Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - часть 16

 

  Главная      Книги - Разные     Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - 1990 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..

 

 

 

Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - часть 16

 

 

о х а р а к т е р и з о в а т ь  к а к мотокросс 
на «усталых»  м о т о ц и к л а х . 

Первым условием  у с п е ш н о г о 

преодоления кроссовых  у ч а с т к о в 
я в л я е т с я  х о р о ш е е  з н а н и е этого 
участка. Но поскольку трениро­
в а т ь с я на мотоцикле  з д е с ь за­
прещено, при пешем ознакомле­
нии приходится многое  у з н а в а т ь 
и  з а п о м и н а т ь . Следует особое 
в н и м а н и е  о б р а щ а т ь  н а  о п а с н ы е 
места и  с к р ы т ы е  п р е п я т с т в и я . 

Е з д у на кроссовой  д и с т а н ц и и , 

к о т о р а я во многом  с х о ж а со ско­
ростной ездой на спортивной трас­

се, следует  р а з д е л и т ь с точки 
з р е н и я  т а к т и к и  п р е о д о л е н и я на 
с к о л ь ж е н и е ,  в и р а ж и ,  т о р м о ж е н и е , 
езду на  з а д н е м колесе и  п р ы ж к и . 

С к о л ь ж е н и е .

 Тренировка сколь­

ж е н и й и  о в л а д е н и е этим тактиче­
ским приемом  с о з д а е т основу 
кроссовой езды,  т а к  к а к  с о 

с к о л ь ж е н и е м  п р и х о д и т с я встре­
ч а т ь с я  т а к ж е при ускорении, 
т о р м о ж е н и и и  в и р а ж а х . 

П р о д о л ь н о е  с к о л ь ж е н и е перед­

него колеса  в о з н и к а е т исключи­

тельно при чрезмерном тормо­
ж е н и и передним  т о р м о з о м . Мо­
тоцикл  с т а н о в и т с я неуправляе­

мым и  в д о б а в о к при  т о р м о ж е н и и 

т е р я е т с я скорость. 

Н е о б х о д и м а я  р е а к ц и я гонщи­

ка — мгновенно  о с л а б и т ь тор­

моз. 

П р о д о л ь н о е  с к о л ь ж е н и е задне­

го колеса  м о ж е т  в о з н и к н у т ь при 

т о р м о ж е н и и и быстром ускоре­

нии.  С к о л ь ж е н и е  т а к  ж е  с н и ж а е т 

скорость,  к а к  т о р м о ж е н и е и уско­
рение, но не  т а к  о п а с н о . 

Н е о б х о д и м а я  р е а к ц и я гонщи­

ка —  о с л а б и т ь  т о р м о з или  п л а в н о 
сбросить  г а з . 

П о п е р е ч н о е  с к о л ь ж е н и е перед-

него колеса  м о ж е т возникнуть 
вследствие  б о л ь ш о й скорости 
или  т о р м о ж е н и я передним коле­

сом на  в и р а ж е . 

Н е о б х о д и м а я  р е а к ц и я гонщи­

ка —  с т р е м и т ь с я  п р е д у п р е д и т ь 
с к о л ь ж е н и е , на  в и р а ж е не тормо­
з и т ь передним  т о р м о з о м и при 
п о я в л е н и и  с к о л ь ж е н и я восстано­
вить  р а в н о в е с и е  к а с а н и е м ногой 
з е м л и (рис.  1 5 8 ) . 

Поперечное  с к о л ь ж е н и е задне­

го колеса  в о з н и к а е т при одно­
временном ускорении или тормо­

ж е н и и мотоцикла  н а  в и р а ж е . 

Н е о б х о д и м а я  р е а к ц и я гонщи­

ка — боковое  в ы р а в н и в а н и е при 
одновременном ускорении или 

т о р м о ж е н и и .  Э т о  с к о л ь ж е н и е то­
же не  о п а с н о , и его  м о ж н о при­

м е н я т ь при резких сменах направ­

л е н и я  д в и ж е н и я или на скольз­

кой  д о р о г е . 

П р и  т р е н и р о в к е  с к о л ь ж е н и я 

л у ч ш е всего  н а ч а т ь с поворотов 

мотоцикла на месте вокруг непо­

д в и ж н о г о переднего колеса. При 
этом следует  с т а р а т ь с я  в ы р о в н я т ь 

с к о л ь ж е н и е  з а б л о к и р о в а н н о г о пе­

реднего и  п р о с к а л ь з ы в а ю щ е г о 
з а д н е г о  к о л е с а . С пробуксовыва­
ющим  з а д н и м колесом, не  с н и м а я 
ног с  п о д н о ж е к ,  н а д о научиться 
п р о е з ж а т ь  п о  р а з м е ч е н н о й  т р а с с е 
и проходить  в и р а ж и на  с к о л ь з к о й 
п л о щ а д к е . 

В и р а ж и

 в кроссе  м о ж н о прохо­

д и т ь  д в у м я  с п о с о б а м и .  П е р в ы й 

а н а л о г и ч е н  е з д е по шоссе. В ви­
р а ж  г о н щ и к входит на притор­
м о ж е н н о й и «успокоенной» ма­
шине, ноги  д е р ж и т на поднож­
ках, мотоцикл  н а к л о н я е т с я внутрь 
в и р а ж а .  Т а к  п р е о д о л е в а е т с я на­

ч а л ь н ы й участок  в и р а ж а , пока 

мотоцикл не перейдет в устойчи-

244 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

вое  д в и ж е н и е по кругу постоянно­

го  р а д и у с а .  Г о н щ и к при этом ос­

т а е т с я в середине седла с ногами 

на  п о д н о ж к а х .  П р и  в ы х о д е из 
в и р а ж а  н а кривой,  п е р е х о д я щ е й 
в прямую, он  п л а в н о  п р и б а в л я е т 
г а з и  у в е л и ч и в а е т ускорение до 
полного  в ы р а в н и в а н и я мотоцикла. 

П р и втором способе  п р о х о д а 

в и р а ж а — со  с к о л ь ж е н и е м — гон­
щ и к при входе в  в и р а ж  б ы с т р о 
р а з в о р а ч и в а е т руль в противо­
п о л о ж н у ю сторону,  о д н о в р е м е н н о 

с б р о с и в  г а з и  н а к л о н и в мотоцикл 
внутрь  в и р а ж а .  Ч т о б ы не поте­
р я т ь равновесие, мотоциклист но­
гой с внутренней стороны  в и р а ж а 
о п и р а е т с я о  з е м л ю . В  с л е д у ю щ е й 
ф а з е  г о н щ и к сидит в седле, руч­
кой  г а з а  у д е р ж и в а е т постоянную 

с к о р о с т ь при  п р о д о л ж а ю щ е м с я 
в р а щ е н и и  з а д н е г о колеса, нога 
о п и р а е т с я о  з е м л ю . Выход из ви­
р а ж а  о н  о с у щ е с т в л я е т быстрым 
п р и б а в л е н и е м  г а з а при увеличе­
нии  с к о л ь ж е н и я .  П р и этом руль 
постепенно  в ы в о р а ч и в а е т в на­
п р а в л е н и и  д в и ж е н и я (рис. 159). 

Выбор способа  п р о х о ж д е н и я 

в и р а ж а  з а в и с и т  п р е ж д е всего  о т 
вида поверхности и  с о с т о я н и я 

т р а с с ы , а  т а к ж е от мощности 

м о т о ц и к л а .  П р и нескользкой по­

верхности и  м а л о м о щ н о м мото­
ц и к л е  в и р а ж следует  о с т о р о ж н о 
проходить  с к о л ь ж е н и е м по макси­
м а л ь н о  в о з м о ж н о м у радиусу.  Н а 

болотистой местности  ч а с т о более 
выгодно погасить скорость, на 
м а л о м  р а д и у с е пройти поворот 

Рис. 158. Нога с внутренней стороны виража создает опору 

245 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

со скольжением, а после вырав­

нивания увеличить скорость. 

Особым случаем прохождения 

виража является так называе­
мый «тобоген» (от английского 

tobogan — катание на санях). Он 
возможен при глубокой колее 
с прочной внешней стенкой. Такие 
колеи типичны для разъезженной 
мотокроссовой трассы, но на 

трассах шестидневных соревно­

ваний они очень редки, поэтому 
не следует подробно останавли­
ваться на этом способе. Отметим 

лишь, что такой вираж проходит­
ся в быстром темпе с увеличе­

нием газа при упоре обоих колес 
в борт колеи. 

Торможение.

 Интенсивность 

торможения выбирается в зави­
симости от качества поверхности 
участка. В отличие от шоссей­

ных гонок здесь следует учиты­
вать, что маломощный мотоцикл 
при эффективном торможении 
может стать неуправляемым, если 

его колесо попадает в выбоину 

или яму. 

Итак, учтя вначале условия 

трассы, торможение следует на­
чинать таким образом, чтобы при 

Рис. 159. Прохождение виража со скольжением 

246 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 160. Сравнение тор­
мозного пути на шоссе при 
использовании обоих тор­

мозов (сплошная линия) и 

только заднего тормоза 

(штриховая линия) 

входе в вираж или наезде на пре­

пятствие оба тормоза были ослаб­

лены. При езде по бездорожью 
также необходимо часто рабо­
тать обоими тормозами, не наде­
ясь на торможение двухтактным 
двигателем при невыключенном 
сцеплении. При подтормаживании 
следует ослабить задний тормоз, 
чтобы предотвратить заклинива­
ние колеса и остановку двига­

теля. 

При торможении следует избе­

гать излишнего скольжения (рис. 

160). 

Езда на заднем колесе.

 Такой 

способ езды очень часто исполь­

зуется при гонках на пересечен­

ной местности, а также на участ­
ках сложного профиля, включае­
мых в маршрут шестидневных 

соревнований эндуро. Гонщик 
может оказаться в таком положе­
нии и случайно при ускорении или 
при переезде через препятствие. 
В любом случае нужно владеть 

техникой такой езды. 

При езде на заднем колесе 

необходимо уравновесить силы 
по отношению к точке соприкос­

новения заднего колеса с землей. 
Равнодействующая сил тяжести 
гонщика и мотоцикла, направлен­
ная вертикально вниз, создает 
момент, который должен быть 
уравновешен моментом силы тяги, 

приложенной в точке касания 

колеса (рис. 161) Увеличение 
ускорения будет изменять угол 
наклона мотоцикла до тех пор, 
пока общий центр тяжести гон­
щика и мотоцикла не располо­
жится на вертикальной прямой, 
проходящей через точку касания. 
В этот момент наступает состо­

яние равновесия, и мотоцикл мо­
жет двигаться на заднем колесе 
без действия ускоряющей силы. 

Управление мотоциклом в этом 

режиме требует акробатического 
мастерства, которое можно срав­
нить с мастерством езды на од­
ноколесном велосипеде с педаля­
ми (рис. 162).  Д л я гонщика, как 
правило, достаточно овладеть 

способом езды на заднем колесе 

при ускорении. 

Практические советы.

 Езда на 

заднем колесе применяется при 

247 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

наезде на какое-либо препят­
ствие. С облегченным, то есть 

незначительно приподнятым, пе­
редним колесом возможен резкий 

старт, а также преодоление пес­
чаных участков. 

Переход от езды на заднем 

колесе в нормальное положение, 

то есть опускание переднего ко­
леса на землю, должен быть 
плавным. Это достигается увели­
чением газа и изменением посад­
ки гонщика. Перед касанием 
передним колесом земли необхо­

димо следить за соответствием 

положения колеса и направления 

движения. 

Прыжки.

 Высокие затяжные 

прыжки на кроссовой дистанции 
являются интересным сюжетом 

для фотографов и зрителей, од-

Рис. 161. Распределение сил при движении 

на заднем колесе 

нако гонщикам доставляют обычно 
мало удовольствия. На пересечен­
ном участке, где не было возмож­
ности потренироваться заранее, 

длинный прыжок «в неизвест­

ность» всегда полон риска, и не 

только для гонщика, но и для 

мотоцикла. 

Следует предупредить, что во 

время прыжка двигатель рабо­

тает вхолостую, так как ведущее 

колесо не касается поверхности 

дороги. Целесообразны прыжки 

низкие и длинные при минималь­
ном времени полета в воздухе. 

Во время кросса, завершающе­

го шестидневные соревнования, 
прыжками можно преодолеть ка­
навы и участки между двумя 
близко расположенными буграми. 

248 

Рис. 162. З. Чешпива на фото К. Беранка 

демонстрирует классическую езду на 
заднем колесе 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Практические советы.

 При под­

готовке к  п р ы ж к у и во  в р е м я са­

мого прыжка гонщик должен 
приподняться на подножках и в 

этом положении контролировать 
отрыв от земли, полет и призем­
ление. При отрыве необходимо 
соблюдать боковое и продольное 

равновесие, чтобы при приземле­
нии сначала коснуться земли 

задним колесом, затем передним 

(рис. 163). Во время полета 

нужно сбросить газ, чтобы часто­

та вращения заднего колеса при 
касании земли соответствовала 
скорости езды. Еще в воздухе 
следует проверить направление 
переднего колеса. Удар при опус­
кании передается гонщику, глав­

ным образом он приходится на 
ноги и частично на руки. 

Начало прыжка через препят­

ствие на склоне или до склона 

не имеет существенного значения. 
Наиболее трудным является пры­

жок в процессе виража, но это 
уже выходит за рамки эндуро. 

Весьма опасными могут быть, 

однако, и короткие прыжки, когда 
поверхность отрыва заканчивает­
ся небольшим выступом. В этом 
случае может произойти так на­
зываемое подталкивание заднего 

.колеса, после чего следует кувы­

рок в воздухе и падение (рис. 164). 
Отсюда следует, что выгоднее 
спокойный спуск, чем прыжки на 
рельефном участке. 

Рис. 163. Полет над землей 

249 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 164. Что будет дальше? 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Всегда учитывать 

интересы команды 

Все предыдущие главы были 

посвящены тактике езды отдель­
ного гонщика. Главной целью 
соревнований эндуро, однако, яв­

ляется победа ,в командном чем­

пионате мира — Международных 
шестидневных мотоциклетных со­
ревнованиях. В этих условиях 
каждый гонщик должен руковод­
ствоваться интересами команды, 
и тактика опытных руководителей 
национальных команд нередко 
требует от каждого гонщика са­

моотверженности. 

Замедление на участке пересе­

ченной местности гонщика, вы­
с т у п а ю щ е г о в определенном клас­
се, с целью получить меньше 

штрафных очков для своей коман­

ды или, наоборот, более риско­
ванная езда одного из членов 
команды по сравнению с гонщи­
ком команды-конкурента — вот 
основные приемы для достижения 
успеха своего национального об­
щества или команды. 

Физическая подготовка 

Основой успешного освоения 

техники и тактики езды является 

хорошая физическая подготовка 
гонщика. Условия соревнований 
в послевоенные годы настолько 
изменились, что уже недостаточно 

только тренировки без основа­
тельной общей физической под­
готовки. 

Физическая подготовка спорт­

смена  с к л а д ы в а е т с я  и з  р а з в и т и я 
физической силы, скорости, вы­

носливости, гибкости. При этом 

для спортивного гонщика вся 

подготовка должна быть направ­

лена на максимальную выносли­

вость. Наиболее благоприятными 
видами спорта, которыми может 

заниматься молодежь еще до 
занятий собственно мотоциклет­

ным спортом, являются плавание, 
велосипед, бег по пересеченной 
местности, всевозможные игры 

с мячом, а в зимнее время — 
лыжи и бобслей. Менее прият­
ными для мотоциклиста явля­
ются занятия гимнастикой, кото­
рую рекомендуют тренеры и спор­
тивные медики для подготовки 
к выступлениям в соревнованиях 
эндуро. 

Д л я развития различных час­

тей тела рекомендуются следую­

щие упражнения: 

нижние конечности — приседа­

ния, подскоки, стойка на носках 

с нагрузкой; 

верхние конечности — вис, под­

тягивание, упражнения с легкими 
или средними гантелями; 

запястья и предплечья — нама­

тывание закрепленной гири на 
вал, сжимание теннисного мяча; 

голеностопные суставы — ска­

калка, подскоки, стойка на носках 
с нагрузкой; 

брюшной пресс — подъем ног 

вперед в висе, чередование поло­
жения лежа и сидя, отклонения 
назад; 

мускулатура спины — прогибы 

вверх лежа на животе, разведе­
ние рук при нагрузке эспандером 
и гантелями. 

Время между отдельными упра­

жнениями выбирают в соответ­

ствии с физической подготовкой 
спортсмена, интенсивностью уп­
ражнений и их частотой. Обычно 
продолжительность упражнений 
30 с при 5—10 с перерыва между 

251 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ними. Время тренировки состав­
ляет 30—40 мин. 

Для спортсменов, выступающих 

в гонках, рекомендуется физи­
ческая подготовка четыре или 

даже шесть раз в неделю. 

Важно, чтобы физические на­

грузки и тренировки на мотоцик­

ле продолжались в течение всего 

года. В предсезонье рекомендует­

ся сначала распределить время 
следующим образом:  9 0 % време­
ни — общая физическая подготов­
ка, 10% — тренировки на мото­
цикле с постепенным переходом 
к соотношению 1 : 1 между этими 
видами подготовки. В разгар 

сезона тренировка на мотоцикле 
должна занимать 70% всего вре­

мени, физическая подготовка — 

30%. При максимальной нагруз­
ке существенная часть трениро­
вок с мотоциклом практически 
компенсируется непосредствен­
ным участием в соревнованиях. 

Хочется порекомендовать всем 

занимающимся спортом эндуро 
круглосуточно поддерживать хо­
рошую физическую форму также 
и другими, кроме указанных вы­
ше, видами спорта и более ак­

тивно начинать заниматься фи­
зическими упражнениями по край­

ней мере за месяц до начала 
усиленных тренировок на мото­

цикле.  Д а ж е при хорошей трени­
ровке на мотоцикле в первых же 
состязаниях гонщик сам почув­
ствует свои недостатки и необ­

ходимость физической подготовки. 

Разумеется, и физическая под­

готовка, и тренировки на мото­
циклах будут более эффективны­
ми, если они проводятся под на­

блюдением инструкторов и трене­

ров, лучше всего в спортклубах. 
Очень нежелательным является 

состояние успокоенности молодых 

людей, занимающихся спортом, 
особенно мотоциклетным. 

Известно, что в некоторых 

странах проводятся гонки 12-лет­

них и даже еще более молодых 
гонщиков. Зачастую из них вы­
растают спортивные звезды. 

С другой стороны, нагрузки в 

таких гонках для молодежи до 

15 лет очень велики. Возникают 

и другие проблемы, например 
административные, а также свя­

занные со строгим выполнением 
правил и ответственностью. Спор­
тивные общества, конечно, забо­

тятся об их устранении, но, к 
сожалению, нередко уделяют не­
достаточное внимание такому важ­

ному фактору, как здоровье под­
ростка. Между тем чрезмерные 
нагрузки на недостаточно еще 

развившийся организм, отсут­
ствие достаточного опыта и чрез­
мерная отвага некоторых под­
ростков могут привести их к 
авариям. 

Лучшим решением является 

привлечение внимания молодежи 

к велокроссам или велотриалу, 
что дает хорошую подготовку 

для дальнейших занятий мото­
циклетным спортом. Организацию 
таких соревнований взял на себя 

автомотоклуб. При занятиях эти­
ми видами спорта, в особенности 
при велокроссах, требующих хо­
рошей физической подготовки, 

можно развить физические воз­
можности и дать необходимый 

опыт для мотоциклетного спорта. 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

КОНСТРУКЦИЯ 

МОТОЦИКЛОВ 

ДЛЯ 

СОРЕВНОВАНИЙ 

ЭНДУРО 

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В КОНСТРУИРОВАНИИ ДВИГАТЕЛЕЙ 

ТИПА ЭНДУРО 

Основными требованиями, предъ­

являемыми к двигателям для 
мотоциклов, предназначенных 

для соревнований эндуро, явля­

ются надежность и простота 
конструкции, а также возмож­
ность улучшения характеристик 

двигателя за счет допустимой 
замены некоторых его узлов 

в соответствии с последними 

достижениями техники. 

Важной характеристикой со­

временного мотоцикла для сорев­
нований эндуро является не толь­
ко максимальная мощность, но 
прежде всего мощность при час­

тичной нагрузке, а также спо­
собность мотоцикла быстро реа­

гировать на резкое увеличение 
подачи газа при открывании 

дроссельной заслонки, что часто 

оказывает решающее влияние на 
управляемость мотоцикла. При 
этом большое значение имеют 

момент инерции коленчатого 
вала и других вращающихся де­

талей. 

Двигатель для спортивного мо­

тоцикла должен иметь малую 

массу, приемлемую цену, низкий 
уровень шума, он должен вызы­

вать сравнительно небольшую ви­
брацию и характеризоваться хоро­
шей приемистостью. В дальней­
шем все большее значение будет 
приобретать возможность на­

стройки выпуска отработавших 

газов, что оказывает существенное 
влияние на работу двигателя. 

253 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Двухтактные 
одноцилиндровые двигатели 

Основные конструкции двига­

телей типа эндуро были разра­

ботаны при использовании совре­
менных достижений техники.

 В 

мотоциклах классов от 80 до 
500 см

3

 применяются легкие 

двухтактные одноцилиндровые, в 

классах более 500 см

3

, в соответ­

ствии с требованиями ФИМ,— че­

т ы р е х т а к т н ы е  т а к ж е одноцилинд­

ровые двигатели (рис. 165). 

Двухтактные двигатели эндуро 

развивают более высокую (на 

1 5 — 4 0 % ) мощность, чем четы­

рехтактные, при меньшей (на 5— 
25%) массе. При этом в массу 

двигателя включено и вспомога­
тельное оборудование, в том чис­
ле топливный бак. Надежность, 
техническое обслуживание двух-

и четырехтактных двигателей рав­
ной мощности примерно сравни­
мы.

 В

 двухтактных двигателях 

можно управлять выпускной си­
стемой. Масса вспомогательного 

оборудования этих двигателей 
может существенно увеличиться 
при использовании водяного ох­

лаждения (в основном в двига­
телях с малым рабочим объемом). 

Преимуществами двухтактного 

двигателя являются относитель­
ная простота конструкции и воз­

можность снижения уровня шума 

более простым способом. К су­

щественным недостаткам этого 

двигателя относится большой рас­

ход топлива. Поэтому, поскольку 
в соревнованиях эндуро все чаще 
в последнее время используются 
мотоциклы с одноцилиндровыми 

двухтактными двигателями, число 
заправочных станций на дистан-

Рис. 165. Современные двухтактный 

и четырехтактный двигатели одной 

марки 

254 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ции увеличивается, чтобы этот не­
достаток не оказывал существен­

ного влияния на ход соревно­
ваний. 

В отличие от шоссейных гонок, 

в соревнованиях эндуро, также 
как в триале (соревнованиях по 
ограниченному участку с искус­

ственными препятствиями) и мо­
токроссе, многоцилиндровые дви­
гатели не нашли применения. 

Нетрудно подсчитать, что при 

одной и той же механической 
нагрузке на движущиеся детали 
двигателя, то есть при одинако­
вых средних скоростях поршней, 

двухцилиндровый двигатель дол­

жен обеспечить на 26%, трех­
цилиндровый— на 44%, а четы­
рехцилиндровый— на  5 9 % боль­
шую мощность, чем одноцилинд­

ровый такого же рабочего объ­

ема. К преимуществам многоци­
линдровых двигателей, кроме бо­
лее низкой тепловой и механи­
ческой нагрузок наиболее ответ­
ственных деталей, относится мень­
шая неравномерность хода, низкие 
вибрации и более легкий пуск 

двигателя. Значительным недо­
статком является существенное 
увеличение массы. Так, даже для 
двухцилиндрового двигателя со 

вспомогательным оборудованием 

оно составляет 15—30% в срав­

нении с одноцилиндровым. Еще 

одним препятствием для исполь­
зования многоцилиндровых дви­
гателей в мотоциклах для сорев­
нований эндуро является гро­
моздкость их конструкции и вы­
сокая цена (рис. 166). 

Однако нельзя утверждать, что 

для соревнований эндуро пригод­

ны только одноцилиндровые двига­

тели, что подтверждаетЛ стартовы­
ми документами соревнований по­
следних лет. Наряду с двухци­
линдровыми двигателями клас­
сов 350 и 500 см

3

 перспективными 

показали себя и двигатели мень­
шего рабочего объема. 

В связи с ограничениями по 

массе рассматривается также воз­
можность использования много­
цилиндровых двигателей с рабо­
чим объемом 125 см

3

, которые 

уже нашли применение в мото­
циклах для мотокросса. Они по­
зволяют существенно повысить 
мощность по сравнению с одно­
цилиндровыми двигателями. Еще 
более выгодными могут оказаться 

двигатели класса 80 см

3

. Это, 

однако, противоречит классиче­
ским правилам проведения сорев­
нований эндуро. Поэтому ФИМ, 
возможно, со временем примет 
правила, запрещающие исполь-

255 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 166. Долгое время считалось, что 

мотоциклы с миогоцилиндровыми дви­

гателями для соревновании эндуро себя не 

оправдывают 

з о в а н и е многоцилиндровых двига­
телей с  р а б о ч и м  о б ъ е м о м 125 см

3

как это  у ж е  с д е л а н о  д л я крос­
совых мотоциклов, где в  к л а с с е 

125 см

3

  о б я з а т е л ь н о применение 

одноцилиндровых  д в и г а т е л е й . 

Н а и б о л е е  р а ц и о н а л ь н ы м  д л я 

мотоциклов с двигателями  5 0 0 см

я в л я е т с я  и с п о л ь з о в а н и е четырех­

тактных  V - о б р а з н ы х двухцилинд­
ровых  д в и г а т е л е й , которые в даль­
нейшем могут  з а м е н и т ь существу­
ю щ и е  о д н о ц и л и н д р о в ы е .  О н и от­

л и ч а ю т с я простотой пуска и  б о л е е 

высокой  м о щ н о с т ь ю . 

Х а р а к т е р и с т и к и  д в и г а т е л я 

Основными  п а р а м е т р а м и двига­

теля  я в л я ю т с я максимальная мощ­

ность и  р а б о ч и й  о б ъ е м .  О д н а к о 

у к а з ы в а е м а я в технической доку­
ментации  м а к с и м а л ь н а я мощность 

обычно носит несколько реклам­
ный  х а р а к т е р и не  д а е т объек­

тивной оценки  д е й с т в и т е л ь н ы х 

рабочих  х а р а к т е р и с т и к  д в и г а т е л я . 

Н а и б о л е е  н а г л я д н о возможнос­

ти  д в и г а т е л я  о т р а ж а ю т его ско­

ростные  х а р а к т е р и с т и к и , особенно 

з а в и с и м о с т ь  в р а щ а ю щ е г о момен­
т а  о т  ч а с т о т ы  в р а щ е н и я .  И з этой 

кривой  м о ж н о  р а с с ч и т а т ь кривую 
мощности  д в и г а т е л я ,  т а к ж е в за­
висимости от частоты  в р а щ е н и я . 
Э т а  к р и в а я  о б ы ч н о приводится 
в технической  д о к у м е н т а ц и и на 

д в и г а т е л ь . 

Н а рис.  1 6 7 — 1 6 9 приведены 

скоростные  х а р а к т е р и с т и к и мощ­
ности  д л я  д в и г а т е л е й с различ­

ными  р а б о ч и м  о б ъ е м о м и спо­

собом  г а з о р а с п р е д е л е н и я . Кривые 
п о к а з ы в а ю т ,  ч т о  д в и г а т е л ь клас­
са 125 см

3

 с  г а з о р а с п р е д е л е н и е м 

в р а щ а ю щ и м с я золотником рабо­

т а е т в  б о л ь ш е м  д и а п а з о н е час­
тот  в р а щ е н и я , чем  д в и г а т е л ь боль­
шего  р а б о ч е г о  о б ъ е м а .  П р и этом 
все  д в и г а т е л и ,  х а р а к т е р и с т и к и 
которых  п о к а з а н ы на вышепри­
веденных  г р а ф и к а х ,  р а з в и в а ю т 
м а к с и м а л ь н ы й  в р а щ а ю щ и й мо­
мент почти на предельной час­

тоте  в р а щ е н и я . 

Д л я  д о р о ж н ы х мотоциклов бо­

л е е пригоден  т а к  н а з ы в а е м ы й 
э л а с т и ч н ы й  д в и г а т е л ь , который 
р а з в и в а е т  м а к с и м а л ь н ы й момент 
при средних  ч а с т о т а х  в р а щ е н и я . 
Е г о  с к о р о с т н а я  х а р а к т е р и с т и к а 

мощности имеет  б о л ь ш у ю кривиз­

ну в середине. Эластичный дви­
г а т е л ь не  т р е б у е т частой регу­

л и р о в к и . 

Д л я соревнований эндуро нуж­

на  б о л ь ш а я  м а к с и м а л ь н а я мощ­
ность, поэтому  д в и г а т е л ь  д о л ж е н 
б ы т ь  о т р е г у л и р о в а н  т а к и м об­
р а з о м , чтобы  м а к с и м а л ь н ы й кру­

т я щ и й момент  р а з в и в а л с я при 

м а к с и м а л ь н о й частоте  в р а щ е н и я . 
Такой  р е г у л и р о в к е  с о о т в е т с т в у е т 

типичный  ж е с т к и й  д в и г а т е л ь (или 
д в и г а т е л ь с острой характерис­
т и к о й ) .  С к о р о с т н а я характеристи­

к а  м о ж е т  б ы т ь  н е б л а г о п р и я т н о й 

256 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 169. Характеристики мощности 

двигателя «Ротак». Сплошной 
чертой обозначена кривая мощности 
двигателя для мотоциклов эндуро 
Д ж С 504, штриховой чертой — дви­
гателя К4-500 

Рис. 168. Кривые, показывающие, что 

двигатель с газораспределением вра­

щающимся золотником работает в 
большем диапазоне частот вращения, 

чем двигатели большего рабочего 
объема 

при низких и средних частотах, 
но область максимальных значе­
ний мощности должна быть как 
можно более широкой, без рез­
кого излома кривой. 

Описанная методика использу­

ется в настоящее время повсе­
местно при выборе двигателей 

для мотоциклов эндуро, а также 
при разработке и испытаниях 

новых двигателей для гоночных 
и кроссовых мотоциклов. Япон­

ские специалисты ушли в этой 
области несколько вперед. Они 
разработали испытательные таб­

лицы, учитывающие влияние ди­

намических процессов на мощ­
ность. Они отказались от испы­

таний на тормозном стенде при 
постоянных частотах вращения, 
которые в практике наблюдаются 
крайне редко. Эти таблицы яв­

ляются секретом частных кон­
структорских лабораторий. Для 
их построения работа двигателя 

9.

 80 

257 

Рис. 167. Характеристики мощности 
и зависимость вращающего момента 

от частоты вращения двигателей 
мотоциклов «Ява 250> и «Ява 500» 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

о ц е н и в а е т с я в  р е а л ь н ы х  у с л о в и я х 

на кроссовой или гоночной коль­
цевой  т р а с с е путем дистанцион­
ного  и з м е р е н и я его  п а р а м е т р о в 

(частоты  в р а щ е н и я ,  п о л о ж е н и я 

з о л о т н и к а ,  п о л о ж е н и я переключа­
теля  п е р е д а ч ) , а  т а к ж е на стенде. 
Д л я проверки  р а б о т ы  д в и г а т е л я 
составлены  с п е ц и а л ь н ы е тесты, 
при этом  д о с т а т о ч н о  п р о с т о г о 
с р а в н е н и я  х а р а к т е р и с т и к двига­

т е л я с  э т а л о н о м . 

Л е п е с т к о в ы й  к л а п а н 
или  з о л о т н и к ? 

Классический  м е т о д газорас­

пределения с  п о м о щ ь ю  п о р ш н я , 
который применяется в двухтакт­
ных  д в и г а т е л я х и  о т л и ч а е т с я про­

стотой и  н а д е ж н о с т ь ю , в услови­
ях соревнований  э н д у р о  у ж е пере­
стает  у д о в л е т в о р я т ь .  П р и газо­
р а с п р е д е л е н и и  п о р ш н е м , в основ­
ном симметричном,  д в и г а т е л ь мо­
ж е т  р а з в и в а т ь высокую  м о щ н о с т ь 
при определенных  ч а с т о т а х вра­
щ е н и я и  н а с т р о й к е впускной, 

перепускной и,  г л а в н ы м  о б р а з о м , 

выпускной систем.  О д н а к о мощ­
ность существенно  с н и ж а е т с я на 

других  р е ж и м а х  р а б о т ы двига­
т е л я , в особенности при частич­

ных  н а г р у з к а х .  К а к  у ж е  б ы л о 

с к а з а н о ,  г л а в н ы м условием ус­
пеха в  с о р е в н о в а н и я х  э н д у р о яв­

л я е т с я  в ы с о к а я  м а н е в р е н н о с т ь 

м о т о ц и к л а ,  о б е с п е ч и в а е м а я высо­
кой  м о щ н о с т ь ю  д в и г а т е л я в ши­
роком  д и а п а з о н е частот враще­
н и я , а  т а к ж е  в о з м о ж н о с т ь плав­
ного перехода с одного  р е ж и м а 
на  д р у г о й при смене  н а г р у з о к . 
М о ж н о  с д е л а т ь вывод, что, не­

с м о т р я на почти  п о л у в е к о в о е ус­
пешное применение  д в у х т а к т н о г о 
д в и г а т е л я с  г а з о р а с п р е д е л е н и е м 

поршнем,  д л я соревнований-шес­

т и д н е в о к они не перспективны. 

Б о л е е приемлемым  д л я двига­

телей  э н д у р о  я в л я е т с я исполь­
з о в а н и е  г а з о р а с п р е д е л е н и я лепест­

ковым  к л а п а н о м (рис. 170). Хо­
р о ш о  з а р е к о м е н д о в а л и  с е б я  к а к 

с т а л ь н ы е лепестки,  о п и р а ю щ и е с я 
на упругую  п о в е р х н о с т ь корпуса, 
т а к и лепестки из синтетических 
м а т е р и а л о в (рис. 171).  В а ж н ы м 

Рис. 170. Примеры раз­

личных конструкций ле­

пестковых клапанов 

258 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

т р е б о в а н и е м к газораспредели­

тельному устройству является обе­
спечение  д о с т а т о ч н о г о проходного 
сечения  д л я пропуска  г а з о в в 
н а и б о л е е  ч а с т о используемом ра­
бочем  р е ж и м е и получение бла­
гоприятной  х а р а к т е р и с т и к и при 
м и н и м а л ь н ы х  ч а с т о т а х  в р а щ е н и я . 

П р е и м у щ е с т в о м мотоцикла с 

двигателем, в котором газорас­
пределение  п р о и з в о д и т с я порш­
нем,  я в л я е т с я  п л а в н о с т ь перехода 

д в и г а т е л я с одного  р е ж и м а на 
другой, несмотря,  н а п р и м е р , на 
резкий  к р а т к о в р е м е н н ы й  с п а д 
ч а с т о т ы  в р а щ е н и я и  м о щ н о с т и во 
в р е м я  д в и ж е н и я  м о т о ц и к л а .  П р и 
г а з о р а с п р е д е л е н и и  п р а в и л ь н о по­

д о б р а н н ы м лепестковым клапа­

ном это  п р е и м у щ е с т в о сохраняет­

с я . Но при  д в и ж е н и и с макси­
м а л ь н о й  м о щ н о с т ь ю и частотой 
в р а щ е н и я  т а к о й лепестковый кла­
пан  д о л ж е н  о т к р ы в а т ь с я в до­

статочной степени  д л я предотвра­
щ е н и я  р е з к о г о  п а д е н и я мощнос­

ти и,  к а к следствие, скорости, 

что  к р а й н е неприятно ощуща­
ется мотоциклистом. 

В последнее  в р е м я  с т а л и ис­

п о л ь з о в а т ь с я  к л а п а н ы с  д в у м я 
системами  л е п е с т к о в .  О ч е н ь тон­
кими и чутко  р е а г и р у ю щ и м и на 
изменение  д а в л е н и я  л е п е с т к а м и 

впускное отверстие  с н а ч а л а при­
о т к р ы в а е т с я  н е з н а ч и т е л ь н о , про­
п у с к а я поток смеси, отклоняю­
щ и й более  т о л с т ы е лепестки 
и полностью  о т к р ы в а ю щ и й впуск­
ное отверстие. 

Н о в ы м элементом в конструк­

ции  д в и г а т е л я  э н д у р о  я в л я е т с я 
к о м б и н а ц и я  п р я м о г о впуска, осу­
щ е с т в л я е м о г о поршнем, и допол­
нительного  з а п о л н е н и я  о б ъ е м а 

к а р т е р а  д в и г а т е л я  ч е р е з  к а н а л 

с лепестковым  к л а п а н о м (рис. 

Рис. 171. Лепестковый кла­

пан даигателя сХонда» из 

синтетических материалов 

Рис. 172. Комбинация пря­

мого впуска, осуществляемого 

поршнем, и дополнительного 

заполнения объема картера 

двигателя через канал с 

лепестковым клапаном 

9* 

259 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..