, л
днако чехол не должен
соприкасаться с поверхностью кузо,вачтобы не испортить окрас.куЛучше всего с помощью распорок
приподнять чехол над кузовом, чтобы получилось подобие палатки. Воздушная прослойка сбережет окраску.
Приклейка бумаги к стекл. Иногда требуется к лобовому или заднему стеклу автомобиля прикрепить
листок бумаги, например талон, свидетельствующий о прохождении ежегодного техосмотр.аДля этой цели
рекомендуем воспользоваться обычным резиновым клеем или же клеем П
. Смажьте клеем всю оборотную
сторону документа приложите к стеклу и пригладьте рукой. Пусть вас не смущает, что клей ПВА имеет белый
цвет: после высыхания его пленка становится прозрач.н
При необходимости наклейку легко удал
,
ть
размочив водой. Предостерегаем вас от применения для указанных целей конторског(силикатного) клея: он
разъедает поверхность стекла и оставляет на нем ничем не устранимые пятна.
Улучшение очистки стекла. Если в бачок омывателя лобового стекла добавить 1...2 см3 автошампуня, то
очистка стекла станет лу
: шисчезнут жировые пя
, ас
которыми обычно не справляются щетки
стеклоочистителя, стекло станет прозрачным и чистым.
Замена колеса. Такая несложная на первый взгляд опера
, якак замена колес, требует определенной
сноровки и умения. Об этом свидетельствуют многочисленные «травмы» автомобиля в виде оторванных гнезд
для домкрата, измятых порогов, которые наносят своим любимцам не слишком опытные водител.иА иногда
страдают и люди.
Правильный порядок действий при замене колеса должен быть следующ.иВключите первую передач
,
хорошо затяните стояночный тормоз и под колеса с противоположной стороны автомобиля подложите клинь-я
упоры. Клинья нужно обязательно слегка дослать молотком, иначе они не очень надежно будут предохранять
автомобиль от перемещения.
Затем достаньте запасное колесо, положите его на землю (к автомобилю прислонять его не следует) и
ослабьте гайки поврежденного ко
.есДалее приподнимите автомобиль домкр
, оотверните гайки
крепления, снимите неисправное колесо и положите его на землю.
Теперь поставьте запасное колес,онаживите и затяните ключом насколько возможно гайки или болты
крепления, опустите машину на землю и окончательно подтяните гай
болты). Уберите на место снятое
колесо и вытащите клинья из-под колес.
Хранение запасных ключей. Что может быть досаднее, если вы случайно заперли ключи от зажигания и
дверей внутри автомобиля или просто их по?теП
пасть внутрь автомоб
, яне причинив ему
повреждений, не так легко. Поэтому советуем постоянно возить с собой запасные ключи, завернув их в кусок
пластиката и укрепив где-нибудь в потайном месте снаружи автомо
,
апример в полости бампе
,аза
облицовкой радиатора или в другом месте.
Технический дневник. Рекомендуем автомобилистам вести специальный дневни, ккуда заносить такие
сведения, как, например, даты и объем технического обслуживания машин, ыколичество израсходованного
бензина, долитого масла и други.е Такой дневник может принести большую пол
. уНапример, если вдруг
заметно увеличивается расход топлива на 100 км пробега, то это может явиться первым сигналом о какой-
нибудь неисправности двигателя или ходовой части.
Личная карточка. К сожалению, каждый из автолюбителей может стать участником несчастного случ,я
жертвой собственной или чужой неосторожности. Учитывая это, советуем каждому водителю в бумажнике или
в водительском удостоверении всегда держать специальную карточку из плотной бум,ана которой четко
записаны следующие сведени
: фамилия, имя и отчество; домашний адрес; место работы; номера телефонов;
адрес, куда и кому сообщить о несчастном случае; данные о паспорте: номер, серия, где и когда выдан. Если вы
страдаете хроническим заболеванием, укажите, какое это заболевание и как можно вам помочь при несчастном
случае; прочие необходимые сведения.
НЕНУЖНЫЕ «УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ» АВТОМОБИЛЯ
Крышки для ф
.рНа дорогах встречаются автомоб
, лфары которых закрыты пластмассовыми
крышками, полупрозрачными или даже непрозрачным
и. По замыслу владельцев, крышки призваны защитить
фары от удара камнем. Но вряд ли это обстоятельство искупает те неприятности, которые может повлечь за
собой невозможность своевременно воспользоваться светом фа. рВедь даже днем может понадобиться св,т
например, во время внезапно нагрянувшей грозы и ливн;яиногда необходимо подать сигнал встречному или
обгоняемому автомобилю. Опытный автомобилист прекрасно это понимает и никогда не станет закрывать
осветительные приборы своей машины
Противотуманные фары (ПТФ). Известные положительные качества противотуманных фар определяются
особенностями их конструкции. Они, снабжены внутренним отражателем и рассеивателем специальной формы,
благодаря чему световой пучок имеет большую ширину и, что самое главное, резко ограничен сверху.
Вопреки распространенному мнению, цвет рассеивате-ля практически не влияет на эффективность действия
ПТФ: видимость дороги одинакова как при желтом, так и при бесцветном рассеивателях.
Некоторые же водители ошибочно считают, что положительные свойства противотуманным фарам придает
именно желтый цвет рассеивателя, и вот на дорогах можно встретить автомобили с совершенно абсурдными
конструкциями самодельных «противотуманных» фар. Часто это обычные фары, стекла которых выкрашены
желтой краской или на них надеты крышки из желтой прозрачной пластмассы.
Ясно, что такие осветительные приборы нисколько не выполняют тех функций, на которые рассчитывает их
создатель.
Приставки для улучшения работы системы зажигания.
Они предназначены для включения в высоковольтный провод между катушкой и распределителем
зажигания. Конструктивно эти приспособления могут быть выполнены различ,нно по своей сути все они
представляют собой обычный дополнительный искровой промежуток.
Такие приставки выпускаются под разными назва:и«Эилектроник-стартер»
(Италия),
«Бустер»
(Япония), «Мару-ти» (Индия). Фирмы-изготовители в рекламных гГроспектах сообща
, тчто в результате
использования приставок якобы возрастает мощность двигателя и уменьшается расхо.д В
топлива
действительности единственный положительный эффек,т который дает применение пристав
, — это неко-
торое улучшение пусковых качеств двигателя при сильно загрязненных нагаром свечах зажигани, Дело в том,
что дополнительный искровой промежуток устраняет вредное шунтирующее влияние нагара на,
свечах
благодаря чему возрастает крутизна фронта и амплитуда вторичного напряжения.
Положительное воздействие дополнительного искрового промежутка на пуск двигателя при загрязненных
свечах известно давно: лет 30 назад шоферы с помощью подручных средств сами конструировали аналогичные
приставки. Например, концы разрезанного высоковольтного провода вводили в отверстия пластмассовой
пуговицы и укрепляли с таким расчетом, чтобы между концами провода образовывался промежуток в 2...4 мм.
Вместе с тем следует отмети
, что при чистых (не покрытых нагаром) и нормально работающих свечах
зажигания из-за влияния приставок уменьшается энергия искрового
, аарядваторичное напряжение
снижается на 1,5... 3,0 кВ, что может привести к некоторому снижению мощности и ухудшению топливной
экономичности двигателя.
Таким образом, затраты на приобретение рассмотренных приставок нельзя считать оправданным,так как
эти устройства не приносят реальной пользы.
Устройства для улучшения смесеобразовани.яВ литературе описано множество приспособлений для
улучшения условий образования горючей с
, епиоступающей в двигате.ьОбычно такие устройства
представляют собой сетки, насадки, решетки различной формы, устанавливаемые после дроссельных заслонок
карбюратора или в начале впускного трубопровод.аЭти устройства выпускаются зарубежными фирмами под
различными названиями, на-- пример: конус «Бут-ко». По уверению изготовителей, они увеличивают мощность
двигателя и снижают расход топлива. 110
К сожалению, такого рода утверждения имеют чисто рекламный характер и совершенно не соответствуют
действительности. Дело в том, что любое из этих приспособлений оказывает дополнительное сопротивление
потоку горючей смес
, вследствие чего обязательно уменьшается наполнение цилиндро,ва следовательно, и
мощность двигателя. По этой же причине неизбежно и некоторое увеличение расхода топлива. В самом лучшем
случае подобные устройства оказываются бесполезны.иСказанное подтверждено результатами большого
числа экспериментальных исследований, выполненных научными организациями как в нашей стра
, так и за
рубежом.
Зеркальная плен
. Некоторые автолюбители закрывают заднее стекло машины полупрозрачной
зеркальной пленкой. Она действительно вроде бы удобна для водителя и пассажи
: через пленку хорошо
видно все, что происходит снаружи, в то же время трудно разглядеть находящихся внутри автомобиля. Однако
это же обстоятельство заключает в себе и серьезную угрозу безопасности движ:е
водитель автомобиля,
едущего сзад
, не может видеть дорожную обстановку сквозь остекление вашего авто
.
Аляотсюда
недалеко и до беды.
Габаритные «усы». Блестящие «усы» на пружинном основании предназначены для обозначения габарита
автомобиля. Неопытным водителям они несколько облегчают маневрирование в узких мест,хпри движении
задним ходом и при других обстоятельствах.
«Усы», по замыслу их создателе,йдолжны устанавливаться вертикально по концам переднего бамп.ра
Только в этом случае они выполняют свою ро
, указывая водителю местоположение крайних передних точек
автомобиля.
Однако по неизвестным причинам некоторые автолюбители укрепля
«усы» не та
, как полагаетс
, а
горизонтально. При этом они практически не выполняют свою функцию обозначения габаритов машины , что
самое главное, торчащие в стороны«усы» представляют большую опасность для пешеходо.вПри дорожно-
транспортных происшествиях они нередко являются причиной тяжелых травм ног.
Но даже будучи правильно установленными, «усы» представляют потенциальную опасность для прохожих,
как и любая выступающая часть автомоб
. Поэтому не советуем пользоваться этими приспособления
; и
лучше научитесь обходиться без них.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Гараж автолюбителя
Конструкция гаража
Оборудование. Гаражные приспособления
Основные правила и приемы технического обслуживания автомобиля
Инструмент и приспособления
Разборочно-сборочные операции
Некоторые особенности выполнения смазочных работ
Важнейшие регулировки автомобиля
Как улучшить эксплуатационные качества автомобиля
Двигатель, системы питания и охлаждения
Кузов и шасси
Электрооборудование и приборы
Оборудование автомобиля для туристических поездок
Другие усовершенствования автомобиля
Полезные сведения и советы
О шинах
О свечах зажигания
Выход из «безвыходного» положения
Разные советы
Ненужные «усовершенствования» автомобиля
ББК 39.33-08 Г67
Рецензенты: инженеры Опарин Н. Г., Разинчев Н. В.
Горнушкин Ю. Г.
Г67 Практические советы владельцу автомобиля. — М.: ДОСААФ, 1984. — 112с., ил, 50 к.
Даются рекомендации по техническому обслуживанию и ремонту легкового автомобиля силами и средствами
автолюбителя, по конструкции и специальному оборудованию индивидуального гар.а
Иазложены сведения об
эксплуатационных материалах и другие полезные советы .
Для автолюбителей и водителей легкового автотранспорта.
3603030000 — 008
Г ------------------36 — 84
072(02) — 84
ББК 39.33-08 6Т2.13
ЮРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ ГОРНУШКИН
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ВЛАДЕЛЬЦУ АВТОМОБИЛЯ
Заведующий редакцией Г. В. Калишев
Редактор А. В. Куценко
Художники Л. С. Вендров, А. И. Простое
Художественный редактор Т. А. Хитрова
Технический редактор С. А. Бирюкова
Корректор В. Д. Синева
ИБ № 1605
Сдано в набор 08.04.83. Подписано в печать 21.09.83. Г-63828. Формат 84x108 1/32. Бумага газетная. Гарнитура журнальная
рубленая. Печать высокая. Усл. п. л. 5,88. Уч.-изд. л. 6,54. Тираж 200000 экз. Заказ № 210. Цена 50 к. Изд. № 2/П-255.
Ордена «Знак Почета» Издательство ДОСААФ СССР.
129110, Москва, Олимпийский просп., 22. Отпечатано с матриц ордена Трудового Красного Знамени
типографии ЦК КП Белоруссии на полиграфкомбинате
ордена «Знак Почета» издательства ЦК ЛКСМУ «Молодь». Зак. 3 — 536.
Киев-119, ул. Пархоменко, 38 — 42.
OCR Pirat

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4